ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-33965/14 от 06.05.2015 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД  ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                         Дело № А51-33965/2014

14 мая 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена мая 2015 года .  Полный текст решения изготовлен мая 2015 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Э.Э. Падина,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.В. Желтенко,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества «Сергеевский леспромхоз» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 25.11.2002)

к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»  (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.09.2003) 

об урегулировании разногласий по договору

при участии в заседании:

от истца - ФИО1, доверенность от 31.08.2012;

от ответчика – не явился, извещен надлежаще;

у с т а н о в и л: Открытое акционерное общество «Сергеевский леспромхоз» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о принятии спорных пунктов договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Сергеевский леспромхоз» по станции Партизанск в следующей редакции: пункт 6: Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом Перевозчика на выставочные пути № 2 № 7 3-го маневрового района железнодорожного пути ст. Сергеевка, не открытой для выполнения грузовых операций. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки; пункт 8: С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются согласно приказу Начальника дороги № 294/11 от 20.04.2007 года, приложение № 2, группой не более 6 вагонов. Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом Владельца на выставочный путь № 7 маневрового района железнодорожного пути ст. Сергеевка, не открытой для выполнения грузовых операций; пункт 16 пп а): сбор за подачу и уборку вагонов по ставкам, установленным Тарифным руководством № 3 пункт 2.7, таблица № 10 за каждый выход локомотива за расстояние подачи и уборки, с учетом коэффициента доплаты к сборам; пункт 19: В случае издания правомочными органами нормативных актов, изменяющих коэффициенты на различные виды сборов, штрафов, взыскание производится в соответствии с новыми ставками без внесения дополнения и изменений в текст договора. Перевозчик обязан своевременно сообщать Владельцу обо всех изменениях указанных коэффициентов с указанием нормативных актов, их изменяющих.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился; направил телефонограмму о рассмотрении дела без его участия.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается отсутствие ответчика по имеющимся в материалах дела доказательствам.

В ходе рассмотрения спора истец требование поддержал с учетом уточнений пункта 16 пп а): сбор за подачу и уборку вагонов по ставкам, установленным Тарифным руководством № 3 пункт 2.7, таблица № 11 часть 1 за каждый выход локомотива за расстояние подачи и уборки, с учетом коэффициента доплаты к сборам; представил дополнительные документы; указал, что включение в спорный договор платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования является необоснованным, так как на момент подписания спорного договора (договор заключен сроком с 01 ноября 2014 года по 31 октября 2019 года, исковое заявление направлено в Арбитражный суд 03.12.2014 года) взимание платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, ни Уставом железнодорожного транспорта, ни иным действующим законодательством не предусматривалось, Федеральный закон от 31.12.2014 № 503-ФЗ, вступивший в силу 1 апреля 2015 года и предусмотревший взимание указанной платы, не содержит положений о распространении его действия в отношении ранее заключенных договоров, а в соответствии с требованиями п. 2 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Кроме того просит считать недопустимыми доказательствами в целях обоснования отнесения железнодорожного пути «Сергеевская ветка» к пути необщего пользования приказ начальника Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги от 13.07.1998 года                          № 283/НОД «О переводе малодеятелыюй железнодорожной линии Б\П 135 км-Сергеевка в категорию подъездных путей», как принятый лицом, не уполномоченным принимать решения о переводе железнодорожных линий в категорию подъездных путей, а также технический паспорт на путь необщего пользования с организованным движением БП 135 км - ст. Сергеевка и инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования «Сергеевская ветка», примыкающего к станции Пост 132 км Дальневосточной железной дороги, как принятые без соблюдения порядка перевода железнодорожных линий в категорию «пути необщего пользования», а также как документы, имеющие разночтения в характеристиках подъездного пути, в отношении которого они действуют.

Как следует из материалов дела, при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Сергеевский леспромхоз» по станции Партизанск сроком действия с                 01 ноября 2014 года по 31 октября 2019 года между истцом и ответчиком возникли разногласия относительно редакции отдельных пунктов договора, которые не урегулированы сторонами добровольно.

В соответствии со спорным договором осуществляется эксплуатация принадлежащих Владельцу (истцу) железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих стрелочным переводом № 3 к пути № 1 перегона Партизанск - Пост 132 км, локомотивом Владельца (истца). Спорный договор заключается в связи с тем, что 31.10.2014 года истек срок аналогичного договора сроком действия с 01 ноября 2009 года по 31 октября 2014 года. В связи с возникшими разногласиями при перезаключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования НФ № 219 сроком действия с 01 ноября 2009 года по 31 октября 2014 года ответчик направил в адрес истца соглашение о пролонгации ранее действующего договора в полном объеме до урегулирования разногласий, но не позднее 30 ноября 2014 года.

Таким образом, при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Сергеевский леспромхоз» по станции Партизанск между истцом и ответчиком возник спор по содер­жанию ряда пунктов договора в связи с чем, разногласия, возникшие при заключении договора, переданы на разрешение арбитражного суда.

Исследовав доказательства по делу, заслушав в ходе рассмотрения дела пояснения истца, суд пришел к следующему.

В соответствии с п. 1, 4 ст. 421 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 названного Кодекса).

В силу ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 данного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Как следует из ст. 64 Устава железнодорожного транспорта, взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов. Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров. При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя). В случае если перевозчик и владелец железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправитель (грузополучатель) не пришли к соглашению по отдельным пунктам указанных договоров, заявления о рассмотрении таких разногласий принимаются без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда.

Как следует из пункта 2.9 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 № 26 «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 № 4764) договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются с учетом данных технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования, инструкции, плана и продольного профиля железнодорожного пути необщего пользования, а также технологии работы станции примыкания.

Из технического паспорта на путь необщего пользования с организованным движением БП 135 км - ст. Сергеевка, находящийся на балансе Партизанской дистанции пути пользователь Партизанская дистанция пути следует, что местом примыкания железнодорожного пути необщего пользования является Стрелочный перевод № 3 Б/Пост 135 км. Границы железнодорожного пути необщего пользования определены предельный столбик стрелочного перевода № 3, напротив которого установлен сигнальный знак «Граница пути необщего пользования».

На основании пункта 1.2 Инструкции № 20 «О порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ОАО «Сергеевский леспромхоз», примыкающего к пути необщего пользования «Сергеевская ветка» станции Блокпост 135/км ДВ ж.д. подача вагонов для пути необщего пользования ОАО «Сергеевский ЛПХ» на выставочные пути № 2 и № 7 3-го маневрового района железнодорожного пути необщего пользования «Сергеевская ветка» и их уборка на станцию производится локомотивом железной дороги серии ТЭМ-2, расстановка вагонов по местам погрузки, выгрузки на пути необщего пользования ОАО «Сергеевский ЛПХ» производится локомотивом владельца.

Маневровый локомотив железной дороги серии ТЭМ-2 оборудован поездной и маневровой радиосвязью для связи с составителем поездов и дежурным по станции, обслуживается локомотивной и составительской бригадой ОАО «РЖД». Локомотивная и составительская бригады могут работать как в одно (машинист и составитель поездов), так и в два лица (машинист и его помощник), (составитель поездов и его помощник). Составитель поездов имеет переносную радиостанцию для связи с машинистом локомотива и дежурным по станции. Перед выездом со станции на выставочный путь составитель поездов обязан проверить действие радиостанции между машинистом, дежурным по станции и иметь при себе ручные сигнальные принадлежности.

Указанная Инструкции № 20 утверждена и подписана генеральным директором  ОАО «Сергеевский леспромхоз» ФИО2, при согласовании начальника Владивостокского отделения ДВЖД ФИО3 в 2009 году. Данная Инструкция истцом не признана недействительной. Иного суду не представлено.

Статьей 58 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ (редакция с учетом  Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» предусмотрено, что договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

В случаях, если по прибытии составов или групп вагонов (груженых или порожних) грузоотправители, грузополучатели или обслуживающий грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования выполняют своими средствами технологические операции, которые являются обязанностью перевозчика, время на выполнение этих операций не включается в оплачиваемое время пользования вагонами. Продолжительность этих операций оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или в договоре на подачу и уборку вагонов.

Перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.

Перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на не принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику.

Если подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих перевозчику, осуществляются локомотивом, принадлежащим владельцу другого железнодорожного пути необщего пользования или иному лицу, с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) и указанных владельца железнодорожных путей необщего пользования или иного лица перевозчиком взимается плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.

Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

По смыслу ст. 422, 446 Гражданского кодекса, ст. 1, 173 Арбитражного процессуального кодекса спор, возникший при заключении договора, должен быть разрешен арбитражным судом.

Из ст. 422, 446 Гражданского кодекса, ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса следует, что арбитражный суд руководствуется законами и иными правовыми актами, действующими в момент рассмотрения спора в суде (в данном случае с учетом изменений в ст.58 УЖТ РФ).

Оценив представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу, что спорные пункты следует изложить в следующей редакции:

пункт 6:«Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом Перевозчика на выставочные пути № 2 № 7 3-го маневрового района железнодорожного пути необщего пользования «Сергеевская ветка». Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки».

пункт 8:«С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются согласно приказу Начальника дороги № 294/Н от 20.04.2007 года, приложение № 2, группой не более 6 вагонов. Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом Владельца на выставочный путь № 7 маневрового района железнодорожного пути необщего пользования «Сергеевская ветка»».     

пункт 16 подпункт а):  «Сбор за подачу и уборку вагонов по ставкам, установленным Тарифным руководством № 3 пункт 2.7, таблица № 11 пункт 1 за каждый выход локомотива за расстояние подачи и уборки, с учетом коэффициента доплаты к сборам и с 01.04.2015 плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику и используемым при подаче и уборке вагонов протяженностью 42 км, в размере 2556руб. за 1км в сутки.

В случае изменения ставки платы за пользование железнодорожным путем необщего пользовании взимание платы осуществляется по новым ставкам с момента их утверждения без внесения дополнения в настоящий договор. Информация об изменении ставки платы доводится до Владельца на информационных стендах ЛАФТО станций».

Пункт 19 договора суд исключает, поскольку принятие его в редакции истца при отсутствии на то обоюдного волеизъявления сторон противоречило бы принципу свободы договора (ст. 421 ГК РФ).

Расходы по уплате государственной пошлины распределяются в порядке статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Открытого акционерного общества «Сергеевский леспромхоз» по станции Партизанск от 2014 года между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и открытым акционерным обществом «Сергеевский леспромхоз», определив спорные пункты в следующей редакции:

- пункт 6:«Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом Перевозчика на выставочные пути № 2 № 7 3-го маневрового района железнодорожного пути необщего пользования «Сергеевская ветка». Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки».

- пункт 8:«С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются согласно приказу Начальника дороги № 294/Н от 20.04.2007 года, приложение № 2, группой не более 6 вагонов. Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом Владельца на выставочный путь № 7 маневрового района железнодорожного пути необщего пользования «Сергеевская ветка»».     

пункт 16 подпункт а):  «Сбор за подачу и уборку вагонов по ставкам, установленным Тарифным руководством № 3 пункт 2.7, таблица № 11 пункт 1 за каждый выход локомотива за расстояние подачи и уборки, с учетом коэффициента доплаты к сборам и с 01.04.2015 плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику и используемым при подаче и уборке вагонов протяженностью 42 км, в размере 2556руб. за 1км в сутки.

В случае изменения ставки платы за пользование железнодорожным путем необщего пользовании взимание платы осуществляется по новым ставкам с момента их утверждения без внесения дополнения в настоящий договор. Информация об изменении ставки платы доводится до Владельца на информационных стендах ЛАФТО станций».

- пункт 19 исключить.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа  в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                  Э.Э. Падин