АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-382/2020
08 июля 2020 года
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Е.М.Попова,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.В.Романовой, рассмотрев в судебном заседании 07 июля 2020 года делопо заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Альфекка» (ИНН 2537026663, ОГРН 1022501804951, дата регистрации 25.12.2001)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Приморскому краю (ИНН 3000014 , ОГРН 2539000011 , дата регистрации 01.01.2012)
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю
о признании незаконными действий по отказу в принятии налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 4-й квартал 2018 года и за 2-й квартал 2019 года,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1,
от инспекции – ФИО2,
от управления – ФИО3,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Альфекка» (далее – заявитель, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Приморскому краю (далее – инспекция, налоговый орган)о признании незаконными действий по отказу в принятии налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 4-й квартал 2018 года и за 2-ой квартал 2019 года; в качестве восстановления нарушенных прав просит обязать Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
В обоснование требований в заявлении Общество указало на незаконность действийналогового органа по отказу в приеме налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 4-й квартал 2018 года и за 2-ой квартал 2019 года, нарушающих права и законные интересы Общества, поскольку указанная налоговая отчетность в электроном виде подана директором Общества ФИО4, подписана им усиленной квалифицированной электронной подписью.Удостоверяющий центр - АО «Калуга Астрал» подтвердил действительность сертификата электронной подписи, выданного ФИО4 директору ООО «Альфекка», в момент подписания спорных деклараций.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление, считает действия по отказу в приеме налоговых деклараций законными, пояснил, что установленные в ходе проверочных мероприятий обстоятельства, свидетельствуют о компрометации ЭЦП ФИО4
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю в письменном отзыве на заявление поддержало позицию Инспекции в полном объеме.
Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, Общество с ограниченной ответственностью «Альфекка» зарегистрировано в качестве юридического лица 25.12.2001, с 27.04.2009 состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Приморскому краю, адрес места нахождения «<...>». Основной (заявленный) вид деятельности: «Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием». Руководителем, учредителем ООО «Альфекка» (доля 100%) с 14.04.2014 значиться ФИО4.
Общество, являясь в соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – налоговый кодекс) плательщиком налога на добавленную стоимость (далее – НДС), представило в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет в электронном виде путем передачи по телекоммуникационным каналам связи: 25.01.2019 - налоговую декларацию по НДС за 4-й квартал 2018 года, 01.02.2019 - уточненную (корректировка №1) налоговую декларацию по НДС за 4-й квартал 2018 года, 15.08.2019 - уточненную (корректировка №1) налоговую декларацию по НДС за 2-й квартал 2019 года, - подписанные электронной цифровой подписью, оформленной на руководителя ФИО4
Налоговой инспекцией в приеме указанной налоговой отчетности ООО «Альфекка» отказано с указанием причины: «Отсутствие, неправильное указание ЭП», «ЭП не принадлежит отправителю/подписанту документа».
Основанием для отказа в приеме налоговых деклараций послужили установленные Инспекцией в ходе мероприятий налогового контроля обстоятельства.
Инспекцией проведен допрос ФИО4 (протокол от 26.08.2019 №67), в ходе которого установлено, что участие ФИО4 в обществе носит «номинальный» характер, он сообщил, что формально является руководителем ООО «Альфекка», однако финансово-хозяйственную деятельность от имени ООО «Альфекка» не осуществляет, налоговую отчетность не подписывал, ключ электронной цифровой подписи находится у ФИО5
В материалах, представленных Инспекцией, имеется доверенность от 26.03.2019 серия 25АА №2615499, согласно которой ООО «Альфекка» в лице директора ФИО4 уполномочивает ФИО5 быть представителем ООО «Альфекка» «в органах ИФНС России, в том числе в единомрегистрационном центре МИФНС России по Приморскому краю, по вопросу государственной регистрации изменений, вносимых в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ». Данной доверенностью не предусмотрено право подписания налоговой отчетности ООО «Альфекка» ЭЦП, принадлежащей ФИО4
25.02.2020 ФИО4 в налоговый орган подано заявление по форме №Р34001 о недостоверности сведений об учредителе (участнике) ООО «Альфекка».
Приняв во внимание указанные обстоятельства, а также то, что передача ЭЦП другому лицу не предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации, так как электронная подпись носит идентифицирующий характер и служит средством для подтверждения намерений определенного лица, налоговый орган пришел к выводу о компрометации ЭЦП ФИО4
Полагая действия Инспекции по отказу в приеме налоговых деклараций незаконными, Общество обратилось в вышестоящий налоговый орган с жалобами от 27.08.2019 №№12/1-20, 12/1-21 (вх. от 29.08.2019 №№ 62620,62621).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 10.10.2019 №13-09/38429@ жалобы Общества на действия (бездействие) МИФНС России №12 по Приморскому краю оставлены без удовлетворения.
Несогласие Общества с действиями Инспекции по отказу в принятии налоговых деклараций по НДС за 4-й квартал 2018 года и за 2-й квартал 2019 года, послужили основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав доводы представителей сторон,оценив имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, суд пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пунктам 1, 3, 4, 5, 6, 7 статьи 80 Налогового кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено НК РФ, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с НК РФ в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Судом установлено, что Обществом представило в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет в электронном виде путем передачи по телекоммуникационным каналам связи: 25.01.2019 - налоговую декларацию по НДС за 4-й квартал 2018 года, 01.02.2019 - уточненную (корректировка №1) налоговую декларацию по НДС за 4-й квартал 2018 года, 15.08.2019 - уточненную (корректировка №1) налоговую декларацию по НДС за 2-й квартал 2019 года, - подписанные электронной цифровой подписью, оформленной на руководителя ФИО4
ФИО4, допрошенный налоговым органом в качестве свидетеля, свое отношение к деятельности общества отрицал, из протокола допроса от 26.08.2019 №67 следует, что участие ФИО4 в деятельности Общества носит «номинальный» характер, он сообщил, что формально является руководителем ООО «Альфекка», однако финансово-хозяйственную деятельность от имени ООО «Альфекка» не осуществляет, налоговую отчетность не подписывал, ключ электронной цифровой подписи находится у ФИО5
В связи с указанными обстоятельствами налоговый орган пришел к выводу о том, что содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о руководителе и учредители Общества недостоверны.
В тоже время к основаниям для отказа в приеме налоговой отчетности, указанным в пункте 28 Административного регламента, относятся: отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом; отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы; представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату); отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации; отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи; представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Согласно пункту 194 Административного регламента должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет наличие оснований, указанных в пункте 28 данного Административного регламента, и правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов:
1) для физического лица: фамилии, имени, отчества (при наличии);
2) для организации:
а) полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования);
б) ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации;
в) вида документа: первичный (корректирующий);
г) наименования налогового органа;
д) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
При получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия: проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя; формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю;
3) проверяет наличие оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента (пункт 213 Административного регламента.
На основании пункта 1 статьи 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Судом установлено, что представленные налоговые декларации по НДС подписаны руководителем общества ФИО4, статус которого в качестве директора общества на момент подачи деклараций подтверждался сведениями из ЕГРЮЛ; протокол допроса свидетеля не могут быть признаны достаточными доказательствами подписания заявления неуполномоченным лицом; ни налоговым законодательством, ни Административным регламентом для целей принятия инспекцией налоговой отчетности не установлены такие полномочия, как оценка достоверности подписи лица на налоговой декларации, установление реальности исполнения обязанностей руководителем юридического лица, иного лица, подписавшего декларацию.
Суд пришел к выводу о том, что приведенные налоговым органом обстоятельства могли быть учтены при проведении в установленном порядке проверки достоверности сведений, содержащихся в налоговой декларации, но не могут служить основанием для отказа в принятии декларации; неосуществление обществом финансово-хозяйственной деятельности, недостоверность и неполнота сведений, содержащихся в налоговой декларации, подлежат установлению в рамках проведения мероприятий налогового контроля.
На налоговый орган возложена обязанность по принятию от налогоплательщика деклараций, представленных по установленной форме. Отказ в принятии декларации возможен налоговым органом только по исчерпывающему перечню оснований, определенных Административным регламентом.
Деятельность налогового органа по реализации функции по принятию налоговой декларации, осуществляемая в рамках полномочий налогового органа, в силу положений статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» является государственной услугой, на которую распространяются требования указанного закона.
В силу пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
То, что функция по приему налоговой декларации является государственной услугой, свидетельствует, в частности, наличие Административного регламента.
Неправомерный отказ в принятии декларации нарушает право налогоплательщика на получение государственной или муниципальной услуги.
Так как прием деклараций является государственной услугой, в соответствии с регламентирующими ее стандартами, при отсутствии оснований, установленных пунктом 28 Административного регламента, соответствующим и своевременным ее оказанием будет являться выполнение действий, предусмотренных пунктом 215 Административного регламента, а именно в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) осуществляется регистрация налоговой декларации; формируется квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата); отправляется квитанция о приеме заявителю.
На основании исследования установленных фактических обстоятельств и оценки имеющихся в деле доказательств, в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что оснований для отказа в принятии налоговых деклараций по НДС за 4-й квартал 2018 года и за 2-й квартал 2019 года, у Инспекции не имелось, поскольку данный отказ препятствует реализации налогоплательщику возложенной на него обязанности по представлению налоговой отчетности.
Иные доводы сторон, оценка которых не нашла отражения в тексте настоящего решения, не имеют самостоятельного значения для разрешения спора по существу.
В связи с удовлетворением заявленных требований, судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Приморскому краю по отказу Обществу с ограниченной ответственностью «Альфекка» в принятии налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 4-й квартал 2018 года и за 2-ой квартал 2019 года признать незаконными.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №12 по Приморскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Альфекка».
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Приморскому краю в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Альфекка» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Альфекка» из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 10.01.2020 №1 государственную пошлину в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Справку на возврат выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Попов Е.М.