г. Владивосток Дело № А51-4355/2008 - 4-157
«23» мая 2008 г.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьиНестеренко Л.П.
при ведении протокола судебного заседания судьей Нестеренко Л.П.
рассмотрел 21 мая 2008 г. в судебном заседании
дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Березка»
к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края
об оспаривании отказа
при участии в заседании: от заявителя – адвокат Пилилян М.О. (доверенность от 23.04.2008 № 01/63), от Департамента – ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения ФИО1 (доверенность от 11.02.2008 № 29/10-18-960)
Общество с ограниченной ответственностью «Березка» обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным отказа Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в предоставлении в аренду под строительство крытого рынка земельного участка с кадастровым номером 25:28:05 00 45:0107 площадью 10804 кв.м., расположенного примерно на 50 м на восток от ориентира: нежилое здание по ул. Русская, 4 в г. Владивостоке, и обязании ответчика принять решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду сроком на 25 лет (с учетом изменения предмета спора, принятого арбитражным судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Предварительное заседание по делу было начато 16.05.2008 г., в заседании объявлялся перерыв до 21.05.2008 г., после которого рассмотрение дела продолжено в присутствии тех же представителей сторон. В заседании суд с учетом мнения представителей сторон перешел к рассмотрению спора по существу в порядке статьи 137 АПК РФ.
В судебном заседании заявитель поддержал требование, указав, что своевременно обратился за продлением срока действия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, а поскольку заявления о продлении этого постановления не были рассмотрены компетентными органами по существу, он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в пределах срока действия указанного постановления. Полагает, что дата получения Департаментом заявления ООО «Березка» не имеет значения, поскольку законодательство связывает выполнение участниками правоотношений своих обязанностей с моментом передачи корреспонденции учреждению связи.
Заявитель полагает, что кадастровый план, приложенный к его заявлению о предоставлении земельного участка, соответствовал предъявляемым к нему требованиям и содержал все необходимые сведения, в связи с чем несостоятелен довод Департамента о том, что согласно пункту 9 кадастрового плана он не может быть использован для принятия решения о предоставлении земельного участка.
ООО «Березка» утверждает, что отказом в предоставлении спорного земельного участка для строительства крытого рынка Департамент земельных ресурсов и землеустройства нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, так как не позволяет оформить права на землю и приступить к использованию земельного участка.
Ответчик требование заявителя оспорил, сославшись на то, что заявление о предоставлении земельного участка в аренду было получено Департаментом по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, хотя ООО «Березка» как лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, имело возможность обратиться за предоставлением участка лично в Департамент, а не направлять заявление по почте. При этом ответчик полагает, что в настоящее время законодательство вообще не предусматривает продление решений о предварительном согласовании места размещения объекта, и указал на отсутствие у него полномочий вносить какие-либо изменения и дополнения в правовые акты, принятые ранее органом местного самоуправления.
Также, по мнению ответчика, заявитель не обосновал срок аренды земельного участка. В судебном заседании ответчик указал на то, что постановление от 02.07.2004 № 1656 о предварительном согласовании места размещения объекта не было исполнено Обществом в полном объеме, так как не завершено проектирование крытого рынка, в связи с чем заявитель преждевременно ставит вопрос о предоставлении ему земельного участка.
При рассмотрении дела суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью «Березка» (ранее – Общество с ограниченной ответственностью «Вещевой рынок Березка») зарегистрировано в качестве юридического лица 06.04.1993 Администрацией г. Владивостока, о чем 31.10.2002 Инспекцией МНС России по Ленинскому району г. Владивостока в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись и выдано свидетельство серия 25 № 01302775.
Постановлением главы администрации г. Владивостока от 02.07.2004 № 1656 Обществу было предварительно согласовано место размещения крытого рынка на земельном участке площадью 10804 кв.м из земель поселений, расположенном в г. Владивостоке в районе ул. Русская, 4.
Законом Приморского края от 18.12.2006 № 21-КЗ в Закон Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края. Данный закон вступил в силу с 01.02.1007 г. Соответствующие полномочия были возложены на Департамент имущественных отношений Приморского края (ранее – комитет по управлению государственным имуществом Приморского края) согласно постановлениям Администрации Приморского края от 08.02.3007 № 23-па, от 12.02.2007 № 28-па.
Постановлением администрации Приморского края от 18.05.2007 № 116-па Департамент имущественных отношений реорганизован путем выделения из него Департамента земельных ресурсов и землеустройства, которому переданы функции в области земельных отношений.
Пунктом 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 06.06.2007 № 134-па, определено, что Департамент в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
В связи с этим 30.06.2007 г. ООО «Березка» обратилось в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с заявлением о предоставлении данного земельного участка для строительства, приложив копию постановления от 02.07.2004 № 1656 и подлинный кадастровый план земельного участка, которому присвоен кадастровый номер 25:28:05 00 45:0107.
Не получив от ответчика какой-либо ответ на данное заявление, Общество 14.02.2008 г. повторно обратилось в Департамент земельных ресурсов и землеустройства, уточнив, что просит предоставить ему земельный участок в аренду сроком на 5 лет.
Поскольку Департамент оставил оба заявления без ответа, ООО «Березка» оспорило бездействие ответчика в арбитражном суде.
К моменту предварительного заседания по настоящему делу ответчик принял решение об отказе в предоставлении ООО «Березка» испрашиваемого земельного участка, указав на то, что пакет документов был принят к рассмотрению Департаментом по истечении срока действия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, и что в пункте 9 представленного кадастрового плана разрешенное использование обозначено: согласование места размещения крытого рынка. Решение оформлено письмом от 15.05.2008 № 29/1-20-3411.
Посчитав, что отказ Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в предоставлении ООО «Березка» спорного земельного участка не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество изменило предмет спора и просит признать его незаконным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд пришел к выводу об обоснованности требований заявителя ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Срок действия постановления администрации г. Владивостока от 02.07.2004 № 1656 «О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью «Березка» места размещения крытого рынка в районе ул. Русская, 4» истекал 02.07.2007 г.
Вместе с тем, заявитель заблаговременно обращался за продлением срока действия этого постановления, так как не было завершено проектирование крытого рынка: 30.05.2007 г. заявления были поданы в администрацию г. Владивостока и в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края. Администрация в лице Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры письмом от 22.06.2007 № 8091Д ответила заявителю, что не обладает в настоящее время полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края, вследствие чего не рассмотрела заявление по существу и предложила Обществу обратиться в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края. Последний письмом от 02.07.2007 № 29/8-20-809 сообщил о снятии заявления с рассмотрения в связи с тем, что он не вправе вносить какие-либо изменения в решения органов местного самоуправления.
Статьей 18 Конституции Российской Федерации провозглашено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 данного закона владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относятся к вопросам местного значения городского округа. По вопросам местного значения соответствующие органы принимают муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации (статья 7 названного закона).
Продление срока предварительного согласования места размещения объекта не противоречило бы закону, так как запрет на принятие органом местного самоуправления решений о продлении срока действия издаваемых ими постановлений не установлен законодательством. Таким образом, ООО «Березка» не должно было претерпевать какие-либо неблагоприятные последствия бездействия Администрации г. Владивостока и Департамента, не рассмотревших по существу заявления о продлении срока действия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта.
С заявлением о предоставлении земельного участка ООО «Березка» обратилось в пределах срока, установленного пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ, посредством одного из допускаемого законом способов.
Так, согласно пункту 2 статьи 194 Гражданского кодекса РФ письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок. Более того, заявитель вправе был рассчитывать на получение ответчиком заявления до истечения срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку согласно Нормативам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160, контрольный срок пересылки письменной корреспонденции на внутригородской территории городов федерального значения и на территории административных центров субъектов Российской Федерации составляет 2 дня, при нормативе частоты доставки письменной корреспонденции на этих территориях не реже 1 раза в день (пункты 4, 6).
Тот факт, что на момент обращения ООО «Березка» с заявлением о предоставлении земельного участка проектирование крытого рынка, размещаемого на испрашиваемом земельном участке, не было завершено, не имеет значения для дела, поскольку по смыслу положений статей 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ принятие решения о предоставлении земельного участка связывается лишь с прохождением предварительного согласования места размещения объекта и проведением кадастрового учета земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, наделенные соответствующей компетенцией, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимают решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» под государственным кадастровым учетом земель понимается описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. Пунктом 3 статьи 14 названного закона установлено, что моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
Статьей 16 названного закона установлено, что кадастровая карта (план) воспроизводит в графической и текстовой формах сведения о земельном участке, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
Кадастровая карта (план) земельного участка с кадастровым номером 25:28:05 00 45:0107 (выписка из Государственного земельного кадастра от 29.03.2007 № 1/07-1102) содержала все необходимые сведения для принятия решения о предоставлении земельного участка: площадь и границы, местоположение, разрешенное использование, сведения о частях и обременениях земельного участка, в кадастровом плане специально оговорено, что площадь земельного участка соответствует материалам межевания. При этом в графе 9 кадастровой карты (плана) согласно Правилам оформления кадастрового плана земельного участка ГЗК-01-Т.О-04-01-01, утвержденным Росземкадастром 10.04.2001 г., Правилам предоставления сведений государственного земельного кадастра, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 918, в качестве разрешенного использования (назначения) земельного участка отражено: согласование места размещения крытого рынка, - что соответствует сведениям, содержащимся в Госземкадастре на момент оформления выписки.
Таким образом, кадастровая карта (план), приложенная Обществом к заявлению о предоставлении земельного участка, надлежащим образом подтверждала тот факт, что испрашиваемый земельный участок сформирован в установленном порядке и может являться объектом земельных правоотношений (статья 6 Земельного кодекса РФ).
При таких обстоятельствах суд отклоняет доводы ответчика, изложенные в отказе о предоставлении ООО «Березка» земельного участка, за несостоятельностью. Ответчик вопреки части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказал наличие обстоятельств, препятствующих предоставлению Обществу спорного земельного участка для строительства крытого рынка.
Отказ Департамента, оформленный письмом от 15.05.2008 № 29/1-20-3411, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как препятствует оформлению прав на земельный участок, на котором ему ранее было согласовано место размещения объекта, и использованию Обществом этого участка в дальнейшем в целях ведения хозяйственной деятельности.
В связи с изложенным суд удовлетворяет требование заявителя о признании оспариваемого отказа недействительным.
Согласно пункту 10 статьи 30 Земельного кодекса РФ в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает соответствующий орган предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
Суд согласен с доводом ответчика о том, что заявитель не обосновал срок предоставления земельного участка - 25 лет. Данный срок может быть установлен с учетом срока строительства, в дальнейшем лицо вправе оформить права на землю по основаниям, предусмотренным статьей 36 Земельного кодекса РФ. При определении срока предоставления земельного участка суд принимает во внимание положение пункта 15 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодека Российской Федерации», согласно которому договор аренды земельного участка для жилищного строительства может быть заключен на срок не более пяти лет. Доказательств, позволяющих установить более продолжительный срок аренды спорного земельного участка для строительства крытого рынка, заявитель не привел.
Иные условия аренды подлежат установлению при принятии решения о предоставлении земельного участка и заключении договора аренды.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика в силу статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным отказ Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Березка» в аренду под строительство крытого рынка земельного участка с кадастровым номером 25:28:05 00 45:0107 площадью 10804 кв.м., расположенного примерно на 50 м на восток от ориентира: нежилое здание по ул. Русская, 4 в г. Владивостоке, т в связи с его несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Обязать Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в двухнедельный срок принять решение о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Березка» земельного участка с кадастровым номером 25:28:05 00 45:0107 площадью 10804 кв.м., расположенного примерно на 50 м на восток от ориентира: нежилое здание по ул. Русская, 4 в г. Владивостоке в аренду сроком на 5 лет для строительства крытого рынка.
Взыскать с Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Березка» 2000 руб. (Две тысячи рублей) расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Приморского края в месячный срок.
Судья Нестеренко Л.П.