АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-4375/2021
06 апреля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2021 года .
Полный текст решения изготовлен 06 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Фокиной А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ветвицким Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Приморской транспортной прокуратуры (ИНН <***>, ОГРН<***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «УссурНефтеПродукт» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (по постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.03.2021),
при участии в заседании:
от заявителя – не явился, извещен,
от лица, привлекаемого к ответственности, – представителя ФИО1 (по доверенности от 16.03.2020 № 25АА 2926202),
установил:
Приморская транспортная прокуратура (далее – заявитель, прокуратура, надзорный орган) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «УссурНефтеПродукт» (далее – общество, лицо, привлекаемое к ответственности, ООО «УссурНефтеПродукт») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.03.2021.
В судебное заседание представитель прокуратуры не прибыл, о месте и времени рассмотрения дела заявитель был извещён судом надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено судом в отсутствие заявителя в порядке части 3 статьи 156, части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по имеющимся в материалах дела документам.
В обоснование заявленных требований надзорный орган по тексту заявления указал, что собранным административным материалом установлен факт (событие) совершения обществом административного правонарушения, выразившегося в нарушении условий лицензии. Поскольку в действиях общества заявитель усмотрел признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, то просит привлечь правонарушителя к административной ответственности.
Письменный отзыв (пояснения) по существу заявления прокуратуры лицом, привлекаемым к ответственности, не представлен, в судебном заседании представитель общества устно пояснил, что событие и состав правонарушения не оспаривает, все выявленные нарушения были устранены, на сегодняшний день всех работников обучили и аттестовали надлежащим образом, все документы об этом были представлены прокуратуре ещё в ходе проверки; указывает, что вину осознали, в ходе проверки препятствий не чинили, представили не только запрошенные, но и дополнительные документы, по результатам проведённой Ространснадзором проверки каких-либо нарушений выявлено не было; при назначении наказания просит суд проявить снисхождение, поясняет, что привлекается к административной ответственности впервые.
Как установлено судом из материалов дела, в рамках реализации полномочий 03 февраля 2021 года сотрудниками Приморской транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в том числе исполнение законодательства при осуществлении ООО «УссурНефтеПродукт» погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
В ходе проверки установлено, что ООО «УссурНефтеПродукт» является держателем лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте ПРД № 2505449 от 07.07.2010 (бессрочная) и осуществляет деятельность на складе светлых нефтепродуктов, расположенном по адресу: <...>.
Вместе с тем, обществом нарушаются лицензионные требования, установленные Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Так, в нарушение подпункта «д» пункта 4 Положения о лицензировании на объекте, на котором осуществляется лицензионная деятельность, не назначено лицо, ответственное за погрузку, размещение, крепление и выгрузку опасных грузов, аттестованное в соответствии со статьёй 25 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
В нарушение подпункта «е» пункта 4 Положения о лицензировании работники, деятельность которых непосредственно связана с выгрузкой опасного груза (ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5), не аттестованы в соответствии со статьёй 25 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», что является основанием для недопуска работников к выполнению работ, связанных с погрузочно-разгрузочной деятельностью.
Прокуратура пришла к выводу о том, что удостоверения, представленные работниками, свидетельствуют о прохождении ими курса повышения квалификации по программе «Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте», что является необходимым условием для допуска к выполнению данного вида деятельности, но не освобождает от необходимости периодической аттестации в соответствии законодательством о железнодорожном транспорте.
Несоблюдение требований, предусмотренных подпунктом «д» пункта 4 Положения о лицензировании, которое повлекло последствия, указанные в части 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», является грубым нарушением лицензионных требований и влечет приостановление или аннулирование лицензии, в связи с чем при отсутствии названных последствий деяния общества были квалифицированы прокуратурой по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
По данному факту 11.03.2021 и.о. Приморского транспортного прокурора в отношении общества в присутствии его представителя вынесено постановлениео возбуждении дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Приморского края для принятия решения по существу.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон и представленные ими доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения данного правонарушения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующей согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии).
Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Как следует из части 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
На основании пункта 27 статьи 12 Закона № 99-ФЗ погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.
Лицензионные требования – это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (часть 7 статья 3 Закона № 99-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона № 99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2417 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте» (по тексту – Положение о лицензировании), в состав лицензируемой деятельности входят погрузочно-разгрузочные работы по погрузке опасных грузов в вагоны и контейнеры и их выгрузке из вагонов и контейнеров, осуществляемые на железнодорожном транспорте общего пользования и (или) железнодорожных путях необщего пользования.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 4 Положения о лицензировании лицензионным требованием, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату), являются наличие на каждом объекте, на котором осуществляется лицензируемая деятельность, лица, ответственного за погрузку, размещение, крепление и выгрузку опасных грузов, прошедшего аттестацию в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
Согласно подпункту «е» пункта 4 Положения о лицензировании наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, аттестованных в установленном порядке и проходящих повышение квалификации по требуемой специализации не реже одного раза в 3 года.
Согласно части 4 статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» работники организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, ответственные за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе.
Работники, не прошедшие аттестаций, не допускаются к выполнению определенных в настоящем пункте работ.
Порядок и сроки проведения указанных аттестаций, а также порядок формирования аттестационных комиссий устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Пунктом 9 Порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, ответственных за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, а также порядок формирования аттестационной комиссии, утверждённого приказом Минтранса России от 11.07.2012 № 230 (далее – Порядок аттестации), установлено, что первичная аттестация работников проводится не позднее одного месяца при приеме и переводе на работу, связанную с ответственностью за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов.
Периодическая аттестация работников проводится с периодичностью один раз в три года. График проведения периодической аттестации утверждается работодателем ежегодно.
В случаях в случаях ввода в действие новых или изменения действующих технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе, а также при несоблюдении требований технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе, или местных технических условий, повлекших нарушение безопасности движения, проводится внеочередная аттестация работников.
Согласно пункту 22 Порядка аттестации по результатам первичной аттестации на основании протокола аттестационной комиссии секретарь выдает работнику, в отношении которого аттестационной комиссией принято решение «аттестован», в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения аттестационной комиссией свидетельство о прохождении аттестации с отметкой о выдаче.
Из представленных материалов проверки следует, что приказом от 17.02.2021 № 4-пр ответственными за погрузку, размещение, крепление и выгрузку грузов были назначены операторы слива/налива ФИО2, ФИО3, ФИО4, между тем они были аттестованы комиссией только 01.03.2021 (протоколы заседания аттестационной комиссии №№ 56, 57, 58 от 01.03.2021), из чего следует, что на проверяемом объекте, на котором осуществляется лицензионная деятельность, не назначено лицо, ответственное за погрузку, размещение, крепление и выгрузку опасных грузов, аттестованное в соответствии со статьёй 25 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
Документы, подтверждающие прохождение вышеуказанными работниками периодической аттестации, в соответствии с действующим законодательством в сфере погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, с соблюдением установленных сроков обществом не были представлены.
Таким образом, собранными по делу об административном правонарушении доказательствами подтверждается и обществом не оспорен факт нарушения требований, предъявляемых лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, квалифицируемого по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а также состав данного правонарушения в действиях общества.
В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, препятствующих обществу соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также не найдено доказательств принятия лицом, привлекаемым к ответственности, всех зависящих от него мер по их соблюдению (статьи 2.1, 2.2 КоАП РФ), в связи с чем суд приходит к выводу о наличии его вины.
Суд проверил соблюдение надзорным органом порядка составления процессуальных документов и не установил каких-либо нарушений, влекущих отказ в привлечении общества к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ (до 03.05.2021 включительно), на момент рассмотрения дела не истек.
Исследовав в совокупности все обстоятельства совершенного правонарушений, суд не установил основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, позволяющих квалифицировать совершенное ООО «УссурНефтеПродукт» деяние как малозначительное, в силу следующего.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного, судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.
В соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ не исключена возможность применения данной нормы к какой-либо категории правонарушений, предусмотренной КоАП РФ, в зависимости от предмета посягательства. При этом только оценка конкретных обстоятельств дела позволяет сделать вывод, оправдано ли применение административного наказания в каждом конкретном случае.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта административной ответственности к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Критериями определения малозначительности правонарушения должны являться объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности с нарушением лицензионных требований и условий. В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении предприятия к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере железнодорожного транспорта. Допущенное ООО «УссурНефтеПродукт» нарушение лицензионных требований могло повлечь возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, поскольку связано с выполнением операций в отношении опасных грузов.
В силу изложенных обстоятельств, оценивая в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения ООО «УссурНефтеПродукт» от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Статья 4.1 КоАП РФ в части 3 устанавливает, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Таким образом, одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Доказательств, подтверждающих наличие отягчающих административную ответственность обстоятельств, не представлено, об их наличии не заявлено и судом не установлено, в частности, по сведениям информационного ресурса «Картотека арбитражных дел» в сети «Интернет» по адресу: www.kad.arbitr.ru данных о том, что ранее ООО «УссурНефтеПродукт» было привлечено к административной ответственности, не имеется.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в соответствии с санкцией данной нормы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение может быть назначено за впервые совершенные административные правонарушения.
Учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности ответственности, соразмерности и справедливости наказания, принимая во внимание совершение вменённого нарушения лицензионных правил впервые, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления административного органа о привлечении предприятия к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначении обществу наказания в виде предупреждения.
При этом, арбитражный суд исходит из того, что избранное судом наказание в виде предупреждения в пределах санкции указанной статьи КоАП РФ сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Вопрос о распределении расходов по уплате госпошлины арбитражным судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ при подаче в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не оплачивается.
Руководствуясь статьями 167-170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «УссурНефтеПродукт» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 04.06.2003, расположенное по адресу: <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Приморского края в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья А.А.Фокина