АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-3986/2021
01 февраля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 01 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Грызыхиной Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кан А.Д., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Администрации Уссурийского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 28.10.2002)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.12.2004)
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие «Уссурийск-Водоканал» Уссурийского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица: 22.10.2002),
о снятии с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 25:34:017101:7815, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 9 м от ориентира по направлению на север. Адрес ориентира: <...>; об исключении из единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 25:34:017101:7815, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 9 м от ориентира по направлению на север. Адрес ориентира: <...>,
при участии:
от истца – посредством системы онлайн – заседаний ФИО1, паспорт, доверенность от 23.12.2021, диплом,
от ответчика – не явился, извещён,
установил: Администрация Уссурийского городского округа обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю об обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 25:34:017101:7815, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 9 м от ориентира по направлению на север. Адрес ориентира: <...>; об исключении из единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 25:34:017101:7815, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 9 м от ориентира по направлению на север. Адрес ориентира: <...>.
Определением от 15.06.2021 суд определил привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, муниципальное унитарное предприятие «Уссурийск-Водоканал» Уссурийского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица: 22.10.2002).
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное разбирательство не явился, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для проведения заседания в отсутствие указанного лица.
От истца, в материалы дела, по адресу в сети Интернет: http://my.arbitr.ru в системе подачи документов «Электронный страж» поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
В порядке ст.66 АПК РФ документы приобщены судом к материалам дела.
Истец заявил об уточнении исковых требований, пояснил, что просит суд Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 25:34:017101:7815, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 9 м от ориентира по направлению на север. Адрес ориентира: <...>.
Уточнение требований принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец уточнённые исковые требования поддержал в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы истца и представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее.
Администрация Уссурийского городского округа Приморского края (далее -Арендодатель) с одной стороны, и муниципальное унитарное предприятие «Уссурийск-Водоканал» Уссурийского городского округа, в лице директора ФИО2, действующего на основании Устава (далее - Арендатор) с другой стороны, на основании заявления муниципального унитарного предприятия «Уссурийск-Водоканал» Уссурийского городского округа от 01.11.2018 № 16-01/20/3972, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 39.6, пунктом 2 части 8 статьи 39.8, пунктом 1 части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 24.04.2012 года № 1206 «Об утверждении документации по планировке территории в г. Уссурийске в границах улица Пушкина, улица Приморская, улица Вокзальная дамба, улица Чичерина, река Раковка», заключили договор аренды земельного участка от 08.11.2018 г. № 328/18 (далее - Договор).
Согласно условиям Договора, Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 4467 кв.м, кадастровый номер 25:34:017101:7815, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом.
Участок находится примерно в 9 м от ориентира по направлению на север. Адрес ориентира: <...>, (далее - Участок), разрешенное использование: линейный объект (водоснабжения и водоотведения).
Срок аренды Участка установлен с 08.11.2018 по 06.11.2019 гг. Соответственно, Договор свое действие прекратил.
На основании заявления МУП «Уссурийск-Водоканал» от 12 сентября 2019 года № 1-07/2823, стороны пришли к следующему волеизъявлению: расторгнуть договор аренды земельного участка от 08.11.2018 г. № 328/18 соглашением о расторжении договора от 18 сентября 2019 года № 1/328/18. Настоящее Соглашение является одновременно актом приема-передачи земельного участка от Арендатора к Арендодателю.
Дата постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 25:34:017101:7815, местоположение которого установлено примерно в 9 м по направлению на север от ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, адрес ориентира: <...>, площадь земельного участка 4467 кв.м - 24.10.2018 год.
Вышеуказанный земельный участок имеет статус «Учтенный», разрешенное использование: для размещения объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Цель использования земельного участка с кадастровым номером 25:34:017101:7815 достигнута. Линейный объект (с кадастровым номером 25:34:017101:7949), расположенный в пределах данного земельного участка построен и введен в эксплуатацию в 2019 году, что подтверждается данными ЕГРН. Сооружение (линейный объект) с кадастровым номером 25:34:017101:7949 принадлежит на праве хозяйственного ведения МУП «Уссурийск-Водоканал», на праве собственности - Уссурийскому городскому округу.
Объекты капитального строительства на данном земельном участке отсутствуют.
Постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 14.04.2020 года № 940 «Об утверждении документации по планировке (проект межевания) территории в городе Уссурийске в границах улицы Октябрьская, улицы Первомайская, улицы Вокзальная дамба, река Раковка» (далее - Постановление), утверждена документация по планировке (проект межевания) территории в городе Уссурийске в границах улицы Октябрьская, улицы Первомайская, улицы Вокзальная дамба, река Раковка. Данной документацией запланирован к образованию земельный участок 10 (ЗУ 10), для объектов жилой застройки (ИЖС, многоквартирные дома), путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 25:34:017:101:7910.
Образуемый земельный участок (ЗУ 10) накладывается на земельный участок с кадастровым номером 25:34:017101:7815, что препятствует его формированию.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами существует необходимость снятия земельного участка с кадастровым номером 25:34:017101:7815 с кадастрового учета.
Администрацией Уссурийского городского округа было подано заявление о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 25:34:017101:7815 в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной егистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю.
08.09.2020 года в управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа поступило уведомление № КУВД-001/2020-13400034/1 о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости -земельного участка с кадастровым номером 25:34:017101:7815, в связи с тем, что земельный участок имеет статус «актуальный», не является преобразуемым и (или) сведения о земельном участке не носят временный характер. Таким образом, не представляется возможным осуществление снятия с кадастрового учета указанного земельного участка.
Полагая, что наличие в ЕГРН сведений о государственном кадастровом учете спорного земельного участка нарушает права и законные интересы Администрации Уссурийского городского округа, и возможность снятия с кадастрового учета иным, предусмотренным законом способом, отсутствует, Администрация Уссурийского городского округа обратилась в арбитражный суд Приморского края с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы истца, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены статьей 12 ГК РФ, однако этот перечень не является исчерпывающим, поскольку допускается возможность использования и других способов при условии, что это предусмотрено законом.
В силу пункта 1 статьи 11 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права.
В силу ст.1 ГК РФ основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.
Одной из задач судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность; укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако этот перечень не является исчерпывающим, поскольку допускается возможность использования и других способов при условии, что это предусмотрено законом.
Избрание способа защиты своего нарушенного права является прерогативой истца, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Вместе с тем лицо, осуществляя принадлежащее ему право, самостоятельно несет негативные последствия неверного выбора способа защиты своего права, не соответствующего его реальным интересам.
В силу статей 11, 12 ГК РФ в арбитражном суде осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, перечисленными в статье 12 названного Кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав. Если истец избрал способ защиты права, не соответствующий нарушению, и не обеспечивающий восстановление прав, его требования не могут быть удовлетворены.
Согласно статье 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, в том числе самостоятельно избирают порядок и способ защиты гражданских прав и интересов.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно пункту 1 статьи 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого – либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, обращение с настоящим иском обусловлено тем, что у Администрации Уссурийского городского округа отсутствуют иные способы решения вопроса о постановке на учет вновь образуемого земельного участка для объектов жилой застройки (многоквартирный жилой дом) по проекту планировки территории в городе Уссурийске в границах улицы улицы Октябрьская, улицы Первомайская, улицы Вокзальная дамба, река Раковка, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 25:34:017101:7815 накладывается на земельный участок с кадастровым номером, что препятствует формированию земельного участка с кадастровым номером 25:34:017101:7910. Земельный участок с кадастровым номером 25:34:017101:7815, не может быть преобразован так как имеется наложение, доказательством чего является выкопировка из РИСОГД (региональная информационная система обеспечения градостроительной деятельности).
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Пунктом 3 статьи 3 ЗК РФ предусмотрено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:34:017101:7815.
Согласно сведениям ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 25:34:017101:7815, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 9 м от ориентира по направлению на север. Адрес ориентира: <...> имеет статус объекта «учтенный».
Как следует из материалов дела, в Управление обратилась администрация Уссурийского городского округа с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета (снятие с кадастрового учета) в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:34:017101:7815.
В соответствии с п.п. 33, 37 ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ (земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом, в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами) Управлением приостановлено с 08.09.202 осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:34:017101:7815.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Кадастровый учет земельного участка - это внесение сведений о нем в ЕГРН с характеристиками, которые позволяют определить его как индивидуально определенную вещь или подтверждают прекращение его существования. Государственный кадастровый учет по общему правилу осуществляется одновременно с государственной регистрацией права на объект, что следует из ч. 4, 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ.
Кадастровый учета земельного участка производится при образовании участка (п. 3 ч. 1 ст. 15 названного Закона); образовании части участка (п. 5 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 15 указанного Закона); изменении основных характеристик участка, то есть описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади (п. 4 ч. 2 ст. 15 Закона о госрегистрации недвижимости).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Ранее положениями ст. 25 Закона о кадастре было предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, либо сведения о земельном участке носят временный характер и подлежат исключению по истечении 5 лет со дня постановки на кадастровый учет, если не осуществлена государственная регистрация прав или обременения.
Как указано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 Федеральный закон № 218-ФЗ аналогично Закону о кадастре указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона.
Частью 6 статьи 13 АПК РФ предусмотрено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Согласно пп.4 п.2 ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона №221-ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости. Частью 6 статьи 27 Закона №221-ФЗ установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 того же Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости. Данная норма устанавливала исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в Государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в Государственном кадастре недвижимости законодательством не предусмотрены.
В силу части 1 статьи 70 Федерального закона № 218-ФЗ орган регистрации прав снимает с учета часть земельного участка, сведения о которой внесены в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» до 1 января 2013 года в связи с наличием на соответствующем земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, в случае:
1) снятия с государственного кадастрового учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с прекращением их существования;
2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об описании местоположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке.
Из пункта 3 статьи 70 Федерального закона № 218-ФЗ следует, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года.
В силу пункта 33 части 1 статьи 26 Закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, Закон № 218-ФЗ аналогично Закону № 221-ФЗ указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если сведения о нем не носят временный характер, он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона.
В соответствии с частью 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению. При разрешении подобного целью судебной защиты является внесение правовой определенности в отношения сторон спора. Поэтому устанавливая, исходя из специфики обстоятельств дела, является ли выбранный истцом способ защиты своих прав надлежащим применительно к статье 4 АПК РФ, суду следует оценивать, насколько действия ответчика создают существенные препятствия истцу для реализации его гражданских прав и (или) возлагают на него необоснованные обязанности, и по результатам такой оценки приходить к выводу о том, требуют ли интересы истца защиты суда на существующей стадии правоотношения.
Таким образом, из совокупного анализа вышеприведенных положений законодательства, следует, что нормативно не урегулировано снятие с государственного кадастрового учета земельного участка, в случае, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона, а также, если учтен после 1 марта 2008 года.
Вместе с тем, отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельного участка, имеющего статус «учтенный», не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.
Наличие пробела в законодательной базе, регулирующей отношения по кадастровому учету объектов недвижимого имущества не должно быть препятствием к решению вопроса о снятии земельного участка с кадастрового учета.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая, что в отношении спорного земельного участка фактически отсутствует спор о праве, при этом нахождение этого участка в государственном кадастре нарушает права и законные интересы истца, при этом снятие с кадастрового учета не нарушает права иных лиц, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В связи с изложенным, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 25:34:017101:7815, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 9 м от ориентира по направлению на север. Адрес ориентира: <...>.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Грызыхина Е.А.