ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-3602/09 от 09.04.2009 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690990, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток  Дело № А51-3602/2009

14 апреля 2009 года

Резолютивная часть решения оглашена 09.04.09. Изготовление решения в мотивированном виде откладывалось в порядке ст.176 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Кузюра Л.Л.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Тритэра»

к Межрайонной ИФНС России № 9 по Приморскому краю

о признании незаконным и отмене прстановления

при участии

от заявителя: ген. директор ФИО1 на основании протокола участников общества от 27.08.06. №8;

от административного органа: спец. отдела оперативного контроля ФИО2 по дов. №05/20 от 03.03.09. (пост., со спец. полн.), спец. юр. отдела ФИО3 по дов. №05/7 от 26.12.08. (пост., со спец. полн.), зам. нач. юр. отдела ФИО4 по дов. №05/2 от 26.12.08. (пост., со спец. полн.),

установил:

В судебном заседании в порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 02.04.09. до 11-30 09.04.09.

Общество с ограниченной ответственностью «Тритэра» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России № 9 по Приморскому краю (далее – Инспекция, налоговый орган) от 16.01.09. №20/2 по делу об административном правонарушении.

В ходе судебного разбирательства заявитель поддержал своё требование, ссылаясь на нарушение налоговым органом процедуры привлечения к административной ответственности, недоказанность совершения Обществом вменяемого ему правонарушения и малозначительность правонарушения.

При подаче заявления в суд Общество заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока, установленного ст.208 Арбитражного процессуального кодекса РФ, на оспаривание в суде постановления административного органа. По результатам рассмотрения заявленного ходатайства суд восстановил пропущенный заявителем срок, признав причины пропуска срока уважительными.

Межрайонная ИФНС России № 9 по Приморскому краю требование заявителя не признала, ссылаясь на то, что материалами административного дела подтверждается наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. По мнению Инспекции, ею предприняты все возможные меры по надлежащему уведомлению Общества о времени и месте составления в отношении него протокола об административных правонарушениях и оснований для признания совершённого Обществом правонарушения малозначительным не имеется.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее:

На основании поручения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по Приморскому краю от 19.11.08. №20/543 инспекторами налогового органа 19.11.08. в 15-20 была проведена проверка пиромаркета «Фейерверки», принадлежащего ООО «Тритэра» и расположенного по адресу: <...>, на предмет соблюдения Федерального закона №54-ФЗ от 22.05.03. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт». В ходе проверки при осуществлении одним из инспекторов, прибывших на проверку, контрольной покупки пяти летающих фейерверков «Бабочка малая» на сумму 60,00 руб. и четырёх летающих фейерверков «Петарды» на сумму 40,00 руб. проверяющими был установлен факт нарушения ст.ст.2. 5 указанного Закона, выразившегося в неприменении контрольно-кассовой техники и невыдаче чека. Результаты проверки отражены в акте за №009451от 19.11.08.

Акт проверки с указание о назначении времени составления протокола об административном правонарушении на 21.11.08. в 9-00 в помещении налогового органа был вручен продавцу магазина.

В связи с неявкой представителя Общества на составление протокола Инспекция письмом от 21.11.09. за №20-03/20158 перенесла дату составления протокола на 08.12.08. в 14-00. Указанное письмо было вручено мужу продавца магазина - ФИО5, не имеющему полномочий на представление интересов Общества.

В связи с повторной неявкой представителя Общества на составление протокола 08.12.08. Инспекция письмом от 10.12.08. за №20-03/21131, направленным по юридическому адресу Общества и полученным последним 15.12.08., перенесла дату составления протокола на 24.12.08. в 14-00.

Письмом от 24.12.08. за №20-03/22019, направленным по юридическому адресу Общества и полученным последним 21.01.09., инспекция очередной раз отложила составление в отношении Общества протокола об административном правонарушении на 11.01.09.

11 января 2009 года в отсутствие представителя Общества должностным лицом налогового органа был составлен протокол №009451 о наличии в действиях Общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее –КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении с указанием времени рассмотрения материалов административного дела – 16.01.09. в 14-00 был вручен 13.01.09. продавцу магазина, не имеющему полномочий на представление интересов Общества и получение корреспонденции, в том числе административного протокола, адресованной Обществу, и направлено 14.01.09. по юридическому адресу Общества.

Согласно почтового уведомления, имеющегося в материалах административного дела, протокол был получен Обществом по почте 21.01.09., в то время как ещё 16.01.09. в отсутствие представителя Общества и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по Приморскому краю рассмотрел материалы административного дела и вынес постановление №20/2, которым признал Общество виновным в совершении административного правонарушения по ст.14.5 КоАП РФ и назначил ему наказание в виде административного штрафа в сумме 30 000,00 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, оценив доводы заявителя и возражения налогового органа, суд считает, что заявление ООО «Тритэра» подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Порядок привлечения к административной ответственности, установленный КоАП РФ, является обязательным для всех органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях.

Из изложенного следует, что обеспечение законности при привлечении к административной ответственности предполагает обязательное соблюдение административным органом установленного порядка привлечения лица к административной ответственности. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
 Согласно ст. 28.2 КоАП РФ по факту совершения административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются, в том числе, дата и место его составления, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено административное дело. Составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие (п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).

Из изложенного следует, что протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий конкретное противоправное деяние, и является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности. Протокол об административном правонарушении признается надлежащим процессуальным документом только в том случае, если он составлен в присутствии законного представителя юридического лица или при наличии доказательств, неопровержимо свидетельствующих о соблюдении в отношении лица, в отношении которого возбуждено административное производство, процессуальных гарантий на защиту своих прав, участие в составлении протокола и представление пояснений.

В силу положений ст.ст. 28.2, 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, лицо (орган), правомочный рассматривать дело, обязан проверить соблюдение порядка составления протокола об административном правонарушении и в случае выявления существенных нарушений возвратить протокол с материалами дела в орган, должностному лицу, который составил протокол.

Согласно п. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Установленный законом порядок наложения административного взыскания является обязательным. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Из материалов дела следует, что протокол №009451 об административном правонарушении в отношении Общества был составлен налоговым органом 11.01.09. в отсутствие представителя Общества и при отсутствии доказательств о своевременном уведомлении Общества об указанной дате составления протокола по его юридическому адресу. Имеющееся в материалах административного дела почтовое уведомление о вручении Обществу 21.01.09. уведомления о том, что протокол об административном правонарушении в отношении Общества будет составляться 11.01.09., свидетельствует о том, что Общество было лишено возможности участия в составлении протокола, обеспечения защиты своих интересов и представления пояснений.

При таких обстоятельствах суд считает, что налоговый орган не имел права 11.01.09. составлять в отношении заявителя протокол об административном правонарушении.

Судом установлено, что материалы административного дела были рассмотрены налоговым органом 16.01.09. также в отсутствие полномочного представителя Общества и при отсутствии доказательств его своевременного уведомления об указанной дате. Согласно имеющегося в материалах административного дела почтового уведомления Общество узнало о рассмотрении в отношении него материалов административного дела только 21.01.09., что лишило его возможности обеспечить защиту своих интересов.

При таких обстоятельствах суд считает, что налоговый орган грубо нарушил процедуру привлечения ООО «Тритэра» к административной ответственности, предусмотренную Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.

Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности либо применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается на основании части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

Удовлетворить заявление ООО «Тритэра».

Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 16.01.09. №20/2, вынесенное и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по Приморскому краю в отношении ООО «Тритэра», зарегистрированного в качестве юридического лица 22.05.1998 Администрацией г.Владивостока Приморского края, расположенного по адресу: <...>.

Решение вступает в силу по истечении 10 дней с момента его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Судья Кузюра Л.Л.