ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-4144/20 от 31.03.2020 АС Приморского края

826/2020-41084(2)

$!90I4IJ-aaaaab!

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-4144/2020
01 апреля 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 01 апреля 2020 года.  Арбитражный суд Приморского края в составе судьи В.В. Краснова, 

при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С. Рябининой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления  Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации  по Приморскому краю (ИНН 2540224383. ОГРН 1162536089990, дата  регистрации 19.10.2016, место нахождения 690068, Приморский край, г.  Владивосток, ул. Магнитогорская, д. 5) 

к обществу с ограниченной ответственностью Частная охранная  организация «Ирбис-ДВ» (ИНН 2724155651, ОГРН 1112724008473, дата  регистрации 24.08.2011, место нахождения 680031, Хабаровский край, г.  Хабаровск, ул. Окружная, д. 10А) 

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной  частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, по протоколу № 25ЛРР010270220000172  от 27.02.2020, 

при участии в заседании:


от заявителя – Ермакова Ю.А., паспорт, доверенность № 20 от 24.03.2020,  диплом; 

от общества – не явились, извещены,

установил: Управление Федеральной службы войск национальной  гвардии Российской Федерации по Приморскому краю (далее – заявитель,  Управление) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с  заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью  Частная охранная организация «Ирбис-ДВ» (далее - лицо, привлекаемое к  ответственности, общество, ООО ЧОО «Ирбис-ДВ») к административной  ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –  КоАП РФ), по протоколу об административном правонарушении   № 25ЛРР010270220000172 от 27.02.2020 за осуществление  предпринимательской деятельности с нарушениями условий,  предусмотренных специальным разрешением (лицензией). 

Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени  проведения предварительного судебного заседания, в суд не явилось,  представителей не направило. Суд, руководствуясь статьей 136 АПК РФ,  провел предварительное судебное заседание в отсутствие извещенного  общества. 

В соответствии со статьей 137 АПК РФ судом завершено  предварительное судебное заседание и открыто судебное заседание в  первой инстанции. 

От общества в электронном виде поступило ходатайство об  объединении административных дел, в удовлетворении которого судом  отказано на основании части 1 статьи 4.4 КоАП РФ, о чем вынесено  отдельное определение. 

В обоснование заявленных требований Управление указало, что  собранным административным материалом доказан факт (событие) 


совершения обществом административного правонарушения,  ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

Общество отзыв, возражения на заявление не представило.

Из материалов дела судом установлено, что в период с 14 по 31  января 2020 года сотрудниками отделения лицензионно-  разрешительной работы (по Уссурийскому городскому округу,  Хорольскому, Ханкайскому, Пограничному, Михайловскому и  Октябрьскому районам) Управления Росгвардии по Приморскому краю в  соответствии с пунктами 28-33 Административного регламента  исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации  государственной функции по контролю за частной детективной (сыскной)  и охранной деятельностью в Российской Федерации, утвержденного  приказом МВД России от 18 июня 2012 г. № 589 и пунктом 20 части 1  статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках  национальной гвардии Российской Федерации», проведена проверка  сведений, изложенных обществом с ограниченной ответственностью  Частная охранная организация «Ирбис-ДВ» в уведомлении о начале  оказания охранных услуг, направленном 12 января 2020 года. 

В ходе проверки установлено, что общество осуществляет  деятельность на основании лицензии на осуществление частной охранной  деятельности от 06.12.2011 № 700-КР, выданной управлением Росгвардии  по Приморскому краю, со сроком действия до 06.12.2021. 


ул. Вокзальная, д. 7 (вокзал Гродеково); срок начала оказания услуг с  01.01.2020. 

В ходе проверки установлено, что ООО ЧОО «Ирбис-ДВ» в 00 часов  01 минуту 06 января 2020 года осуществляло предпринимательскую  деятельность с нарушением требований и условий, предусмотренных  специальным разрешением (лицензией), а именно: в нарушение ч. 2 ст. 11  Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной  деятельности в Российской Федерации», пп. «г» п. 2(1) Положения о  лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного  Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 №  498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной  (сыскной) и частной охранной деятельность», пп. «б» п. 2 Правил  уведомления частной охранной организацией территориального органа  Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации  о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава  учредителей (участников), утвержденных Постановлением Правительства  Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах  осуществления частной детективной (сыскной) и частной «охранной  деятельность», ООО ЧОО «Ирбис-ДВ» в течение 5 дней с начала оказания  охранных услуг, то есть с 00 часов 01 минуты 01 января 2020 года до 24  часов 00 минут 05 января 2020 года, не уведомило территориальный орган  Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации  по месту расположения объекта охраны в лице отделения лицензионно- разрешительной работы (по Уссурийскому городскому округу,  Хорольскому, Ханкайскому, Пограничному, Михайловскому и  Октябрьскому районам) Управления Росгвардии по Приморскому краю, о  начале оказания охранных услуг по договору от 01 января 2020 № 8/ДЖВ  по охране имущества открытого акционерного общества «Российские  железные дороги» на объекте – вокзал Гродеково, расположенном по  адресу: Приморский край, пгт. Пограничный, ул. Вокзальная, д. 7. 


Как установил административный орган, указанное уведомление о  начале оказания услуг направлено обществом в электронной форме  посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в  федеральной государственной информационной системе «Единый портал  государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru)  12.01.2020 (по истечении 5-дневного срока) и поступило в ОЛРР  Управления 14.01.2020. 

По данному факту 27.02.2020 должностным лицом управления в  отношении общества составлен протокол об административном  правонарушении № 25ЛРР010270220000172, предусмотренном частью 3  статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности  с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением  (лицензией). 

На основании абзаца 4 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы дела  об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд  Приморского края для принятия решения по существу. 

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленное  требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям. 

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о  привлечении к административной ответственности арбитражный суд в  судебном заседании устанавливает, имелось ли событие  административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения  лицом, в отношении которого составлен протокол об административном  правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об  административном правонарушении и полномочия административного  органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом  административная ответственность за совершение данного  правонарушения и имеются ли основания для привлечения к  административной ответственности лица, в отношении которого составлен  протокол, а также определяет меры административной ответственности. 


В силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление  предпринимательской деятельности с нарушением условий,  предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет  предупреждение или наложение административного штрафа на  юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. 

Объектом данного вида правонарушения являются общественные  отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской  деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в  области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных  интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и  безопасность государства. 

Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении  лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных  специальным разрешением (лицензией). 

Как следует из части 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011   № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее –  Закон № 99-ФЗ), лицензия – это специальное разрешение на право  осуществления юридическим лицом или индивидуальным  предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ,  оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое  подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на  бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного  электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении  лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в  форме электронного документа. 

На основании пункта 32 статьи 12 Закона № 99-ФЗ частная охранная  деятельность подлежит лицензированию. 

Лицензионные требования – это совокупность требований, которые  установлены положениями о лицензировании конкретных видов  деятельности, основаны на соответствующих требованиях 


законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение  достижения целей лицензирования (часть 7 статья 3 Закона № 99-ФЗ). 

Согласно статье 2 Закона № 99-ФЗ соблюдение лицензиатом  лицензионных требований обязательно при осуществлении  лицензируемого вида деятельности. 

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 "О  частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"  предусмотрено, что частная детективная и охранная деятельность  осуществляется для сыска и охраны. В целях охраны разрешается  предоставление, в том числе следующих видов услуг: охрана объектов и  (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в  собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении,  оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением  объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей  части. 

В соответствии с требованиями статьи 1.1 Федерального закона от  11.03.1992 № 2487-1 частные охранные организации осуществляют  деятельность на основании лицензии. 

Порядок лицензирования частной охранной деятельности,  осуществляемой юридическими лицами, учрежденными специально для  оказания охранных услуг, определен Положением о лицензировании  частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением  Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 (далее –  Положение о лицензировании частной охранной деятельности). 

Согласно части 2 статьи 11 Закона № 2487-1 о начале и об окончании  оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников)  частная охранная организация обязана уведомить территориальный орган  федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере  частной охранной деятельности, в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации. 


В силу требований пункта 5 части 3 статьи 11.2. Закона № 2487-1  территориальные органы Федеральной службы войск национальной  гвардии Российской Федерации (Управление Росгвардии по Приморскому  краю), осуществляя контроль за частной охранной деятельностью,  контролируют и соблюдение лицензиатами лицензионных требований. 

В соответствии с частью 2 указанной статьи перечень лицензионных  требований по каждому виду охранных услуг, предусмотренных законом,  определен Положением о лицензировании частной охранной деятельности. 

Согласно подпункту «г» пункта 2 (1) Положения о лицензировании  частной охранной деятельности одним из лицензионных требований  предоставления услуг охраны является соблюдение лицензиатом  требований, предусмотренных статьей 11 Закона № 2487-1. 

Порядок уведомления частной охранной организацией  территориального органа Федеральной службы войск национальной  гвардии Российской Федерации о начале и об окончании оказания  охранных услуг, изменении состава учредителей, содержится в Правилах,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  23.06.2011 № 498. 

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил уведомления частной  охранной организацией территориального органа Федеральной службы  войск национальной гвардии Российской Федерации о начале и об  окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей  (участников), частная охранная организация обязана в письменной форме  или в электронной форме посредством заполнения соответствующей  интерактивной формы в федеральной государственной информационной  системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг  (функций)» (www.gosuslugi.ru) уведомить уполномоченный орган,  выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, а  также уполномоченный орган по месту охраны имущества (расположения  объекта охраны) в следующие сроки: 


в течение 5 дней с начала оказания охранных услуг:

по охране объектов и (или) имущества, за исключением объектов, и  (или) имущества, в отношении которых установлены обязательные для  выполнения требования к антитеррористической защищенности; 

по защите жизни и здоровья граждан;

по охране объектов и (или) имущества путем принятия  соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию  технических средств охраны. 

В соответствии со ст. 190 Гражданского кодекса РФ установленный  законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок  определяется календарной датой или истечением периода времени,  который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. 

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 №  498 содержит сроки, исчисляемые в днях и рабочих днях. 

В силу прямого указания на исчисление срока в днях при разрешении  вопроса о нарушении (соблюдению) данного срока, подлежат включению  и выходные дни, т.е. срок в днях исчисляется как календарные дни. 

Поскольку пункт 2 Правил не содержит оговорки об исчислении срока  в рабочих днях, следовательно, информацию следовало представить в  течение 5 календарных дней с начала оказания охранных услуг, то есть с 1  по 5 января 2020 включительно. 

Нарушение Правил уведомления частной охранной организацией  территориального органа Федеральной службы войск национальной  гвардии Российской Федерации о начале оказания охранных услуг,  свидетельствует о нарушении обществом лицензионных требований  предоставления услуг охраны, предусмотренных подпунктом «г» пункта 2  (1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности, и  является основанием для наступления административной ответственности  за совершение административного правонарушения, предусмотренного  частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской 


деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных  специальным разрешением (лицензией). 

Факт выявленного в ходе проверки нарушения охранной  организацией 5-дневного срока уведомления о начале оказания услуг по  охране объекта подтверждается материалами административного дела, в  связи с чем суд приходит к выводу о наличии в действиях общества  состава административного нарушения, предусмотренного частью 3 статьи  14.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит  административной ответственности только за те административные  правонарушения, в отношении которых установлена его вина. 

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным  правонарушением признается противоправное, виновное действие  (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ  или законами субъектов Российской Федерации об административных  правонарушениях установлена административная ответственность. 

Юридическое лицо в силу части 2 данной нормы признается  виновным в совершении административного правонарушения, если будет  установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и  норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта  Российской Федерации предусмотрена административная ответственность,  но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их  соблюдению. 

В рассматриваемом случае у ООО ЧОО «Ирбис-ДВ» имелась  возможность для соблюдения требований действующего законодательства,  за нарушение которых предусмотрена административная ответственность,  но данным лицом не было принято всех зависящих от него мер,  направленных на предотвращение совершения административного  правонарушения; доказательств совершения обществом всех необходимых 


действий, направленных на соблюдение требований лицензионного  законодательства и на недопущение нарушения указанных требований,  материалы дела не содержат. 

Выдача лицензии означает возложение на лицензиата повышенных  требований государства к определенному виду деятельности, выраженных  в виде лицензионных требований и условий, излагаемых в нормах  федерального законодательства о лицензировании или в условиях самой  лицензии. Получая лицензию, юридическое лицо принимает на себя  ответственность за соблюдение лицензионных требований. 

В связи с нарушением указанных требований не был обеспечен  контроль за соблюдением требований законодательства о лицензировании  в ходе осуществление частной охранной деятельности. 

Протокол об административном правонарушении составлен  полномочным должностным лицом; существенных нарушений при  проведении проверки административным органом не допущено. 

Основания для признания вменяемого правонарушения  малозначительным отсутствуют. 

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от  27.02.2018 № 525-О указал, что конституционные требования  справедливости и соразмерности предопределяют, по общему правилу,  необходимость дифференциации юридической ответственности в  зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного  ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных  обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при выборе той или  иной меры государственного принуждения. 

Применительно к административной ответственности эти  конституционные требования нашли отражение в Кодексе Российской  Федерации об административных правонарушениях, который  предписывает при назначении административного наказания  юридическому лицу учитывать характер совершенного им  


административного правонарушения, имущественное положение и  финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие  административную ответственность, обстоятельства, отягчающие  административную ответственность (часть 3 статьи 4.1). 

КоАП РФ также предусматривает возможность (а не обязанность  суда) освобождения от административной ответственности при  малозначительности административного правонарушения (статья 2.9). 

Разрешение же вопроса о том, какие из указанных положений  данного Кодекса могут быть применены в деле о конкретном  административном правонарушении, в том числе определение наличия  предусмотренных данными положениями оснований для смягчения  ответственности или освобождения от нее, как связанное с выбором и  толкованием норм права, подлежащих применению, установлением и  исследованием фактических обстоятельств, относится к прерогативе судов. 

Как разъяснил Пленум ВАС РФ в пункте 18 постановления от  02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике  при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при  квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам  необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его  совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при  отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.  Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное  положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное  устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного  ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о  малозначительности правонарушения. 

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь  место только в исключительных случаях и производится с учетом  положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к  обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. 


Наличие каких-либо исключительных обстоятельств обществом не  приведено и не подтверждено документально. Такие исключительные  случаи судом также при рассмотрении настоящего дела не установлены. 

В силу изложенных обстоятельств, оценивая в совокупности  представленные в материалы дела доказательства, суд не установил  оснований для признания совершенного правонарушения  малозначительным и освобождения ООО ЧОО «Ирбис-ДВ» от  административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном  правонарушении выяснению подлежат наличие события  административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные  действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта  Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;  виновность лица в совершении административного правонарушения;  обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и  обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер  и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;  обстоятельства, исключающие производство по делу об административном  правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для  правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения  данного правонарушения. 

Совершение административного правонарушения, предусмотренного  частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, в соответствии с санкцией данной  нормы влечет предупреждение или наложение административного  штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. 

Статья 4.1 КоАП РФ в части 3 устанавливает, что при назначении  административного наказания юридическому лицу учитываются характер  совершенного им административного правонарушения, имущественное и 


финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и  отягчающие административную ответственность. 

При этом конкретную меру ответственности, подлежащую  применению, назначает лицо, рассматривающее дело об  административном правонарушении, в настоящем случае суд. 

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается  за впервые совершенные административные правонарушения при  отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения  вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного  мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам  истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности  государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного  характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. 

В силу статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания  является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим  правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление  административного наказания и определение его размера в каждом  конкретном случае должно основываться на принципах справедливости  наказания, его соразмерности совершенному правонарушению. 

 Административный орган не представил доказательств того, что  обществом допущено повторное совершение однородного  административного правонарушения, то есть совершение  административного правонарушения в период, когда лицо считается  подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьёй  4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного  правонарушения. 

Доказательства наличия иных препятствий для назначения  предупреждения в материалах дела отсутствуют. 

 Таким образом, с учетом приведенных норм права, а также  принимая во внимание, что совершенное ООО ЧОО «Ирбис-ДВ» 


правонарушение не привело к причинению вреда или возникновению  угрозы его причинения, объектам, перечисленным в части 2 статьи 3.4  Кодекса, имущественный ущерб также отсутствует, исходя из конкретных  обстоятельств дела, учитывая характер допущенного нарушения и степень  вины нарушителя, суд считает возможным применить наказание в виде  предупреждения. 

При этом суд считает, что наказание в виде предупреждения с  учетом конкретных обстоятельств настоящего дела сможет обеспечить  достижение цели административного наказания. 

Вопрос о распределении расходов по уплате госпошлины  арбитражным судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ  при подаче в арбитражный суд заявления о привлечении к  административной ответственности государственная пошлина не  оплачивается. 

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

р е ш и л:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью Частная  охранная организация «Ирбис-ДВ» (ИНН <***>, ОГРН  <***>, дата регистрации 24.08.2011, место нахождения 680031,  <...>) к  административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи  14.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, в виде предупреждения. 

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд  Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый  арбитражный апелляционный суд. 

Судья Краснов В.В.

Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 26.05.2019 23:20:25

 Кому выдана Краснов Владимир Валериевич


Для ограниченного доступа к оригиналам судебных актов с электронными подписями
судей по делу № А51-4144/2020 на информационном ресурсе «Картотека арбитражных
дел» (http://kad.arbitr.ru) используйте секретный код:
 Возможность доступна для пользователей, авторизованных через портал
государственных услуг (ЕСИА).