АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владивосток
«21» августа 2008г. Дело №А51-3555/2008 19-91
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.Л. Заяшниковой
При ведении протокола судьей О.Л. Заяшниковой
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Администрации г. Владивостока
к Министерству финансов в лице Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Приморского края
о взыскании 4 111 621 рублей 70 копеек
при участии в заседании:
от истца: адвокат Михайлик Т.Г., доверенность от 10.07.08 № 1-3/3395, удостоверение № 57 от 10.01.03;
от Минфина: ФИО1, доверенность от 21.01.08 № 20-11-29/25, удостоверение 25 № 0296;
от Департамента финансов: Студило А.Г., доверенность от 25.04.08 № 17, удостоверение № 3170;
резолютивная часть решения объявлена 12.08.08;
решение в полном объеме изготовлено 21.08.09;
установил: Администрация г. Владивостока обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Министерству финансов в лице Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю о взыскании компенсации за предоставленные участковым уполномоченным жилые помещения в размере их стоимости в сумме 4 111 621 рубля 70 копеек.
Определением от 23.06.08 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен Департамент финансов Приморского края.
Истец поддержал требования в полном объеме, указал, что на основании решений Ленинского районного суда г.Владивостока истцом были предоставлены жилые помещения участковым милиционерам, стоимость помещений составила 4 111 621 рубль 70 копеек, в связи с чем на основании статьи 49 Жилищного кодекса Российской федерации, статей 9, 30 Закона РФ «О милиции», постановления Правительства РФ от 07.12.2000 № 926 , статьи 38 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» возмещение понесенных им затрат подлежит компенсации за счет средств бюджета Российской Федерации.
Департамент Финансов Приморского края полагает себя ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку компенсация расходов по предоставлению жилья участковым уполномоченным должна осуществляться за счет средств федерального бюджета, т.к. Министерством финансов РФ не осуществлялась передача в краевой бюджет необходимых материальных и финансовых средств для осуществления указанных отдельных государственных полномочий.
Минфин РФ в лице УФК по Приморскому краю иск оспорил, по существу спора полагает, что обязанность по предоставлению жилой площади участковым уполномоченным милиции возложена на органы местного самоуправления; закон не предусматривает, что стоимость жилых помещений предоставленных участковым уполномоченным компенсируется за счет средств федерального бюджета. Со ссылкой на постановление Правительства РФ от 07.12.2000 №926 и Указ Президента РФ от 12.02.1993 №209 указал, что финансирование участковых уполномоченных производится за счет средств краевого бюджета; указал на неподведомственность данного спора арбитражному суду, поскольку в данном случае предметом спора являются межбюджетные правоотношения; заявил о пропуске срока исковой давности; считает необоснованным расчет исковых требований.
Из материалов дела следует, что на основании решений Ленинского районного суда г.Владивостока от 09.09.04 по делу № 2-2778/04, от 17.10.03 по делу № 2-7133/03, от 19.07.04 по делу № 2-2574,04, от 01.08.06 по делу № 2-3034/06 администрацией г.Владивостока были предоставлены отдельные жилые помещения участковым милиционерам: в 2005 году – ФИО2, по адресу: <...>, общей площадью 34,2 кв.м.; Гелей С.В., по адресу: <...>, общей площадью 17,2 кв.м.; в 2006 году – ФИО3, по адресу: <...>, общей площадью 44,3 кв.м.; ФИО4, по адресу: <...>, общей площадью 32,8 кв.м.
Полагая, что расходы муниципального образования понесенные в связи предоставлением участковым уполномоченным отдельных жилых помещений за счет муниципальной казны г.Владивостока подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, Администрация г.Владивостока обратилась в арбитражный суд с настоящим иском, произведя расчет суммы иска исходя из средней стоимости жилых помещений, сложившихся на вторичном рынке г. Владивостока на дату предоставления жилья участковым уполномоченным.
В соответствии со статьей 30 Закона РФ «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно постановлению Правительства РФ от 07.12.2000 №926 «О подразделениях милиции общественной безопасности», утвердившему структуру милиции общественной безопасности, участковые уполномоченные милиции входят в структуру общественной безопасности.
Статьей 30 Закона РФ «О милиции» не определены источники финансирования предоставления жилых площадей и механизм компенсации расходов органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений во исполнение данного закона.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий. Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, в пределах средств, переданных им в качестве компенсации.
Как следует из Закона РФ «О милиции», Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» обязательства по социальной защите населения, установленные федеральным законом, являются реализацией полномочий Российской Федерации в области социальной защиты.
Таким образом, Законом РФ «О милиции» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений участковым милиции.
Вместе с тем в части 2 статьи 132 Конституции РФ сказано, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Поскольку федеральным законом не разработан порядок финансирования данной льготы и компенсации расходов, понесенных органом местного самоуправления при реализации льготы, до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование данных расходов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении №58-О от 15.02.2005 «По жалобе администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части 1 статьи 30 ФЗ «О милиции», возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников милиции жилой площадью по установленным законодательством нормам по смыслу части 2 статьи 132 Конституции РФ предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и признана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Указанная правовая позиция Конституционного Суда РФ в силу статей 6, 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
В материалы дела не представлены доказательства выделения Администрации г. Владивостока в 2005-2008 годах из федерального или краевого бюджета денежных средств для приобретения жилья участковым уполномоченным, отсутствуют сведения и о поступлении в бюджет г. Владивостока по распоряжению УВД г. Владивостока.
Довод Минфина РФ о том, что компенсация расходов истца должна производиться на счет средств краевого бюджета не основан на законе, т.к. из анализа статьей 72,76 Конституции РФ, статьи 6 ФЗ РФ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ», статьи 84 Бюджетного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 15.08.01 № 584, в соответствии с которыми разделение полномочий Российской Федерации и субъектов РФ производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение, и на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетов компенсации таких расходов. Доказательств выделения краевому бюджету денежных средств на указанные расходы Минфином РФ не представлено.
При изложенных обстоятельствах, компенсация расходов истца, возникших в связи с предоставлением жилья участковым уполномоченным, подлежит взысканию с федерального бюджета Российской Федерации.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Таким образом, в соответствии с указанными правовыми нормами при компенсации затрат за счет казны Российской Федерации от имени казны выступает Министерство финансов РФ.
Довод Минфина РФ о прекращении производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ судом отклоняются как необоснованный. Установлено, что данный спор по своему характеру является экономическим спором, соответствующим критериям подведомственности споров арбитражному суду, установленным статьи 27 АПК РФ.
Не принимается также и довод о пропуске срока исковой давности. Так, квартиры были предоставлены участковым уполномоченным в период с октября 2005 года по декабрь 2006 года, что подтверждается договорами № 14 от 27.10.05, № 19 от 27.10.05, № 123 от 14.04.06, № 1371 от 28.12.06. Следовательно, в силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, с октября 2005 года у истца возникло право требовать компенсации понесенных расходов. Поскольку иск заявлен в апреле 2008 года, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок истцом не пропущен.
Истец заявляет требования о взыскании компенсации за предоставление участковым уполномоченным жилых помещений в размере их стоимости в сумме 4 111 621 рубль 70 копеек.
Однако суд считает, что истец неверно произвел расчет стоимости жилых помещений, исходя из средней стоимости 1 кв.м. общей площади квартир, сложившейся на рынке вторичного жилья в домах типовой застройки, не учтя в расчете тип домов, в которых предоставлялись квартиры.
Как следует из представленных в материла дела техпаспортов квартиры, предоставленные ФИО2, ФИО3 и Гелей С.В. расположены в крпнопанельных домах, ФИО5 – в кирпичном доме.
В связи с чем, исходя из сведений об уровне цен на рынке жилья г.Владивостока, предоставленных Приморским краевым комитетом государственной статистики в материалы дела, стоимость жилых помещений, предоставленных участковым уполномоченным, составляет: ФИО2 – 858 727 рублей 80 копеек, Гелей С.В. – 431 874 рубля 80 копеек, исходя из стоимости 1 кв.м. жилья равной 25 109 рублей руб.; ФИО4 1 232 066 рублей 40 копеек, исходя из стоимости 1 кв.м. жилья равной 37 563 рубля; ФИО3 – 1 300 027 рублей 80 копеек, исходя из стоимости 1 кв.м. жилья равной 29 346 рублей.
Таким образом, общая стоимость жилых помещений, предоставленных истцом участковым уполномоченным, составляет 3 822 696 рублей 80 копеек, исковые требования в этой части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Требования в отношении Департамента финансов Приморского края удовлетворению не подлежат, т.к. последний является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Минфин РФ освобожден от уплаты госпошлины, последняя в части удовлетворенных требований подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-171, 175, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований в отношении Департамента финансов Приморского края отказать.
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации в пользу Администрации г. Владивостока 3 822 696 (три миллиона восемьсот двадцать две тысячи шестьсот девяносто шесть) рублей 80 копеек компенсации за предоставленные участковым уполномоченным жилые помещения.
В остальной части исковых требований отказать.
Возвратить Администрации г. Владивостока из федерального бюджета госпошлину в сумме 29 805 рублей 37 копеек.
Выдать исполнительный лист и справку на возврат госпошлины после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья О.Л. Заяшникова