ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-40578/13 от 24.02.2014 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                         Дело № А51-40578/2013

03 марта 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена февраля 2014 года .

Полный текст решения изготовлен марта 2014 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи Ю.С. Турсуновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.Ю. Павленко,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства» (ИНН 0001660 , ОГРН 2700931220 , дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 14.09.1999)

к Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 0188030 , ОГРН 2543024262 , дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 29.12.2012)

о  признании незаконным предписания,

от заявителя – ФИО1, доверенность от 14.01.2014; от ответчика – ФИО2, доверенность от 09.01.2014,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства» (далее по тексту – «заявитель», «ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой», «предприятие») обратилось в арбитражный суд с заявлением признании незаконным предписания Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее – «ответчик», «Инспекция») от 04.12.2013 №02-110/13.

В судебном заседании от 19.02.2014 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 24.02.2013 в 11 час. 30 мин., после которого судебное заседание было продолжено с участием тех же представителей сторон.

Заявитель в судебном заседании уточнил предмет заявленных требований, просит признать незаконным пункт 2 предписания от 04.12.2013 №02-110/13, уточненные требования приняты судом в порядке статьи 49 АПК РФ.

В обоснование уточненных требований представитель заявителя указал на то, что ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» является коммерческой организацией и в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402 - ФЗ «О бухгалтерском учете», отчет о целевом использовании средств включается в состав отчетности некоммерческой организации, что подтверждается информационным письмом Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402 - ФЗ «О бухгалтерском учете», в связи с чем необходимость в представлении отчета о целевом использовании средств у предприятия отсутствует.

Представитель ответчика с доводами, изложенными заявителем, не согласился, пояснил, что обязанность по предоставлению отчетности о целевом использовании средств за 2012 год, входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности, прямо предусмотрена пунктом 2 Приказа Министерства финансов РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Ответчик полагает, что заявитель неверно толкует нормы законодательства о бухгалтерском учете, поскольку закон об участии в долевом строительстве содержит специальные нормы, предусматривающие специальные правила для застройщика, при этом п.5 ст. 2 ст. 20, п. 6 ч. 6 ст. 23 Закона об участии в долевом строительстве № 214-ФЗ не предусматривает освобождение застройщиков - коммерческих организаций от ведения и предоставления в контролирующий орган бухгалтерской отчетности в ином составе, чем в составе предусмотренном п. 2 и 7 Правил предоставления застройщиками ежеквартально отчетности и пункте 2 Приказа № 66н.

Указанные обстоятельства, по мнению представителя Инспекции,  свидетельствуют об отсутствии оснований для признания незаконным пункта 2 оспариваемого предписания и удовлетворения требований заявителя.

Выслушав доводы представителя заявителя и возражения Инспекции, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Инспекцией регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, на основании информации, поступившей из Управления Росреестра по Приморскому краю о государственной регистрации 24.10.2012 первого договора долевого участия в строительстве в отношении объекта недвижимого имущества «Микрорайон б. «Патрокл» в г. Владивостоке. Жилой дом № 1, 2, 3, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Можайская, 5»,   заключенного между гражданином и Федеральным государственным унитарным предприятием «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства», в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Постановлением Администрации Приморского края от 26.11.2012 № 356-па «Об утверждении Положения об инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края» проведены надзорные мероприятия в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства».

По результатам проведения проверки предприятию выдано предписание от 17.07.2013 № 02-48/13 о необходимости устранения выявленных нарушений.

19.09.2013 в ходе проведения проверки исполнения ранее выданного предписания, предприятию вновь выдано предписание № 02-74/2013 от 19.09.2013 о необходимости в срок до 18.10.2013 представить в Инспекцию РСН и КДС Приморского края отчетностьФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за 4 квартал 2012 года, оформленную в соответствии с Правилами представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности,   связанной   с   привлечением   денежных   средств   участников   долевого строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 № 645 (т.е. отчеты по формам согласно приложениям № 1,№2,№3,№4):

- в графе 5 приложения №2 к Правилам представления застройщиками ежеквартальной отчетности за 4 квартал 2012 года верно указать дату опубликования или размещения проектной декларации и указать все даты опубликования или размещения измененийв проектную декларацию по состоянию на 31.12.2012 нарастающим итогом;

- указать верно информацию об исполнении, неисполнении застройщиком договоров участия в долевом строительстве, сумме неисполненных обязательств по договорам за 4 квартал 2012 года в графе 11 приложения №2 к Правилам представления застройщиками ежеквартальной отчетности за 4 квартал 2012 года.

Представить в Инспекцию РСН и КДС Приморского края отчет о целевом использовании средств ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» за 2012 год.

04.12.2013 на основании распоряжения № 697 от 18.11.2013 Инспекцией РСН и КДС Приморского края рассмотрено исполнение ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» предписания от 19.09.2013 № 02-74/13, выданного по результатам рассмотрения соблюдения ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» законодательства в области долевого строительства при строительстве объекта недвижимости: «Микрорайон б. «Патрокл» в г. Владивостоке. I очередь строительства. Жилой дом № 1, № 2, № 3», расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Можайская, 5 (участок находится примерно в 1.80 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом по ул. Можайская, 51) в связи с направлением 31.03.2013 ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спеистрое России» в инспекцию РСН и КДС Приморского края отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за 4 квартал 2012 года, в результате чего выявлено, что предписание от 19.09.2013 02-74/13 ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» частично не исполнено.

По результатам проведения проверки составлен Акт проверки от 04.12.2013 № 02-86 и вновь выдано предписание № 02-110/13 от 04.12.2013.

Установив факт невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, усмотрев в действиях предприятия состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении предприятия 04.12.2013 был составлен протокол об административном правонарушении в области долевого строительства.

Не согласившись с вынесенным предписанием от № 02-110/13 от 04.12.2013 в части пункта 2, устанавливающего необходимость представления ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» отчета о целевом использовании средств за 2012 год, входящего в состав годовой бухгалтерской отчетности, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы предприятия, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.

Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулирует Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона № 214-ФЗ государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Пункт 2 статьи 23 Закона № 214-ФЗ устанавливает, что государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.

Пунктом 1 части 3 указанного закона также установлено, что уполномоченный орган вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

В соответствии с требованием подпункта 6 пункта 6 статьи 23 Закона № 214-ФЗ контролирующий орган, в том числе, вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Во исполнение статьи 23 Закона об участии в долевом строительства постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 № 645 утверждены Правила предоставления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - отчетность).

В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям № 1 - 4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 2 предписания от 04.12.2013 № 02-110/13  ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» обязано было в срок до 17.01.2014 представить в Инспекцию отчет о целевом использовании средств за 2012 год, входящий в состав годовой бухгалтерской отчетности.

Оспаривая указанный пункт предписания, предприятие указало на отсутствие у него необходимости в представлении отчета о целевом использовании средств, поскольку требования Федерального закона от 06.12.2011 года № 402 - ФЗ «О бухгалтерском учете» указывают на необходимость представления спорного документа некоммерческой организацией, что прямо следует из информационного письма Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402 - ФЗ «О бухгалтерском учете».

Заявитель пояснил, что поскольку ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» не отнесено к некоммерческим организациям, утверждение административного органа о необходимости представления предприятием отчета о целевом использовании средств за 2012 год, входящего в состав годовой бухгалтерской отчетности, необоснованно.

Согласно пункту 2 Правил застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.

В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям № 1 - 4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Часть 2 статьи 14 Закона о бухучете годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Из содержания указанных норм следует, что обязанность по предоставлению в составе бухгалтерской отчетности отчета о целевом использовании средств возлагается на некоммерческую организацию.

Как следует из материалов дела, ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» представлена в Инспекцию бухгалтерская отчетность за 2012 год, вместе с тем, по мнению Инспекции, предприятие обязано было представить отчет о целевом использовании средств, при этом административный орган ссылается на Информацию Минфина России № ПЗ-10/2012, согласно которой в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год отчет о целевом использовании полученных средств должен именоваться отчетом о целевом использовании средств.

Вместе с тем, из содержания Информации, на которую ссылается административный орган, следует, что в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. Исходя из этого в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год  отчет о целевом использовании полученных средств должен именоваться отчетом о целевом использовании средств.

Исходя из положений части 1 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ, второго абзаца пункта 6 и второго абзаца пункта 11 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 года № 43н, некоммерческая организация приводит в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели об отдельных доходах и расходах (финансовых результатах) обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах в случае, когда: в отчетном году эта некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности; показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен; раскрытие данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении; без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности (пункт «б» раздела Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2012 год Информации).

Из буквального содержания названного пункта Информации Минфина следует, что он разъясняет порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческими организациями (часть 2 статьи 14 Закона о бухучете).

Часть 1 статьи 14 Закона о бухучете не возлагает на коммерческую организацию обязанности включать в состав бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании средств.

ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» является коммерческой организацией, следовательно, предприятие не обязано представлять в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности отчет о целевом использовании средств.

На основании вышеизложенного, суд полагает обоснованным утверждение заявителя о том, что возложение предписанием указанной обязанности на предприятие противоречит требованиям закона.

Оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку незаконно возлагает на предприятие дополнительные обязанности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся судом на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным пункт 2 предписания Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 04.12.2013 №02-110/13 как не  соответствующий Федеральному закону от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Федеральному закону от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый  арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья                                                                 Турсунова Ю.C