ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-3816/2022 от 23.06.2022 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-3816/2022

23 июня 2022 года

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Бурова А.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску общества с ограниченной ответственностью "АВАРИЙНЫЕ КОМИССАРЫ" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к страховому акционерному обществу "ВСК" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 181 374 руб.,

установил: общество с ограниченной ответственностью "АВАРИЙНЫЕ КОМИССАРЫ" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к страховому акционерному обществу "ВСК" о взыскании 181 374 рублей страхового возмещения, неустойки в размере 1% от неисполненного обязательства за каждый день просрочки с 08.07.2021 г. по день фактического исполнения, 15 000 рублей стоимости экспертизы, 15 000 рублей расходов за рассмотрение обращения финансовым уполномоченным и 30 000 рублей судебных расходов.

Истец, ответчик, о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства уведомлены надлежащим образом.

Решение по настоящему делу принято арбитражным судом 29.04.2022 согласно части 1 статьи 229 АПК РФ путем подписания резолютивной части решения, разместив ее на официальном сайте арбитражного суда в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

От истца поступила апелляционная жалоба, в связи с чем, в соответствии с пунктом 39 Постановления пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 №10 «О некоторых вопросах применения судами положений гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» судом изготовлено мотивированное решение.

Ответчик требования оспорил по доводам, изложенным в отзыве на иск.

Исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее.

Как следует из искового заявления, ФИО1 на а/м «Toyota Prius» гос.рег.знак <***>, 02 июня 2021 г. в 13:30 по адресу: Приморский край, г. Артем, <...> стал участником ДТП.

Документы о ДТП были оформлены его участниками без уполномоченных на то сотрудников полиции, путем заполнения извещения о ДТП (европротокол).

В извещении о ДТП указано, что данные о ДТП были переданы в АИС ОСАГО с использованием мобильного приложения РСА «ДТП Европротокол», ДТП № 49610.

По договору цессии от 1 июня 2021 г. № 26948В право требования задолженности в размере страхового возмещения от ФИО2 передано ООО «Аварийные Комиссары».

С целью достоверного определения размера ущерба, причиненного автомобилю «Toyota Тоуоасе» в результате дорожно-транспортного происшествия, истцом была проведена экспертиза для определения рыночной стоимости восстановительного ремонта. Проведение экспертизы было поручено независимым экспертам. После вышеуказанного ДТП сумма затрат на восстановительный ремонт ТС с учетом износа по отчету составляет 281 374,00 рублей.

16.06.2021 г. истец обратился в САО «ВСК» с заявлением о страховой выплате.

25.06.2021 г. САО «ВСК» произвело выплату страхового возмещения в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с принятым решением, ООО «Аварийные Комиссары» направило претензию в адрес САО «ВСК».

15.07.2021г. и 08.09.2021г. Страховщику поступили заявления ООО «Аварийные комиссары», содержащие требования о пересмотре ранее принятого решения по заявленному убытку, в связи с допущенной ошибкой при регистрации ДТП в приложении «ДТП Европротокол», с приложением копии постановления по делу об административном правонарушении № от 05.07.2021, протокола об административном правонарушении № 25ПК2789752 от 05.07.2021г.

Письмом от 09.08.2021г., 13.09.2021г., 04.10.2021г. Страховщик уведомил ООО «Аварийные Комиссары» об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, так как в представленных фото и видеосъёмки геоданные (широта и долгота) не совпадает с местом дорожно-транспортного происшествия, которое указано в административном материале.

Не согласившись с принятым решением, 07.11.2021 ООО «Аварийные Комиссары» обратилось к финансовому уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг о взыскании доплаты страхового возмещения и неустойки за нарушение сроков выплаты страхового возмещения.

07.02.2022 службой финансового уполномоченного вынесено решение об отказе в удовлетворении требований.

Не согласившись с решением финансового уполномоченного, истец обратился в суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.

Оценив представленные доказательства в соответствии со статьями 65, 71 АПК РФ, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в силу следующего.

Согласно статье 12 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной настоящим Федеральным законом, путем предъявления страховщику заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.

Пунктом 4 статьи 11.1 Закона № 40-ФЗ предусмотрено, что в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 000 рублей 00 копеек.

Согласно пункту 1 статьи 11.1 Закона 40-ФЗ оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия в том числе обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств врезультате дорожно-транспортного происшествия, если характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 11.1 Закона № 40-ФЗ) и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, заполненном водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

Согласно пункту 6 статьи 11.1 Закона 40-ФЗ при оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня) видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 Закона № 40-ФЗ, при отсутствии таких разногласий данные одорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Закона № 40-ФЗ, одним из следующих способов:

с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;

с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

Требования к техническим средствам контроля, составу информации о дорожно-транспортном происшествии и порядок представления такой информации страховщику, обеспечивающий получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 11.1 Закона 40-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 28.08.2019 № 1108 «Об утверждении Правил представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии, обеспечивающих получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, и требований к техническим средствам контроля и составу информации о дорожно-транспортном происшествии, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 28.08.2019 № 1108) утверждены Правила представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии, обеспечивающие получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии и Требования к техническим средствам контроля и составу информации о дорожно-транспортном происшествии.

Подпунктом «г» пункта 5 Требований к техническим средствам контроля и составу информации о дорожно-транспортном происшествии установлено предоставление координат места проведения фотосъемки, определяемые автоматически с использованием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации и (или) по базовым станциям систем подвижной радиотелефонной связи.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 01.10.2014 г. № 1002 (с изм. от 25.04.2016 г.) «Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации», потерпевший в дорожно-транспортном происшествии, являющийся страхователем, в течение 5 рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия представляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, следующие документы и материалы: а) экземпляр бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный водителями транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию; б) заявление о прямом возмещении убытков; в) электронный носитель с информацией, содержащей фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты местоположения технического средства контроля; г) заявление о том, что информация, указанная в подпункте "в" настоящего пункта, является некорректированной.

Согласно п. 3. Постановления Правительства РФ от 01.10.2014г. № 1002, фото- или видеосъемка, указанная в подпункте "в" пункта 2 настоящих Правил, должна быть выполнена в течение не более 60 минут после дорожно-транспортного происшествия и включать изображения: а) государственных регистрационных знаков транспортных средств участников дорожно-транспортного происшествия или идентификационных номеров (VIN) (в случае отсутствия государственных регистрационных знаков транспортных средств); б) мест повреждения транспортного средства; в) взаимного расположения транспортных средств участников дорожно-транспортного происшествия с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам; г) государственного регистрационного знака транспортного средства свидетеля дорожно-транспортного происшествия (при наличии).

Из материалов дела следует, что данные о ДТП были переданы в АИС ОСАГО с использованием мобильного приложения РСА «ДТП Европротокол», ДТП № 49610, адрес ДТП: <...>.

Вместе с тем, как следует из пояснений ответчика, геоданные (широта и долгота) не совпадают с местом дорожно-транспортного происшествия, которое указано в административном материале (г. Артем. ФИО3 д.34). Согласно геоданным, адресом ДТП является <...>.

Таким образом переданные данные о ДТП не соответствуют Постановлению Правительства РФ от 28.08.2019 № 1108 и пункту 6 статьи 11.1 Закона 40-ФЗ.

Ссылка истца на постановление по делу об административном правонарушении № 18819025200030787793 от 05.07.2021 и протокол об административном правонарушении № 25ПК2789752 от 05.07.2021, в которых указано, что ДТП произошло по адресу <...> судом не принимается, поскольку рассматриваемое ДТП (ДТП № 49610 от 02.06.2021) оформлено сотрудниками полиции 05.07.2021, то есть после осуществления ответчиком страхового возмещения.

Как усматривается из материалов дела, истец обратился к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения в порядке ст.11.1 Закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ (в ред. ФЗ от 21.07.2014г. № 223-ФЗ, далее ФЗ об «ОСАГО»), предоставив комплект документов о дорожно-транспортном происшествии, оформленных без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

Ответчик, признав случай страховым, произвел выплату страхового возмещения в пределах лимита, установленного ст. 11.1 ФЗ об «ОСАГО». Факт осуществления выплаты страхового возмещения подтверждается платежным поручением № 53001 от 25.06.2021 на сумму 100 000 рублей.

Согласно пункту 8 статьи 11.1 Закона № 40-ФЗ потерпевший, которому осуществлено страховое возмещение вреда, причиненного его транспортномусредству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии со статьей 11.1 Закона № 40-ФЗ, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате такого происшествия, в той части, в которой совокупный размер осуществленного потерпевшему страхового возмещения и предъявленного страховщику дополнительного требования о возмещении указанного вреда превышает предельный размер страхового возмещения, установленный пунктами 4 и 6 статьи 11.1 Закона № 40-ФЗ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что у ответчика отсутствовали основания для увеличения лимита ответственности, установленного пунктом 4 статьи 11.1. Закона № 40-ФЗ, в связи с чем требование о взыскании страхового возмещения, превышающего лимит в 100 000 рублей, удовлетворению не подлежит.

Пунктом 21 статьи 12 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрено, что в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховой выплате или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или выдать ему направление на ремонт транспортного средства с указанием срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховой выплате.

При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или возмещения причиненного вреда в натуре страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере одного процента от определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом размера страховой выплаты по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.

В пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» указано, что неустойка исчисляется со дня, следующего за днем, установленным для принятия решения о выплате страхового возмещения, то есть с 21-го дня после получения страховщиком заявления потерпевшего о страховой выплате и документов, предусмотренных Правилами ОСАГО, и до дня фактического исполнения страховщиком обязательства по договору включительно.

Истец обратился к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения 16.06.2021, заявление о выплате страхового возмещения получено САО «ВСК» 17.06.2021. САО «ВСК» произвело выплату страхового возмещения в размере 100 000 рублей 25.06.2021 согласно платежному поручению № 53001,то есть в пределах предусмотренного срока (пункт 21 статьи 12 Закона № 40-ФЗ), в связи с чем требование о взыскании неустойки за нарушение срока выплаты страхового возмещения удовлетворению не подлежит.

Согласно части 1 статьи 15 Закона № 123-ФЗ финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении финансовых организаций, включённых в реестр, указанный в статье 29 Закона № 123-ФЗ (в отношении финансовых услуг, которые указаны в реестре), или перечень, указанный в статье 30 Закона № 123-ФЗ, если размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей (за исключением обращений, указанных в статье 19 Закона № 123-ФЗ) либо если требования потребителя финансовых услуг вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», и если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трёх лет.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 123-ФЗ под потребителем финансовых услуг понимается физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В то же время, требование третьего лица, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации, о взыскании платы за рассмотрения обращения финансовым уполномоченным не является требованием потребителя, вытекающим из оказания ему финансовых услуг, в связи с чем такое требование третьего лица не соответствует статье 15 Закона № 123-ФЗ.

С учетом изложенного, требование о взыскании 15 000 рублей расходов за рассмотрение спора финансовым уполномоченным удовлетворению не подлежит.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 16.1 Закона № 40-ФЗ в редакции, действующей с 01.06.2019, при наличии разногласий между потерпевшим, являющимся потребителем финансовых услуг, определенным в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия указанного потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи указанному потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства указанный потерпевший должен направить страховщику письменное заявление, а страховщик обязан рассмотреть его в порядке, установленном Законом № 123-ФЗ.

При составлении заявления потребитель может использовать стандартную форму заявления в финансовую организацию, утвержденную решением Совета Службы финансового уполномоченного от 12.04.2019 (протокол № 4) в соответствии с частью 2 статьи 16 Закона № 123-ФЗ и размещенную на официальном сайте финансового уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.nnombudsman.ru). Указанная форма не предполагает обязательное приложение к ней экспертного заключения, кроме того, для ее заполнения не требуется специальных юридических познаний.

В рассматриваемом случае экспертное заключение ООО «Олимп» № 190А/2021 от 23.09.2021подготовлено по инициативе самого заявителя.

Поскольку законом установлен претензионный порядок, который не требует проведения независимой экспертизы для подтверждения заявленных требований, расходы на независимую экспертизу понесены истцом по своему усмотрению, без необходимости в этом, в связи с чем не подлежат взысканию с ответчика.

В силу статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).

Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, судебные расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 229 АПК РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

В иске отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение 15 дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Буров А.В.