ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-4153/2021 от 11.11.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, д. 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-4153/2021

18 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 18 ноября 2021 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Краснова В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тищенко Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Дачного потребительского кооператива «Озерный» (ИНН 2524133403, ОГРН 1102509000978, дата регистрации 19.11.2010)

к администрации Партизанского муниципального района Приморского края (ИНН 2524003130, ОГРН 1022501026580, дата регистрации 12.01.1998)

о признании незаконным бездействие административного органа по внесению изменений в ПЗЗ межселенных территорий Партизанского муниципального района в отношении земельного участка с кадастровым № 25:13:020404:2773; о признании незаконным отказа от заключения договора аренды земельного участка с кадастровым № 25:13:020404:2773, сформулированного в письмах № 3467/8 от 11.12.2020 и № 3710/8 от 30.12.2020; об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым № 25:13:020404:2773,

при участии:

от заявителя: Кретов Ю.В., паспорт, доверенность от 11.01.2021, диплом,

от администрации: извещены, не явились,

установил: Дачный потребительский кооператив «Озерный» обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации Партизанского муниципального района Приморского края о признании незаконным бездействия административного органа по внесению изменений в ПЗЗ межселенных территорий Партизанского муниципального района в отношении земельного участка с кадастровым № 25:13:020404:2773; о признании незаконным отказа от заключения договора аренды земельного участка с кадастровым № 25:13:020404:2773, сформулированного в письмах № 3467/8 от 11.12.2020 и №3710/8 от 30.12.2020; о признании недействительным письма «Уведомление о прекращении аренды земельного участка» № 3716/8 от 30.12.2020; об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым № 25:13:020404:2773.

При рассмотрении спора представитель поддержал заявленные требования, кроме требования о признании недействительным письма «Уведомление о прекращении аренды земельного участка» № 3716/8 от 30.12.2020 (пункт 3 заявления).

Надлежаще извещенная администрация явку представителя в судебное заседание не обеспечила, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в нем письменным доказательствам. Согласно письменному отзыву администрация возражает по заявленным требованиям.

Из материалов дела следует и судом установлено, что во исполнение постановления администрации Партизанского муниципального района Приморского края от 21.12.2015 № 875 между администрацией (арендодатель) и дачным потребительским кооперативом «Озерный» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения № 581-Ю от 25.12.2015, согласно пунктам 1.1 и 2.1 которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 25:13:020404:2773 площадью 353 787 кв. м местоположении: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – мыс Поворотный. Участок находится примерно в 2 800 м от ориентира по направлению север. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, Партизанский район, размещение дачных домов и садовых домов, земли сельскохозяйственного назначения. Договор заключен на срок с 21.12.2015 по 20.12.2020, вступает в силу с даты государственной регистрации и распространяет свое действие на отношения сторон с даты начала фактического использования арендатором земельного участка, т.е. с 21.12.2015.

Письмом от 14.05.2020 заявитель по делу обратился в администрацию с требованием утвердить проект планировки и межевания дачного потребительского кооператива «Озерный», в ответ на которое письмом от 02.07.2020 № 217 был проинформирован о необходимости внесения изменений в правила землепользования и застройки в целях утверждения документации по планировке и межеванию территории.

23.09.2020, 28.09.2020 в Администрацию поступили заявления кооператива (вх. №№ 7287, 7421) о необходимости внесения изменений в правила землепользования и застройки в виде устранения технической ошибки, относящей земельный участок с кадастровым номером 25:13:020404:2773 одновременно к нескольким территориальным зонам.

11.11.2020 Администрация направила в адрес кооператива письмо № 4507, которым сообщила, что земельный участок с кадастровым номером 25:13:020404:2773 будет учтен при внесении изменений в правила землепользования и застройки межселенных территорий.

Запрос кооператива, оформленный письмом от 19.11.2020 № 19 (вх. № 8767 от 19.11.2020), о сроках внесения изменений в ПЗЗ и утверждение проекта оставлен администрацией без ответа.

Кооператив 13.11.2020 (исх. № 17 от 11.11.2020), 19.11.2020 (исх. № 18 от 13.11.2020) направил администрации уведомление о заключении договора аренды по истечение срока на новый срок (вх. № 8666) и дополнение к нему (вх. № 8766) со ссылкой на пункт 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации и на его преимущественное право на заключение договора на новый срок.

Рассмотрев заявление, администрация письмом от 11.12.2020 № 3467/8 ответила отказом, ссылаясь на отсутствие у арендатора преимущественного права на заключения договора аренды на новый срок в соответствии с положениями земельного законодательства.

18.12.2020 кооператив в дополнение к заявлениям от 13.11.2020 № 8666, от 19.11.2020 № 8766 направил в администрацию требование о заключении с ним договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:13:020404:2773 на новый срок со ссылкой на подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с наличием на земельном участке объектов недвижимого имущества, зарегистрированных за кооперативом (исх. № 21 от 17.12.2020).

В ответ на указанное заявление письмом от 30.12.2020 № 3710/8 администрация отказала в заключении договора, сославшись на нахождение земельного участка в трех территориальных зонах Р1, СХ1 и СХ2 (несоответствие вида разрешенного использования участка документам территориального планирования).

Не согласившись с бездействием администрации, выраженным в непринятии мер по внесению изменений в правила землепользования и застройки территории, а также с решениями, изложенными в письмах от 11.12.2020 № 3467/8, от 30.12.2020 № 3710/8, кооператив обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив письменные доказательства, суд счел требования заявителя обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению на основании следующего.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 ГрК РФ).

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 8 статьи 1 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования. Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7, 8 статьи 1 ГрК РФ).

Выпиской из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:13:020404:2773 подтверждается, что кадастровый учет данного земельного участка произведен в 2011 году, участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – размещение дачных домов и садовых домов.

Решением Думы Партизанского муниципального района Приморского края от 11.06.2013 № 410 утверждены Правила землепользования и застройки межселенных территорий Партизанского муниципального района, утвержденных решением Думы Партизанского муниципального района Приморского края, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 25:13:020404:2773, предоставленный кооперативу в аренду в 2015 году, относился к зоне Р6 – зона рекреационного назначения, выделенная для обеспечения правовых условий ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества, основные, вспомогательные и условно разрешенные виды использования которой определены в пункте 11 статьи 42 Правил.

Решением Думы Партизанского муниципального района Приморского края от 07.08.2015 № 202 в Правила землепользования и застройки межселенных территорий Партизанского муниципального района внесены изменения, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 25:13:020404:2773 одновременно находится в двух территориальных зонах – СХ 1 – зона сельскохозяйственного использования и зона СХ 2 – зона сельскохозяйственных угодий.

По состоянию на 2020 год земельный участок кооператива находился в трех территориальных зонах – Р1 – зона рекреационной деятельности, СХ 1 и СХ2 (письмо Администрации Партизанского муниципального района Приморского края от 30.12.2020 № 3710/8, фрагмент 4 приложение 5 карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки межселенной территории Партизанского муниципального района, опубликованной на официальном Интернет-сайте Администрации по адресу: http://rayon.partizansky.ru/?idmenu=&id=20200311114517&COMSD=20200311102411 ).

Согласно письму ООО «Урбан-План» от 10.03.2021 № 11-03/2021, осуществившему подготовку Правил землепользования и застройки межселенных территорий Партизанского муниципального района Приморского края, в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:13:020404:2773 в редакции 2015 года была ошибочно установлена территориальная зона СХ 2, с учетом сложившейся планировки территорий и существующего землепользования земельный участок расположен в одной территориальной зоне СХ1 (зона сельскохозяйственного использования).

Частью 1 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 3 статьи 36 ГрК РФ).

Градостроительные регламенты, а также карта градостроительного зонирования включаются в правила землепользования и застройки (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).

Частью 4 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Пункт 2 статьи 85 ЗК РФ также предусматривает, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ границы территориальных зон должны устанавливаться с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, данными в Апелляционном определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27.11.2019 № 53-АПА19-41 отнесение документами территориального планирования одного земельного участка одновременно к нескольким зонам не допускается, поскольку в рамках действующего правового регулирования означает сохранение неопределенности его правового режима, что ограничивает право на использование земельного участка по назначению.

Статья 33 ГрК РФ определяет порядок внесения изменения в правила землепользования и застройки.

Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 (Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки) и 32 (Порядок утверждения правил землепользования и застройки) настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1 статьи 33 Кодекса).

Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (часть 2).

Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (пункт 5 части 3 статьи 33).

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 ГрК РФ).

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 ГрК РФ).

При этом положения статьи 33 ГрК РФ не содержат обязанности главы местной администрации в любом случае принять решение о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

Порядок внесения изменений в Правила землепользования и застройки межселенных территорий Партизанского муниципального района Приморского края подробно урегулирован в статьях 33-35 главы 12 названных правил (в редакции решения от 07.08.2015 № 202).

Учитывая нахождение земельного участка с кадастровым номером 25:13:020404:2773 одновременно в нескольких территориальных зонах, применительно к приведенному правовому регулированию кооператив обосновано потребовал внести изменения в Правила землепользования и застройки межселенных территорий Партизанского муниципального района Приморского края, о чем направил в администрацию письмо вх. № 7287 от 23.09.2020.

Между тем, из материалов дела не следует, что административным органом совершены действия, предусмотренные статьей 33 ГрК РФ.

Письмо от 11.11.2020 № 4507 содержит указание на то, что земельный участок с кадастровым номером 25:13:020404:2773 будет учтен при внесении изменений в правила землепользования и застройки межселенных территорий, однако доказательств совершения таких действия ответчик в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил.

Напротив, сведения, отраженные на фрагменте 4 приложения 5 карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки межселенной территории Партизанского муниципального района, опубликованной на официальном Интернет-сайте Администрации по адресу: http://rayon.partizansky.ru/?idmenu=&id=20200311114517&COMSD=20200311102411, подтверждают нахождение спорного участка на дату проведения судебного разбирательства одновременно в нескольких территориальных зонах, что противоречит приведенному выше правовому регулированию и, безусловно, нарушило права заявителя по делу, обладавшему земельным участком на срочном праве, не позволив ему провести работы по дальнейшему планированию участка, его межеванию в целях удовлетворения потребностей членов кооператива, предусмотренных Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что администрацией допущено бездействие, выраженное в не рассмотрении по существу обращения Дачного потребительского кооператива «Озерный» по внесению изменений в Правила землепользования и застройки межселенных территорий Партизанского муниципального района в отношении земельного участка с кадастровым № 25:13:020404:2773.

В отношении решения, изложенного в письме от 11.12.2020 № 3467/8, суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Частью 1 статьи 610 ГК РФ предусмотрено, что договор аренды заключается на срок, определенный договором.

В соответствии с пунктом 21 статьи 1 Закона № 171-ФЗ ЗК РФ дополнен главой V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Так, пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ, вступившей в силу с 01.03.2015, предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ, и при наличии в совокупности условий, перечисленных в пункте 4 указанной статьи.

Пунктом 15 статьи 39.8 ЗК РФ закреплено, что арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Анализ указанных положений ЗК РФ в совокупности позволяет заключить, что после 01.03.2015 арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов. Случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, предусмотрены пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ, а условия реализации такого права - пунктом 4 этой статьи. При отсутствии совокупности условий, установленных пунктом 3 и 4 статьи 39.6 ЗК РФ, арендатор земельного участка не имеет права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона.

Согласно правовой позиции, отраженной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12.09.2017 № 306-КГ17-4881, не может быть продлен на неопределенный срок договор аренды недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью, если законодатель ограничил возможность продления (заключения) договоров аренды указанного имущества на новый срок без проведения публичных процедур.

Соответственно после истечения срока действия ранее заключенного договора аренды в целях дальнейшего владения земельным участком, принадлежащим на праве собственности публично-правовым образованиям, для арендодателя предусмотрен именно такой способ как заключение нового договора.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:

1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);

2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства.

Согласно пункту 4 статьи 39.6 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;

3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;

4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Поскольку при направлении уведомления (вх. № 8666 от 13.11.2020) и дополнения к нему (вх. № 8766 от 19.11.2020) кооператив сослался на пункт 1 статьи 621 ГК РФ (преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок), в то время как земельное законодательство в пункте 15 статьи 39.8 ЗК РФ содержит прямое указание на отсутствие преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов, учитывая, что договор аренды заключен после 01.03.2015, заявителем не раскрыты обстоятельства, названные совокупно в пункте 3 и 4 статьи 39.6 ЗК РФ, отказ в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:13:020404:2773, оформленный письмом от 11.12.2020 № 3467/8, является законным и прав кооператива не нарушает.

И, напротив, оценив решение ответчика, оформленное письмом от 30.12.2020 № 3710/8, суд пришел к выводу о его недействительности, исходя из следующего.

На основании подпункта 9 пункта 2 статьей 39.6 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, сооружения, может быть предоставлен собственникам таких зданий, сооружений, помещений в них по договору аренды земельного участка без проведения торгов.

Положениями статьи 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления, в том числе в аренду, земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Установленный порядок включает в себя, в том числе:

1) подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подачу в уполномоченный орган заинтересованным лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другими федеральными законами, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Данное положение является реализацией основополагающего принципа земельного законодательства, закрепленного подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, в силу которого все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Кодекса. Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора аренды в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ (подпункт 1); принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю (подпункт 3).

Из материалов дела усматривается, что кооперативу на праве собственности принадлежит нежилое здание проходная площадью 24,2 кв.м с кадастровым номером 25:13:020404:4867, а также сооружение электроэнергетики с кадастровым номером 25:13:020404:4871, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 25:13:020404:2773, зарегистрированные 07 и 20 декабря 2020 года, наличие которых в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьей 39.6 ЗК РФ может являться основанием для предоставления муниципального земельного участка по договору аренды земельного участка без проведения торгов.

Вместе с тем, администрация по результатам рассмотрения заявления кооператива от 17.12.2020 № 21, не дала какой-либо правовой оценки данному обстоятельству, сославшись в письме от 30.12.2020 № 3710/8 на несоответствие вида разрешенного использования земельного участка документам территориального планирования, что, как нашло подтверждение в настоящем судебном заседании, является следствием бездействия самой же администрации, не принявшей меры по рассмотрению заявления кооператива о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашли подтверждение доводы заявителя о допущении администрацией Партизанского муниципального района Приморского края бездействия, выраженного в нерассмотрении обращения ДПК «Озерный» по внесению изменений в Правила землепользования и застройки межселенных территорий Партизанского муниципального района в отношении земельного участка с кадастровым № 25:13:020404:2773, принятии решения об отказе от заключения договора аренды земельного участка с кадастровым № 25:13:020404:2773, оформленного письмом № 3710/8 от 30.12.2020, являющихся незаконными, требования кооператива в данной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В свою очередь в отношении решения, оформленного письмом № от 11.12.2020 № 3467/8, обстоятельства, названные в статьях 198 и 200 АПК РФ, не подтверждены, требование кооператива в данной части подлежат отклонению.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Таким образом, возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.

По смыслу положений главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя при подаче заявления, не является самостоятельным требованием. Такое требование рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующих статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется заявителем и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.

Избранный заявителем способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения. При этом суд вправе самостоятельно определять способ восстановления нарушенного права заявителя.

При этом суд не вправе подменять собою административный орган при осуществлении соответствующих функций уполномоченного органа.

В этой связи в целях устранения нарушения прав и интересов заявителя, суд, не подменяя функции административного органа, возлагает на ответчика обязанность совершить действия, направленные на восстановление нарушенных прав заявителя, а именно обязать администрацию Партизанского муниципального района Приморского края рассмотреть обращение Дачного потребительского кооператива «Озерный» по внесению изменений в правила землепользования и застройки межселенных территорий Партизанского муниципального района в отношении земельного участка с кадастровым № 25:13:020404:2773, а также повторно рассмотреть заявление Дачного потребительского кооператива «Озерный» от 17.12.2020 № 21 о заключении на новый срок договора аренды земельного участка с кадастровым № 25:13:020404:2773.

Абзац 2 части 1 статьи 110 АПК РФ предусматривает, что в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Поскольку в данном деле рассмотрено три требования кооператива неимущественного характера (требование о признании незаконным бездействия и два требования об оспаривании ненормативных правовых актов) каждое из которых оплачивается государственной пошлиной в размере 3 000 руб., учитывая, что кооперативом по платежным поручениям № 3 от 09.03.2021, № 5 от 19.04.2021 уплачено 9 000 руб. государственной пошлины, признано обоснованными два требования, то взысканию с административного органа в пользу заявителя по делу подлежит 6 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины; 3 000 руб. относятся на заявителя по делу и возмещению не подлежат.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Признать незаконным бездействие администрации Партизанского муниципального района Приморского края, выразившееся в не рассмотрении обращения Дачного потребительского кооператива «Озерный» по внесению изменений в правила землепользования и застройки межселенных территорий Партизанского муниципального района в отношении земельного участка с кадастровым № 25:13:020404:2773.

Признать незаконным отказ администрации Партизанского муниципального района Приморского края от заключения договора аренды земельного участка с кадастровым № 25:13:020404:2773, сформулированный в письме № 3710/8 от 30.12.2020.

В удовлетворении требований о признании незаконным отказа администрации Партизанского муниципального района Приморского края от заключения договора аренды земельного участка с кадастровым № 25:13:020404:2773, сформулированный в письме № 3467/8 от 11.12.2020, отказать.

Проверено на соответствие Градостроительному кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

Обязать администрацию Партизанского муниципального района Приморского края рассмотреть обращение Дачного потребительского кооператива «Озерный» по внесению изменений в правила землепользования и застройки межселенных территорий Партизанского муниципального района в отношении земельного участка с кадастровым № 25:13:020404:2773.

Обязать администрацию Партизанского муниципального района Приморского края повторно рассмотреть заявление Дачного потребительского кооператива «Озерный» от 17.12.2020 № 21 о заключении на новый срок договора аренды земельного участка с кадастровым № 25:13:020404:2773.

Взыскать с администрации Партизанского муниципального района Приморского края в пользу Дачного потребительского кооператива «Озерный» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья В.В. Краснов