ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-3481/2021 от 12.07.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-3481/2021

16 июля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 16 июля 2021 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.В. Колтуновой, при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.В. Тищенко, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Русская Рыбопромышленная Компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица 11.10.2011)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица 27.12.2004)

о признании незаконным и отмене постановления от 20.02.2021 №25362103600055900004,

при участии в заседании: стороны не явились, извещены,

установил: общество с ограниченной ответственностью «Русская Рыбопромышленная Компания» (далее – заявитель, общество, ООО «Русская Рыбопромышленная Компания») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Приморскому краю (далее – ответчик, налоговая, налоговый орган, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 20.02.2021 № 25362103600055900004 о привлечении общества к административной ответственности по части 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Определением суда от 11.03.2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Определением от 11.05.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Стороны в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте заседания извещены надлежащим образом, доказательства извещения имеются в материалах дела, в связи с чем суд рассмотрел дело в их отсутствие в соответствии со статьей 156, частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Общество оспаривает факт совершения вмененного ему правонарушения сославшись на то, что в действиях общества отсутствуют событие и состав административного правонарушения, не содержится существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, поскольку полный пакет документов представлен банку в срок, последним проверен и принят.

Административный орган представил отзыв на заявление, в котором требование заявителя не признал, считает требование заявителя необоснованным и не подлежащим удовлетворению, так как представленная им справка о подтверждающих документах заполнена с нарушением установленных требований, при этом верно заполненная справка до настоящего времени обществом не представлена, таким образом, факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ, так и вина общества в его совершении.

Из материалов дела судом установлено следующее.

15.10.2015 ООО «Русская Рыбопромышленная Компания»(далее - Покупатель) и SAEHWA CORRUGATED PACKAGING CO., LTD (Республика Корея) (далее – Продавец) заключили контракт на поставку товаров для снабжения судов № RFC-SH-01 (далее – Контакт), по условиям пункта 1.1 которого продавец обязуется передать в собственность, а покупатель принять и оплатить коммерческие товары, приобретаемые для снабжения судов покупателя, так же сопутствующие горюче-смазочные материалы, упаковочные материалы и расходные материалы для судов партиями в количестве, ассортименте, по ценам и срокам, указанным в приложениях, которые являются неотъемлемой частью контракта.

Контракт вступает в силу после его подписания обеими сторонами и действует до 31.12.2016 (пункт 2.1 Контракта). В случае если за три месяца до истечения срока действия Контракта ни одна из сторон письменно не уведомит другую сторону о своем желании расторгнуть контракт или изменить его положения и условия, срок его действия автоматически продлевается на один год (пункт 2.2 Контракта).

В соответствии с пунктом 3.1 Контракта, сроки и условия поставки товара будут оговариваться в спецификациях, которые являются неотъемлемой частью Контракта в соответствии с условиями INCOTERMS 2010. Грузополучателем по настоящему контракту является ООО «Русская Рыбопромышленная Компания».

Согласно пункту 2.1 Контракт вступает в силу после его подписания обеими сторонами и действует до 31.12.2016.

В случае если за три месяца до истечения срока действия Контракта ни одна из сторон письменно не уведомит другую сторону о своем желании расторгнуть Контракт или изменить его положения и условия, срок его действия автоматически продлевается на один год (пункт 2.1 Контракта).

По условиям Контракта Продавец в течение 3 рабочих дней от даты отгрузки Товара с завода направляет в адрес получателя Товара электронной почтой следующие документы:

- коммерческий инвойс,

- упаковочный лист с указанием веса каждой позиции (пункт 3.2 Контракта).

Согласно пункту 4.2 Контракта оплата осуществляется в течение 30 дней после поставки и выставления продавцом счета на оплату, если иное не оговорено в приложении.

В целях учета валютных операций и осуществления контроля их проведением ООО «Русская Рыбопромышленная Компания» 18.11.2015 в уполномоченном банке – ГПБ (АО) «Дальневосточный» - по Контракту от 15.10.2015 № RFC-SH-01 оформило паспорт сделки № 15110002/0354/0042/9/1.

11.01.2019 общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах (далее – СПД) с приложением в качестве подтверждающих документов: инвойс №SH-18-08-31 от 31.08.2018; штурманские расписки от 09.01.2019 – 6 штук.

17.01.2019 общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах (далее – СПД) с приложением в качестве подтверждающих документов: инвойс №SH-18-10-11 от 11.10.2018; коносаменты от 16.01.2019 №№BFV1805T012, BFV1805T004, BFV1805T001, BFV1805T003, BFV1805T011, BFV1805T002.

15.02.2019 общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах (далее – СПД) с приложением в качестве подтверждающих документов: инвойсы №№SH-18-01 от 01.08.2018,
SH-18-08-30 от 30.08.2018, SH-18-11-23 от 23.11.2018, SH-18-10-04 от 04.10.2018, SH-18-08-09 от 09.08.2018; коносаменты от 31.01.2019 №№
FSF 1804-B-L10, FSF 1804-B-L03, FSF 1804-B-L13, FSF 1804-B-L06, FSF 1804-B-L1718TRPSE0106, 18TRPSE0108, 18TRPSE0107, DJMC180809U16, CRA1807T025; штурманская расписка б/н от 31.01.2019.

11.11.2020 обществом сделан запрос в филиал Банка ГПБ (АО) «Дальневосточный», в котором оформлен паспорт сделки по Контракту №RFC-SH-01 от 15.10.2015 и который оформлял СПД.

В ответ получено сообщение валютного контролера №571 от 11.11.2020 в котором указано, что за период с 01.01.2018 по настоящее время банком за компанией нарушений валютного законодательства не выявлено.

В ходе проверки налоговый орган установил, что представленные в Филиал Банка ГПБ (АО) «Дальневосточный» СПД заполнены с нарушением требований Инструкции Банка России от 16.08.2017 №181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее - Инструкция №181-И), а именно:

- в представленной 11.01.2019: графы 2 и 6 СПД заполнены на основании инвойса №SH-18-08-31 от 31.08.2018, также не заполнена графа «Содержание»;

- в представленной 17.01.2019: графы 2 и 6 СПД заполнены на основании инвойса №SH-18-10-11 от 11.10.2018, также не заполнена графа «Содержание»;

- в представленной 15.02.2019: графы 2 и 6 СПД заполнены на основании инвойсов №SH-18-ll-23 от 23.11.2018, №SH-18-10-04 от 04.10.2018, №SH-I8-08-09 от 09.08.2018, №SH-18-08-01 от 01.08.2018, №SH-18-08-O9 от 09.08.2018, также не заполнена графа «Содержание».

По мнению инспекции, верное заполнение СПД на основании представленных 11.01.2019 документов должно выглядеть следующим образом:

СПД должна содержать 6 строк, где Графа 2 будет содержать номера штурманских расписок (на основании Примечания к справке о подтверждающих документах наиболее поздними по сроку подписания документами являются именно штурманская расписка - 09.01.2019, при этом инвойс датируется 31.08.2018);

в Графе 6 необходимо указать стоимость каждой перевозки, а не общую стоимость инвойса, так как подтверждением передачи партии товара являются штурманские расписки. Из информации, представленной в подтверждающих документах, необходимо произвести расчет стоимости доставки каждой отдельной партии товара, тем более Общество произвело расчет стоимости каждой отдельной партии товара, указав его на штурманских расписках;

в поле «Примечание» в графе «Содержание» необходимо указать реквизиты инвойса, а именно: инвойс №SH-18-08-31 от 31.08.2018.

По мнению инспекции, верное заполнение СПД на основании представленных 17.01.2019 документов должно выглядеть следующим образом:

СПД должна содержать 6 строк, где Графа 2 будет содержать номера коносаментов (на основании Примечания к справке о подтверждающих документах наиболее поздними по сроку подписания документами являются именно коносаменты - 16.01.2019, при этом инвойс датируется 11.10.2018);

в Графе 6 необходимо указать стоимость каждой перевозки, а не общую стоимость инвойса, так как подтверждением передачи партии товара являются коносаменты. Из информации, представленной в подтверждающих документах, необходимо произвести расчет стоимости доставки каждой отдельной партии товара;

в иоле «Примечание» в графе «Содержание» необходимо указать реквизиты инвойса, а именно: инвойс №SH-18-10-11 от 11.10.2018.

По мнению инспекции, верное заполнение СПД на основании представленных 15.02.2019 документов должно выглядеть следующим образом:

Графа 2 должна содержать номера коносаментов (штурманских расписок) БН, CRA1807T025, DJMC180809U16 (на основании Примечания к справке о подтверждающих документах наиболее поздними по сроку подписания документами являются именно коносаменты и штурманская расписка - 31.01.2019, при этом инвойсы датируются №SH-18-11-23 от 23.11.2018, №SH-18-10-04 от 04.10.2018, №SH-18-08-09 от 09.08.2018);

в поле «Примечание» в графе «Содержание» необходимо указать реквизиты инвойсов, а именно: XsSH-18-l 1-23 от 23.11.2018,
№SH-18-10-04 от 04.10.2018, №SH-18-08-09 от 09.08.2018,

подтверждающие документы, на основании которых заполнены строки «3» и «4», не могут в полной мере подтвердить работу в праздничные дни и двухдневную разгрузку судна. Данные услуги подтверждаются актом выполненных работ, а не коносаментами и инвойсом (пункт 4 статья 753 Гражданский Кодекс Российской Федерации «Сдача и приемка работ» - сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами).

На основании изложенного налоговый орган пришел к выводу о нарушении обществом пункта 8.2.2 Инструкции №181-И, поскольку СПД, заполненная в соответствии с Приложением 6 к Инструкции
№ 181-И, не была представлена им в уполномоченный банк до истечения установленного срока - не позднее 21.02.2019.

Посчитав, что изложенные обстоятельства указывают на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ, налоговый орган 12.02.2021 составил в отношении ООО «Русская Рыбопромышленная Компания» протокол об административном правонарушении №25362103600055900002.

Также в заявлении общество указало, что 11.11.2020 им сделан запрос в филиал Банка ГПБ (АО) Дальневосточный, в котором был оформлен паспорт сделки по Контракту № RFC-SH-01 от 15.10.2015, письмом от 11.11.2020 № 571 валютным контролером вышеуказанного банка сообщено, что за период с 01.01.2018 по настоящее время банком за компанией нарушений валютного законодательства не выявлено.

По результатам рассмотрения материалов административного дела инспекцией было вынесено постановление о назначении административного наказания от 20.02.2021 №25362103600055900004, согласно которому общество привлечено к административной ответственности по части 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, считая его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив в порядке части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, части 7 статьи 210 АПК РФ законность оспариваемого постановления в полном объеме, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статьей 1.7 КоАП РФ регламентировано действие законодательства об административных правонарушениях во времени: в силу части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон №173-ФЗ), целью которого является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 24 Закона №173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

На основании части 4 статьи 5, части 3 статьи 23 Закона №173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления установлен Инструкцией №181-И.

Согласно пункту 1.3 Инструкции №181-И справка о подтверждающих документах, порядок и сроки представления которой установлены настоящей Инструкцией, является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов

Из пункта 4.1 Инструкции №181-И следует, что договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами (проекты договоров, направленные резидентами нерезидентам или нерезидентами резидентам для заключения), которые предусматривают осуществление расчетов через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном главой 4 Инструкции №181-И.

В соответствии с пунктом 5.1 Инструкции №181-И резидент, являющийся стороной по экспортному контракту, по импортному контракту либо по кредитному договору, указанному в главе 4 настоящей Инструкции, должен осуществить их постановку на учет в уполномоченном банке в порядке, установленном настоящей главой, и проводить расчеты по контракту (кредитному договору) только через свои счета, открытые в уполномоченном банке (головном офисе уполномоченного банка или филиале уполномоченного банка), принявшем на учет контракт (кредитный договор), либо в уполномоченном банке, принявшем на обслуживание контракт (кредитный договор) в соответствии с главами 11 - 13 настоящей Инструкции.

По правилам пункта 8.1 Инструкции №181-И при исполнении, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору), в отношении которого настоящей Инструкцией установлено требование о его постановке на учет, резидент должен представить в банк УК одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 6 к названной Инструкции, документы, подтверждающие исполнение, прекращение обязательств, перемену лица в обязательстве, изменение суммы обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от расчетов.

Согласно пункту 8.3 Инструкции №181-И датой оформления подтверждающего документа, указанного в подпунктах 8.1.2 - 8.1.4 пункта 8.1 и в пункте 8.7 настоящей Инструкции, считается наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления или дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), содержащаяся в подтверждающем документе.

В силу подпункта 8.2.2 пункта 8.2 Инструкции №181-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 8.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк УК в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 8.1.2 - 8.1.4 пункта 8.1 настоящей Инструкции.

Согласно статье 25 Закона №173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С 31.07.2020 вступил в силу Закон №218-ФЗ, которым внесены изменения в КоАП РФ в части ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации

В частности, Законом №218-ФЗ введена новая часть 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока.

Из материалов дела судом установлено, что 11.01.2019, 17.01.2019 и 15.02.2019 общество представило в уполномоченный банк – филиал Банка ГПБ (АО) «Дальневосточный» справки о подтверждающих документах (далее – СПД) с приложением в качестве подтверждающих документов инвойсов и штурманских расписок, таким образом, исходя из требований подпункта 8.2.2 Инструкции №181-И с учетом положений пункта 8.3 Инструкции №181-И, срок на предоставление подтверждающих документов (до 21.02.2019) обществом соблюден.

При таких обстоятельствах, учитывая, что резидентом не был нарушен установленный подпунктом 8.2.2 Инструкции №181-И срок для представления СПД и подтверждающих документов, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях общества события и объективной стороны вмененного ему административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Довод инспекции в данной части об обратном со ссылкой на то, что СПД от 11.01.2019, 17.01.2019 и 15.02.2019 были заполнены неверно, что не позволяет считать указанный документ сданным в надлежащей форме и в установленный срок, судом не принимается.

Действительно, как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что представленные в банк УК СПД заполнены обществом с нарушением требований Инструкции №181-И, поскольку графы 2 и 6 представленных 11.01.2019, 17.01.2019 и 15.02.2019 СПД заполнены на основании инвойсов
№№SH-18-08-31 от 31.08.2018, SH-18-10-11 от 11.10.2018, SH-18-08-01 от 01.08.2018, SH-18-08-30 от 30.08.2018, SH-18-11-23 от 23.11.2018,
SH-18-10-04 от 04.10.2018, SH-18-08-09 от 09.08.2018, графа «Содержание» не заполнена, что не соответствует требованиям пункта 4 Примечания к СПД Приложения 6 к Инструкции №181-И.

Между тем, налоговым органом не принято во внимание, что событие административного нарушения, предусмотренного частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ, наступает если формы учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающие документы и информация при осуществлении валютных операций не представлены в установленный срок и в течение 90 дней после его окончания либо представлены с нарушением установленного срок более чем на 90 дней.

В данном случае СПД и подтверждающие документы были представлены в уполномоченный банк в пределах установленного подпунктом 8.2.2 Инструкции №181-И срока, тогда как заполнение указанной справки с нарушением требований к ее оформлению диспозицией части 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ не охватывается и не может отменять факт того, что соответствующий документ, хоть и неверно заполненный, был представлен в уполномоченный орган.

При этом представление в уполномоченный банк СПД, заполненной с нарушением требований Инструкции №181-И, фактически представляет собой несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а не нарушение срока предоставления данного документа, как ошибочно полагает налоговый орган со ссылкой на непредставление обществом верно заполненной СПД.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 31.07.2020) была предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов.

Таким образом, несоблюдение обществом установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, что выразилось в представлении в уполномоченный банк 11.01.2019, 17.01.2019 и 15.02.2019 СПД заполненных с нарушением требований к ее оформлению, образовывало состав административного правонарушения, ответственность за которое была предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Одновременно с этим следует отметить, что Законом № 218-ФЗ диспозиция части 6 статьи 15.25 КоАП РФ была изменена в части исключения ответственности за несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации по валютным операциям, правил оформления паспортов сделок.

Положениями части 2 статьи 1.7 КоАП РФ установлено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

В связи с этим в письме от 15.09.2020 №ВД-4-17/15024@ ФНС России сообщила, что при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и привлечении виновных лиц к административной ответственности необходимо учитывать обратную силу положений Закона № 218-ФЗ, отменяющих административную ответственность за несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации, а также правил оформления или сроков хранения паспортов сделок (подпункт «к» пункта 2 Закона №218-ФЗ).

При этом то обстоятельство, что обратную силу имеют также положения Закона № 218-ФЗ, дополняющие статью 15.25 КоАП РФ новой частью 6.3-1 (в части нарушения сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не более чем на 90 дней) (подпункты «л» - «о» пункта 2 Закона №218-ФЗ), правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеет, поскольку смягчающим является положение о продлении срока предоставления соответствующих документов, что к допущенному обществом нарушению не относится, так как срок предоставления СПД и подтверждающих документов был соблюден.

По правилам пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события или состава административного правонарушения.

Руководствуясь изложенным, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом не доказано наличие в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ, что в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем по данному делу суд не рассматривает вопросы распределения судебных расходов.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Приморскому краю от 20.02.2021 №25362103600055900004 о назначении административного наказания.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Приморского края в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Н.В. Колтунова