$!90I4IF-bdeaah!
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-3435/2020
12 мая 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 12 мая 2020 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соловьевой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению 289 Отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (690100, <...>)
к Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный экологический оператор» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 13.11.2002, 119017 <...>)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ
при участии в судебном заседании: от заявителя – юрисконсульт ФИО1 (доверенность от 09.12.2019), от ответчика - не явились, извещены надлежаще, в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие,
установил:289 Отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации обратился в арбитражный суд с указанным заявлением к федеральному государственному унитарному предприятию «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО».
Определением от 29.04.2020 суд на основании статьи 124 АПК РФ отразил изменение наименования ответчика: Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор», в связи с изменением его наименования согласно листу записи Единого государственного реестра юридических лиц, запись ГРН 2207703360764.
В заседании заявитель требование поддержал, полагает доказанными событие и состав вмененного ФГУП «ФЭО» административного правонарушения. Заявитель пояснил, что указанное правонарушение выразилось в неисполнении ответчиком в установленный срок выданного ему предписания от 21.10.2019 № 187/2019-1 об устранении нарушений при строительстве объекта «Региональный центр кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов в Приморском крае» по адресу Приморский край, ЗАТО Фокино, б. ФИО2.
Ответчик в письменном отзыве по требованию административного органа возражал, ссылаясь на отсутствие у него установленной законом обязанности вносить изменения в рабочую, а не в проектную, документацию, а также утверждая, что до получения положительного заключения экспертизы технических решений не могут быть внесены изменения в проектную документацию.
Исследуя материалы дела, суд установил, что ФГУП «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» на основании соглашения о передаче функций государственного заказчика от 31.01.2014 № К.4z.1.2.1-2.14.ЗС20 предоставлены функции государственного заказчика при строительстве объекта капитального строительства «Регионального центра кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов в Приморском крае».
ФГУП «РосРАО» (Государственный заказчик) заключен с АО «ФЦНИВТ «СНПО «Элерон» (Головной исполнитель) государственный контракт от 19.10.2018 № Т18-2700 на выполнение подрядных работ по строительству указанного объекта.
Указанный объект отнесен к особо опасным объектам производственного назначения и на его строительство утверждена проектная документация, которая прошла государственную экспертизу, в подтверждение чего выдано положительное заключение государственной экспертизы от 10.03.2016 № 238-16/ГГЭ-10255/02.
На основании приказа начальника 289 ОГАСН МО РФ от 09.10.2019 № 151-АХ с целью исполнения утвержденной программы проведения проверок в отношении указанного объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора в присутствии представителей Государственного заказчика проведена выездная проверка, результаты которой отражены в акте проверки от 21.10.2019 № 187/2019-1.
В ходе проверки органом государственного строительного надзора были выявлены следующие нарушения при строительстве рассматриваемого объекта.
Так, надзорный орган установил в ходе проверки, что в нарушение требований статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), раздела 7 ГОСТ Р 21.1101-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации», утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2013 № 156-ст, раздела 8 СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений», утвержденных Приказом Минстроя России от 19.02.2016 № 98/пр, Государственным заказчиком не внесены в рабочую документацию изменения по проведенным работам на объекте в части замены монолитных железобетонных фундаментов на сборные железобетонные в осях 1-4 в осях А-И, согласно Техническому решению № б/н от 2018 г. (утверждено заместителем генерального директора по капитальному строительству и ремонту ФГУП «РосРАО» 10.12.2018)
Также в ходе проверки установлено нарушение требований перечисленных норм также в части не внесения Государственным застройщиком изменений в рабочую документацию по строительству объекта в части проведенных на объекте работ по замене устройства узла крепления стальных колонн к фундаменту в осях 1-4 в осях А-И, предусмотренных Техническим решением № ТР100-1 от 15.04.2019 (утверждено заместителем генерального директора по капитальному строительству и ремонту ФГУП «РосРАО» 15.04.2019).
Проектом строительства 116-100-КМ1 предусмотрено установка колонн каркаса здания с применением установочных шайб размером 100x100x20 и гаек МЗО, устанавливаемых снизу опорной плиты колонны, а также шайбы 100x100x20 и 2-х гаек МЗО, устанавливаемых сверху опорной плиты колонны. Фактически установка колонн каркаса здания в проектное положение выполнено с применением регулировочных пластин.
В период проведения проверки от руководителя проекта ДВЦ «ДальРАО» - ФГУП «РосРАО» надзорному органу поступило заявление от 10.10.2019 № РП-19/197 о направлении проектной документации на повторную экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза России» на основании поданного унитарным предприятием заявления от № 2019/09/06-054.
На основании акта проверки от 21.10.2019 № 187/2019-1 с учетом названного обращения проверяемого лица 289 ОГАСН МО РФ выдало ФГУП «РосРАО» предписание от 21.10.2019 № 187/2019-1 об устранении в срок до 01.02.2020 выявленных нарушений.
С целью проверки исполнения указанного предписания на основании приказа руководителя 289 отдела ГАСН от 23.01.2020 № 14-АХ надзорным органом проведена внеплановая проверки помимо иных нарушений при строительстве рассматриваемого объекта капитального строительства указанный орган выявил факт неисполнения застройщиком выданного ему предписания от 21.10.2019 № 187/2019-1.
Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы надзорным органом в акте проверки от 10.02.2020 № 16/2020-1 и послужили основанием для вывода о наличии в действиях ФГУП «РосРАО» признаков совершения им административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в связи с чем 26.02.2020 в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении № 2020-9.
Заявление и материалы административного дела в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены в Арбитражный суд Приморского края для рассмотрения.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения лица к административной ответственности.
Так, согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Объективная сторона правонарушения предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ объектом капитального строительства считается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Из пункта 16 этой же статьи следует, что застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Объективная сторона правонарушения предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Субъектом данного правонарушения являются лица, на которых возложены соответствующие публично-правовые обязанности в сфере капитального строительства и реконструкции.
Согласно частям 1, 3 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Также в силу с части 6 статьи 52 ГрК РФ на лицо, осуществляющее строительство или реконструкцию объекта капитального строительства возложена, в том числе обязанность по соблюдению задания застройщика или заказчика, проектной документацией, требований градостроительного плана земельного участка, требований технических регламентов. При этом, данное лицо обязано также проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов. Лицо, осуществляющее строительство, не может вести строительство с отклонениями от проекта до внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании статьи 58 ГрК РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку ФГУП «РосРАО» (в настоящее время – ФГУП «ФЭО») исполняет функции государственного заказчика - застройщика, то должно обеспечивать при строительстве объекта «Региональный центр кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов в Приморском крае» соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется, в том числе, при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Согласно части 4 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 54 ГрК РФ к предмету государственного строительного надзора отнесена проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Кодекса.
Частью 5 статьи 54 ГрК РФ в число оснований для проведения проверки включены, в том числе: извещение от застройщика (заказчика) о сроках завершения работ, подлежащих проверке (подпункт «а» пункта 2); программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора (подпункт «а» пункта 3); истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (подпункт «б» пункта 3).
В соответствии с частью 6 статьи 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений, в котором указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Из Приказа Министра обороны РФ от 10.09.2012 № 2790 «О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Министерстве обороны Российской Федерации» и Положения об отделе государственного архитектурно-строительного надзора, утвержденного Приказом начальника Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации от 29.09.2014 №54, следует, что должностные лица отделов государственного архитектурно-строительного надзора, уполномочены осуществлять государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.
В связи с тем, что проектная документация на строительство объекта «Региональный центр кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов в Приморском крае» прошла государственную экспертизу, то такой объект подлежит государственному строительному надзору.
В соответствии частью 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Следовательно, 289 отдел ГАСН Минобороны России уполномочен осуществлять проверку соблюдения организационно-правового порядка строительства, выносить предписание об устранении нарушений, выявленных в ходе такой проверки, требовать исполнения этого предписания, а в случае его невыполнения составить протокол об административном правонарушении в соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
По смыслу части 6 статьи 19.5 КоАП РФ субъектом административного правонарушения выступает лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание органа строительного надзора.
Вместе с тем, ответчик усмотрел состав административного правонарушения не в невыполнении застройщиком (заказчиком) обязательных требований к порядку осуществления строительства как таковом, а в невыполнении законного предписания органа строительного надзора.
Кодекс Российской Федерации об административный правонарушениях определяет как правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (глава 9), так и правонарушения против порядка управления (глава 19), соответственно различается и объективная сторона данных административных правонарушений.
Таким образом, исходя из разграничения составов административных правонарушений, установленных Кодексом, невыполнение застройщиком, заказчиком, техническим заказчиком, подрядчиком законного предписания органа государственного строительного надзора отнесено к правонарушениям против порядка управления. Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за некоторые виды административных правонарушений, указанные в данной норме, - по истечении одного года, двух, трех или шести лет со дня совершения административного правонарушения.
В частности, годичный срок привлечения к административной ответственности предусмотрен за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
При этом по общему правилу срок привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения против порядка управления составляет 2 месяца (либо 3 месяца в случае рассмотрения дела судом), за исключением правонарушений против порядка управления в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации.
Поскольку срок исполнения предписания 289 ОГАСН МО РФ от 21.10.2019 № 187/2019-1 был установлен до 01.02.2020, оно должно было быть исполнено до указанной даты.
Следовательно, в данном случае срок привлечения ФГУП «ФЭО» к административной ответственности составляет три месяца с момента совершения административного правонарушения, то есть с 02.02.2020.
289 ОГАСН МО РФ своевременно подал в арбитражный суд заявление о привлечении Предприятия к административной ответственности – 02.03.2020, судебное заседание было назначено на 31.03.2020, то есть в срок, позволяющий, с одной стороны, обеспечить соблюдение процессуальных прав лиц, участвующих в деле, а с другой стороны, соблюсти срок давности привлечения к административной ответственности.
Однако 31.03.2020 дело не могло быть рассмотрено по существу в связи с возражениями ответчика против перехода к судебному разбирательству, суд назначил рассмотрение дела на 29.04.2020.
Проведение судебного разбирательства 29.04.2020 не представилось возможным, поскольку от сторон не поступило ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие, а доступ в судебное заседание был ограничен ввиду мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, и при этом согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 период до 30.04.2020 включительно объявлен нерабочими днями. Суд отложил судебное разбирательство на 12.05.2020 – на срок с учетом того факта, что режим нерабочих дней был продлен Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 № 294.
Данные обстоятельства не позволили назначить рассмотрение дела на дату до истечения срока привлечения лица к административной ответственности.
К моменту рассмотрения настоящего дела данный срок истек, что исключает привлечение ФГУП «ФЭО» к административной ответственности. При этом суд при разрешении дела не вправе решать вопрос об установлении в действиях Предприятия состава административного правонарушения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Отказать в привлечении Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный экологический оператор» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Нестеренко Л.П.