ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-4376/2021 от 21.04.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-4376/2021

21 апреля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 21 апреля 2021 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Е.И. Андросовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем Лищук Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Приморской транспортной прокуратуры (ИНН 2722064511, ОГРН 1072722005652, дата регистрации в качестве юридического лица 19.06.2007)

о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ (постановление №21 о возбуждении дела об административном правонарушении от 12.03.2021)

акционерного общества «ННК-Приморнефтепродукт» (ИНН 2504000532, ОГРН 1022501287126, дата регистрации в качестве юридического лица 11.05.1994, адрес места нахождения 690091, г.Владивосток, ул.Фонтанная, д.55)

при участии в заседании:

от прокуратуры – Кириенко Е.Е., служебное удостоверение;

от общества – Строганова П.Г., доверенность, диплом, паспорт;

Гатилов Д.Ю., доверенность, диплом, паспорт,

установил:

Приморская транспортная прокуратура (далее – заявитель, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении акционерного общества «ННК-Приморнефтепродукт» (далее – общество, лицо, привлекаемое к ответственности) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании постановления №21 о возбуждении дела об административном правонарушении от 12.03.2021, поскольку собранным административным материалом установлено совершение обществом административного правонарушения, выразившегося в нарушении условий лицензии.

От общества поступил письменный отзыв на заявление, в котором факт совершения правонарушения не оспаривает, вину признает, пояснив, что предписание прокуратуры было рассмотрено обществом и приняты соответствующие меры: изданы приказы о назначении должностных лиц, ответственных за организацию погрузочно-разгрузочной деятельности во Владивостокской, Уссурийской и Сысоевской нефтебазах, о привлечении виновных лиц к ответственности, а именно: Приказ №71 от 20.02.2021 «О назначении должностных лиц, ответственных за организацию погрузочно-разгрузочной деятельности, применительно к опасным грузам»; приказы № 5-н, 6-н, 7-н от 25.02.2021 о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора начальникам нефтебаз Онищенко А.С., Сурмачу Д.Ю., Ивановой Т.М. Кроме того, дополнены должностные инструкции лиц, ответственных за организацию погрузочно-разгрузочной деятельности, в соответствии с изданными приказами от 15.02.2021 № 7-шр, 10-шр, 11-шр; работники общества, деятельность которых связана с организацией погрузочно-разгрузочной деятельности, выгрузкой опасных грузов, прошли необходимое обучение, повышение квалификации и аттестацию, что подтверждается соответствующими удостоверениями, протоколами проверки знаний, свидетельствами о прохождении аттестаций. Все указанные документы были направлены прокурору с ответом от 04.03.2021 № 178 на представление. Выявленные прокуратурой нарушения закона устранены в кратчайший срок, указанный в предписании; в настоящее время отсутствуют существенная угроза жизни здоровью людей и другим охраняемым общественным отношениям, имущественный вред и какие-либо неблагоприятные последствия. Вменяемое правонарушение совершено впервые, в содеянном раскаивается, в связи с чем просит назначить наказание в виде предупреждения.

Как установлено судом из материалов дела, АО «ННК-Приморнефтепродукт» выдана лицензия серии ПРД № 2504468 от 15.12.2014 на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Указанный вид деятельности общество осуществляет на трех производственных объектах, расположенных в Приморском крае: Владивостокской, Уссурийской и Сысоевской нефтебазах.

Приморской транспортной прокуратурой по заданию Дальневосточной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в том числе исполнение законодательства при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

В ходе проверки обществу было направлено требование №02-01/1-1850в-20 от 18.01.2021 о предоставлении сведений документов.

По результатам анализа представленных документов (ответ от 27.01.2021 №46) заявителем установлено, что при осуществлениипогрузочно-разгрузочной деятельности обществом нарушаются лицензионные требования, установленные Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2417 (далее – Положение №2417).

В частности, в нарушение пп. «г» п.4 Положения №2417 в обществе не назначено должностное лицо, ответственное за организацию погрузочно-разгрузочной деятельности. В представленных должностных инструкциях начальника нефтебазы, начальника терминала, мастера сменного и др. данная обязанность никому не вменена.

В нарушение пп. «д» п.4 Положения №2417 лица, назначенные приказами №№ 909, 910, 911 от 10.12.2020 ответственными за погрузку, размещение, крепление и выгрузку опасных грузов (например, Таратина С.А., Иванова Т.М. и др.) не аттестованы в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Представленные удостоверения о прохождении обучения по дополнительной профессиональной программе «Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте» свидетельствуют о прохождении указанными работниками повышения квалификации по данному направлению, что для лиц, назначенных ответственными за погрузку, размещение, крепление и выгрузку опасных грузов не является обязательным. При этом аттестация, предусмотренная ст. 25 Закона о железнодорожном транспорте в Российской Федерации, указанными лицами не пройдёна.

Кроме того, в приказах о назначении ответственных лиц №№ 909, 910, 911 от 10.12.2020 отсутствуют сведения о том, на каких производственных объектах (нефтебазах) данные лица являются ответственными.

В нарушение пп. «е» пункт 4 Положения №2417 работники общества, деятельность которых непосредственно связана с выгрузкой опасного груза, не аттестованы в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», сведения, относительно наличия у них соответствующей квалификации (операторов товарных) не представлены, что является основанием для недопуска работников к выполнению работ, связанных с погрузочно-разгрузочной деятельностью.

В связи с указанными обстоятельствами 12.03.2021 прокурором вынесено постановление №121 о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии со статьёй 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении переданы в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении общества к административной ответственности для рассмотрения по существу.

Исследовав материалы административного дела, оценив доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.

Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Как следует из части 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

По смыслу статей 3 и 8 Федерального закона № 99-ФЗ вид деятельности, на осуществление которой выдана лицензия, может выполнятся только получившим ее индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при обязательном соблюдении лицензионных требований.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона № 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 указанной статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензирование отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 10 января 2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").

В силу пункта 27 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.

Лицензионные требования установлены Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте (Положение), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2417.

В соответствии с пунктом 4 данного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату), являются, в том числе:

г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за организацию лицензируемой деятельности, имеющего высшее или среднее специальное профессиональное образование и стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 5 лет за последние 10 лет трудовой деятельности;

д) наличие на каждом объекте, на котором осуществляется лицензируемая деятельность, лица, ответственного за погрузку, размещение, крепление и выгрузку опасных грузов, прошедшего аттестацию в соответствии со статьей 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации";

е) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, аттестованных в установленном порядке и проходящих повышение квалификации по требуемой специализации не реже одного раза в 3 года.

Между тем, доказательств соблюдения указанных законоположений при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, материалы дела не содержат.

Факт выявленного нарушения подтверждается материалами административного дела и обществом не оспаривается, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного нарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо в силу части 2 данной нормы признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае у обществаимелась возможность для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не было принято всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение совершения административного правонарушения; доказательств совершения обществом всех необходимых действий, направленных на соблюдение требований лицензионного законодательства и на недопущение нарушения указанных требований, материалы дела не содержат.

Выдача лицензии означает возложение на лицензиата повышенных требований государства к определенному виду деятельности, выраженных в виде лицензионных требований и условий, излагаемых в нормах федерального законодательства о лицензировании или в условиях самой лицензии. Получая лицензию, юридическое лицо принимает на себя ответственность за соблюдение лицензионных требований.

В связи с нарушением указанных требований не был обеспечен контроль за соблюдением требований законодательства о лицензировании в ходе осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Нарушений при проведении проверки прокуратурой не допущено.

Основания для признания вменяемого правонарушения малозначительным отсутствуют.

Как разъяснил Пленум ВАС РФ в пункте 18 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Наличие каких-либо исключительных обстоятельств обществом не приведено и не подтверждено документально. Такие исключительные случаи судом также при рассмотрении настоящего дела не установлены.

В силу изложенных обстоятельств, оценивая в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд не установил оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения обществаот административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения данного правонарушения.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с санкцией данной нормы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Статья 4.1 КоАП РФ в части 3 устанавливает, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

При этом конкретную меру ответственности, подлежащую применению, назначает лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, в настоящем случае суд.

В силу статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

Таким образом, с учетом приведенных норм права, а также принимая во внимание совершение правонарушения впервые, характер допущенного нарушения и степень вины нарушителя, учитывая смягчающие вину обстоятельства - признание вины, раскаяние в содеянном, принятие мер к устранению нарушений,суд считает возможным применить наказание в виде предупреждения.

При этом суд считает, что наказание в виде предупреждения с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Вопрос о распределении расходов по уплате госпошлины арбитражным судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ при подаче в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не оплачивается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Привлечь акционерное общество «ННК-Приморнефтепродукт» (ИНН 2504000532, ОГРН 1022501287126, дата регистрации в качестве юридического лица 11.05.1994, адрес места нахождения 690091, г.Владивосток, ул.Фонтанная, д.55) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Андросова Е.И.