АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-4308/2022
18 июля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена июля 2022 года .
Полный текст решения изготовлен июля 2022 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Олесик Е.А., рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «Офорта» (ИНН 2543037007, ОГРН 1132543024195, дата государственной регистрации 25.11.2013)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации 15.04.2005)
третье лицо: Степанян Гарик Егишевич
о признании незаконным решения от 14.12.2021 ДТ №10702070/130620/0124396,
при участии:
от заявителя: Жедкович Д.В., доверенность от 17.01.2022, паспорт;
от ответчика: ггти Ларионова Е.А., доверенность от 09.11.2021 № 623, с/у; зам. начальника правового отдела Барсегян В.А., доверенность от 26.11.2021 № 823, с/у, диплом;
от третьего лица: не явились, не извещены.
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Офорта» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни от 14.12.2021 ДТ №10702070/130620/0124396.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени проведения предварительного судебного заседания, в заседание не прибыло, в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.
В предварительном судебном заседании, признав дело подготовленным, учитывая, что лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания и ими не были заявлены возражения относительно перехода в судебное заседание, судом на основании статьи 137, 200 АПК РФ завершено предварительное судебное заседание и открыто судебное заседание в первой инстанции.
В обоснование своей позиции заявитель сослался на тот факт, что спорный товар помещен под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, следовательно, товары, ввезенные в соответствии с пунктом 3 статьи 219 ТК ЕАЭС положения пункта 3 статьи 223 ТК ЕАЭС, примененные таможенным органом, свое действие не распространяют.
Заявитель пояснил, что подавая заявление о продлении срока временного ввоза катера, Степанян Г.Е. руководствовался положениями Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2021 № 25 «О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 29.04.2020 № 47», в соответствии с которым срок временного ввоза товаров, ввезенных физическими лицами для личных нужд, продлевался до 30.09.2021.
Также заявитель пояснил, что катер «Melody» ввезен Степанян Г.Е. для использования в личных целях, не связанных с осуществлением коммерческой деятельности, его вывоз в установленный срок был затруднен мерами, направленными на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV, в связи с чем ответчик правомерно принял решение от 21.05.2021 о продлении срока временного ввоза товара без уплаты таможенных пошлин, налогов, руководствуясь положениями Решений Совета ЕЭК от 29.04.2020 № 47, от 05.04.2021 № 25, а основания для вынесения таможней оспариваемого решения отсутствовали.
Таможенный орган в судебном заседании, а также по тексту письменного отзыва, представленного в материалы дела, требования общества оспорил, полагает, что оспариваемое решение принято законно и обоснованно, поскольку ввезенный обществом товар был помещен под таможенную процедуру временного ввоза путем подачи декларации на товары, что исключает правовые основания для его отнесения к товарам для личного пользования, решения Совета ЕЭК № 25 и № 47 не распространяют свое действие на спорный товар, в связи с чем после завершения срока процедуры временного ввоза подлежали уплате таможенные платежи. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо письменный отзыв в материалы дела не представило, правовую позицию относительно предмета спора не выразило.
Из материалов дела судом установлено, что в рамках исполнения договора фрахтования яхты на таможенную территорию ЕАЭС на т/х «NikolayAkhromeev» по коносаменту от 11.06.2020 № KASCOBUS 02А в адрес Степаняна Гарика Егишевича поступил товар.
13.06.2020 на основании договора на оказание услуги таможенного представителя от 11.06.2020 № ДУТП20-1106/025 по поручению и от имени Степаняна Гарика Егишевича таможенным представителем ООО «ОФОРТА» на Владивостокский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Владивостокской таможни подана декларация на товары № 10702070/130620/0124396 на товар «Маломерное моторное судно - яхта прогулочная «MELODY», бывшая в эксплуатации, 2012 года постройки, идентификационный номер GBPYIY9030I213, регистрационный номер 2069, порт приписки CIYS-AVATIU, страна происхождения - Великобритания, судостроительная верфь PRINCESSYACHTSINTERNATIONALPLC, длина 23,83м, ширина 5,97м, высота борта 1,73 м, водоизмещение 75,24т, оснащена 2 стационарными дизельными двигателями, общей мощностью 1825 квт, производства CATERPILLAR, 5 кают, пассажировместимость - 12 человек, статистическая стоимость: 1 550 000 долл. США таможенная стоимость: 107 138 945 руб.
Товар помещен под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) по ДТ № 10702070/130620/0124396 с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей 16.06.2020 (дата выпуска товара). Срок временного ввоза установлен до 01.06.2021.
В графе 33 ДТ декларантом заявлен код товара - 8903 92 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС, ставка ввозной таможенной пошлины на дату таможенного декларирования составляла 10%, НДС - 20%.
В период с 02.08.2021 по 29.10.2021 Владивостокской таможней в отношении Степаняна Гарика Егишевича проведена камеральная таможенная проверка на предмет проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, в части исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, результаты которой отображены в акте камеральной таможенной проверки № 10702000/210/291021 /А000190.
В ходе камеральной проверки таможней установлено, что срок временного ввоза по ДТ №10702070/130620/0124396, установленный при помещении товаров под процедуру временного ввоза, истек 01.06.2021.
На основании заявления декларанта от 20.05.2021 Владивостокским таможенным постом (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни принято решение о продлении срока действия процедуры временного ввоза (допуска) до 30.09.2021.
Предельный срок временного ввоза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, для указанного выше товара истек 16.06.2021.
Таким образом, с 17.06.2021 по день завершения таможенной процедуры временного ввоза, в отношении товара, задекларированного в ДТ № 10702070/130620/0124396, должны периодически уплачиваться ввозные таможенные пошлины и налоги.
06.08.2021 Степанян Г.Е. завершил таможенную процедуру временного ввоза (допуска), поместив товар под таможенную процедуру реэкспорта по ДТ № 10702070/060821/0242058.
По состоянию на 15.10.2021 декларантом были уплачены только сборы за таможенные операции.
Сумма подлежащих уплате таможенных платежей без учета пени составила: 2010 (таможенная пошлина)-964250.51 руб.; 5010 (НДС) - 2121351.11 руб.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки в адрес Степаняна Г.Е. направлено требование о представлении документов и сведений. Данное требование возвращено во Владивостокскую таможню с отметкой «Возврат отправителю в связи с истечением срока хранения и неявкой адресата».
На день завершения камеральной таможенной проверки декларант не представил надлежащим образом заполненную КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, документы и (или) сведения, для периодической уплаты таможенных платежей по ДТ № 10702070/130620/0124396 за 3 месяца 2021 года.
По результатам камеральной таможенной проверки установлен факт неисполнения обязанности по уплате таможенных платежей при таможенной процедуре временного ввоза (допуска) Степаняном Гариком Егишевичем и принято решение от 14.12.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10702070/130620/0124396, после выпуска товаров.
Принятие оспариваемого решения привело к уплате дополнительно начисленных таможенных платежей за весь срок продления временного ввоза товаров.
Не согласившись с решением таможенного органа во внесении изменений в таможенные декларации, посчитав, что оно нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав законность оспариваемого решения, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требования заявителя в силу следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, могут быть обжалованы в арбитражном суде, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС ввоз товаров на таможенную территорию Союза - это совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
Согласно части 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктами 2, 4, 13 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Положениями статьи 311 ТК ЕАЭС предусмотрено, что одним из объектов таможенного контроля являются товары, находящиеся на таможенной территории Евразийского экономического союза, - при наличии у таможенных органов информации о том, что такие товары были ввезены на таможенную территорию Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.
Целью проведения таможенной проверки, формы таможенного контроля, является проверка соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании (статья 331 ТК ЕАЭС). Под проверяемыми лицами, среди прочих, понимается декларант.
Согласно пункту 1 статьи 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств (пункт 5 статьи 325 ТК ЕАЭС).
На основании пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений названного Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных данным Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа. Форма решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации па товары, после выпуска товаров определяется Комиссией. Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Комиссией.
Согласно подпункту «б» пункта 11 Порядка № 289 после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов: недостоверных сведений, заявленных в ДТ; несоответствия сведений, заявленных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ; необходимости внесения дополнений в сведения, заявленные в ДТ.
В соответствии с пунктом 21 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289, внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, по форме согласно приложению № 1.
В рамках настоящего дела общество оспаривает решение Владивостокской таможней от 14.12.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в графах 36, 44, 47 ДТ № 10702070/130620/0124396, принятое по результатам камеральной проверки, проведенной на предмет достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, в части исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, результаты которой отображены в акте камеральной таможенной проверки № 10702000/210/291021 /А000190.
Из материалов дела усматривается, что товар («Маломерное моторное судно - яхта прогулочная «MELODY», бывшая в эксплуатации, 2012 года постройки, идентификационный номер GBPYIY9030I213, регистрационный номер 2069, порт приписки CIYS-AVATIU, страна происхождения - Великобритания, судостроительная верфь PRINCESSYACHTSINTERNATIONALPLC, длина 23,83м, ширина 5,97м, высота борта 1,73 м, водоизмещение 75,24т, оснащена 2 стационарными дизельными двигателями, общей мощностью 1825 квт, производства CATERPILLAR, 5 кают, пассажировместимость - 12 человек, статистическая стоимость: 1 550 000 долл. США таможенная стоимость: 107 138 945 руб.) задекларированный № 10702070/130620/0124396, помещен под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) по ДТ с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей 16.06.2020 (дата выпуска товара).
В зависимости от целей нахождения и использования товаров на таможенной территории ЕАЭС, их вывоза с его таможенной территории и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории ЕАЭС в отношении товаров применяются таможенные процедуры, к которым относится таможенная процедура временного ввоза (допуска) (подпункт 10 пункта 2 статьи 127 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
В статье 219 ТК ЕАЭС определено, что временный ввоз - это таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары временно находятся и используются на таможенной территории Союза при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой, с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), сохраняют статус иностранных товаров (пункт 2 статьи 219 ТК ЕАЭС).
Исходя из положений подпунктов 2, 3 пункта 1 статьи 220 ТК ЕАЭС, условиями помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) являются:
- частичная уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 223 ТК ЕАЭС, за исключением случая, когда в соответствии с пунктом 3 статьи 219 ТК ЕАЭС временное нахождение и использование товаров на таможенной территории ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) допускаются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
- соблюдение условий временного нахождения и использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) без уплаты таможенных пошлин, налогов, если такие условия определены Комиссией Евразийского экономического союза (далее - Комиссия) в соответствии с пунктом 3 статьи 219 ТК ЕАЭС и (или) предусмотрены международными договорами государств-членов ЕАЭС с третьей стороной.
В соответствии с пунктом 2 статьи 220 ТК ЕАЭС условиями использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) являются:
1) соблюдение срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), установленного таможенным органом;
2) соблюдение ограничений по владению и пользованию временно ввезенными товарами, установленных статьей 222 ТК ЕАЭС;
3) частичная уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 223 ТК ЕАЭС, за исключением случая, когда в соответствии с пунктом 3 статьи 219 ТК ЕАЭС временное нахождение и использование товаров на таможенной территории ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) допускаются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
4) соблюдение условий временного нахождения и использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) без уплаты таможенных пошлин, налогов, определенных Комиссией в соответствии с пунктом 3 статьи 219 ТК ЕАЭС и (или) предусмотренных международным договором государств-членов ЕАЭС с третьей стороной.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары (пункт 1 статьи 225 ТК ЕАЭС).
При этом согласно пунктам 6 и 7 статьи 225 ТК ЕАЭС такая обязанность подлежит исполнению, в том числе, в случаях несоблюдения условий временного нахождения и использования товаров, установленных в соответствии с пунктом 3 статьи 219 ТК ЕАЭС, истечения предельного срока, передачи временно ввезенных товаров иным лицам без разрешения таможенных органов, утраты временно ввезенных товаров до завершения действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 54 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины и льгот по уплате налогов, до завершения или прекращения действия такой таможенной процедуры при соблюдении условий предоставления таких льгот, при использовании товаров в целях, соответствующих условиям предоставления льгот, при соблюдении ограничений по пользованию и (или) распоряжению такими товарами, а также при соблюдении условий использования таких товаров в соответствии с такой таможенной процедурой, за исключением случаев отказа декларанта от таких льгот.
Пунктом 3 статьи 219 ТК ЕАЭС предусмотрено, что категории товаров, временное нахождение и использование которых на таможенной территории Союза в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) допускаются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, условия такого временного нахождения и использования, а также предельные сроки такого временного нахождения и использования определяются Комиссией и (или) международными договорами государств-членов с третьей стороной.
Так, пунктом 37 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331 «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки» предусмотрено полное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) товаров - «суда парусные со вспомогательным двигателем или без него, лодки моторные или катера длиной более 7,5 метра и массой более 100 кг., оборудованные палубой и каютой (каютами), классифицируемые кодом 8903 ТН ВЭД ЕАЭС, находящиеся в собственности иностранных лиц, зафрахтованные лицами государств - членов Евразийского экономического союза по договору тайм-чартера или бербоут-чартера, при условии их использования в некоммерческих целях (для отдыха, туризма и культурных мероприятий) на водных объектах (морских и (или) внутренних)».
Пунктом 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 109 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры временного ввоза (допуска)» регламентировано, что предельный срок временного нахождения и использования указанных товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов составляет 1 год, если иной срок не установлен в данном перечне.
Из материалов дела следует, что, срок временного ввоза товара по ДТ № 10702070/130620/0124396 при помещении товаров под процедуру временного ввоза был установлен таможенным органом до 01.06.2021.
На основании заявления декларанта от 20.05.2021 Владивостокским таможенным постом (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни принято решение о продлении срока действия процедуры временного ввоза (допуска) до 30.09.2021.
В случае продления срока временного ввоза товаров, указанных в Перечне, свыше одного года или свыше иного срока, указанного в Перечне, применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов (пункт 1 Решения № 331).
Предельный срок временного ввоза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, для указанного выше товара истек 16.06.2021.
Согласно пункту 3 статьи 223 ТК ЕАЭС при частичной уплате ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый календарный месяц (полный или неполный) периода времени, определенного в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 223 ТК ЕАЭС, подлежат уплате 3 процента исчисленной на день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), а в отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары, - на день регистрации таможенным органом заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Таким образом, с 17.06.2021 по дату завершения срока временного ввоза, подлежали уплате таможенные платежи в размере 3% от суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, за каждый полный и неполный месяц.
На основании подпункта 2 пункта 4 статьи 225 ТК ЕАЭС, в случае периодичности уплаты таможенных платежей при частичном условием освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, таможенные платежи должны быть уплачены до начала периода, за который производится уплата.
Согласно пункту 5 статьи 223 ТК ЕАЭС, в случае неуплаты или неполной уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых периодически, в сроки, установленные в соответствии с пунктом 4 и подпунктами 2 и 3 пункта 7 статьи 225 ТК ЕАЭС, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате единовременно за весь оставшийся период применения частичной уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, с 17.06.2021 по день завершения таможенной процедуры временного ввоза, в отношении товара, задекларированного в ДТ № 10702070/130620/0124396, подлежали уплате ввозные таможенные пошлины и налоги.
На день завершения камеральной таможенной проверки декларант не предоставил надлежащим образом заполненную КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, документы и (или) сведения, для периодической уплаты таможенных платежей по ДТ № 10702070/130620/0124396 за 3 месяца 2021 года.
Таким образом, поскольку по результатам камеральной таможенной, оформленной актом камеральной таможенной проверки № 10702000/210/291021/А000190, таможенным органом выявлен факт неисполнения обязанности по уплате таможенных платежей при таможенной процедуре временного ввоза (допуска), суд приходит к выводу о правомерности принятия Владивостокской таможней решения от 14.12.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10702070/130620/0124396.
Указание заявителя на тот факт, что подавая заявление о продлении срока временного ввоза катера, Степанян Г.Е. руководствовался положениями Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2021 № 25 «О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 29.04.2020 № 47», в соответствии с которыми срок временного ввоза товаров, ввезенных физическими лицами для личных нужд, продлевался до 30.09.2021 судом не принимается в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза физическими лицами государств-членов транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 29.04.2020 № 47 «Об изменении некоторых сроков ввоза товаров для личного пользования» был продлен до 31.03.2021, в частности, срок временного ввоза, установленный пунктом 1 статьи 264 ТК ЕАЭС в отношении транспортных средств для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию Союза.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2021 № 25 внесены изменения в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 29.04.2020 № 47.
По тексту абзаца первого пункта 1 и пункта 3 Решения № 47 слова «31 марта 2021 г.» заменены словами «30 сентября 2021 г.» (т.е. срок временного ввоза физическими лицами транспортных средств для личного пользования был продлен до 30.09.2021).
Решения Совета ЕЭК от 29.04.2020 № 47, от 05.04.2021 № 25 изданы в связи со сложившейся обстановкой, связанной с принятием мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV, невозможностью для физических лиц реализовать права и исполнять обязанности в соответствии с регулирующими таможенными правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Вместе с тем, суд принимает во внимание следующее.
Подпунктом 46 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определено, что под товарами для личного пользования понимаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международном почтовом отправлении либо иным способом.
Порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования регулируется главой 37 ТК ЕАЭС (статьи 255-271) и Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах.
В силу пункта 3 статьи 260 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со статьей 263 настоящего Кодекса, производится с использованием пассажирской таможенной декларации.
Аналогичные положения указаны в решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.07.2019 № 124 «О таможенном декларировании товаров для личного пользования» с утвержденным Порядком заполнения пассажирской таможенной декларации и совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в пассажирской таможенной декларации.
Согласно пункту 6 статьи 256 ТК ЕАЭС независимо от критериев, указанных в пункте 4 статьи 256 ТК ЕАЭС, к товарам для личного пользования не относятся следующие товары:
1) товары, в отношении которых физическим лицом осуществляется таможенное декларирование для помещения под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, заявляемой в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 263 настоящего Кодекса;
2) категории товаров, определяемые Комиссией.
Из смысла данной нормы следует, что помещение физическим лицом товара под таможенную процедуру, в том числе под таможенную процедуру временного ввоза, исключает возможность отнесения этого товара к товарам для личного пользования.
Исходя из пункта 1 статьи 105 ТК ЕАЭС, при таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации:
1) декларация на товары;
2) транзитная декларация;
3) пассажирская таможенная декларация;
4) декларация на транспортное средство.
Декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, - при таможенном декларировании припасов.
Пассажирская таможенная декларация используется при таможенном декларировании товаров для личного пользования, а в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, - при помещении товаров для личного пользования под таможенную процедуру таможенного транзита.
В рассматриваемом случае спорный товар был помещен Степаняном Г.Е. под таможенную процедуру временного ввоза путем подачи декларации на товары, что исключает правовые основания для его отнесения к товарам для личного пользования.
При этом указание заявителя на тот факт, что, что заявлением от 20.05.2021 Степанянян Г.Е. выразил волю на прекращение процедуры временного ввоза (допуск) и отнесение ввезенного товара к товарам для личного пользования судом не принимается как противоречащее материалам дела, поскольку из указанного заявления прямо следует, что податель заявления просит продлить действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), при этом ссылка в тексте заявления на Решения Совета ЕЭК от 29.04.2020 № 47, от 05.04.2021 № 25 не свидетельствует о намерении лица изменить категорию ввезенного товара.
Таким образом, положения решений Совета Евразийской экономической комиссии от 29.04.2020 № 47, от 05.04.2021 № не распространяют свое действие на товар, задекларированный в ДТ № 10702070/130620/0124396.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что решение от 14.12.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10702070/130620/0124396 не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание установленные при рассмотрении настоящего дела обстоятельства, суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований общества у арбитражного суда не имеется.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения требований заявителя, судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Отказать в признании незаконным решения Владивостокской таможни от 14.12.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10702070/130620/0124396.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Нестеренко Л.П.