АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-3935/2021
25 августа 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена августа 2021 года .
Полный текст решения изготовлен августа 2021 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Намзырай С.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «Школа водного спорта» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 22.10.2015)
к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 04.08.2000)
третьи лица: Администрация города Владивостока, АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», Общество с ограниченной ответственностью «СИБФАРМСЕРВИС» (690014, <...>)
о признании незаконным решения; об обязании заключить договор аренды на земельный участок,
при участии: от заявителя - директор ФИО1, протокол общего собрания участников от 14.03.2019 № 4, от ООО «СИБФАРМСЕРВИС» - он же, решение от 10.02.2020 № 19, от ответчика и Администрации г. Владивостока - ФИО2, доверенности от 25.12.2020 № 28/5-11142 , от 18.12.2020 № 1-3/4739,
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Школа водного спорта» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления муниципальной собственности г. Владивостока об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 2093 кв.м., кадастровый номер 25:28:020037:2617 для «Строительства жилого комплекса в районе ул. Леонова, 86, в г. Владивостоке», оформленного письмом № 22831/20у от 29.12.2020; об обязании заключить договор аренды на данный земельный участок.
АО «КРДВ» в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 5 статьи 156, частью 2 статьи 200 АПК РФ суд рассмотрел дело в его отсутствие.
В судебном заседании заявитель требование поддержал, по изложенным в заявлении основаниям, полагает, что отказ ответчика в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка является незаконным и нарушающим права и интересы общества. Заявитель указал, что являясь резидентом свободного порта Владивосток, он обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в установленном законом порядке, представив необходимые документы, отсутствие которых изначально явилось препятствием для предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка.
По мнению заявителя, принятый 15.10.2020 Федеральный закон №318-Ф3 о признании утратившим силу пп.33 п.2 ст.39.6 и пп 18 п. 8 ст.39.8 ЗК РФ, положенный в основу оспариваемого отказа, ухудшает правовое положения заявителя и не может быть применен при рассмотрении заявления ООО « Школа водного спорта», поскольку в отношении общества принято распоряжение о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка, которое обязывает орган местного самоуправления заключить договор аренды земельного участка в соответствии со ст. 39.17 ЗК РФ.
Представитель ответчика и Администрации г. Владивостока заявленные требования не признал, указав, что оспариваемый заявителем отказ в предоставлении в аренду спорного земельного участка был принят на основании действующих на момент его вынесения положений земельного законодательства, в связи с чем заявленные обществом требования удовлетворению не подлежат.
Представитель АО «КРДВ» в отзыве на заявление указал, что считает требования общества подлежащими удовлетворению, поскольку на момент заключения соглашения между АО «КРДВ» и ООО «Школа водного спорта», а также получения статуса резидента Федеральный закон № 318-ФЗ еще не вступил в силу. Третье лицо полагает, что отказ УМС г. Владивостока нарушает права и законные интересы резидента и влечет невозможность исполнения его обязательств по соглашению об осуществлении деятельности резидента СПВ.
ООО «СИБФАРМСЕРВИС» в письменном отзыве поддержало по существу требования общества, пояснив, что спорный земельный участок налагается на земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:198 площадью 12057 кв.м., ранее предоставленный ООО «Сибфармсервис» постановлением Главы Администрации МО Фрунзенский район г. Владивостока № 163 от 24.04.2000 в постоянное (бессрочное) пользование для строительства и дальнейшей эксплуатации административно-жилого комплекса площадью 12057 кв.м., который был впоследствии снят с кадастрового учета в результате противоправных действий третьих лиц.
Исследовав материалы дела, суд установил, что ООО «Школа водного спорта» является резидентом свободного порта Владивосток на основании заключенного им 22.05.2018 с акционерным обществом «Корпорация развития Дальнего Востока» соглашения об осуществлении деятельности резидента № СПВ-681/18. ООО «Школа водного спорта» внесено в реестр резидентов СПВ и ему выдано свидетельство от 24.05.2018 № 25000000681.
10.12.2018 года в соответствии со ст.ст. 39.14, 39.15 ЗК РФ, распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 10.12.2018 № 879-вр ООО «Школа водного спорта» предварительно согласовано предоставление земельного участка пл. 2093 кв.м, из земель населенных пунктов, местоположение: Приморский край, ул. Леонова, д.86, в границах зоны застройки многоэтажными жилыми домами (9этажей и более) (Ж4). Установлен вид разрешенного использования земельного участка: «Многоэтажная жилая застройка».
Земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 25:28:020037:2617.
В соответствии с пунктом 1.1 названного соглашения от 22.05.2018 № СПВ-681/18 (в редакции дополнительного соглашения № 1) резидент принял на себя обязательства по реализации инвестиционного проекта «Строительство жилого комплекса в районе ул. Крыгина, г. Владивосток» в соответствии с представленной заявкой и бизнес-планом в период с 2018 по 2022 гг.
В рамках инвестиционного проекта резидент осуществляет следующие виды деятельности (пункт 1.3 Соглашения):
-строительство жилых и нежилых зданий;
-покупка и продажа собственного недвижимого имущества;
-аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.
В соответствии с пунктом 1.4. соглашения (в редакции дополнительного соглашения № 1) резидент осуществляет данную деятельность на территории Владивостокского городского округа в границах земельного участка ориентировочной площадью 6 456 кв.м. в кадастровом квартале 25:28:020037 в районе ул. Леонова, д. 86.
Земельный участок, указанный в пункте 1.4. резидент планировал образовать путем объединения вновь образованного земельного участка площадью 2 093 кв.м. и ранее учтенного земельного участка площадью 4 363 кв.м. с кадастровым номером 25:28:020037:161.
10.12.2020 с целью исполнения условий соглашения ООО «Школа водного спорта» обратилось в Управление муниципальной собственности г. Владивосток с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 25:28:020037:2617, площадью 2093 кв.м., расположенного по адресу: <...> в районе д. 86.
22.12.2020 от ООО «Школа водного спорта» поступили дополнения к заявлению от 10.12.2020.
Решением, оформленным письмом от 29.12.2020 № 22831/20у, Управление муниципальной собственности г. Владивостока отказало обществу в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:020037:2617 по мотиву вступления в силу изменений в земельном законодательстве РФ, отменяющих преференции, в соответствии с которыми резиденты СПВ могли получать земельные участки в аренду без проведения торгов.
Посчитав, что отказ Управления является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.
В силу части 1 статьи 10 названного Закона под резидентом свободного порта Владивосток понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории свободного порта Владивосток согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности и включены в реестр резидентов свободного порта Владивосток.
Предмет и условия соглашения об осуществлении деятельности урегулированы статьей 12 этого же Закона, частью 2 которой определено, что в течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент свободного порта Владивосток обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности, и осуществить инвестиции, в том числе капитальные вложения, в объеме и сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности.
Деятельность, не предусмотренная соглашением об осуществлении деятельности, может осуществляться резидентом свободного порта Владивосток в соответствии с законодательством Российской Федерации без применения мер государственной поддержки, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 3 статьи 12 Закона № 212-ФЗ).
В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 39.6 и подпункта 18 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период до 26.10.2020) публичные земельные участки на территории свободного порта Владивосток предоставляются резидентам в аренду без проведения торгов на срок реализации соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Законом № 212-ФЗ.
Материалами дела подтверждается, что 10.12.2020 ООО «Школа водного спорта», являясь согласно свидетельство от 24.05.2018 № 25000000681 резидентом СВП, обратилось в Управление муниципальной собственности г. Владивостока с заявлением о предоставлении предварительно согласованного земельного участка с кадастровым номером 25:28:020037:2617, площадью 2093 кв.м., расположенного по адресу: <...> в районе д. 86, в целях дальнейшей реализации инвестиционного проекта «Строительство жилого комплекса в районе улицы Крыгина, г.Владивосток», устранив причины, послужившие основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Отказывая заявителю в оспариваемом решение в предоставлении в аренду без проведения торгов данного земельного участка для реализации вышеназванного инвестиционного проекта, УМС г.Владивостока сослалось на тот факт, что с 26.10.2020 вступил в силу Федеральный закон от 15.10.2020 № 318-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с изменением порядка предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резидентам свободного порта Владивосток», которым признаны утратившими силу подпункт 33 пункта 2 статьи 39.6 и подпункт 18 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Действительно, Федеральным законом от 15.10.2020 № 318-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с изменением порядка предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резидентам свободного порта Владивосток», действующим с 26.10.2020, данные законоположения признаны утратившими силу.
В этой связи с указанной даты отменена процедура предоставления земельных участков резидентам свободного порта Владивосток в аренду без проведения торгов. При этом каких-либо переходных положений, в том числе предполагающих продолжение процедуры предоставления земельных участков для лиц, обратившихся с соответствующими заявлениями в уполномоченный орган до вступления в силу Закона № 318-ФЗ, названный закон не содержит.
Поскольку в силу статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, каждый принимаемый арбитражным судом судебный акт должен быть направлен на восстановление нарушенных прав лица, обратившегося за судебной защитой.
Изменяя публичный порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель тем самым ввел новую правовую регламентацию правоотношений, исключающую предоставление земельных участков резидентам СПВ вне конкурсных процедур.
По утверждению заявителя, в рассматриваемом случае предварительное согласование предоставления обществу Распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 10.12.2018 № 879-вр земельного участка пл. 2093 кв.м, из земель населенных пунктов, местоположение: Приморский край, ул. Леонова, д.86, в границах зоны застройки многоэтажными жилыми домами (9этажей и более) (Ж4) по своему существу является решением органа местного самоуправления о предоставления резиденту испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов, которое обязательно к исполнению.
В этой связи суд полагает необходимым отметить следующее.
Порядок и основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен Главой V.I Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельное законодательство основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Согласно статье 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса (Статья 39.2 ЗК РФ).
По общему правилу, закрепленному в статье 39.6 ЗК РФ, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется заинтересованному лицу в аренду на основании договора, заключаемого на торгах, проводимых в форме аукциона. Без проведения торгов договоры аренды указанных земельных участков заключаются в случаях, перечисленных в пункте 2 данной статьи Кодекса.
К таким случаям в числе прочих подпунктом 33 указанной нормы (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) было отнесено предоставление земельного участка в аренду резиденту свободного порта Владивосток на территории порта Владивосток.
Подпунктом 18 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) было закреплено правило, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключался с резидентом свободного порта Владивосток на срок реализации соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О свободном порте Владивосток».
С учетом изложенного, предоставление резидентам свободного порта Владивосток на территории порта Владивосток, в аренду земельных участков, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в период действия указанных положений закона, осуществлялась путем заключения между резидентом и органом местного самоуправления договора аренды в отношении такого участка. При этом обязанность уполномоченного органа по принятию решения о предоставлении в аренду такого земельного участка в данной ситуации законодательно не предусматривалась, решение о предоставлении земельного участка выражалось направлением лицу проекта договора аренды.
Однако независимо от того, предусматривалось ли законом принятие решения о предоставлении земельного участка, в зависимости от вида права, на котором предоставляется земельный участок, правовое значение и юридический смысл ранее принятого решения о предварительном согласовании предоставления этого земельного участка, определенные статьей 39.15 ЗК РФ, не изменялись: оно не могло трансформироваться в решение о предоставлении земельного участка и не подменяло собой такое решение.
Таким образом, в соответствии с действующим правовым регулированием и установленной волей законодателя на прекращение упрощенной процедуры предоставления земельных участков в аренду резидентам свободного порта Владивосток, факт наличия распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 10.12.2018 № 879-вр о предварительном согласовании предоставления земельного участка пл. 2093 кв.м., из земель населенных пунктов, местоположение: Приморский край, ул. Леонова, д.86, вопреки утверждению заявителя, не создает оснований для иного применения положений Закона № 318-ФЗ к спорным отношениям.
В пункте 1 статьи 39.16 ЗК РФ прямо указано на то, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Таким образом, учитывая, что основания для предоставления земельного участка в аренду резиденту свободного порта Владивосток в порядке, предусмотренном утратившими силу подпунктами 33 пункта 2 статьи 39.6, подпунктами 18 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ, отсутствуют, права и законные интересы общества оспариваемым решением не нарушены и не могут быть восстановлены в порядке, установленном ранее действовавшими нормами права.
Суд отмечает, что заявитель вправе претендовать на получение в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:020037:2617 путем инициирования соответствующих торгов.
Поскольку в рассматриваемом случае решение уполномоченного органа не может быть признано незаконным, оснований для понуждения ответчика предоставить спорный земельный участок без проведения торгов также не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Ввиду отказа в удовлетворении заявленных требований по правилам пункта 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.
Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 104, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Отказать в признании незаконным решения Управления муниципальной собственности г. Владивостока об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, оформленного письмом от 29.12.2020 № 22831/20у, - проверенного на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, и в обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:020037:2617.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Школа водного спорта» из федерального бюджета 3000 руб. (Три тысячи рублей) государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру ПАО Сбербанк Приморское отделение 8635/1 70 от 09.03.2021 № 4970 на общую сумму 6000 руб., находящемуся в материалах дела.
Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Нестеренко Л.П.