ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-42/2018 от 15.03.2018 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                         Дело № А51-42/2018

16 марта 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена марта 2018 года .

Полный текст решения изготовлен марта 2018 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьиД.В. Борисова, при ведении протокола судебного заседания помощником Е.В. Рафиенко,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюОбщества с ограниченной ответственностью "ЛГ Электроникс РУС" (ИНН <***>; <***>, ОГРН <***>; <***>, дата государственной регистрации: 23.12.2004, адрес: 143160, <...> км Минского Шоссе, д. 9)

к Находкинской таможне  (ИНН <***>; ОГРН <***>; дата регистрации: 10.12.2002; адрес: 692904, <...>)

о признании незаконным бездействия, об обязании возвратить таможенные платежи в сумме 8 720 876,95 руб.,

при участии:

от общества: представитель ФИО1 по доверенности №P20171204-0002 от 04.12.2017, представитель ФИО2 по доверенности №Р20180305-0001 от 05.03.2018;

от таможенного органа: представитель ФИО3 по доверенности №05-30/194 от 05.12.2017, представитель ФИО4 по доверенности №05-30/49 от 22.02.2018;

установил: Общество с ограниченной ответственностью "ЛГ Электроникс РУС" (далее по тексту – общество, заявитель, декларант)обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Находкинской таможне (далее по тексту – таможня, таможенный орган)о признании незаконным бездействия Находкинской таможни, выразившееся в невозврате обществу с ограниченной ответственностью "ЛГ Электроникс РУС" излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов в размере 8 720 876,95 руб.; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «ЛГ Электроникс РУС» путем возврата излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов в размере 8 720 876,95 руб.

Представитель общества поддерживает заявленные требования в полном объеме, настаивает на их удовлетворении.

В обоснование заявленных требований по тексту своего заявления общество указало, что ввезенные товары классифицированы Обществом в соответствии с кодами ТН ВЭД ЕАЭС 8418 10 200 1, 8418 10 800 1, 8418 21 910 0 и 8418 40 200 1, в отношении которого в период ввоза Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (далее - «ЕТТ ТС»), были установлены ставки ввозной таможенной пошлины: по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8418 10 200 1 в размере 16,7% от таможенной стоимости, но не менее 0,13 евро за 1 литр емкости (объема) товара; по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8418 10 800 1 в размере 16%, но не менее 0,156 евро за 1 литр емкости (объема) товара; по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8418 21 910 0  в размере 14,7%, но не менее 0,36 евро за 1 литр емкости (объема) товара; по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8418 40 200 1 в размере 15%, но не менее 0,165 евро за 1 литр емкости (объема) товара.

Между тем, в соответствии с Приложением № II (таблица ежегодных снижений ставок для части I, секции II (прочие товары) к Протоколу от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15.04.1994» в период ввоза в ЕТТ ТС должна была быть установлена иная ставка ввозной таможенной пошлины на товары, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 8418 10 200 1, 8418 10 800 1, 8418 21 910 0 и 8418 40 200 1, так как в соответствии со взятыми обязательствами Российской Федерации первое снижение ставок пошлин в отношении указанных кодов ТН ВЭД ТС должно произойти не позднее первого дня 13 месяца с даты присоединения Российской Федерации к ВТО, а любые последующие снижения произойдут не позднее 12 месяцев после предыдущего снижения.

При таможенном декларировании для расчета таможенных платежей общество ошибочно применило к ввозимым товаром ставку ввозной таможенной пошлины, установленных ЕТТ ТС,  что привело к излишней уплате таможенных пошлин, налогов в размере 8 720 876,95 руб.

В связи с этим заявитель считает, что поскольку таможенные платежи, уплаченные вследствие применения иной ставки ввозной таможенной пошлины к ввезенным товарам при расчете таможенных платежей, чем ставка, которая была применена на момент их декларирования, являются излишне уплаченными, и в таможню подавалось заявление о внесении изменений в ДТ, то у таможни отсутствовали основания для отказа в возврате спорной суммы.

Таможенный орган в судебном заседании возражал против удовлетворения требований общества.

15.03.2018 через канцелярию суда от таможни поступил письменный отзыв на заявление, согласно которому таможенный орган, полагает, что факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов декларантом не был документально подтвержден, в связи с чем отсутствовали основания для принятия решения о возврате (зачёте) таможенных пошлин, налогов. Таким образом, таможенный орган, рассматривая заявление общества, установил отсутствие оснований, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей, и обоснованно вернул заявление без рассмотрения.

Также таможенный орган указал на то, что письмом от 20.10.2017 №13-05/24112 «О внесении изменений в ДТ» общество информировано о том, что в соответствии со ст. 77 ТК ТС, при таможенном декларировании товаров по ДТ, указанным в заявлении, обществом применены ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза, порядок действия таможенных органов в части применения ставки ввозной таможенной пошлины в рамках Протокола, в настоящие время не установлен.

Таким образом, при наличии на момент подачи спорных ДТ ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Таможенным тарифом, в размерах 14,7% и 16,7%, 15%, 16% в отношении указанных товаров, у таможенного органа отсутствовали правовые основания для применения ставок ввозной таможенной пошлины в иных размерах.  

Исследовав материалы дела, изучив доводы сторон, суд установил следующее.  

В период с 01.10.2014 по 31.12.2014 Общество приобрело и ввезло на таможенную территорию Таможенного союза холодильники-морозильники, морозильники бытовые (далее - «Товар, товары»), предъявив их к таможенному оформлению по декларациям на товары №№ 10714040/021214/0050415, 10714040/031214/0050605, 10714040/071114/0046602, 10714040/111214/0051765, 10714040/241114/0049498, 10714040/271114/0049774, 10714040/281014/0045205, 10714040/301014/0045498.

Ввезенные товары классифицированы Обществом в соответствии с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8418 10 200 1, 8418 10 800 1, 8418 21 910 0 и 8418 40 200 1, в отношении которого в период ввоза Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (далее - «ЕТТ ТС»), были установлены ставки ввозной таможенной пошлины: по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8418 10 200 1 в размере 16,7% от таможенной стоимости, но не менее 0,13 евро за 1 литр емкости (объема) товара; по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8418 10 800 1 в размере 16%, но не менее 0,156 евро за 1 литр емкости (объема) товара; по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8418 21 910 0  в размере 14,7%, но не менее 0,36 евро за 1 литр емкости (объема) товара; по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8418 40 200 1 в размере 15%, но не менее 0,165 евро за 1 литр емкости (объема) товара.

Между тем, в соответствии с Приложением № II (таблица ежегодных снижений ставок для части I, секции II (прочие товары) к Протоколу от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15.04.1994» в период ввоза в ЕТТ ТС должна была быть установлена иная ставка ввозной таможенной пошлины на товары, классифицируемые кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8418 10 200 1, в размере 16,7% от таможенной стоимости, по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8418 10 800 1, в размере 16,7% от таможенной стоимости; или 16%, но не менее 0,156 евро за 1 литр; в зависимости, что ниже, по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8418 21 910 0 в размере 14,7% от таможенной стоимости, по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8418 40 200 1 в размере 15% от таможенной стоимости, так как в соответствии со взятыми обязательствами Российской Федерации первое снижение ставок пошлин в отношении указанных кодов ТН ВЭД ТС должно произойти не позднее первого дня 13 месяца с даты присоединения Российской Федерации к ВТО, а любые последующие снижения произойдут не позднее 12 месяцев после предыдущего снижения.

При таможенном декларировании для расчета таможенных платежей Общество ошибочно применило к ввозимым товарам комбинированную ставку таможенной пошлины по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8418 10 200 1 в размере 16,7%, но не менее 0,13 евро за 1 л.; по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8418 10 800 1 в размере 16%, но не менее 0,156 евро за 1 л.; ТН ВЭД ЕАЭС 8418 21 910 0 в размере 14,7%, но не менее 0,36 евро за 1 л.; ТН ВЭД ЕАЭС 8418 40 200 1 в размере 15%, но не менее 0,165 евро за 1 л., что привело к излишней уплате таможенных пошлин, налогов в размере                   8 720 876,95 руб.

В целях реализации своего права на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, предусмотренного ст. 90 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - «ТК ТС») и ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - «Закон о таможенном регулировании»), общество в соответствии с п. 2 ст. 191 ТК ТС и п.п. 11 и 13 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289, представило обращение в таможню о принятии таможней решения о внесении изменений в сведения, указанные в графе 47 деклараций на товары, о расчете таможенных пошлин, налогов в связи с ошибочно примененной специфической ставкой ввозной таможенной пошлины, а также о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов в размере   8 720 876,95 руб.

Таможня возвратила заявление общества без рассмотрения, сославшись на непредставление необходимых документов, а именно документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.

Также в ответ на обращение таможня отказала обществу во внесении изменений в сведения, указанные в декларациях на товары, указав на то, что в соответствии со статьей 77 ТК ТС при таможенном декларировании товаров по ДТ, указанным в заявлении, обществом применены ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза, порядок действия таможенных органов в части применения ставки ввозной таможенной пошлины в рамках Протокола, в настоящие время не установлен.

Общество не согласилось с действиями таможни, посчитав, что они не соответствует закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере внешнеэкономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 77 Таможенного кодекса Таможенного союза для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено таможенным кодексом Таможенного союза и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. Ставки для исчисления ввозных таможенных пошлин устанавливаются Единым таможенным тарифом Таможенного союза (далее - «ЕТТ ТС»).

22.08.2012 года вступил в силу Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15.04.1995» (далее - «Протокол»), ратифицированный Федеральным законом от 21.07.2012 № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» и установивший обязательства Российской Федерации, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО.

Согласно Приложению № 1 к Протоколу (тариф РНБ для части I секции II (прочие товары)) в отношении кодов ТН ВЭД ТС 8418 10 200 1, 8418 10 800 1, 8418 21 910 0 установлены связанные ставки таможенных пошлин в размере 20% от таможенной стоимости на момент присоединения России к ВТО и 12% от таможенной стоимости, начиная с 2017 года (год окончания исполнения обязательств по данному коду); в отношении кода ТН ВЭД ТС 8418 40 200 1 установлены связанные ставки таможенных пошлин в размере 20% от таможенной стоимости на момент присоединения России к ВТО и 15% от таможенной стоимости, начиная с 2014 года (год окончания исполнения обязательств по данному коду). Принцип «связывания» или «фиксирования максимальных уровней» ставок таможенных пошлин заключается в том, что страна-участница многосторонней торговой системы или присоединяющаяся сторона обязуется не повышать ставки таможенных пошлин выше заранее оговоренного уровня.

Согласно Приложению № 2 (таблица ежегодных снижений ставок для части I, секции II (прочие товары) к Протоколу первое снижение ставок пошлин в отношении товаров, классифицируемых кодом ТН ВЭД ТС 8418 10 200 1, должно произойти не позднее первого дня 13 месяца с даты присоединения Российской Федерации к ВТО, а любые последующие снижения произойдут не позднее 12 месяце после предыдущего снижения, то есть с 01 сентября 2013 года до 01 сентября 2014 года ставка ввозной таможенной пошлины должна составлять 18,3% от таможенной стоимости, с 01 сентября 2014 года по 01 сентября 2015 года ставка ввозной таможенной пошлины должна составлять 16,7% от таможенной стоимости; кодом ТН ВЭД ТС 8418 10 800 1, должно произойти не позднее первого дня 13 месяца с даты присоединения Российской Федерации к ВТО, а любые последующие снижения произойдут не позднее 12 месяце после предыдущего снижения, то есть с 01 сентября 2013 года до 01 сентября 2014 года ставка ввозной таможенной пошлины должна составлять 18,3% от таможенной стоимости, с 01 сентября 2014 года по 01 сентября 2015 года ставка ввозной таможенной пошлины должна составлять 16,7% от таможенной стоимости; кодом ТН ВЭД ТС 8418 21 910 0, должно произойти не позднее первого дня 13 месяца с даты присоединения Российской Федерации к ВТО, а любые последующие снижения произойдут не позднее 12 месяце после предыдущего снижения, то есть с 01 сентября 2013 года до 01 сентября 2014 года ставка ввозной таможенной пошлины должна составлять 17,3% от таможенной стоимости, с 01 сентября 2014 года по 01 сентября 2015 года ставка ввозной таможенной пошлины должна составлять 14,7% от таможенной стоимости; кодом ТН ВЭД ТС 8418 40 200 1, должно произойти не позднее первого дня 13 месяца с даты присоединения Российской Федерации к ВТО, а любые последующие снижения произойдут не позднее 12 месяце после предыдущего снижения, то есть с 01 сентября 2013 года до 01 сентября 2014 года ставка ввозной таможенной пошлины должна составлять 18,3% или 17,5% от таможенной стоимости, с 01 сентября 2014 года по 01 сентября 2015 года ставка ввозной таможенной пошлины должна составлять 15% от таможенной стоимости.

Согласно п. 1 ст. 1 Договора от 19.05.2011 «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» (далее - «Договор»), ратифицированного Федеральным законом от 19.10.2011 № 282-ФЗ «О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы», с даты присоединения любой из сторон к ВТО положения соглашения ВТО, как они определены в протоколе о присоединении этой стороны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза.

В силу п. 2 ст. 1 Договора с момента присоединения стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к Протоколу о присоединении этой стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных соглашением ВТО.

Из п. 1 ст. 2 Договора также следует, что стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствие с соглашением ВТО, как это зафиксировано в протоколе о присоединении каждой из сторон, включая обязательства каждой стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения соглашения ВТО, включая обязательства, принятые сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Договора права и обязательства, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в протоколах о присоединении каждой из сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условия присоединения стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов Таможенного союза, включая Суд ЕврАЗэС, или международным договором, заключенным между Сторонами.

Согласно действующей в период ввоза спорных товаров (01 октября 2014 – 31 декабря 2014) редакции Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении товаров - холодильников-морозильников бытовых, классифицируемых кодом 8418 10 200 1, была установлена комбинированная ставка ввозной таможенной пошлины в размере 16,7% от таможенной стоимости, но не менее 0,13 евро за 1 л., классифицируемых кодом 8418 10 800 1, была установлена комбинированная ставка ввозной таможенной пошлины в размере 16% от таможенной стоимости, но не менее 0,156 евро за 1 л., классифицируемых кодом 8418 21 910 0, была установлена комбинированная ставка ввозной таможенной пошлины в размере 14,7% от таможенной стоимости, но не менее 0,36 евро за 1 л., классифицируемых кодом 8418 40 200 1, была установлена комбинированная ставка ввозной таможенной пошлины в размере 15% от таможенной стоимости, но не менее 0,165 евро за 1 л., что само по себе противоречило содержанию обязательств Российской Федерации, изложенных в Протоколе.

В соответствии со ст. 71 ТК ТС комбинированная ставка таможенной пошлины представляет собой сочетание адвалорной ставки, установленной в процентах от таможенной стоимости товара, и специфической, установленной в зависимости от физических характеристик товара в натуральном выражении (объем, масса, количество и т.д.).

При расчете таможенных платежей комбинированная ставка таможенной пошлины применяется следующим образом: сначала исчисляется размер таможенной пошлины по адвалорной ставке в процентах от таможенной стоимости, а затем исчисляется размер таможенной пошлины по специфической ставке. Для определения суммы таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется большая из двух полученных величин.

В отношении ввезенных Обществом товаров при расчете таможенных пошлин была применена специфическая ставка ввозной таможенной пошлины, что привело к излишней уплате обществом таможенных пошлин, налогов.

Исходя из толкования приведенных нормативных положений и обстоятельств, применение специфической ставки ввозной таможенной пошлины к холодильникам-морозильникам бытовым не соответствует действовавшим в период с 01 октября 2014 по 31 декабря 2014 включительно международным договорам Российской Федерации и нормам таможенного законодательства Таможенного союза, что привело к излишней уплате сумм таможенных пошлин, налогов.

Нарушение норм международных договоров в части неисполнения обязательств по снижению ставок ввозных таможенных пошлин в отношении кода ТН ВЭД ЕАЭС 8418 10 200 1, 8418 10 800 1, 8418 21 910 0 и 8418 40 200 1, принятых на себя Российской Федерацией при присоединении к ВТО, в том числе подтверждается в итоговом докладе третейской группы Органа по разрешению споров (ОРС) ВТО, опубликованном 12 августа 2016 года и представленном Обществом в материалы дела с переводом на русский язык.

Вывод о наличии у общества права на применение иной ставки ввозной таможенной пошлины при декларировании товаров, ввезенных в период с 01 октября 2014 по 31 декабря 2014 включительно, подтверждается сложившейся единообразной судебной практикой, в том числе и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 11.12.2017 по делу № 307-КГ17-18190.

В соответствии со статьей 89 ТК ТС, излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза (статья 90 ТК ТС).

Такой порядок закреплен в статье 147 Закона о таможенном регулировании.

В соответствии с п. 1 ст. 147 Закона №311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).

Заявление и прилагаемые к нему документы (указанные в ч. 2 ст. 147 Закона № 311-ФЗ) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

В силу положений статьи 147 Закона № 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (часть 1).

К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;

4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;

5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;

6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата (часть 2).

Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3).

В силу части 4 статьи 147 Закона № 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 названной статьи.

Как разъяснено в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18 № «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).

По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.

Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.

Из материалов дела следует, что при подаче заявления о возврате излишне уплаченных платежей Общество приложило корректировки деклараций на товары, а также платежные документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, копии деклараций на товары, в соответствии с которыми были ввезены товары, расчет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, извлечение из Протокола о присоединении России к ВТО в части тарифных обязательств, иные документы.

Судом установлено, что общество одновременно с заявлением о возврате излишне уплаченных платежей обратилось в таможенный орган с заявлением от 19.09.2017 о внесении изменений в спорные ДТ.

Таким образом, обществом соблюден порядок подачи заявления, установленный статьей 147 Федерального закона № 311-ФЗ.

Суд считает, что с учетом пункта 29 постановления № 18, приложив к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей корректировки деклараций на товары, в том числе без отметок таможенного органа, Общество тем самым инициировало внесение соответствующих изменений в декларацию на товары, а также приложило все необходимые документы, предусмотренные статьей 147 Закона № 311- ФЗ, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали основания для возвращения заявления без рассмотрения.

Таможенный орган не представил в материалы дела доказательств, опровергающих право Общества на возврат излишне уплаченных таможенных платежей в заявленном размере, материалами дела подтверждается право Общества на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов в размере 8 720 876,95 руб.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 АПК РФ взыскиваются судом с таможни.

Из заявления следует, что заявитель предъявил в суд два требования: признать незаконным бездействие Находкинской таможни, выразившееся в невозврате обществу излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, и обязать Находкинскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «ЛГ Электроникс РУС» путем возврата излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов в размере 8 720 876,95 руб., каждое из которых оплатил государственной пошлиной.

Вместе с тем, Пленум Верховного суда Российской Федерации в пункте 30 Постановления от 12.05.2016 №18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» разъяснил: в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании, в этом случае не требуется.

Таким образом, суд рассматривает требование заявителя об обязании Находкинскую таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «ЛГ Электроникс РУС» путем возврата излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов в размере 8 720 876,95 руб., как требование, направленное на восстановления прав плательщика, которое не подлежит оплате госпошлиной как отдельное имущественное требование.

В соответствии со статьей 104 АПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная заявителем по платежному поручению от 21.11.2017 №876557  государственная пошлина подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным бездействие Находкинской таможни, выразившееся в невозврате обществу с ограниченной ответственностью «ЛГ Электроникс РУС» излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов в размере 8 720 876 (восемь миллионов семьсот двадцать тысяч восемьсот семьдесят шесть) рублей 95 коп.

Обязать Находкинскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «ЛГ Электроникс РУС» путем возврата излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов в размере 8 720 876 (восемь миллионов семьсот двадцать тысяч восемьсот семьдесят шесть) рублей 95 коп.

Взыскать с Находкинской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЛГ Электроникс РУС» 3000 руб. расходов на оплату государственной пошлины.

Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью «ЛГ Электроникс РУС» излишне уплаченную по платежному поручению от 21.11.2017г. №876557 госпошлину в сумме 66604 (шестьдесят шесть тысяч шестьсот четыре) руб. 00 коп.

Справку на возврат госпошлины и исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья                                                                              Д.В.Борисов