АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-3445/2015
17 апреля 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2015 года . Полный текст решения изготовлен апреля 2015 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Черняк Л.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мясниковой О.В., рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда дело по заявлению товарищества собственников жилья «Тухачевского 28» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления № 51-04-11/441 от 13.02.2015;
при участии в заседании:
от заявителя: представитель ФИО1 по доверенности от 27.01.2015, паспорт;
от административного органа: представитель ФИО2 по доверенности от 12.01.2015, служебное удостоверение;
установил: товарищество собственников жилья «Тухачевского 28» (далее – «заявитель, товарищество, ТСЖ») обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее – ответчик, инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 51-04-11/441 от 13.02.2015.
В обоснование заявленных требований общество указало, после смены способа управления с ТСЖ на УК оформленного протоколом общего собрания собственников № 1 от 30.11.2013, как указано в постановлении, товариществом передана имеющееся техническая документация, согласно актам от 23.01.2014 и № 33 от 24.06.2014.
Таким образом, на момент привлечения ТСЖ к административной ответственности, основанная часть технической документации, позволяющая беспрепятственно управлять МКД, была передана.
В последствии, ООО «Управляющая компания Первореченского района № 1» выбран способ защиты в Арбитражном суде Приморского края, отраженный в решении суда от 11.12.2014 по делу № А51-15679/2014, где судом обязали ТСЖ «Тухачевского 28» передать заявителю документацию на МКД, а именно: КС-2, КС-3, акты выполненных работ на все проведенные работы по капитальному ремонту дома.
Указанное судебное решение ТСЖ выполнило, что подтверждается отправкой ценного письма с указанными в решении документами в адрес ООО «Управляющая компания Первореченского района № 1».
Однако, несмотря на то, что в судебном порядке данный спор решен и обязанность, возложенная на товарищество, выполнена в полном объеме, административный орган привлек заявителя к административной ответственности.
Заявитель считает, что административный органом при проведении проверки не учтено, что при смене способа управления оформленного протоколом общего собрания собственников № 1 от 30.11.2013, инициатор общего собрания не обращался в ТСЖ с заявлением о передаче технической документации в адрес ООО «Управляющая компания Первореченского района №1» (большая часть документов была передана товариществом без уведомления, т.е. в добровольном порядке).
Также после добровольной передачи технической документации, никаких разногласий о не передаче по количественному и (или) качественному составу технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, подлежащих передаче, не отражены в актах приема-передачи. Ввиду отсутствия разногласий при передаче технической документации товариществом в адрес ООО «Управляющая компания Первореченского района № 1», первое предполагало выполнение обязательств в полном объеме.
Кроме того, технический паспорт на МКД в период управления ТСЖ «Тухачевского 28», отсутствовал, ввиду не передачи данного документа предыдущей управляющей организацией - ООО «Управляющая компания Первореченского района № 1».
В связи с чем, заявитель считает, что в действиях товарищества отсутствует состав административного правонарушения.
Кроме того, заявитель указывает, что административным органом пропущен срок привлечения ТСЖ к административной ответственности, поскольку в акте проверки не отражена дата выявленного правонарушения, что является существенным процессуальным нарушением, влекущем отмену оспариваемого постановления.
Административный орган требования не признал, считает указанные в заявлении учреждения обстоятельства не соответствующими действительности. Полагает, что факт административного правонарушения в действиях заявителя установлен материалами административного дела.
Исследовав материалы дела, суд установил, что на основании приказа заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Приморского края от 04.12.2014 № 51-09-1742 ведущим специалистом - экспертом Владивостокского территориального отдела государственной жилищной инспекцией Приморского края в связи с обращением общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Первореченского района № 1» (вх. № 51-4007) в период с 04.12.2014 по 19.12.2014 в отношении ТСЖ «Тухачевского 28» проведена проверка соблюдения обязательных требований по передачи технической документации многоквартирного дома № 24 по ул. Тухачевского г.Владивостока.
Результаты проверки отражены и зафиксированы в акте проверки от 16.12.2014 № 51-04-13/1017, в соответствии с которым выявлены следующие нарушения обязательных требований: ТСЖ «Тухачевского 28» в надлежащий срок в 30 дней не переданы документы по проведению капитального ремонта кровли в многоквартирном доме № 24 по ул.Тухачевского в г. Владивостоке на основании постановления главы администрации г. Владивостока от 03.11.2011 № 2768, а именно: проект реконструкции кровли указанного многоквартирного дома, формы КС-2, формы КС-3, акты выполненных работ по капитальному ремонту кровли, договор подряда на проведение капитального ремонта кровли. В том числе, не передан управляющей организации технический паспорт на многоквартирный дом № 24 по ул.Тухачевского в г. Владивостоке в установленный законом тридцатидневный срок при смене управляющей организации.
По результатам проверки в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ.
16.12.2014 инспекцией в отношении ТСЖ «Тухачевского 28» был составлен протокол об административном правонарушении № 51-04-12/447.
13.02.2015 инспекцией вынесено постановление № 51-04-11/441 о привлечении товарищества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением и полагая, что оно противоречит закону и нарушает права и законные интересы ТСЖ, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Исследовав доводы сторон, представленные в дело документы, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, в силу следующего.
В соответствии с требованиями ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ, установлена административная ответственность за воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов.
В соответствии с требованиями части 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
В соответствии с ЖК РФ, Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая уведомление о передаче управления таким домом другой организации, выбранной решением общего собрания собственников (членов жилищного объединения) или отобранной в результате открытого конкурса, в соответствии с полученным уведомлением проводит проверку наличия технической и иной документации в зависимости от выбранного собственниками способа управления, состава общего имущества и года постройки многоквартирного дома для подготовки к ее передаче и в соответствии с Правилами № 491, составляет опись технической документации, по которой истек срок годности, а также перечень недостающей документации и принимает меры к ее обновлению или восстановлению; в срок не позднее предусмотренного ч. 10 ст. 162 ЖК РФ по актам приема-передачи технической документации осуществляет ее передачу.
Состав технической и иной документации, передаваемой прежней управляющей домом организацией новой управляющей организации установлен пунктами 24, 26 Правил № 491 и Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170.
Согласно пунктам 24, 26 Правил № 491 техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В соответствии с требованиями пункта 27 Правил № 491, ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
А также Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416) регулируется порядок передачи технической документации на многоквартирный дом.
В частности, пунктом 18 Правил № 416 устанавливает, что в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.
Пунктом 22 Правил № 416 установлено, что организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
Пунктами 19, 20 Правил № 416 установлено, что организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491.
Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Как установлено судом, в период с декабря 2009 по 29.11.2013 управление многоквартирным домом № 24 по ул. Тухачевского в г.Владивостоке осуществляло ТСЖ «Тухачевского 28».
Решением собственников помещений в многоквартирном доме № 24 но ул. Тухачевского в г. Владивостоке, оформленным протоколом № 1 от 30.11.2013, выбрано в качестве управляющей компании ООО «Управляющая компания Первореченского района № 1», которое приступило к управлению многоквартирным домом с 01.01.2014.
Вместе с тем, ТСЖ «Тухачевского 28» в надлежащий срок в 30 дней не переданы документы по проведению капитального ремонта кровли в многоквартирном доме № 24 по ул. Тухачевского в г. Владивостоке на основании постановления главы администрации г. Владивостока от 03.11.2011 № 2768, а именно: проект реконструкции кровли указанного многоквартирного дома, формы КС-2, формы КС-3, акты выполненных работ по капитальному ремонту кровли, договор подряда на проведение капитального ремонта кровли. В том числе, не передан технический паспорт на многоквартирный дом № 24 по ул. Тухачевского в г.Владивостоке в установленный законом тридцатидневный срок управляющей организации.
Данные документы являются технической документацией длительного хранения согласно пунктам 24, 25, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
Факты нарушений обязательных требований по передачи технической документации многоквартирного дома № 24 по ул.Тухачевского г. Владивостока, подтверждены материалами дела и свидетельствуют о том, что ТСЖ «Тухачевского 28» не были приняты все зависящие меры по обеспечению соблюдения обязательных требований по передачи технической документации на многоквартирный дом в установленный законом срок, что также подтверждается решением Арбитражного суда Приморского края от 11.12.2014 № А51-15679/2014.
Таким образом, суд считает правомерными выводы инспекции о наличии в действиях ТСЖ «Тухачевского 28» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ.
Довод заявителя о пропуске срока привлечения к административной ответственности суд отклоняет как противоречащий материалам дела.
В силу частей 1, 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Из содержания части 1 статьи 24.5 КоАП РФ следует, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
При этом, под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта.
Из содержания имеющихся в материалах дела документов следует, что вменяемое товариществу административное правонарушение обнаружено 16.12.2014 (зафиксировано в акте проверки № 51-04-13/1017), следовательно, последним днем окончания срока давности для привлечения заявителя к административной ответственности является 16.02.2015. Оспариваемое постановление вынесено административным органом 13.02.2015, то есть, в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
При этом, ссылку заявителя на не отражение в акте проверки даты обнаружения рассматриваемого правонарушения суд находит безосновательной.
Согласно пунктам 10 и 10.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Соответственно, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела на основе имеющихся доказательств, в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражаются в постановлении по делу об административном правонарушении.
Учитывая, что в акте проверки фиксируется факт совершения противоправного деяния, а оценка данного факта проводится при рассмотрении дела и отражается в постановлении, отсутствие в акте проверки указания на дату выявления рассматриваемого административного правонарушения, не может быть признанным в качестве существенного недостатка акта.
Таким образом, существенных нарушений административным органом процедуры привлечения товарищества к административной ответственности, влекущих безусловную отмену оспариваемого акта, судом не установлено.
В соответствии со ст. 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Санкция части 2 статьи 7.23.2 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Выбор конкретного размера наказания в пределах, установленной административным законом санкции является прерогативой административного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении.
В данном случае административный орган назначил заявителю штраф в размере 150 000 рублей, то есть, в пределах санкции части 2 статьи 7.23.2 КоАП РФ.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, суд считает, что размер штрафа в размере 150 000 рублей, является правомерным и обоснованным и соразмерен допущенному заявителем правонарушению.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд также не усматривает.
Иных доводов, свидетельствующих о неправомерном привлечении заявителя к административной ответственности, товарищество не заявляло.
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При указанных обстоятельствах суд считает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с п. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, суд не относит на стороны расходы по государственной пошлине.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований товарищества собственников жилья «Тухачевского 28» о признании незаконным и отмене постановления № 51-04-11/441 от 13.02.2015, вынесенного заместителем руководителя государственной жилищной инспекции Приморского края о признании ТСЖ «Тухачевского 28» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ, назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб., отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в Арбитражный суд Дальневосточного округа.
Судья Черняк Л.М.