АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690990, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-3495/2009
10 июня 2009 года
Арбитражный суд Приморского края в составе
судьи Н.В. Колтуновой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Пузановой
рассмотрев в судебном заседании 26.05.2009-02.06.2009 дело по заявлению Межрайонной ИФНС России №4 по Приморскому краю
к обществу с ограниченной ответственностью «Диас», Межрайонной НФНС России №18 по Республике Татарстан
третье лицо: ФИО1
о признании незаконным решения о государственной регистрации
при участии в заседании:
от заявителя – не явились, извещены
от МИФНС России №18 по Республике Татарстан – не явились, извещены
от ООО «Диас» – не явились, извещены
от ФИО2 – не явились, извещены
установил:Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по ПК обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением признании незаконным решения Межрайонной ИНФС РФ №18 по Республике Татарстан №31987А-08 от 12 декабря 2008 «О государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО «Такт» и обязании Межрайонную ИФНС РФ №4 по Приморскому краю возвратить регистрационное дело налогоплательщика в адрес Межрайонной ИФНС России №18 по Республике Татарстан.
Представители Межрайонной ИФНС России №4 по Приморскому краю, ООО «Диас», Межрайонной ИФНС России №18 по Республике Татарстан, ФИО1 в настоящее судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 165 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Представитель ответчика - МИФНС России №18 по Приморскому краю через канцелярию суда заявил ходатайство о передаче дела по месту нахождения Межрайонной ИФНС России №18 по Республике Татарстан, в связи с тем, что, по его мнению, МИФНС России №4 по Приморскому краю оспариваются действия регистрирующего органа и в соответствии со статьей 35 АПК РФ настоящий спор подлежит рассмотрению по месту нахождения именно регистрирующего органа, а не юридического лица.
Судом ходатайство рассмотрено и отклонено, поскольку настоящее дело принято к производству Арбитражным судом Приморского края, по настоящему делу проведена подготовка, суд перешел к судебному разбирательству. Передача дела на рассмотрение в другой арбитражный суд Российской Федерации на данной стадии рассмотрения дела представляется нецелесообразной.
Обосновывая заявленные требования, представитель заявителя пояснил, что регистрирующим органом произведена регистрация сведений, не соответствующих действительности, поскольку в ходе проверки контрольных мероприятий МИФНС №4 по Приморскому краю установлено, что по указанному обществом в учредительных документах адресу общество не находится.
Кроме того, заявителем при регистрации изменений представлена квитанция об уплате государственной пошлины, плательщиком в которой указан ФИО1 В то же время, в случае представления в регистрирующий орган в комплекте документов для государственной регистрации документа об уплате государственной пошлины, в котором в качестве плательщика пошлины указано лицо, отличное от заявителя, регистрирующий орган должен вынести решение об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением необходимых документов для государственной регистрации.
Представитель МИ ФНС №18 по Республике Татарстан в письменном отзыве, представленном в материалы дела, заявленные требования оспорил, пояснил, что в соответствии с законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусмотрена обязанность регистрирующего органа проверять достоверность сведений, указанных в заявлении о государственной регистрации.
Дополнительно указал, что осмотр адреса места нахождения юридического лица сотрудниками МИФНС №4 по ПК осуществлен 25.12.2008, то есть по истечении 14 дней с момента регистрации. Налоговым органом не представлены доказательства отсутствия юридического лица по адресу местонахождения на момент государственной регистрации, так как не исключено изменение места нахождения общества и несообщение об этом в регистрирующий орган, что не дает оснований для признания государственной регистрации недействительной.
По доводам заявителя относительно уплаты государственной пошлины физическим лицом ФИО1 пояснил, что в соответствии с письмом ФНС №ЧД-6-09/716@ от 30.08.2005 допускается уплата государственной пошлины лицом, обратившимся за совершением юридически значимого действия, в данном случае лицо, выступающим в качестве заявителя при государственной регистрации юридического лица.
ФИО1 в письменном отзыве, представленном в материалы дела заявленные требования оспорил, позицию МИФНС №18 по Республике Татарстан поддержал.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 10 час. 00 мин 02.06.2009. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей сторон.
Из материалов дела судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Такт» зарегистрировано в качестве юридического лица 19.12.2006, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1061658054589.
04.12.2008 в Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан представлен пакет документов на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица – ООО «Такт», руководителем которого является ФИО1.
В частности, в регистрирующий орган представлено решение учредителя общества ФИО3 № 5 от 03.12.2008 о продаже 100% доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью «Такт», договор купли-продажи доли в уставном капитале от 03.12.2008, решение №1/08 от 03.12.2008 участника ООО «Такт» ФИО1 об изменении юридического адреса общества, утверждении наименования общества: «Общество с ограниченной ответственностью «Диас», устав ООО «Диас» в новой редакции, утвержденной решением №1/08 от 03.12.2008, заявление в регистрирующий орган по форме Р13001, заявление по форме №Р14001, квитанция об уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
При этом в новой редакции устава указан следующий юридический адрес общества: <...>.
На основании представленного пакета документов 12.12.2008 Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан принято решение №31987А-08 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица – ООО «Такт», и решение №31991А-08 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО «Такт».
17.12.2008 МИФНС №4 по Приморскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о поступлении регистрационного дела из другого регистрирующего органа и об учете юридического лица в налоговом органе.
25.12.2008 специалистами Межрайонной ИФНС России №4 по Приморскому краю проведено обследование адреса местонахождения общества с ограниченной ответственностью «Диас», в результате которого установлено, что по адресу: ул.Жуковского, 31, г.Арсеньев, Приморский край ООО «Диас» не находится, отсутствует его постоянно действующий исполнительный орган и имущество, признаков нахождения общества не имеется.
Поскольку налоговым органом установлено, что регистрация изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, произведена на основании документов, содержащих недостоверные сведения, Межрайонная ИФНС России №4 по Приморскому краю обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд, изучив материалы дела, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 11 названного Федерального закона основанием внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи является принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица. При этом заявителями могут являться следующие физические лица:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Для осуществления государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, заявитель в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ обязан представить подписанное заявителем заявление о государственной регистрации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона о регистрации юридических лиц отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; предусмотренном пунктом 2 статьи 20 указанного Закона (в случае ликвидации юридического лица) или пунктом 4 статьи 22.1.
Кроме того, согласно Закону о регистрации юридических лиц обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации, и данный Закон не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Из материалов дела видно, что оспариваемое решение принято МИФНС России №18 по Республике Татарстан на основании поданных заявителем - руководителем постоянно действующего исполнительного органа общества ФИО1 документов, форма, содержание и состав которых соответствовали пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В силу пункта 4 статьи 9 этого Закона регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, указанных в этом законе.
При соблюдении обществом установленного порядка и предоставлении налоговому органу необходимых документов для государственной регистрации соответствующих изменений МИФНС России №18 по республике Татарстан не имела оснований, указанных в пункте 1 статьи 23 названного Закона для отказа в государственной регистрации внесенных изменений. Действия МИФНС России №18 по Республике Татарстан являлись законными и обоснованными и правовых оснований для признания недействительными решений от 12.12.2008 №31987А-08 и №31991А-08 о государственной регистрации изменений у суда не имеется.
Довод налогового органа о том, что в квитанции об уплате государственной пошлины плательщиком указано не уполномоченное лицо судом не принимается в силу следующего.
Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом ФНС от 01.11.2004 №САЭ-3-09-16@, установлены требования к заполнению платежного документа.
Из представленной суду квитанции об уплате государственной пошлины усматривается, что все необходимые реквизиты, включая поля «Назначение платежа», «Код бюджетной классификации», размер уплаченной госпошлины заполнены. Госпошлина за совершение регистрационных действий уплачена директором общества, которым как руководителем подано в МИФНС России №18 по Республике Татарстан заявление о государственной регистрации изменений.
Таким образом, представленная в налоговый орган квитанция, является надлежащим документом, подтверждающим оплату государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку решение регистрирующего органа по регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица не противоречит положениям Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», суд отказывает в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России №4 по Приморскому краю о признании решения МИФНС России №18 по Республике Татарстан о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО «Диас» недействительным и обязании регистрирующий орган возвратить регистрационное дело налогоплательщика в адрес МИФНС России №18 по Республике Татарстан.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Приморскому краю о признании решений Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан №31987А-08 и №31991А-08 от 12.12.2008 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО «Диас» недействительными и обязании регистрирующий орган возвратить регистрационное дело налогоплательщика в адрес Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд месячный срок с момента его принятия в порядке главы 34 АПК РФ и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в порядке главы 35 АПК РФ.
Судья Н.В. Колтунова