ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-4097/16 от 19.09.2016 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-4097/2016

20 сентября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2016 года .

Полный текст решения изготовлен сентября 2016 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Назметдиновой Р.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Транковской Е.Д., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента информатизации и телекоммуникаций Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН<***>, ОГРН <***>), Администрации Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и подлежащим отмене предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 01.02.2016 по делу №75/08-2015,

при участии в заседании в заседании представителей:

от заявителей:

Департамент информатизации и телекоммуникаций Приморского края  – ФИО1 (паспорт, доверенность №40/2400 от 11.12.2015), ФИО2 (удостоверение, доверенность №40/1070 от 19.05.2016),

Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края – ФИО3 (удостоверение, доверенность б/н от 15.06.2016), ФИО4 (удостоверение, доверенность №20/45410 от 30.12.2015);

Администрации Приморского края – ФИО5 (удостоверение, доверенность №11/8915 от 12.11.2015);

от УФАС - ФИО6 (удостоверение, доверенность № 9624/02 от 30.12.2015),

от 3-х лиц:

Краевое государственное бюджетное учреждение «Информационно-технический центр Приморского края» - ФИО7 (паспорт, доверенность от 18.03.2016 № 86),

от ЗАО «Сервер-Центр» - Поясков Е.С (паспорт, доверенность №8 от 17.11.2014).

у с т а н о в и л:

Департамент информатизации и телекоммуникаций Приморского края, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, Администрация Приморского края (далее по тексту- заявители) обратились в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее по тексту - антимонопольный орган, Приморское УФАС) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 01.02.2016 по делу №75/08-2015.

  В ходе судебного разбирательства определениями суда от 04.05.2016 настоящее дело объединено с делами № А51-6687/2016, А51-9556/2016 и объединенному делу присвоен № А51-4097/2016.

Представители заявителей, заявленные в ходе судебного разбирательства доводы поддержали в полном объеме, полагают что признаки нарушения антимонопольного законодательства, выводы о наличии которых содержатся в обжалуемом предупреждении не подтверждены материалами дела, не обоснованы, не подтверждены нормативно, в связи с чем предупреждение подлежит отмене. Все доводы заявителей сводятся к тому, что наделение хозяйствующегосубъекта - Краевого государственного бюджетного учреждения «Информационно-технологический центр Приморского края (далее- КГБУ «ИТЦ Приморского края») полномочиями по информационно-техническому обеспечению деятельности государственных органов Приморского края и по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (для реализации указанных полномочий), которые ранее (до их передачи ИТЦ) осуществлял государственный орган Приморского края - Департамент   в   рамках   управления   в   сфере   информатизации   и телекоммуникаций, управления информационными и телекоммуникационными ресурсами Приморского края, является законным и не содержит признаки нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции. 

По мнению заявителей, бюджетное учреждение может быть наделено функциями (полномочиями) государственного   органа,   в   частности   функцией   по   информационно-техническому обеспечению деятельности государственных органов Приморского края и полномочиями по осуществлению закупки товаров, работ, услуг для реализации указанной функции (полномочий); услуги (работы), закупаемые для реализации указанной функции - это государственные услуги, так как они  включены в ведомственный перечень государственных услуг, потребителями государственных услуг, помимо граждан и юридических лиц, могут быть органы власти. КГБУ «ИТЦ Приморского края» наделено указанными полномочиями государственного органа во исполнение распоряжения Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р; наделение КГБУ «ИТЦ» функциями (полномочиями) государственного органа правомочно, так как учредителем аналогичного учреждения является ФАС России.

Приморское УФАС России с доводы заявителей не согласно не тексту представленного в материалы дела отзыва и дополнений к нему, поскольку доводы заявителей основаны на неправильном применении ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ о некоммерческих организациях (Закон № 7-ФЗ), норм Закона № 184-ФЗ об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти (Закон № 184-ФЗ), Закона № 210-ФЗ об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - Закон № 210-ФЗ), Бюджетного кодекса, Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ-услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Закон № 44-ФЗ) и на Приморского  УФАС заявители не указали ни одного федерального закона, который бы предусматривал предоставление государственными органами или органами местного самоуправления услуг в сфере информатизационных технологий. Такие услуги, по мнению УФАС могут быть оказаны любым хозяйствующим субъектом, имеющим соответствующую профессиональную квалификацию. Кроме того, заявители не указали ни одного   федерального закона, который бы предусматривал    право (возможность) наделения бюджетного учреждения функциями (полномочиями) государственного органа по информационно-техническому обеспечению деятельности государственных органов.Государственные услуги и услуги, закупаемые для обеспечения государственных нужд (для реализации функций государственных органов, потребностей государственных органов), по мнению Приморского УФАС это разные понятия.

Предоставление (оказание) указанных услуг регулируется разными федеральными законами: предоставление государственных услуг регулируется Законом № 210-ФЗ, закупка услуг для обеспечения государственных нужд -Законом № 44-ФЗ. Потребителями государственных услуг являются граждане и юридические лица, обратившиеся за их предоставлением, а потребителями услуг для обеспечения государственных нужд - государственные органы. Государственные услуги предоставляются для удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц, а услуги, закупаемые для обеспечения государственных нужд - для удовлетворения потребностей государственных органов.

При исследовании материалов дела суд установил следующее.

10.12.2015 Приморским УФАС России было возбуждено дело № 75/08-2015 по признакам нарушения Администрацией Приморского края Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и Департаментом информатизации и телекоммуникаций Приморского края части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося наделении хозяйствующего субъекта КГБУ «ИТЦ Приморского края», соответственно, функциями (полномочиями) органа исполнительной власти Приморского края (государственного органа) по информационно-техническому обеспечению деятельности государственных" органов Приморского края - Администрации Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края, аппарата Губернатора Приморского края, аппарата Администрации Приморского края и полномочиями по закупке товаров, работ, услуг для государственных нужд (для реализации функций (полномочий) по информационно-техническому обеспечению деятельности указанных государственных органов Приморского края) путем выдачи государственных заданий и за счет субсидий, предоставляемых из краевого бюджета на выполнение этих заданий.

В связи с вступлением с 10.01.2016 в силу изменений в ст. 39.1 Закон о защите конкуренции Определением комиссии Приморского УФАС России от 26.01.2016 рассмотрение дела № 75/08-2015 было отложено и ответчикам по данному делу (государственным органам Приморского края) было выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Приморское УФАС России предупредило ответчиков о необходимости прекращения указанных действий следующим путём:

 1.Отмены Администрацией Приморского края пунктов 2.1 и 2.2 распоряжения     от08.04.2014 № 109-ра;

 2. Приведения Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края Устава Краевого государственного бюджетного учреждения «Информационно-технологический центр Приморского края» в соответствие со ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно исключением положений, наделяющих учреждение полномочиями по информационно-техническому обеспечению деятельности государственных органов Приморского края, по выполнению работ, оказанию услуг по внедрению, обслуживанию и сопровождению информационных систем и аппаратно-программных комплексов, предоставлению, хранению и телематической обработке спутниковых снимков для нужд государственных органов Приморского края;

3. Прекращения администрацией Приморского края (Департаментом информатизации и телекоммуникаций Приморского края) финансирования выполнения КГБУ «ИТЦ»функции (полномочий) по информационно-техническому обеспечению деятельности государственных органов Приморского края, государственных заданий на выполнение работ, оказание услуг для реализации указанных полномочий;

4.Прекращения Департаментом информатизации и телекоммуникаций Приморского края выдачи КГБУ «ИТЦ» государственных заданий на выполнение работ, оказание услуг (закупку товаров, работ, услуг) для реализации полномочий по информационно-техническому обеспечению деятельности государственных органов Приморского края и осуществления закупки товаров, работ, услуг для реализации указанных полномочий непосредственно Департаментом информатизации и телекоммуникаций Приморского края на основании пункта 2.1.36 Положения в соответствии с законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд - Законом № 44-ФЗ.

Для выполнения предупреждения был установлен срок до 1 марта 2016 г. (пункты 3 и 4 предупреждения) и до 1 апреля 2016 года (пункты 1 и 2 предупреждения). Кроме того, в предупреждении указано, что о его выполнении необходимо сообщить в Приморское УФАС России в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, по мотивированному ходатайству и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Заявители, считая, что предупреждение антимонопольного органа от 01.02.2016 № 549/08-3, выданного в рамках дела 75/08-2015 нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив представленные документы, суд считает заявленные требования не  подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами (полномочиями) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления (далее - органы власти).

Запрет на наделение хозяйствующего субъекта функциями и правами (полномочиями)  органа власти,  установленный данной  нормой, является безусловным,     не  требующим     доказывания  влияния  на  конкуренцию указанных действий. Исключение может быть установлено федеральным законом (федеральным законодательством).

Законодатель, устанавливая такой запрет, исходил из того, что его нарушение создает реальную угрозу конкуренции, поскольку хозяйствующий субъект, наделенный функциями органа власти, получает преимущества в сравнении с другими хозяйствующими субъектами, действующими на том же товарном рынке, что и указанный хозяйствующий субъект.

Из этого следует, что для признания в действиях органов власти нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, подлежит установлению (доказыванию) только одно обстоятельство: наделение хозяйствующего субъекта функциями (полномочиями) органа власти.

Создание и деятельность бюджетного учреждения регулируются статьей9.2. Закона № 7-ФЗ.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 ст. 9.2. Закона № 7-ФЗ).

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2 статьи 9.2.Закона № 7-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Согласно пункту 4 статьи 9.2.Закона № 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Пунктом 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение    выполнения    государственного    (муниципального)    задания бюджетным    учреждением    осуществляется    в    виде    субсидий    из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Из перечисленных норм следует, что ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ подлежит
применению с учетом норм Бюджетного кодекса РФ.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса государственное (муниципальное) задание определяется как документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ); государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления),государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

Согласно статье 69.1 Бюджетного кодекса РФ предоставление субсидий бюджетным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам относятся к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

Статья 69.2 Бюджетного кодекса РФ определяет, что государственное (муниципальное) задание должно содержать: выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания; показатели, характеризующие состав, качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ); порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания; определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; порядок оказания соответствующих услуг; предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, еслизаконодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).

Частью 3 статьи 174.2 Бюджетного кодекса РФ определено, что планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам осуществляется с учетом государственного (муниципального) задания на очередной финансовый год, а также его выполнения в отчетном финансовом году и текущем финансовом году.

Исходя из ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ и перечисленных норм Бюджетного кодекса РФ в их совокупном применении,   государственное бюджетноеучреждение    создается    органом    власти для предоставления государственных и муниципальных услуг (работ).

Согласно законодательно закрепленному статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ определению государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), -деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Как определяет статья 2 Закона № 210-ФЗ, заявителем является физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления)либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.

По смыслу (толкованию) определения, которое дается в статье 2 Закона № 210-ФЗ, государственные услуги - услуги, предоставляемые государственными органами или органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральными законами, по обращениям граждан или юридических лиц.

То есть полномочия (обязанность) органов власти по предоставлению тех или иных государственных услуг должны быть предусмотрены федеральными законами.

Статья 2 Закона № 210-ФЗ исключает органы власти из субъектного состава заявителей, из чего следует, что заказчиками и потребителями государственных (муниципальных) услуг не могут быть органы власти (государственные    органы    и    органы    местного    самоуправления). Государственная (муниципальная) услуга предоставляется в интересах (для    удовлетворения    потребностей)    конкретного    потребителя юридического или физического лица, который выступает заказчиком этихуслуг, а не для удовлетворения потребностей органа власти.

Таким образом, создание бюджетного учреждения в целях осуществления функций государственного органа, а также для осуществления полномочий по закупу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (для реализации функций (полномочий) государственного органа, удовлетворения потребностей государственных органов) не предусмотрено статьей 9.2.3акона № 7-ФЗ и Бюджетным кодексом РФ.

Приморским УФАС России в материалы дела представлены документы (доказательства) того, что БУ ИТЦ наделено функцией по информационно-техническому обеспечению деятельности государственных органов Приморского края, для реализации которой бюджетное учреждение, в свою очередь, наделено полномочиями по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Наделение указанными функцией и полномочиями подтверждается
распоряжением администрации; представлением, обосновывающим создание учреждения; Положением о Департаменте информатизации, которое действовало до создания учреждения; Уставом учреждения, который был утвержден Департаментом земельных и имущественных отношений; выдаваемыми Департаментом информатизации государственными заданиями, которые по существу являются государственными заказами, на основании которых осуществлялась закупка услуг (работ) для государственных нужд;
финансированием указанных государственных заданий; заключенными БУ ИТЦ контрактами.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопроса по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Информационно-техническое обеспечение деятельности Администрации края и государственных органов края, что не опровергается заявителями, относится к полномочиям по материально-техническому обеспечению деятельности государственных органов.

Таким образом, в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ информационно-техническое обеспечение деятельности Администрации края и государственных органов края относится к полномочиям (функции) государственных органов Приморского края.

Материалами дела подтверждается, КБУ ИТЦ переданы функции отдела технического обеспечения  Департаментаинформатизации, который ранее осуществлял закупки товаров, работ, услуг на основании государственных контрактов, заключаемых со сторонними организациями в соответствии с законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

В силу пункта 5 ст. З Закона № 44-ФЗ осуществление закупки товаров, работ, услуг для реализации полномочий государственных органов (для обеспечения государственных нужд, для удовлетворения потребностей государственных органов) относится к полномочиям государственных органов, поскольку данная норма устанавливает, что заказчиками являются государственные органы либо государственное казенное учреждение, действующее от имени РФ или субъекта РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ бюджетные и автономные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Данной нормой предусмотрено осуществление в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, закупки товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения нужд самого бюджетного или автономного учреждений (то есть для удовлетворения потребностей самих учреждений, необходимых для предоставлениягосударственных или муниципальных услуг, а не для реализации функций государственных органов и органов местного самоуправления), если такие закупки финансируются из соответствующего бюджета.

Однако это обстоятельство не дает основание относить бюджетные и автономные учреждения к государственным заказчикам, соответственно, не дает основание наделять их полномочиями по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (для нужд государственных органов).

В  связи  с этим  наделение    КБУ ИТЦ функцией  (полномочиями) государственного   органа   по   информационно-техническому   обеспечению деятельности государственных органов Приморского края и полномочиями по осуществлению    закупки    товаров,     работ,    услуг    для    обеспечения государственных нужд  (для реализации  полномочий по информационно-техническому обеспечению деятельности государственных органов Приморского края), финансовое обеспечение выполнения ИТЦ этих полномочий за счет краевого бюджета не соответствует статье 9.2.Закона № 7-ФЗ, Бюджетному кодексу РФ, Закону № 44-ФЗ и Закону № 184-ФЗ.

Нормативно-правовые акты (федеральный закон, федеральное законодательство), которые бы предусматривали осуществление государственным органом функции (полномочий) по предоставлению услуги в сфере информатизации и телекоммуникаций по запросам конкретных граждан или юридических лиц, отсутствуют. Товарный рынок услуг в сфере информационных технологий является конкурентным, такие услуги по запросу конкретных граждан и юридических лиц вправе предоставлять (оказывать) любой хозяйствующий субъект, обладающий соответствующей профессиональной   квалификацией.

Нормативно-правовые акты, которые бы предусматривали создание бюджетного учреждения для осуществления полномочий по материально-техническому обеспечению органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в частности для осуществления полномочий (функции) по информационно-техническому обеспечению деятельности государственных органов, в том числе для осуществления полномочий по закупке товаров, работ, услуг для реализации указанной функции (для обеспечения государственных нужд) отсутствуют.

Как следует из статьи 6 Бюджетного кодекса, для осуществления своих функций (полномочий) органы власти могут создавать казенные учреждения, которые вправе, в том числе осуществлять полномочия по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Статьей 70 Бюджетного кодекса предусмотрено финансовое обеспечение выполнения указанных полномочий.

Из письма Минфина (раздел 1) следует, что государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения создаются для предоставления государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), отнесенных федеральными законами к полномочиям государственных органов или органов местного самоуправления.

Бюджетные и автономные учреждения могут быть созданы исключительно для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Осуществление государственных (муниципальных) функций их задачей не является.

Как указывает Минфин в разделе 8 письма (рекомендаций), доходы от оказания казенным учреждением платных услуг и иной приносящей доход деятельности в соответствии с пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации зачисляются в доход соответствующего бюджета бюджетнойсистемы Российской Федерации и в качестве дополнительного источника финансирования учреждению не возвращаются.

Доходы, полученные бюджетными и автономными учреждениями от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания как основных, так и неосновных платных услуг) согласно пунктам 2, 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений.

Таким образом, в соответствии с Бюджетным кодексом и Законом № 44-ФЗ полномочиями (функцией) по информационно-техническому обеспечению деятельности государственных органов, в том числе полномочиями по закупке товаров, работ, услуг для реализации указанной функции (для обеспечения государственных нужд) может быть наделено казенное учреждение.

Довод заявителей, согласно которому услуги (работы), закупаемые для реализации функции по информационно-техническому обеспечению деятельности государственных органов - это государственные услуги, так как они включены в ведомственный перечень государственных услуг несостоятелен, так как государственные услуги и услуги (работы) для обеспечения государственных нужд - разные понятия.

Отношения по предоставлению (оказанию) указанных услуг регулируются разными федеральными законами: предоставление государственных услуг регулируется Законом № 210-ФЗ, закупка услуг для обеспечения государственных нужд - Законом № 44-ФЗ.

В соответствии со ст. 2 Закона № 210-ФЗ заказчиками и потребителями государственных услуг являются граждане и юридические лица, обратившиеся за их предоставлением. Заказчиками и потребителями услуг (работ), закупаемых для обеспечения государственных нужд в соответствии с Законом № 44-ФЗ - государственные органы или государственные казенные учреждения. Государственные услуги предоставляются для удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц, а услуги (работы), закупаемые для обеспечения государственных нужд, - для удовлетворения потребностей государственных органов.

Заявители, утверждая, что потребителями государственных (муниципальных) услуг могут быть органы власти, не приняли во внимание исключение, предусмотренное ст. 2 Закона № 210-ФЗ.

Услуги, предусмотренные ведомственным перечнем государственных услуг, на который ссылаются заявители с чем, в силу ст. 2 Закона № 210-ФЗ, не могут быть отнесены к государственным услугам.

Обоснование Администрацией края наделения КБУ ИТЦ полномочиями (функцией) государственного органа распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101 -р (далее -распоряжение № 1101 -р) неосновательно, исходя из следующего.

Распоряжение № 1101-р не предусматривает передачу бюджетным учреждениям функций органов исполнительной власти, в том числе не отнесенные к основному виду деятельности.

Оптимизация состава и полномочий органов исполнительной власти, создание специализированных организаций для передачи им функций органов исполнительной власти в соответствии с распоряжением № 1101-р не предусматривает нарушение федеральных законов, в том числе нарушение требований Закона о защите конкуренции.

Из статьи 40 Закона № 44-ФЗ следует, что государственные органы или органы местного самоуправления для осуществления полномочий по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию. Выбор специализированной организации осуществляется государственным
органом или органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, то есть выбор указанной организации осуществляется использованием конкурентных способов.                                                       

Как указывалось выше, в соответствии с Бюджетным кодексом для осуществления функций органов исполнительной власти государственные органы и органы местного самоуправления могут создать казенные учреждения.

Таким образом, оптимизация состава и полномочий органов исполнительной власти, предусмотренная распоряжением № 1101 -р, может быть осуществлена без нарушения федеральных законов.

Обоснование ответчиками правомерности наделения КГБУ «ИТЦ» функциями (полномочиями) государственного органа тем, что учредителем аналогичного учреждения является ФАС России, также несостоятельно исходя из следующего.

Нормативно-правовой  основой  создания  ФБУ  «ИТЦ ФАС России» является распоряжение Правительства РФ от 30.06.2012 №  1145-р, Указ  Президента РФ от 21.07.2015 № 373 и распоряжение Правительства РФ от  23.07.2015 № 1412-р.

Распоряжением Правительства РФ № 1145-р было создано ФБУ «ИТЦ ФСТ», подведомственное Федеральной службе по тарифам.

В связи с упразднением Федеральной службы по тарифам на основании указа Президента РФ № 373 ее правопреемником стала ФАС России, функции ФСТ были переданы ФАС России.

Распоряжением Правительства РФ от 23.07.2015 № 1412-р ФБУ «ИТЦ ФСТ России» отнесено к ведению ФАС России.

Статьей 12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство Российской Федерации вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации.

Согласно статье 23 ФКЗ Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Согласно Закону о защите конкуренции принятые Правительством РФ акты находятся вне сферы антимонопольного регулирования, на эти акты не распространяется действие антимонопольного законодательства.

ФАС России на основании и во исполнение Указа Президента РФ № 373 и распоряжения Правительства РФ № 1412-р своим приказом от 17.08.2015 № 726/15 переименовала ФБУ «ИТЦ ФСТ» в ФБУ «ИТЦ ФАС России», о чем внесена запись в ЕГРЮЛ.

Таким образом, правовой основой создания ФБУ «ИТЦ ФАС России» явились акты Президента РФ и Правительства РФ, ИТЦ ФАС России является правопреемником ИТЦ ФСТ России.

Приказ ФАС России от 27.11.2015 № 1183/15 об утверждении Устава ИТЦ и Устав ИТЦ ФАС России содержат ссылки на указанные акты Президента РФ и Правительства РФ, которые заявителями при обосновании своего довода не были приняты во внимание.

Действие ненормативного акта (распоряжения) Правительства РФ, принятого в отношении конкретного учреждения, не распространяется на другие учреждения.

При   указанных обстоятельствах правового основания для наделения заявителями   КГБУ «ИТЦ»   функциями (полномочиями) государственного органа не имеется.

Таким образом,    в рассматриваемых действиях заявителей имеются признаки нарушения части 3  статьи  15  Закона о защите конкуренции, оспариваемое заявителями предупреждение соответствует антимонопольному законодательству, основания для удовлетворения требования   заявителей о признании незаконным и отмене предупреждения от 01.02.2016 № 549/08-3, выданного в рамках дела № 75/08-2015 у суда отсутствуют.

Учитывая, что заявители  в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты госпошлины освобождены, вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении заявлений Департамента информатизации и телекоммуникаций Приморского края, Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, Администрации Приморского края о признании незаконным и подлежащим отмене предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 01.02.2016 по делу №75/08-2015, отказать. Проверено на соответствие Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья                                                                   Р.Б. Назметдинова