ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-4157/2018 от 06.07.2018 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-4157/2018

13 июля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 13 июля 2018 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Баланец А.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «РЕГИОН-П» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 24.10.2006)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.12.2004)

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрация Уссурийского городского округа, Общество с ограниченной ответственностью «Уютный мир»

о признании недействительным отказа в государственной регистрации права,

при участии в заседании: от заявителя – ФИО1 (доверенность от 15.01.2018), от ответчика – начальник отдела правового обеспечения ФИО2 (доверенность от 09.01.2018 № 01-151), от ООО «Уютный мир» - ФИО3 (доверенность от 25.06.2018),

установил: Общество с ограниченной ответственностью «РЕГИОН-П» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: кадастровый номер 25:34:017401:6695, нежилое помещение с общей площадью 3,2 кв. м, расположенное по адресу: <...>.

В судебное заседание Администрация Уссурийского городского округа не прибыла, извещена надлежаще, в соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в ее отсутствие.

Настаивая на заявленных требованиях, Общество указало, что многоквартирный дом по адресу <...> введен в эксплуатацию и поставлен на кадастровый учет, жилые и нежилые помещения данного объекта также поставлены на кадастровый учет, в том числе прошло кадастровый учет нежилое помещение № 181, расположенный в техническом этаже, выдан кадастровый паспорт с отражением сведений о расположении помещения на этаже, что свидетельствует о том, что объект идентифицирован надлежащим образом, а довод ответчика о невозможности его идентификации – несостоятелен.

Заявитель утверждает, что согласно данным проектной декларации кладовые помещения для жильцов не входят в состав общего имущества в многоквартирном доме, их строительство осуществлялось за счет средств застройщика, объектом долевого строительства спорное помещение не являлось, ввиду чего у ответчика не имелось оснований полагать, что ООО «Регион-П» не приобрело права собственности на помещение № 181.

Также заявитель ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на обжалование решения ответчика от 29.09.2017, ссылаясь на то, что до декабря от Управления не было получено каких-либо сведений о принятом решении по заявлению о регистрации права, уведомление об отказе в регистрации права было получено нарочным на личном приеме у сотрудника Управления. Ввиду этого полагает, что срок на обжалование решения пропущен по уважительной причине.

Ответчик требование не признал, указав, что под невозможностью идентификации спорного объекта для целей его государственной регистрации понималась невозможность определения, входит ли данное помещение в состав общего имущества многоквартирного дома. Полагает, что документы, однозначно свидетельствующие о возникновении у ООО «Регион-П» права собственности на помещения кладовых для жильцов, не были представлены заявителем, ввиду чего правомерен отказ в государственной регистрации права.

Разрешение вопроса о восстановлении срока на обжалование решения ответчик оставил на усмотрение суда.

Администрация Уссурийского городского округа в письменном отзыве указала, что согласно проектной документации, представленной ООО «Регион-П» для получения разрешения на строительство многоквартирного дома, в жилом доме дополнительно в техподполье запроектированы кладовые для жильцов во всех блок-секциях, в технико-экономических показателях отдельно площадь нежилых помещений не выделена. Для принятия решения о вводе построенного объекта в эксплуатацию застройщиком был представлен в том числе технический план здания, в котором отражены кладовые и вспомогательные помещения, однако идентифицировать нежилое помещение № 181 не представляется возможным.

Общество с ограниченной ответственностью «Уютный мир» пояснило, что многоквартирный дом по адресу <...> находится в управлении Общества с 15.06.2016, документы по нежилому помещению № 181 в управляющей компании отсутствуют.

При рассмотрении дела суд установил, что 26.07.2013 Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа выдало Обществу с ограниченной ответственностью «Регион-П» разрешение на строительство № RU25311000-213/13 в отношении группы жилых домов на земельном участке с кадастровым номером 25:34:017401:661 площадью 0,8421 га, расположенном примерно в 77 м на северо-запад от ориентира многоэтажный жилой дом по адресу Приморский край, ул. Выгонная, 7, находящемся в аренде заявителя согласно договору от 18.09.2012 № 7861/12, заключенному с Администрацией Уссурийского городского округа.

10.06.2015 заявителю было выдано разрешение № 25-311000-44-2015 на ввод объекта в эксплуатацию с указанием адресу построенного объекта: <...>.

Согласно кадастровому паспорту помещения (выписка из государственного кадастра недвижимости от 05.10.2015 № 25/00-15-311567) на кадастровый учет поставлено помещение № 181 площадью 3,2 кв.м, расположенное на техническом этаже названного здания. Помещению присвоен кадастровый номер 25:34:017401:6695.

21.06.2017 ООО «Регион-П» подало в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю заявление о государственной регистрации права собственности на помещение с кадастровым номером 25:34:017401:6695, в чем Управлением было отказано со ссылкой на то, что согласно графе 2.2 разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указана общая площадь нежилых помещений, в том числе площадь общего имущества в многоквартирном доме – 2364,8 кв.м, ввиду чего не представляется возможным идентифицировать объект нежилое помещение № 181.

Отказ в государственной регистрации права оформлен уведомлением от 29.09.2017 № 25/021/501/2017-8128.

Не согласившись с отказом в государственной регистрации, посчитав его незаконным и нарушающим права ООО «Регион-П» в сфере экономической деятельности, заявитель оспорил его в арбитражном суде.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен арбитражным судом.

В силу пункта 4 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав включает в себя в том числе внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных законом сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственной регистрации прав, либо уведомление об отказе в осуществлении государственной регистрации прав, либо уведомление о прекращении государственной регистрации прав.

Частью 4 данной статьи также предусмотрено, что орган регистрации прав уведомляет об отказе в государственной регистрации прав в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», действие которого в силу части 4 статьи 1 распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений юридических лиц, при рассмотрении лицо, обратившееся в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, вправе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Таким образом, Управление Росреестра по Приморскому краю, получив заявление ООО «Регион-П» о государственной регистрации права собственности на помещение № 181 в доме по ул. Выгонная, 4 в г. Уссурийске и не усмотрев оснований для его возвращения, должен был не только принять решение по существу данного заявления, но и довести это решение до сведения заявителя в письменном виде.

Из материалов дела следует, что ответчиком был оформлен отказ в государственной регистрации в форме уведомления от 29.09.2017 № 25/021/501/2017-8128, однако доказательств его направления заявителю орган регистрации прав не представил, довод Общества о получении копии этого уведомления лишь на личном приеме у сотрудника Управления не опроверг.

Заявитель утверждает, что копия оспариваемого решения была им получена в декабре 2017, на что ответчик возражений не заявил.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания сомневаться в том, что до января 2018 ООО «Регион-П» не получало от органа регистрации прав уведомление об отказе в государственной регистрации. Срок на подачу заявления в арбитражный суд пропущен заявителем по уважительной причине, а потому подлежит восстановлению.

Вместе с тем, исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований заявителя ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.

Основания для осуществления государственной регистрации прав указаны в части 2 данной статьи.

Частью 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ закреплено общее правило о том, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено законом, вид регистрируемого права.

С заявлением о государственной регистрации ООО «Регион-П» представило ответчику разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, схему кладовых от 21.06.2017, кадастровый паспорт от 05.10.2015 № 25/00-15-311567.

В кадастровом паспорте спорного объекта отражено, что его кадастровый учет был осуществлен 25.09.2015, то есть в период действия глав 2, 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В силу части 3 статьи 1 данного закона под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно части 1 статьи 5 названного закона каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

Следовательно, присвоение объекту учета кадастрового номера подтверждает существование этого объекта с характеристиками, отраженными в кадастре недвижимости, и его идентификацию.

В этой связи указание Управления Росреестра по Приморскому краю в оспариваемом отказе на то, что объект с кадастровым номером 25:34:017401:6695 - нежилое помещение № 181 в здании по адресу <...> – не представляется возможным идентифицировать, является несостоятельным.

Вместе с тем, согласно сведениям проектной документации на группу жилых домов по ул. Выгонная в г. Уссурийске, письму Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа от 23.12.2016 № 16-01/22/14879 на запрос государственного регистратора, во всех блок-секциях в техподполье запроектированы кладовые для жильцов площадью 3,0 кв.м по проекту (фактически по техническому плану – 3,18 кв.м), однако в технико-экономических и объемно-планировочных показателях по данному объекту сведения о количестве и общей площади кладовых отсутствуют.

Как установлено частями 1, 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 10.06.2015 № 25-311000-44-2015 отражены сведения об общих показателях вводимого в эксплуатацию объекта: общая площадь – 10630,98 кв.м, общая площадь жилых помещений – 7974,4 кв.м, общая площадь нежилых помещений, в том числе площадь общего имущества в МКД – 2364,8 кв.м.

Кроме того, ответчик обоснованно ссылается на отсутствие в представленных документах сведений, однозначно свидетельствующих о том, что спорное помещение не входит в состав общего имущества многоквартирного дома.

Так, согласно проектной декларации на строительство объекта «Группа жилых домов» по адресу <...>, на которую ссылается заявитель, в графе 2.5 «Количество и состав строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости самостоятельных частей (квартир в многоквартирном доме, гаражей и иных объектов недвижимости) отражена следующая информация: в многоквартирном доме расположены 134 квартиры, в техподполье дополнительно предусмотрены кладовые для жильцов, тепловой пункт, водомерный узел, насосная и электрощитовая, а также на участке ведения работ предусмотрена автопарковка на 60 машиномест, игровые и хозяйственные площадки, очистные сооружения поверхностных сточных вод.

В пункте 2.6 «Функциональное назначение нежилых помещений в МКД, не входящих в состав общего имущества в МКД, если строящимся (создаваемым) объектом недвижимости является МКД» указано: «кладовые помещения в техподполье для жильцов».

При этом согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «б участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика.

Проектная декларация не названа Федеральным законом № 218-ФЗ в числе документов, подлежащих представлению при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Таким образом, проектная декларация по своему правовому значению не может являться документом, определяющим правовой режим нежилых помещений, хотя бы не являющихся предметом договоров участия в долевом строительстве, но в силу закона имеющих статус относящихся к общему имуществу МКД.

В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся, в частности, помещения в МКД, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) (пункт 1), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий (пункт 2).

Кладовые помещения для жильцов, расположенные в техническом этаже, по существу могут являться вспомогательными помещениями, предназначенными для удовлетворения бытовых потребностей собственников помещений соответствующего МКД, и порядок их использования может определяться по решению собственников помещений в МКД, принятому на общем собрании таких собственников, как предусмотрено частью 4 статьи 36 ЖК РФ.

Официальный сайт «Реформа ЖКХ» в Информационно-телекоммуникационной сети Интернет содержит сведения об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД по ул. Выгонная, 4 в г. Уссурийске – 2656, 60 кв.м, что превышает показатель, отраженный в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что заявитель представил в орган регистрации прав документы, не подтверждающие однозначно возникновение права собственности ООО «Регион-П» на помещение № 181 в построенном здании по ул. Выгонная, 4 в г. Уссурийске, что в силу статьей 26, 27 Федерального закона № 218-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации права.

Как разъяснено в пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество, ввиду чего в рамках настоящего дела спорный вопрос о принадлежности помещения № 181 в МКД по ул. Выгонная, 4 не может быть разрешен.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать в признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в государственной регистрации права собственности Общества с ограниченной ответственностью «РЕГИОН-П» на объект недвижимости с кадастровым номером 25:34:017401:6695 - нежилое помещение с общей площадью 3,2 кв. м, расположенное по адресу: <...>.

Проверено на соответствие Федеральному закону «О государственной регистрации недвижимости».

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Судья Нестеренко Л.П.