ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-4182/20 от 02.10.2020 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                    Дело № А51-4182/2020

09 октября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена октября 2020 года .

Полный текст решения изготовлен октября 2020 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Нестеренко Л.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусейновой Р.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, дата государственной регистрации 07.03.2019), Индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, дата государственной регистрации 07.03.2019)

к Управлению муниципальной собственности города Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 28.01.2003)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенного учреждение «1976 ОМИС», Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа»

о признании незаконным решения, присуждении судебной неустойки

при участии в судебном заседании: от заявителей – адвокат Иванова В.Ю. (доверенности от 05.12.2018), от ответчика – ФИО3 (доверенность от 28.11.2019 № 28/59409), от Министерства обороны – ФИО4 (доверенность от 05.06.2020 № 207/4/149),

установил: Индивидуальные предприниматели ФИО1  и ФИО2 обратились в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления муниципальной собственности города Владивостока от 31.12.2019 №27815/20, обязании принять решение о предоставлении в общую долевую собственность заявителей земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:45; установлении в пользу заявителей (в равных долях) денежной суммы, подлежащей взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта за каждый день просрочки исполнения решения суда с момента истечения срока, установленного для его добровольного исполнения, по день фактического исполнения решения суда.

ФГКУ и ФКУ в судебное заседание не прибыли, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего уведомления, в соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

В обоснование заявленных требований представитель заявителей указал, что оспариваемое решение противоречит нормам земельного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для приобретения участка в общую долевую собственность в целях дальнейшей эксплуатации складских помещений.

Представитель заявителей указал, что, отказывая в предоставлении в собственность земельного участка, ответчик ссылается на установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 №135 ограничения в виде запретного районного военного объекта – «объект 701» в/ч 13079, однако указанный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405, которым было утверждено новое Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями, в котором понятие «запретный район» не предусмотрено.

Также полагает, что при рассмотрении обращения заявителей ответчиком не принят во внимание и тот факт, что Морской инженерной службой Тихоокеанского флота Минобороны России письмом от 27.11.2019 сообщено, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:45 на учете Тихоокеанского флота не числится, к перспективному использованию не спланирован, а также в границы запретных зон, установленных для объектов Тихоокеанского флота не входит.

В этой связи заявители полагают, что ответчик неправомерно отказал в предоставлении в их собственность земельного участка.

В ходе судебного разбирательства заявители пояснили, что просят взыскать с ответчика судебную неустойку в размере по 1000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда.

Представитель УМС г. Владивостока заявленные требования не признал, указал, что согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа спорный земельный участок полностью расположен в запретном районе военного объекта «701» в/ч 13079 и относится к землям, ограниченным вобороте, ввиду чего не может быть предоставлен в собственность, так как такая возможность федеральным законодательством не предусмотрена. В связи с этим полагает, что оснований для удовлетворения требований заявителей не имеется.

Министерство обороны в ходе судебного разбирательства затруднилось пояснить свою позицию по существу требований, ссылаясь на неполучение от заинтересованных организаций необходимых  сведений по запросам, направленным в их адрес.

От Морской инженерной службы Тихоокеанского флота Минобороны России через канцелярию суда в материалы дела поступили письменные пояснения, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:45 не входит в запретные зоны (районы), установленные для объектов Тихоокеанского флота.

Федеральное государственное казенного учреждение «1976 ОМИС», Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» в материалы дела письменные отзывы на заявленные требования не представили, правовую позицию в отношении спора не выразили.

При рассмотрении дела суд установил, что согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:45, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир строение; почтовый адрес ориентира: <...>, имеет вид разрешенного использования – для эксплуатации складских помещений, данные о правообладателе отсутствуют.

На данном земельном участке расположен объект недвижимости «здание склада», принадлежащий на праве общей долевой собственности ФИО1 и ФИО2, о чем в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации за номером 25:28:040014:5649-25/001/2018-9 от 18.12.2018.

03.12.2019 ИП ФИО1, ИП ФИО2 обратились в УМС г. Владивостока с заявлением (вх. №27815/20у) о предоставлении в общую долевую собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:45, площадью 1777 кв.м., расположенного по адресу: <...>, для эксплуатации принадлежащих им складских помещений.

Решением УМС г. Владивостока, оформленным письмом от 31.12.2019 №27815/20, заявителям отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка по причине его нахождения в запретном районе военного объекта 701 в/ч 13079.

Не согласившись с вынесенным решением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателей в сфере экономической деятельности, последние обратились в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд пришел к выводу об обоснованности требования об оспаривании решения органа местного самоуправления, учитывая следующее.

Исходя из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ),  части 1 статьи 198 и части 3 статьи 201 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

Порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Земельное законодательство основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).

Согласно статье 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).

По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.

Этой же статьей Кодекса предусмотрены исключения из указанного правила, предусматривающие возможность выкупа земельных участков без проведения торгов.

Из подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ следует, что продажа земельных участков без проведения торгов осуществляется в том числе при предоставлении земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другими федеральными законами, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ. Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ (подпункт 1); принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, и направляет принятое решение заявителю (подпункт 3).

Как следует из материалов дела, ИП ФИО1, ИП ФИО2на праве общей долевой собственности принадлежит объект недвижимости «здание склада» с кадастровым номером 25:28:040014:5649, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 25:28:040014:45.

Предприниматели, воспользовавшись правом, предоставленным подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, обратились 03.12.2019 в УМС г. Владивостока с заявлением (вх. № 27815/20у) о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:45 за плату без проведения торгов, по результатам рассмотрения которого уполномоченным органом принято решение от 31.12.2019 № 27815/20 об отказе в предоставлении земельного участка. Отказ мотивирован ссылками на пункт 14.1 статьи 39.16, пункт 2, подпункт 2 пункта 4, подпункт 5 пункта 5 статьи 27, статьи 93 ЗК РФ.

Как полагает ответчик, спорный земельный не мог быть предоставлен предпринимателям ФИО1 и ФИО2 ввиду того, что относится к землям, ограниченным в обороте, о чем свидетельствует факт нахождения его в границах запретного района согласно сведениям генерального плана ВГО.

Действительно, Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 25.12.2008 N 1047-О-О, от 29.01.2009 № 48-О-О и № 50-О-О, от 15.07.2010 № 1058-О-О указал, что статья 36 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь землю в частной собственности (часть 1), одновременно закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3), и вместе с тем не устанавливает условия реализации данного права, - они определяются федеральным законодателем в рамках его компетенции. Исходя из данных конституционных предписаний и требования статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, в том числе круг объектов, не подлежащих такому отчуждению.

Земельным кодексом Российской Федерации установлены ограничения оборотоспособности земельных участков. Так, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается названным Кодексом, федеральными законами (статья 27 ЗК РФ).

Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами), изъяты из оборота, а в силу подпункта 5 пункта 5 этой же статьи земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 данной статьи, ограничиваются в обороте.

Согласно пункту 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами.

Пунктом 2 этой же статьи установлено, что в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:

1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);

2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);

3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.

Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее – Положение № 405).

Согласно пункту 2 данного Положения «запретная зона» - это территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.

Запретные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков (пункт 4 Положения № 405).

Положение № 405 определяет назначение и порядок установления запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также основные требования и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться.

Аналогичные нормы были установлены в ранее действовавшем Положении об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 № 135 (далее - Положение № 135) и утратившем силу с 15.05.2014 в связи с изданием Положения № 405.

Согласно пункту 3 Положения № 405 Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной службе охраны Российской Федерации до 31 декабря 2015 осуществить мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в соответствии с Положением, утвержденным данным постановлением.

Соответственно до осуществления мероприятий по установлению границ запретных зон и иных зон военных объектов в порядке, предусмотренном названным Постановлением, в частности до 31.12.2015, сохраняются ограничения, установленные ранее.

Такой подход отвечает принципу земельного законодательства о сочетании интересов общества и законных интересов граждан (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ) и не противоречит основам гражданского законодательства, в силу которых допускается ограничение гражданских прав в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Однако ни нормы ранее действовавшего Положения № 135, ни нормы Положения № 405 сами по себе не ограничивали в обороте земельные участки в пределах запретных районов военных объектов.

Так, согласно пункту 2 Положения № 135 запретные зоны и запретные районы устанавливались в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера.

Однако их предоставление для этих целей не предусматривалось, а надлежащий правовой режим обеспечивался установлением соответствующих ограничений в использовании территорий (пункты 7-11).

Положение № 405 вводит дефиниции запретных зон, зон охраняемого военного объекта, охранных зон военного объекта, а также специальных зон, дифференцируя их в зависимости от целей установления и правового режима вводимых ограничений, однако также не предусматривает предоставление земельных участков за внешним периметром военного объекта для нужд обороны.

Таким образом, земельные участки, расположенные за внешним периметром военных объектов и в отношении которых не принималось решение об их предоставлении для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, по смыслу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ не являются ограниченными в обороте.

В этой связи ссылка УМС г. Владивостока на ограничение оборотоспособности земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:45 несостоятельна.

Вместе с тем, пункт 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ предусматривает такое основание для отказа в предоставлении земельного участка в собственность физических и юридических лиц, как нахождение испрашиваемого земельного участка полностью в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Пунктом 4 Положения № 405 прямо закреплено, что запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.

Ответчик представил в материалы дела обзорную схему взаимного расположения земельных участков по адресу г. Владивосток, в районе ул. Снеговая, д. 111-113а и зон с особыми условиями использования территорий, на которой отражено, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:45 расположен за пределами запретной зоны военного объекта – Владивостокское лесничество, однако находится в границах запретного района военного объекта «701» в/ч 13079.

Из писем УГА г. Владивостока от 23.03.2020 №№ 27/1-4-964 и   27/1-4-965 следует, что сведения о зонах с особыми условиями использования территорий отображены на основе карт градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки на территории ВГО, а также сведений из Генерального плана ВГО. Земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:45 расположен в границах запретного района военного объекта «701» в/ч 13079, установленного постановлением Губернатора Приморского края от 07.12.2005 № 217-пг.

Границы запретных зон и запретных районов для войсковых частей, расположенных в Приморском крае, были установлены постановлением Губернатора Приморского края от 07.12.2005 № 217-пг «Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю».

Пунктом 1 раздела «Владивостокский городской округ» приложения к данному постановлению для военного объекта 701 в/ч 13079 (МТУ ТОФ), б. Горностай, установлена запретная зона шириной 400 м.

Этим же постановлением границы запретных районов внесены в геоинформационную систему и в документы градостроительного зонирования на территории г. Владивостока, ввиду чего подлежат обязательному учету при решении вопроса об определении границ образуемых земельных участков с целью их дальнейшего предоставления в собственность.

Вместе с тем, согласно справке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 02.08.2018 № 28-10652, выданной Департаментом градостроительства Приморского края, нахождение спорного земельного участка в границах запретной зоны военного объекта не отражено.

Представитель Министерства обороны РФ в судебном заседании пояснил, что границы запретной зоны могут быть пересмотрены и считаются измененными с момента утверждения соответствующего протокола Заместителем министра обороны РФ.

В силу пункта 16 Положения № 405 решения о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - межведомственная комиссия) на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. На основании решения межведомственной комиссии соответствующий федеральный орган принимает решение об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также в 2-месячный срок обеспечивает составление соответствующей карты (плана) объекта землеустройства с обозначением границ запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта (пункт 21).

Пунктом 24 данного Положения предусмотрено, что основанием для принятия решения об изменении границ запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта является перепрофилирование или изменение характеристик военного объекта, послуживших основанием для установления этих зон. Решение об изменении границ запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимается в порядке, предусмотренном Положением для их установления.

Протокол межведомственной комиссии об изменении границ запретной зоны для объекта 701 в материалы дела представлен не был, однако согласно информации Морской инженерной службы ТОФ от 27.11.2019 № 24/3/с-4437, данной заявителю, земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:45 на учете Тихоокеанского флота не числится, в интересах флота не используется и к перспективному использованию не спланирован, в границы запретных зон (зон охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта), установленных для Тихоокеанского флота, не входит.

На запрос суда письмом от 05.06.2020 № 24/3/с-1991 МИС ТОФ сообщила, что в соответствии с выпиской из протокола заседания межведомственной комиссии от 14.07.2016 № 3/МК, утвержденного первым заместителем Министра обороны РФ, по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения безопасности функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:45 не входит в запретные зоны (районы), установленные для объектов Тихоокеанского флота.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ был дан заявителям с учетом сведений о запретной зоне военного объекта, не являющихся актуальными, а потому не обоснован и не соответствует закону.

Поскольку земельный участок  с кадастровым номером 25:28:040014:45 из границ запретной зоны военного объекта исключен, то ограничения, обусловленные режимом запретной зоны, на него не распространяются, ввиду чего согласование предоставления этого земельного участка с Министерством обороны РФ не требуется, а участок не является ограниченным в обороте и не имеет ограничений в его предоставлении в собственность, которые могли бы быть обусловлены его нахождением в границах запретной зоны.

Суд проверил наличие иных обстоятельств, которые могли бы послужить препятствием к предоставлению спорного земельного участка в собственность предпринимателям как собственникам расположенного на участке объекта недвижимости, и не установил таковых.

Оспариваемое решение нарушило права и законные интересы заявителей, поскольку препятствует в приобретении ими статуса собственников земельного участка по предусмотренному законом основанию.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение подлежит признанию незаконным, при этом суд в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ возлагает на ответчика обязанность совершить действия, направленные на восстановление нарушенных прав заявителей и предусмотренные подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ, а также согласно статье 110 АПК РФ относит расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителями, на ответчика.

При этом суд не усматривает оснований для установления в пользу заявителей (в равных долях) денежной суммы, подлежащей взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта за каждый день просрочки исполнения решения суда с момента истечения срока, установленного для его добровольного исполнения, по день фактического исполнения решения суда, поскольку по смыслу статьи 174 АПК РФ присуждение такой суммы возможно при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества. В настоящем же случае решение принято по нематериальному требованию об оспаривании решения органа, наделенного публичными полномочиями, а обязание его совершить действия является не самостоятельным требованием, а способом восстановления нарушенного права.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Управления муниципальной собственности г. Владивостока от 31.12.2019 № 27815/20, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

Обязать Управление муниципальной собственности г. Владивостока подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:45 и направить его для подписания заявителям.

Отказать в присуждении судебной неустойки.

Взыскать с Управления муниципальной собственности г. Владивостока в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО1 150 руб. (Сто пятьдесят рублей) расходов по уплате государственной пошлины.

Взыскать с Управления муниципальной собственности г. Владивостока в пользу Индивидуального предпринимателя Индивидуального предпринимателя ФИО2 150 руб. (Сто пятьдесят рублей) расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

          Судья                                                                   Нестеренко Л.П.