ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-4037/16 от 15.06.2016 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-4037/2016

20 июня 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена июня 2016 года .

Полный текст решения изготовлен июня 2016 года .

Арбитражный суд Приморского края  в составе судьи  Назметдиновой Р.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Транковской Е.Д., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Траст" (ИНН 1046513 , ОГРН 2511004016 ) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю (ИНН 5401340 , ОГРН 7700485757 ) о признании недействительным решения от 01.02.2016,

при участии в заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 (паспорт, доверенность б/н  от 05.04.2016),

от заинтересованного лица – ФИО2 (доверенность №25/2015-99 от 21.09.2015),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью "Траст" (далее по тексту- ООО «Траст», заявитель, Общество ) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю (далее по тексту- Учреждение, кадастровая палата) о признании незаконным решения от 01.02.2016 № Ф01/16-3551; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю принять решение о постановке на кадастровый учет помещения, площадью 3392,5 кв.м., указанного в Техническом плане ООО « Уссурийский кадастр» от 21.01.2016, в том числе:

 -нежилые: на подвальном этаже №№ 1-4; на 1 этаже №№ 3-24, 38-43, 47-53; на 2 этаже №№ 1-16, 37-74; на 3 этаже №№ 1-12, 49-73; на 4 этаже №№ 1-12, 53-77; на 5 этаже №№ 1-12, 53-77;

-жилые: на 2 этаже №№17, 35-36; на 3 этаже №№13-48, 74; на 4 этаже №№ 13-21, 24-52; на 5 этаже №№ 13-15, 17-52, в здании, расположенном по адресу: <...>; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю снять с кадастрового учета ранее учтенный объект недвижимости - помещение с кадастровым номером 25:34:017001:13192 в здании, расположенном по адресу: <...>.

  Обосновывая заявленные требования,  Общество, ссыпается на то, что учреждение незаконно отказало в осуществлении кадастрового учета на основании ч. 7 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту – Закон  о кадастре) спорных помещений, ссылаясь на то, что помещения NN 202, 519 и все остальные помещения являются обособленными друг от друга, причем коридоры как неотъемлемая часть спорного объекта имеют вспомогательное, обслуживающее значение, поэтому спорные могут быть поставлены на кадастровый учет как самостоятельные.  По причине наложения помещений Заявитель указывает, что  лишен возможности надлежащим образом зарегистрировать своё право собственности на фактически существующие и даже поставленные в установленном порядке на кадастровый учет помещения, что препятствует нормальной деятельности организации, лишая субъекта предпринимательской деятельности целого ряда предусмотренных законом возможностей. Помимо прочего нарушение прав и законных интересов Заявителя выражается и в том, что дублирующий кадастровый учет одних и тех же площадей, как в составе выделенных помещений, так и в составе исходного, приводит к искусственному незаконному существенному увеличению налогооблагаемой базы по налогу на имущество.

Кадастровая палата заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, считает, что представленные к кадастровому учету помещения не отвечают требованию изолированности и обособленности, соответственно органом кадастрового учета обоснованно принято решение об отказе в осуществлении учета на основании части 7 статьи 27 Закона о кадастре.

В судебном заседании 07.06.29016 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту- АПК РФ) был объявлен перерыв до 15.06.2016

  При исследовании материалов дела суд установил следующее.

  Согласно Свидетельству о государственной регистрации права 25-АБ 790917 от 03.07.2012 г. обществу с ограниченной ответственностью «Траст» на праве собственности принадлежат нежилые/жилые помещения общей площадью 3695,5 кв.м, расположенные по адресу: <...>, и зарегистрированные в ГКН под № 25:34:017001:13621.

Из указанного помещения были выделены два помещения:

1). Помещение № 519, кадастровый номер 25:34:017001:12923 общей площадью 120,5 кв.м, поставлено на кадастровый учет 22.12.2012 г.

2). Помещение № 202, кадастровый номер 25:34:017001:12924 общей площадью 190,7 кв.м, поставлено на кадастровый учет 22.12.2012 г.

Таким образом, вышеуказанное первоначальное помещение с кадастровым номером 25:34:017001:13621 было разделено на три помещения, причем два выделенных помещения уже зарегистрированы в ГКН под номерами 25:34:017001:12923 и 25:34:017001:12924, а фактически образовавшийся остаток общей площадью 3392,5 кв.м в ГКН остался в неизменном виде под кадастровым номером 25:34:017001:13621 и с первоначально указанной площадью 3695,5 кв.м.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о кадастре постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно. В связи с тем. что сведения об изменившемся исходном помещении не были внесены в ГКН, ООО «Траст» обратилось в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю с Заявлением №25-J-1 -70/3001/2015-4187 от 26.09.2015 г. об устранении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о помещении с кадастровым номером 25:34:017001:13621 (из которого были выделены два помещения, поставленные на государственный кадастровый учет). По результатам рассмотрения заявления филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю было принято Решение от 02.10.2015 № Ф01/15-40678 «об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях». Ошибки были выявлены, вместе с тем для их исправления заявителю было предложено подготовить Технический план помещения, который является основанием для постановки образованного объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.

Технический план, подготовленный ООО «Уссурийский кадастр» 21.01.2016 г., был подан Заявителем в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю с соответствующим Заявлением о постановке на кадастровый учет №25-0-1 -70/3001/2016-247 от 26.01.2016 г. Технический план содержал все необходимые характеристики спорного объекта и подробное Заключение кадастрового инженера.

Решением от 01.02.2016 № Ф01/16-3551 филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю отказал в осуществлении кадастрового учета на основании ч. 7 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости.

Не согласившись с указанным решением Общество,  полагая, что указанный ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив доводы заявителя, возражения кадастровой палаты, исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению  по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 20 Закона о кадастре с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица в порядке, предусмотренном статьей 21 данного Закона.

В силу части 7 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет помещения в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.

В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" помещение - это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями; строительная конструкция - это часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.

При этом в законодательстве отсутствуют определения понятий "изолированность" и "обособленность" помещения. Вместе с тем, исходя из комплексного анализа норм законодательства, помещение считается обособленным, если оно отграничено от остального объема здания (сооружения) строительными конструкциями; изолированным, если оно отграничено от остального объема здания (сооружения) строительными конструкциями, имеет отдельный вход и не используется для доступа в иное помещение.

Поскольку     выделенные     помещения     №     519     (кадастровый 25:34:017001:12923  общей площадью  120,5  кв.м),  и № 202  (кадастровый номер 15:34:017001:12924 общей площадью 190,7 кв.м), поставлены на кадастровый 22.12.2012 г. в качестве самостоятельных объектов недвижимости, можно сделать вывода . что их обособленность от других помещений в здании не поставлена под сомнение органом кадастрового учета.

При таких обстоятельствах спорные помещения как отграниченные строительными конструкциями от помещений, поставленных на кадастровый учет, и в отношении которых уполномоченной организацией оформлен технический паспорт, также являются обособленными.

Кадастровая палата в оспариваемом решении указала на отсутствие  признака изолированности помещений в здании ввиду того, что через данные помещения осуществляется доступ в другие помещения в здании.

Однако,  буквальное толкование части 7 статьи 27 Закона о кадастре свидетельствует об отсутствиитребования об одновременном соответствии помещения, постановка которого на    кадастровый    учет    осуществляется    уполномоченным    органом,    критериям  обособленности и изолированности.

Таким образом, принимая во внимание, что помещения NN 202,519 являются обособленными друг от друга, причем коридор как неотъемлемая часть спорного объекта имеет вспомогательное, обслуживающее значение, и учитывая отсутствие законодательного закрепления возможности осуществления государственного кадастрового учета помещения, в том числе нежилого, лишь соответствующего одному из критериев изолированности или обособленности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение кадастровой палаты не соответствует закону и нарушает права и законные интересы собственника спорного имущества.

При этом,  в соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре, в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости: в частности: назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение. При этом Закон допускает наличие сложных помещений и не требует обязательного указания лишь какого-то одного назначения. В настоящее время в ЕРГП и в ГКН спорное помещение учтено как жилое, нежилое.

С учетом изложенного, требования заявителя о признании незаконным решения от 01.02.2016 № Ф01/16-3551  и обязании  кадастровой палатой принять решение о постановке на кадастровый учет помещения, площадью 3392,5 кв.м., указанного в Техническом плане ООО «Уссурийский кадастр» от 21.01.2016 являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Вместе с тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями полностью совпадает с местоположением помещения с кадастровым номером 25:34:017001:13192, которое является ранее учтенным объектом и расположено на 2-м этаже  здания  с  номером   63   на  поэтажном  плане.   Согласно   Свидетельству  о государственной регистрации права 25-АБ 790917 от 03.07.2012 г. указанное помещение принадлежит  на  праве   собственности ООО «Траст».   Согласно Техническому плану, подготовленному ООО «Уссурийский кадастр» 21.01.2016 г., и поданному Заявителем в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю с соответствующим Заявлением о постановке на кадастровый учет №25-0-1-70/3001/2016-247 от 26.01.2016 г., данное помещение входит в состав спорного объекта.

Таким образом, указанное помещение с номером 63 на поэтажном плане 2-го этажа подлежит одновременному снятию с кадастрового учета, так как после изготовления нового технического плана прекратило свое существование в качестве самостоятельного объекта недвижимости.

В соответствии с п. 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Пунктом 2 указанной нормы предусмотрено, что  постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 11 - 20, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке пункт 3 статьи 16 Закона о кадастре).

В соответствии с подпунктом  24 пункта 2 статьи 7 Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости в случае если объект недвижимости прекратил существование.

Таким образом, исходя из содержания вышеуказанных норм, суд считает, что  для снятия с кадастрового учета ранее учтенного объекта недвижимости- помещение с кадастровым номером 25:34:017001:13192 в связи с прекращением  своего существование в качестве самостоятельного объекта недвижимости заявителю надлежит обратиться с заявлением с приложением соответствующих документов в кадастровую палату.

С учетом изложенного, требование заявителя об обязании кадастровой палаты снять с кадастрового учета ранее учтенный объект недвижимости - помещение с кадастровым номером 25:34:017001:13192 в здании, расположенном по адресу: <...> удовлетворению не подлежат.

Судебные расходы в виде государственной пошлины по заявлению в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с кадастровой палаты.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:  

заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Траст" требования удовлетворить частично.

Признать решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю от 01.02.2016 № Ф01/16-3551 незаконным.

Обязать  Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю принять решение о постановке на кадастровый учет помещения, площадью 3392,5 кв.м., указанного в Техническом плане ООО « Уссурийский кадастр» от 21.01.2016, в том числе:

 -нежилые: на подвальном этаже №№ 1-4; на 1 этаже №№ 3-24, 38-43, 47-53; на 2 этаже №№ 1-16, 37-74; на 3 этаже №№ 1-12, 49-73; на 4 этаже №№ 1-12, 53-77; на 5 этаже №№ 1-12, 53-77;

-жилые: на 2 этаже №№17, 35-36; на 3 этаже №№13-48, 74; на 4 этаже №№ 13-21, 24-52; на 5 этаже №№ 13-15, 17-52, в здании, расположенном по адресу: <...>.

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с    Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Траст " (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

          Судья                                                                   Р.Б. Назметдинова