ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-372/2021 от 09.09.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-372/2021

16 сентября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 сентября 2021 года .

Полный текст решения изготовлен 16 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Фокиной А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузнецовым С.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Павлюка Павла Владимировича (ИНН 252000181100, ОГРНИП 305251108800344, дата государственной регистрации 29.03.2005

к Управлению по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю, Министерству труда и социальной политики Приморского края

третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - КГКУ «Приморский центр занятости населения» в лице Отделения в Михайловском районе

о признании недействительным и отмене отказов Управления по вопросам миграции УМВД России по ПК от 22.10.2020 № 16, № 17 в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников, разрешений на работу; о признании незаконными действий (бездействия) Министерства труда и социальной политики Приморского края при вынесении заключений от 13.10.2020 № 533/20, № 522/20 о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников заявленным профессиям; об обязании вернуть уплаченную государственную пошлину за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников, разрешений на работу в размере 27000 руб., государственную пошлину за подачу заявления в суд в размере 600 руб., почтовые расходы в сумме 298,80 руб.,

при участии в судебном заседании: от заявителя - Павлюка П.В. лично, от Управления МВД – представителя Головиной А.В. (по доверенности от 28.04.2021 №69), от Минтруда, от третьего лица - не явились, извещены,

в присутствии слушателя Липовской К.В.,

установил:

Индивидуальный предприниматель Павлюк Павел Владимирович (далее – заявитель, предприниматель, ИП Павлюк П.В.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным и отмене отказов Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю (далее – Управление, УМВД) от 22.10.2020 № 16, № 17 в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников, разрешений на работу, о признании незаконными действий (бездействия) Министерства труда и социальной политики Приморского края (далее - Министерство) при вынесении заключений от 13.10.2020 № 533/20, № 522/20 о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников заявленным профессиям, об обязании возвратить уплаченную государственную пошлину за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников, разрешений на работу в размере 27000 руб., государственную пошлину за подачу заявления в суд в размере 600 руб., почтовые расходы в сумме 298,80 руб.

К участию в деле по ходатайству заявителя судом было привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - КГКУ «Приморский центр занятости населения» в лице Отделения в Михайловском районе.

В обоснование заявления заявитель указал, что оспариваемые заключения Министерства и основанные на них отказы Управления не соответствуют фактическим обстоятельствам и нарушают права заявителя на ведение предпринимательской деятельности.

Министерство и Управление предъявленные требования не признали, полагают, что заключения о нецелесообразности привлечения иностранных работников и основанные на них отказы в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников вынесены законно и обоснованно, соответствуют Приказу Минтруда России от 24.10.2014 № 795н «Об утверждении Порядка оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников», Приказу Минтруда России от 05.07.2019 № 490н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу не распространяются», Распоряжению Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений», Закону РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральному закону от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утв. приказом МВД России от 01.08.2020 № 541.

В части требования о возврате госпошлины в сумме 27000 руб. Министерство и Управление указали на тот факт, что государственная услуга заявителю была оказана и выдано решение по результатам рассмотрения обращения предпринимателя, обращение не было оставлено без рассмотрения, госпошлина была уплачена предпринимателем в установленном размере, в связи с чем оснований считать госпошлину уплаченной в большем размере, чем это предусмотрено, не имеется.

Третье лицо представило письменные пояснения и указало, что индивидуальным предпринимателем Павлюком П.В. 06.08.2020 в региональную базу вакансий отделения КГКУ «ПЦЗН» в Михайловском районе были заявлены сведения о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест по профессиям: оператор технологических установок - 2 человека, мастер по ремонту технологического оборудования - 2 человека. Общее количество безработных граждан, зарегистрированных в Отделении по состоянию на 06.08.2020 составляло 721 человека, в том числе 59 граждан, проживающих в с. Ивановка Михайловского района Приморского края.

При этом, в регистре получателей государственных услуг по данным профессиям безработных граждан и граждан, ищущих работу, имеющих необходимую профессиональную квалификацию, заявленную работодателем по указанным специальностям и соответствующих профессионально-квалификационным требованиям, зарегистрировано не было.

Из материалов дела и пояснений участвующих в нем лиц судом установлено следующее.

02.10.2020 ИП Павлюк П.В., осуществляющий производственную деятельность (производство деревянных палочек для употребления пищи) в с. Ивановка Михайловского района Приморского края, обратился в отдел по вопросам трудовой миграции Управления по вопросам миграции УМВД России по Приморскому краю с заявлениями об одновременном предоставлении государственных услуг по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу в количестве двух человек сроком на 1 год. При обращении предпринимателем была уплачена госпошлина в размере 20000 руб. за разрешения на привлечение и использование иностранных работников (по 10000 руб. за каждого человека), а также 7000 руб. за выдачу разрешений на работу (по 3500 руб. за каждого человека) соответственно.

В заявлении ИП Павлюк П.В. указал вид деятельности предприятия по ОКВЭД: 16.10 «Распиловка и строгание древесины, пропитка древесины».

В соответствии с пунктами 125, 128 Регламента Управлением в Министерство труда и социальной политики Приморского края были направлены соответствующие запросы за № 515 и № 516 о выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников по профессиям: оператор технологических установок; мастер по ремонту технологического оборудования.

06.10.2020 названные запросы поступили в Министерство, которое вынесло Заключения о привлечении и использовании иностранных работников от 13.10.2020 № 532/20 и № 533/20 о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по вышеуказанным профессиям на срок с 01.10.2020 по 30.09.2021 по причине наличия возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путём подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.

Как следует из отзыва Министерства, к названным выводам при выдаче заключений Министерство пришло по следующим причинам:

- напряженная ситуация на рынке труда по состоянию на 08.10.2020.

Так, в целом по Приморскому краю количество незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в КГКУ «Приморский центр занятости населения», составило 28165 чел., заявлено вакантных рабочих мест - 65067 ед., напряженность на рынке труда составляет 0,4 незанятых граждан на 1 вакансию, уровень регистрируемой безработицы - 2,8%.

По Михайловскому муниципальному району, в котором осуществляет экономическую деятельность заявитель, количество незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в КГКУ «Приморский центр занятости населения» Михайловского района, составляет 741 чел., заявлено вакантных рабочих мест - 125 ед., напряженность на рынке труда составляет 5,9 незанятых граждан на 1 вакансию, уровень регистрируемой безработицы - 5%;

- завышенные требования к соискателям из числа российских граждан, имеющих приоритетное право на трудоустройство.

Так, сведения о потребности в работниках заявлены ИП Павлюк П.В. в КГКУ «Приморский центр занятости населения» Михайловского района 06.08.2020, при этом им к соискателям предъявлялись требования о наличие среднего профессионального образования, стажа работы от 1 года, знание китайского языка, что для российского гражданина является избыточным требованием, которое не соответствует трудовым функциям, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в профессиональных стандартах по указанному виду деятельности.

За период с 06.08.2020 по 31.12.2020 граждане, соответствующие заявленным ИП Павлюком П.В. избыточным требованиям, в Отделении центра занятости в Михайловском районе на регистрационном учете не состояли, в связи с чем направления на работу по указанным вакансиям не выдавались;

- граждане, имеющие профессии «оператор технологических установок» и «мастер по ремонту технологического оборудования», относятся к квалифицированным специалистам в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.07.2019 № 490н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу не распространяются». Квалифицированные специалисты относятся к категории высокооплачиваемых и могут привлекаться как по квоте, так и вне квоты. Однако заработная плата, которую указал ИП Павлюк П.В. по заявленным вакансиям для квалифицированных специалистов, составляет 24000 руб., что ниже среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций по виду экономической деятельности «Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки» (по данным Приморкстата по состоянию на август 2020 года - 29594,2 руб.).

При этом, как указывает Министерство, заработная плата в размере 24000 руб. указывалась предпринимателем как для квалифицированных работников, привлекаемых в 2020 году вне квоты, так и для работников, не требующих особых квалификационных навыков, в рамках полученной квоты на 2019 год - заточник деревообрабатывающего инструмента, контролер деревообрабатывающего производства, наладчик деревообрабатывающего оборудования, оператор на автоматических и полуавтоматических линиях в деревообработке, разметчик по дереву, рамщик, станочник деревообрабатывающих станков (в частности, в 2019 году ИП Павлюку П.В. была утверждена квота на 15 человек, на 12 из которых были выданы положительные заключения, фактически в УВМ УМВД России по Приморскому краю заявителем были получены разрешения на работу только на 3-х иностранных работников).

По мнению Министерства, вакансии с преднамеренно заниженной заработной платой малопривлекательны для российских граждан, в связи с чем возникает вопрос о реальной оплате труда иностранных работников с учетом курса валют, затрат работодателя на проезд, проживание, обеспечение санитарных норм на рабочем месте и т.д.;

- возможность удовлетворения потребности в рабочей силе за счет подготовки или переподготовки безработных граждан.

По мнению Министерства, испытывая ежегодную потребность в одних и тех же специалистах и закрывая её за счет иностранных граждан, ИП Павлюк П.В. не проявил заинтересованность в обучении российских граждан, в том числе признанных безработными, под гарантированное трудоустройство. Органы службы занятости организуют профессиональное обучение безработных граждан, период обучения составляет 3-4 месяца, однако после обучения большинство граждан оказываются невостребованными, так как работодатели нацелены на привлечение иностранных работников;

- трудоустройство российских граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации и готовых к переезду в Приморский край.

Так, заявленные работодателем вакансии размещаются в информационно-аналитической системе «Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - портал Роструда) для возможности подобрать работников как с территории Приморского края, так и из других регионов страны. Резюме соискателей из числа российских граждан по профессии «оператор технологических установок» и «мастер по ремонту технологического оборудования» были размещены на портале Роструда с пометкой «готов к переезду» и продолжали быть актуальными в октябре 2020 года, т.е. на момент вынесения Министерством отрицательного заключения, однако предприниматель не захотел трудоустраивать таких российских граждан.

Помимо этого, Министерство указало на то, что в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 распоряжениеv Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений» въезд иностранных граждан в Российскую Федерацию (в том числе граждан КНР) в октябре 2020 года был ограничен.

На основании полученных от Министерства заключений по результатам рассмотрения заявлений ИП Павлюка П.В. Управлением за № 16 и № 17 были приняты решения от 22.10.2020 об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным работникам и лицам без гражданства.

Не согласившись с действиями Министерства при выдаче названных заключений и отказами Управления, посчитав, что они нарушают законные права и интересы предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав законность оспариваемого решения, суд полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 17 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ).

Пункт 1 статьи 2 Закона № 115-ФЗ определяет, что иностранный работник – это иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

разрешение на работу – это документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона № 115-ФЗ работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать, в том числе, иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Законом № 115-ФЗ закреплен принцип приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда (пункт 5 статьи 13.5, пункт 1 статьи 18). По общему правилу работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона № 115-ФЗ разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации.

Выдачу заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относит и подпункт 14 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Пунктами 7, 8 Порядка оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, утв. приказом Минтруда России от 24.10.2014 № 795н, установлено, что в течение десяти рабочих дней с момента поступления запроса о выдаче заключения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений о привлечении и об использовании иностранных работников, поступивших от центров занятости населения, или на основании самостоятельно проведенного анализа информации, указанной в пункте 5 настоящего Порядка, осуществляется подготовка заключения, форма которого предусмотрена приложением № 5 к настоящему Порядку, с учетом указанных в пункте 8 настоящего Порядка случаев принятия решения о целесообразности или нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям.

Заключение, содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по определенным профессиям, специальностям, должностям, выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случаях:

- отсутствия в регистре получателей услуг сведений о потребности работодателя, заказчика работ (услуг) в работниках для замещения свободных рабочих мест, по которым работодателем подано заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

- если срок представления сведений о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в центр занятости населения составляет менее одного календарного месяца на дату получения запроса о выдаче заключения;

- наличия российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки и зарегистрированных в центрах занятости населения в целях поиска подходящей работы (безработных граждан);

- наличия отказа работодателя, заказчика работ (услуг) в приеме на работу российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки, включая проживающих в другой местности;

- наличия отказа работодателя, заказчика работ (услуг) в привлечении на работу российских граждан, проживающих в трудоизбыточных регионах и имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки;

- отсутствия в перечне профессий (специальностей, должностей) для привлечения иностранных работников на очередной год, утвержденном в установленном порядке, рабочих мест, на которые работодатель, заказчик работ (услуг) подал заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников, кроме случаев, когда привлекаются иностранные работники, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу не распространяются;

- наличия возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.

Изложенное свидетельствует о том, что несоблюдении работодателем норм законодательства о приоритетном замещении свободных рабочих мест именно российскими гражданами дает основание для выдачи органом государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям (Решение Верховного Суда РФ от 06.02.2014 № АКПИ13-1299).

Порядок получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников предусмотрен Административным регламентом МВД по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного приказом МВД России от 01.08.2020 № 541 (далее - Регламент).

В соответствии с пунктом 71 Регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников является поступление из органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям (пункт 71.1).

Оценив доводы Министерства в обоснование принятых им заключений от 13.10.2020, суд не находит оснований с ними не согласиться, поскольку они основаны на официальных данных и соответствуют сведениям, представленным в материалы дела третьим лицом, в связи с чем доводы заявителя об их несоответствии фактическим обстоятельствам суд отклоняет.

Довод заявителя о том, что соответствующие доказательства ему не были представлены Министерством, суд также отклоняет, поскольку Порядок оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, утв. приказом Минтруда России от 24.10.2014 № 795н, не предусматривает при выдаче заключений обязанность Министерства по раскрытию такой информации перед работодателем.

Ссылка заявителя на то, что им были изменены требования к испрашиваемым специалистам по профессиям «оператор технологических установок» и «мастер по ремонту технологического оборудования» и из обязательных требований было исключено знание китайского языка, а также увеличен уровень заработной платы до 36000 руб., судом отклоняется, поскольку на момент выдачи оспариваемых заключений требования к вакансиям изменены предпринимателем не были, такие сведения были им представлены только 14.10.2020, то есть после выдачи Министерством отрицательного заключения в привлечении иностранных работников, при этом знание китайского языка было им включено в графу «Дополнительные пожелания к кандидатуре работника».

Кроме того, при повторном обращении в УВМ УМВД России по Приморскому краю с заявкой № 571 от 13.11.2020 ИП Павлюк П.В. с учётом новых требований к вакансиям получил от Министерства положительное заключение от 18.11.2020 № 572/20.

Пункт 8 Порядка оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, утв. приказом Минтруда России от 24.10.2014 № 795н, также предусматривает, что отрицательное заключение выдаётся в случае, если срок представления сведений о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в центр занятости населения составляет менее одного календарного месяца на дату получения запроса о выдаче заключения.

Таким образом, сведения о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей), представленные заявителем в службу занятости 14.10.2020, не могут быть учтены судом при оценке заключений Министерства от 13.10.2020 № 532/20 и № 533/20.

Учитывая вышеизложенное, при вынесении заключений и принятии отказов как Министерство труда и социальной политики Приморского края, так и Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю действовали в соответствии с требованиями действующего законодательства о занятости населения в Российской Федерации и о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия Министерства при выдаче заключений и отказы Управления являются законными и обоснованными и не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с этим суд отказывает в удовлетворении требований заявителя в вышеуказанной части.

В части требования заявителя о возврате государственной пошлины в сумме 27000 руб. суд также не находит оснований для их удовлетворения в силу следующего.

В соответствии со статьей 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Согласно подпункту 5.2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении в уполномоченные органы или к должностным лицам за совершением юридически значимых действий до подачи заявления и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Порядок возврата или зачета уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, в том числе за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников, определен статьей 333.40 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 333.40 НК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, подлежит возврату. Так, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ), в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие (подпункт 4 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ), а также в случае возвращения заявления о совершении юридически значимого действия и (или) документов без их рассмотрения уполномоченным органом (должностным лицом), совершающим данное юридически значимое действие (подпункт 7 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ).

Аналогичные основания названы и в пункте 81.5 Регламента.

При этом пункт 87 Регламента прямо обязывает подразделение по вопросам миграции зарегистрировать все принятые заявления и ходатайства, в том числе поступившие в форме электронного документа с использованием Единого портала; возврат их заявителю без рассмотрения в соответствии с Регламентом не допускается.

В связи с тем, что заявление ИП Павлюка П.В. от 02.10.2020 было принято и рассмотрено, по нему было принято соответствующее решение (хотя бы и отрицательное для заявителя), уплаченная им государственная пошлина в размере 27000 руб. возврату не подлежит.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2900 руб. (300 руб.* 2 неимущественных требования об оспаривании ненормативных актов Управления + 300 руб. за оспаривание действий Министерства + 2000 руб. по имущественному требованию о возврате госпошлины в сумме 27000 руб.), а также судебные издержки по оплате почтовых расходов в силу статей 110, 112 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.

Последним при обращении в суд надлежащим образом оплачена госпошлина в сумме 600 руб. (платёжное поручение № 12 от 03.02.2021), в связи с чем взысканию в заявителя в доход федерального бюджета подлежит госпошлина ещё в сумме 2300 руб.

Поскольку госпошлина в общей сумме 600 руб., уплаченная по чеку ПАО Сбербанк на сумму 300 руб. от 28.12.2020, номер операции 4819353 и по чеку ПАО Сбербанк на сумму 300 руб. от 28.12.2020, номер операции 7993153, в адрес получателя платежа УФК по Приморскому краю (ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока), уплачена ненадлежащим образом, то данная сумма подлежит возврату из бюджета применительно к положениям статей 104 АПК РФ, 333.40 НК РФ.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Павлюка Павла Владимировича о признании недействительными отказов Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю от 22.10.2020 № 16, № 17 в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников, разрешений на работу, об обязании возвратить уплаченную государственную пошлину за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников, разрешений на работу в размере 27000 руб., о признании незаконными действий (бездействия) Министерства труда и социальной политики Приморского края при вынесении заключений от 13.10.2020 № 533/20, № 522/20 о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников заявленным профессиям, о распределении судебных издержек отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Павлюка Павла Владимировича (ИНН 252000181100, ОГРНИП 305251108800344, дата государственной регистрации 29.03.2005) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2300 (две тысячи триста) рублей.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Павлюку Павлу Владимировичу государственную пошлину в общей сумме 600 (шестьсот) рублей, уплаченную в адрес получателя платежа УФК по Приморскому краю (ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока) по чеку ПАО Сбербанк на сумму 300 рублей от 28.12.2020, номер операции 4819353 и по чеку ПАО Сбербанк на сумму 300 рублей от 28.12.2020, номер операции 7993153.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Судья Фокина А.А.