АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть решения оформлена 13 мая 2009 года
г. Владивосток Дело № А51–4199/2009
«15» мая 2009 года
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Д.В. Борисова
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО «Техноплант»,
к ИФНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока,
о признании незаконным отказа, об обязании предоставить копии документов,
при участии в заседании:
от заявителя: предст. ФИО1 (дов. от 09.02.2009г. №б/н, пасп. 0507 №388728, выд. 17.08.2017г. Отделом УФМС России по Приморскому краю в Первомайском районе г. Владивостока),
от ответчика: предст. ФИО2 (дов. от 22.04.2009г. №11/63, пасп. 0505 №271382, выд. 03.10.2006г. Фрунзенским РУВД г. Владивостока), предст. ФИО3 (пасп. 0502 №893971, выд. 05.06.2002г. Ленинским РУВД г. Владивостока, дов. от 12.01.2009г. №11/10);
протокол судебного заседания вел судья Д.В. Борисов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Техноплант» (далее – «общество, заявитель») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к ИФНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока о признании незаконным отказа в предоставлении копий документов из ЕГРЮЛ, об обязании налогового органа предоставить в пятидневный срок с момента вынесения решения суда копии документов:
- запрос ФИО4 (либо его представителя – Кузнецова А.Н.) с просьбой предоставить решение учредителя №1 ООО «Техноплант» от 31.03.2008г., протокол №40 от 28.03.2008г. общего собрания участников ООО «Завод «Ласточка».
- ответы налогового органа на вышеуказанные запросы ФИО4
В судебном заседании 13.05.2009г. заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил заявленные требования, отказавшись от требования в части обязания налогового органа предоставить ответы ИФНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока на вышеуказанные запросы ФИО4
В остальной части требований, заявитель поддерживает заявление в полном объеме.
В обоснование своих требований заявитель указал, что обращался в налоговый орган с заявлением, в котором просил предоставить копии документов из регистрационного дела ООО «Техноплант», в том числе документы, перечисленные выше. Указанное заявление было оплачено обществом в соответствующем порядке, однако письмом №б/н от 11 марта 2009 г. налоговый орган отказал в предоставлении истребуемых документов, сославшись на статьи ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Общество считает, что налоговый орган незаконно отказал в выдаче копий документов из ЕГРЮЛ, поскольку данные действия налогового органа не соответствуют закону.
Заявитель полагает, что запрос ФИО4 (его представителя адвоката Кузнецова А.Н.) и ответы налогового органа (сопроводительные письма) на вышеуказанные запросы ФИО4 (его представителя адвоката Кузнецова А.Н.) содержатся в регистрационном деле ООО «Техноплант» и являются частью единого государственного реестра юридических лиц, в них не содержатся запрещенные сведения, следовательно, данные документы могут быть выданы любому лицу по его запросу. При этом, по мнению заявителя, отказ в предоставлении содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен, не допускается.
Заявитель также указал, что ООО «Техноплант» привлечено в качестве ответчика Арбитражном суде Приморского края по делу А51-684/2009, в связи с чем для заявления по данному делу о пропуске исковой давности истцом ФИО4 (его представителем адвокатом Кузнецовым А.Н.) общество и обратилось в налоговый орган с просьбой выдать копию запроса ФИО4, т.к. из данного документа ООО «ТЕХНОПЛАНТ» могло бы узнать о дате, с которой истец ФИО4 был осведомлён о существенно значимых событиях по его иску по делу А51-684/2009.
Таким образом, своими незаконными действиями налоговый орган ограничил общество в использовании способов своей защиты по другому делу в арбитражном суде.
Представитель налогового органа в судебном заседании представила суду письменный отзыв с возражениями, с приложением документов, обосновывающих возражения. При этом указала, что 25.02.2009 в ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока поступило заявление общества о предоставлении копий запроса ФИО4 и ответа налогового органа. Поскольку указанные документы не относятся к документам, перечисленным в п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 налоговый орган отказал в предоставлении указанной информации.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Техноплант» зарегистрировано в качестве юридического лица 23.04.2008 Инспекцией ФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока за ОГРН <***>, о чём выдано свидетельство серии 25 №003008630.
Как следует из материалов дела, 18 февраля 2009г. (согласно входящему штампу за заявлении) гр. ФИО5 обратилась в Инспекцию ФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока с письменным заявлением о предоставлении ей документа – выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Техноплант» (ИНН <***>).
Указанная выписка была предоставлена ФИО5 лично в руки, о чем свидетельствует ее подпись на заявлении.
25 февраля 2009 в Инспекцию ФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока поступило заявление ООО «Техноплант» о предоставлении копий следующих документов: запрос ФИО4 (либо его представителей) с просьбой предоставить решение учредителя №1 ООО «Техноплант» от 31.03.2008г., протокол №40 от 28.03.2008г. общего собрания участников ООО «Завод «Ласточка»; ответы налогового органа на вышеуказанные запросы ФИО4
Полагая, что запрос представителя ФИО4 не относится к документам, перечисленным в п. 13 Правил ведения единого государственного реестра юридических лиц, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 «О едином государственном реестре юридических лиц» налоговым орган письмом от 11.03.2009г. №б/н отказал в предоставлении указанной информации.
Полагая, что отказ налогового органа является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы заявителя, возражения налогового органа, исследовав материалы дела по существу, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с п.6 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – «Закон») в регистрационном деле юридического лица или индивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Регистрационные дела юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Согласно п.1 ст. 6 Закона содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.
Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с п.2 ст. 6 Закона содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде: выписки из соответствующего государственного реестра; копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации.
В соответствии с п.20 Правилами ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 (далее – «Правила»), содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме с указанием необходимых сведений по перечню согласно приложению N 2 к настоящим Правилам, в виде: выписки из государственного реестра по форме согласно приложению N 5 к настоящим Правилам. При отсутствии сведений по конкретному показателю пишется слово: "нет"; копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица; справки об отсутствии запрашиваемой информации. Справка выдается при отсутствии в государственном реестре сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо.
Вместе с тем, перечень документов, содержащихся в регистрационном деле, установлен п.13 Правил.
Так, согласно п.13 Правил, в регистрационное дело юридического лица в порядке поступления включаются все документы, представленные при государственной регистрации юридического лица и внесении изменений в государственный реестр, решение регистрирующего органа либо иного органа в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц о государственной регистрации и сведения, включенные в соответствующие записи государственного реестра, в виде листов записей государственного реестра, содержащих сведения о юридическом лице в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил.
Как установлено материалами дела, 18 февраля 2009г. (согласно входящему штампу за заявлении) гр. ФИО5 обратилась в Инспекцию ФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока с письменным заявлением о предоставлении ей документа – выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Техноплант» (ИНН <***>).
Именно за данным запросом ФИО5 общество и обратилось в налоговый орган с просьбой о его предоставлении.
Анализируя отказ налогового органа в выдаче данного запроса обществу применительно к нормам Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Правилам ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438, суд считает его обоснованным, поскольку такой запрос не подлежит включению в государственный реестр, поскольку он не связан с государственной регистрацией юридического лица и внесением изменений в государственный реестр.
Также указанный запрос нельзя расценивать как решение регистрирующего органа либо иного органа в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц о государственной регистрации и сведение, включенное в соответствующие записи государственного реестра в виде листов записей государственного реестра, содержащих сведения о юридическом лице.
Перечень документов, содержащихся в регистрационном деле, установленный п.13 Правил является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Ссылка заявителя на Письмо МНС РФ от 26.03.2003 N ФС-6-09/345@ «К вопросу о предоставлении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц», в котором содержится указание на то, что в целях обеспечения правильности расчета суммы, подлежащей перечислению в бюджет, в виде платы за услуги по изготовлению копий документов юридического лица, следует сделать расчет числа необходимых документов, к которым можно отнести иные документы (при их наличии), содержащиеся в регистрационном деле юридического лица, судом не принимается, поскольку указанное письмо налогового органа нельзя отнести к разряду нормативно-правового акта, имеющего юридическое значение и расширяющего перечень документов, указанных в п.13 Постановления Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом того, что требования заявителя не были удовлетворены, на основании ст. 101,110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по уплате госпошлины распределению не подлежат
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья Д.В. Борисов