ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-3383/07 от 29.05.2007 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

                                г. Владивосток, ул. Светланская, 54

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Владивосток                                                         Дело № А51- 3383/07 29-103

  31 мая 2007 г.                                                      

Резолютивная часть решения объявлена 29.05.2007

Полный текст решения изготовлен  31.05.2007

Арбитражный суд Приморского края

в составе судьи Е.И.Голуб

рассмотрев в судебном заседании 29.05.2007 при ведении протокола судебного заседания  судьей Е.И.Голуб 

дело по  общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческое предприятие «НАГАСАКИ»

к    Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае

об оспаривании постановлений  о привлечении к административной ответственности

при участии:  от заявителя – адвокат В.В. Рябов, рег. № 25/777, доверенность от 11.04.07 на 1 год со спец. полномочиями;

от ответчика –   гл.специалист  отдела валютного контроля А.А.Дробков, доверенность от  21.05.07 на 1 год

установил: общество с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческое предприятие «НАГАСАКИ» обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением об оспаривании постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Приморском крае о привлечении к административной ответственности.

Определением суда от 29.05.2007  объединены дела  №№ А51-3383/07 29-103, 51-3378/07 29-104, А51-3380/07 29-105, А51-3381/07 29-106, А51-3389/07 29-107, А51-3379/07 29-108, А51-3382/07 29-109, А51-3385/07 29-110, А51-3386/07 29-111, А51-3384/07 29-112, А51-3387/07 29-113 с присвоением объединенному делу №  А51-3383/07 29-103.

Заявитель считает оспариваемые постановления несоответствующими закону в силу того, что из анализа  содержания  и смысла правовых положений Федерального Закона от 10.12.2003 № 171-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» следует, что правовое регулирование порядка расчетов для операций по выплате заработной платы юридическим лицом – резидентом физическому лицу  нерезиденту на территории РФ отсутствует. Порядок выплаты    заработной платы регулируется  статьями 131, 136 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которым выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте РФ (в рублях) и выплачивается работнику как правило в месте выполнения им работы, либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Нормы Трудового кодекса РФ распространяются на трудовые отношения с участием, в том числе и иностранных граждан, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Совершенные валютные операции по выплате заработной платы через кассу предприятия физическому лицу-нерезиденту, работающему по трудовому соглашению, не могут быть отнесены к незаконным валютным операциям, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора возражает против заявленных требований, указывая, что валютные операции в виде расчетов в наличной валюте Российской Федерации между юридическими лицами-резидентами и физическими лицами-нерезидентами по трудовому договору запрещены валютным законодательством и являются незаконными.

В связи с этим  у административного органа имелись все законные основания для применения части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и привлечения общества к административной ответственности.

         Из материалов дела судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческое  предприятие «НАГАСАКИ» зарегистрировано  в Едином государственном реестре юридических лиц Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока 30.12.2002 за основным государственным номером 1022501311975, что подтверждается Свидетельством серия 25 № 002757588.

          Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском краебыла проведена проверка соблюдения ООО  ПКП «НАГАСАКИ» требований валютного законодательства Российской Федерации, в результате которой  было установлено, что ООО «ПКП «Нагасаки» и граждане КНР заключили трудовые договоры, заработная плата по которым выплачивалась из кассы общества наличными денежными средствами.

          Административный орган зафиксировал факт установленного нарушения в протоколах об административных правонарушениях от 01.03.2007 года   

          По результатам проведенной проверки на основании статей 2.1, 2.2, 2.10, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3, 23.60, 29.9  КоАП РФ административным органом приняты постановления 05-07/55П, 05-07/56П, 05-07/57П,  05-07/59П,  05-07/62П, 05-07/63П, 05-07/64П, 05-07/65П, 05-07/66П, 05-07/69П, 05-07/70П от 13.03.2007года о назначении обществу административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса, за осуществление незаконной валютной операции, в виде штрафа  в размере трех четвертых суммы незаконной валютной операции.

          Общество, не согласившись с  постановлениями Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае, обратилось  в суд с требованием  о признании незаконными и отмене постановлений  №№ 05-07/55П, 05-07/56П, 05-07/57П,  05-07/59П,  05-07/62П, 05-07/63П, 05-07/64П, 05-07/65П, 05-07/66П, 05-07/69П, 05-07/70П от 13.03.2007

Суд, изучив материалы дела и выслушав доводы и возражения сторон,  считает  требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. В соответствии с  частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.

Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, являются публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.

          Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 15.25 КоАП РФ, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

          Под незаконными валютными операциями понимаются валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, или валютные операции, осуществленные с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.

          В настоящее время требования об обязательном использовании специальных счетов и требования о резервировании не установлены, в связи с чем часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ может быть применена только в случае осуществления валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации.

          Понятие валютных операций содержится в пункте 9 части 1 статьи 1 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ, под которыми, в частности,  понимается приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

           Согласно  пункту 1 части 1 статьи 1 вышеуказанного Закона валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации; средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

     Как следует из материалов дела, в соответствии с приказами  о приеме работника на работу, трудовыми договорами  граждане КНР  являются работниками ООО «ПКП «Нагасаки» и в силу норм, установленных пунктом 7 части 1 статьи 1 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ, работники обществапризнаются нерезидентами, поскольку они не являются гражданамиРоссийской Федерации и не имеют вид на жительство в Российской Федерации.

     ООО ПКП «НАГАСАКИ», являющееся юридическим лицом-резидентом, действительно осуществляло выплату  заработной платы   в наличной валюте Российской Федерации  нерезидентам, что подтверждается  материалами дела и не оспаривается предприятием.

      Исходя из содержания пункта 9 части 1 статьи 1 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ выплата заработной платы юридическим лицом-резидентом физическому лицу-нерезиденту признается валютной операцией.

     Статьями 6, 9, 10 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ установлен общий порядок осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами.

Статья 9 данного Закона прямо предусматривает запрет на осуществление валютных операций между резидентами, за исключением операций, предусмотренных указанной статьей.

Пунктом 3 статьи 10 Закона установлено, что валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации. Из этого следует, что расчеты между нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации запрещены.

  В соответствии со статьей 6 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

        В пункте 2 статьи 14 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ перечислены случаи, когда юридические лица-резиденты вправе осуществлять валютные операции с физическими лицами-нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

        В частности, к таким валютным операциям относятся расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

       Действительно, выплата заработной платы в наличной валюте Российской Федерации юридическим лицом-резидентом физическому лицу-нерезиденту не включена в перечень валютных операций, поименованных в пункте 2 статьи 14 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ.

    Вместе с тем, в пункте 2 статьи 5 данного Закона указано, что если порядок осуществления валютных операций не установлен органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются без ограничений.

 Кроме того, согласно пункту 6 статьи 4 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

    Следует также отметить, что статья 14 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ, на которую ссылается административный орган в обоснование своих возражений,  определяет права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций, а не законность таких операций.

   Как было указано выше, административная ответственность по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ  может быть применена только при осуществлении незаконных валютных операций, то есть операций, запрещенных законом.

В статье 3 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ в числе основных принципов валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации названы: исключение неоправданного вмешательства существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление (статья 7 Закона действовала до 1 июля 2006 года, статья 8 Закона действовала до 1 января 2007 года, пункты 3-6 статьи 11 Закона действовали до 1 июля 2006 года).

        Таким образом, валютные операции между резидентами и нерезидентами напрямую не относятся к числу запрещенных валютных операций или операций, в отношении которых установлены какие-либо ограничения.

В обоснование законности оспариваемых постановлений административный орган ссылается на пункт 2 статьи 14 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ, согласно которому если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

    Исходя из вышеизложенного, а также основополагающих принципов        валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, суд делает вывод о том, что органы валютного контроля не вправе вмешиваться, каким-либо образом ограничивать деятельность резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций, а также применять соответствующие меры ответственности, если ограничения либо запреты по осуществлению валютных операций прямо не предусмотрены законом.

     Суд не принимает довод административного органа о том, что общество могло предусмотреть при заключении трудового договора с физическим лицом-нерезидентом осуществление расчетов по оплате труда с использованием банковского счета, открытого нерезидентом в уполномоченном банке, либо с использованием банковской пластиковой карты, оформленной нерезидентом в уполномоченном банке, в силу следующего.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.

     Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, в том числе специальных счетов, устанавливает Центральный банк Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

     Во исполнение положений Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ Центральным банком Российской Федерации принято Положение от 04.05.2005 года № 269-П «Об открытии Банком России банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведении операций по указанным счетам», в соответствии с которым в случаях, предусмотренных федеральными законами, подразделения расчетной сети Банка России вправе в рамках своей компетенции при поступлении соответствующих обращений нерезидентов об открытии в Банке России банковских счетов в валюте Российской Федерации открывать указанные банковские счета и проводить операции по этим банковским счетам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

   Таким образом, валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории Российской Федерации банковские счета в валюте Российской Федерации, в том числе с целью получения заработной платы в безналичной форме.

     Кроме того, заявитель, являющийся резидентом Российской Федерации, после заключения трудовых договоров с физическими лицами-нерезидентами - гражданами КНР- соответственно, возникновения трудовых отношений должен руководствоваться положениями российского трудового законодательства.

 Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

По общему правилу, выплата заработной платы работникам производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях) (статья 131 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации установлен порядок, место и сроки выплаты заработной платы.

В соответствии с вышеуказанной статьей Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.

    Таким образом, поскольку трудовыми договорами не предусмотрено условие выплаты заработной платы гражданам КНР-  путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на банковский счет, открытый в уполномоченном банке, а федеральным законом прямо не установлена обязанность физического лица-нерезидента открывать такой счет для получения заработной платы от юридического лица-резидента, то к трудовым отношениям, возникшим между обществом и его работниками применяется общий порядок выплаты заработной платы – непосредственно работнику в денежной форме в валюте Российской Федерации в месте выполнения им работы.

    На основании изложенного, суд делает вывод о том, что выплата обществом  заработной платы наличными денежными средствами работникам  - иностранным гражданам -  не противоречит действующему законодательству.       Следовательно, валютная операция по выплате заработной платы в наличной валюте Российской Федерации юридическим лицом-резидентом физическому лицу-нерезиденту не может быть признана незаконной, поскольку отсутствует прямой запрет либо ограничения по ее осуществлению на территории Российской Федерации.

          Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

         Поскольку в порядке части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган не доказал факт осуществления обществом незаконных валютных операций, а также вину общества в совершении вменяемых ему правонарушений, то основания для его привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют.

             Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                р  е  ш  и  л :

Признать незаконными и отменить постановления  о привлечении к административной ответственности ООО «ПКП «Нагасаки» № № 05-07/55П, 05-07/56П,  05-07/57П,  05-07/59П,  05-07/62П, 05-07/63П, 05-07/64П, 05-07/65П, 05-07/66П, 05-07/69П, 05-07/70П, вынесенные 13.03.2007 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Приморском крае.

          Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Судья                                                                            Е.И.Голуб