АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-3768/2012
03 августа 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 03 августа 2012 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Карандашовой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гориченко М.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального образования Находкинский городской округ в лице администрации Находкинского городского округа (ИНН<***>, ОГРН <***>, дата гос.регистрации 26.10.1999)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Приморскому краю) (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата гос.регистрации 15.01.2003)
3-и лица: Департамент финансов Приморского края, Управление внутренних дел по Приморскому краю,
о взыскании 1 184 099 руб.
при участии
от истца: ведущий специалист ФИО1, доверенность от 18.04.2012 № 1.31-0727 с частичн.спец.полн., пост.,
от Минфина России: специалист ФИО2 по доверенности от 26.10.2011 № 20-11-29/43 на представлен.интересов, пост.
от Департамента финансов Приморского края: ФИО3, доверенность от 16.08.2011 № 7 с огранич.полн. пост.,
от УВД по Приморскому краю: не явился, надлежаще извещен,
установил:
Муниципальное образование Находкинский городской округ в лице администрации Находкинского городского округа обратилось в суд с иском, просит взыскать с ответчика – Российской Федерации, представляемой Министерством финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, 1 184 099 рублей в возмещение убытков, причиненных администрации Находкинского городского округа.
Истец уточнил по требованию, что оно заявлено в возмещение убытков, причиненных Находкинскому городскому округу в лице администрации Находкинского городского округа и требования предъявлены к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Представитель Министерства финансов РФ исковые требования оспорил, ссылаясь на то, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление денежной компенсации эквивалентной стоимости квартиры за счет средств федерального бюджета, а спорные отношения являются межбюджетными и не относятся к компетенции арбитражного суда.
УМВД России по Приморскому краю сослалось на то, что содержание муниципального жилищного фонда, в силу закона, относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем участковых уполномоченных милиции подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета.
Департамент финансов Приморского края полагает, что если обязательства по социальной защите населения установлены на федеральном уровне, то и исполнение этих федеральных законов осуществляется за счет средств федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам. Также 3-е лицо пояснило, что в 2011-2012 годах Приморскому краю денежные средства на компенсацию расходов органов местного самоуправления в связи с предоставлением сотрудникам милиции бесплатного жилья с отоплением и освещением, установленных Законом «О милиции», не передавались.
Исследовав доказательства по делу, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме в связи со следующим.
Материалами дела установлено, что решением Находкинского городского суда от 1.03.2011 по делу № 2-412-11 на администрацию Находкинского городского округа возложена обязанность признать участкового уполномоченного милиции 2 ОМ УВД по Находскинскому городскому округу ФИО4 нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставить ему отдельную изолированную квартиру или дом по договору социального найма площадью не менее 27 кв.м. на состав семьи 2 человека.
В связи с неисполнением указанного решения суда, определением Находкинского городского суда от 25.05.2011 дело № 2-412-11 по заявлению участкового уполномоченного милиции был изменен способ и порядок исполнения решения Находкинского городского суда от 01.03.2011, и с администрации Находкинского городского округа в пользу ФИО4 взыскана денежная компенсация в виде стоимости отдельной изолированной квартиры в размере 1 184 099 руб.
На основании данного определения выдан исполнительный лист от 10.06.2011 серия ВС № 012149634, оплаченный администрацией Находкинского городского округа, что следует из платежного поручения № 2311 от 26.07.2011 на сумму 1 184 099 руб.
В связи с невозмещением из федерального бюджета истцу убытков, возникших в связи с понесенным администрацией городского округа расходами по выделению денежных средств для приобретения жилья участковому уполномоченному милиции в сумме 1 184 099 рублей, на основании статьи 16 ГК РФ администрацией Находкинского городского округа заявлены исковые требования.
В соответствии со статьей 30 Закона РФ "О милиции" от 18.04.1991 № 1026-1 сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции, - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Таким образом, Законом РФ "О милиции" органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений участковым милиции.
На настоящий момент федеральным законодателем еще не разработан порядок компенсации расходов, понесенных органом местного самоуправления при реализации полномочий, возложенных Законом.
Вместе с тем, частью 2 статьи 132 Конституции РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления могут наделаться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении N 58-О от 15.02.2005 "По жалобе администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части 1 статьи 30 ФЗ "О милиции", возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников милиции жилой площадью по установленным законодательством нормам по смыслу части 2 статьи 132 Конституции РФ предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления, компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом, в связи с чем ссылка ответчика на то, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление денежной компенсации, эквивалентной стоимости квартиры, за счет средств федерального бюджета ,судом отклоняется.
Указанная правовая позиция Конституционного Суда РФ в силу статей 6, 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
В силу статьи 35 ФЗ "О милиции", финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального, областного и муниципального бюджетов.
В соответствии со статьей 7 ФЗ "О милиции", милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную и общественной безопасности. Статьи 8 и 9 этого Закона предусматривают, что криминальная милиция и милиция общественной безопасности, созданная в пределах численности, установленной Правительством РФ, финансируется за счет средств федерального бюджета. Согласно постановлению Правительства РФ от 07.12.2000 № 926, участковые уполномоченные входят в структуру милиции общественной безопасности.
Составление проекта федерального бюджета, сводной бюджетной росписи федерального бюджета, организация исполнения федерального бюджета, осуществление предварительного и текущего контроля за исполнением федерального бюджета, открытие лицевых счетов главных распорядителей, бюджетных учреждений в соответствии со ст.ст.165-167,171 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ относится к компетенции Министерства финансов Российской Федерации.
В связи с изложенным, а также учитывая положения ст.ст.16, 125, 126, 1069 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает, что взыскиваемые администрацией Находкинского городского округа убытки в размере 1 184 099 руб. подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Ссылка представителя Минфина России на то, что данный спор является бюджетным, судом отклоняется как несоответствующая материалам дела: предметом иска является взыскание убытков (ст. 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), субъектный состав участников спора соответствует положениям ст. 27 АПК РФ.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального образования Находкинский городской округ в лице администрации Находкинского городского округа 1 184 099 (один миллион сто восемьдесят четыре тысячи девяносто девять) рублей в возмещение убытков; в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску на 24 840 (двадцать четыре тысячи восемьсот сорок) рублей 99 копеек.
Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья Карандашова Е.В.