ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-4445/07 от 14.06.2007 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток Дело № А51-4445/2007 29-132

15 июня 2007 года

Резолютивная часть решения объявлена 14.06.2007

Полный текст решения изготовлен 15.06.2007

Арбитражный суд Приморского края

в составе судьи Е.И.Голуб

при ведении протокола судебного заседания секретарем И.В.Виноградовой

рассмотрев 14.06.2007 в судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Метал Экспорт»

к Хасанской таможне

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1 по доверенности от 27.04.2006, от таможни – гл.инспектор правового отдела ФИО2, доверенность от 19.01.2007

установил  : Общество с ограниченной ответственностью «Метал экспорт» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Хасанской таможни от 22.03.2007 по таможенной стоимости товаров по ГТД № 10717040/120207/0000580, изложенного в уведомлении № 24-33/1428.

Обосновывая заявленные требования, Общество сослалось на то что, по его мнению, при подаче грузовой таможенной декларации представило все необходимые документы, содержащие достаточную и документально подтвержденную таможенную стоимость товаров. Полагает, что поскольку во внешнеэкономическом контракте оговорены фиксированные цены на экспортируемый товар и не предусмотрено применение условий определения окончательной цены товара по результатам ее приемки покупателем по количеству и качеству, то у таможенного органа отсутствовали основания для корректировки таможенной стоимости. Ссылка таможенного органа на несоблюдение требований приказа Минфина от 06.05.1999 № 33н неправомерна.

Таможенный орган заявленные требования не признал, возражая по существу, указал, что он вправе был запросить у декларанта дополнительные документы в подтверждение заявленной таможенной стоимости. В калькуляции себестоимости одной тонны лома ООО «Компания Восток» от 01.01.2007 отсутствуют основные элементы затрат, в экономическом обосновании цены на экспортный товар также не включены основные элементы затрат указанного общества, в связи с чем указанные документы не могут быть приняты за основу расчета себестоимости лома черных металлов.

При рассмотрении дела суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью «Метал Экспорт» зарегистрировано в качестве юридического лица 22.12.02 Инспекцией ФНC России по Ленинскому району г. Владивостока, о чем имеется свидетельство серия 25 № 02361406.

25.01.06 Общество заключило с компанией «Концептум Рисурсис» (Британские Виргинские острова) внешнеэкономический контракт на поставку металлического лома и б/у металлоизделий на общую сумму 3 900 000 долл. США +/- 10% на условиях ФОБ порт Славянка, ФОБ порт Зарубино согласно приложениям, являющимся неотъемлемой частью этого контракта.

В феврале 2007 года Общество задекларировало по грузовой таможенной декларации № 10717040/120207/0000580 вывоз товара лома черных металлов. При этом таможенная стоимость товаров была определена по методу по цене сделки с вывозимыми товарами.

Для таможенного оформления товара Обществом в Хасанскую таможню представлялся внешнеэкономический контракт от 25.01.06 № 643/27877613/0010 с приложением от 21.1206 № 12, паспорт сделки № 06010001/0843/0000/1/0, инвойс от 28.12.06 № 13/06, коносамент от 28.12.06 № 13/06, экономическое обоснование цены на экспортный товар, пояснительная записка к экономическому обоснованию цены, агентский договор от 10.01.06 № 1, валютные справки, бухгалтерские документы об оприходовании вывозимых товаров.

После представления дополнительных документов для подтверждения заявленной стоимости и отказа декларанта определить стоимость другим методом таможня самостоятельно откорректировала таможенную стоимость спорных товаров, применив имеющуюся в ее распоряжении ценовую информацию о цене сделки с идентичными товарами. 22.03.2007 таможенный орган направил в адрес общества уведомление № 24-39/1428 о решении по таможенной стоимости.

Не согласившись с этим решением таможни, ООО «Метал Экспорт» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, проанализировав законность принятия оспариваемого решения, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 323 Таможенного кодекса РФ, пунктом 2 статьи 13 Закона РФ от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе» таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным Законом. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

В силу пункта 2 статьи 12 Закона РФ «О таможенном тарифе» порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.96 № 1461, таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт. В таможенную стоимость вывозимых товаров также включаются расходы, понесенные покупателем, но не включенные в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки. Перечень данных расходов также установлен указанным пунктом Порядка.

В соответствии с пунктом 1.4 Правил применения Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных приказом ГТК России от 27.08.97 № 522 (далее – Правила), для подтверждения заявленной таможенной стоимости вывозимых товаров декларант обязан представить таможенному органу сведения, содержащие достоверную, количественно определяемую и документально подтвержденную информацию. При этом предусмотрено право таможенного органа затребовать у декларанта дополнительные документы, имеющие отношение к рассматриваемой внешнеэкономической сделке, если для подтверждения заявленной таможенной стоимости недостаточно представленных декларантом документов (пункт 1.6 Правил).

Из материалов дела видно, что в подтверждение заявленной таможенной стоимости ООО «Метал Экспорт» представило Хасанской таможне документы согласно пункту 1 Перечня документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, вывозимых (вывезенных) с таможенной территории Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК России от 16.09.03 № 1022 (далее – Перечень).

Пунктом 2.2 Правил установлено, что таможенная стоимость не может быть определена на основе цены сделки с вывозимыми товарами в случаях, если внешнеторговый договор содержит ограничения и условия, оказавшие влияние на цену сделки; продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено; участники сделки являются взаимозависимыми лицами, и влияние этих факторов на цену сделки нельзя определить количественно; если данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными.

Согласно пункту 2 Перечня при отсутствии сделки купли-продажи в отношении вывозимых товаров или невозможности использования цены сделки в качестве основы для определения таможенной стоимости декларантом представляются, в зависимости от основы, выбранной для определения таможенной стоимости, следующие документы:

- бухгалтерская документация продавца-экспортера, содержащая данные о затратах в связи с производством и реализацией оцениваемого товара;

- бухгалтерская документация продавца-экспортера, содержащая данные о величине прибыли, получаемой экспортером при ввозе идентичных или однородных товаров с таможенной территории Российской Федерации;

- бухгалтерская документация продавца-экспортера об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров;

- документы, подтверждающие сведения о ценах на идентичные (однородные) товары;

- калькуляция стоимости (себестоимости) вывозимых идентичных или однородных товаров;

- иные документы, требующиеся для подтверждения заявленной таможенной стоимости.

Таможенный орган не привел основанных на законе доводов в подтверждение недостоверности сведений, использованных декларантом при определении цены сделки.

Так, контракт от 25.01.06 № 643/27877613/0010 и приложение к нему содержат сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованных между сторонами внешнеэкономической сделки. Доказательств о наличии каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможня не представила.

В качестве обоснования оспариваемого решения таможенный орган ссылается на приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99», в соответствии с которым при формировании расходов по обычным видам деятельности юридических лиц должна быть обеспечена группировка расходов по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужду, амортизация, прочие затраты.

Однако, указанным нормативно-правовым актом устанавливаются правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. При этом расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Таким образом, приведенный документ распространяет своей действие на иную деятельность, отличную от составления калькуляции себестоимости товара, а также экономического обоснования цены на экспортный товар, которые предоставляются таможенному органу для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости. Ссылка таможенного органа на несоблюдение требований приказа Минфина от 06.05.1999 № 33н неправомерна.

При таких обстоятельствах приведенные Хасанской таможней доводы не могут являться основанием для отказа в определении таможенной стоимости по цене сделки с вывозимыми товарами.

Тот факт, что заявленная декларантом таможенная стоимость оказалась ниже уровня, установленного профилем риска, также не мог сам по себе повлечь корректировку таможенной стоимости, так как это не предусмотрено законодательством. В силу пунктов 2, 3 статьи 358 Таможенного кодекса РФ система управления рисками используется при выборе форм таможенного контроля; методы анализа рисков применяются для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки. Однако эта проверка должна осуществляться в рамках предоставленных таможенным органам полномочий и в формах, предусмотренных законодательством (главы 34, 35 Таможенного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан платить только законно установленные налоги и сборы, к которым в силу подпункта 8 статьи 13 НК РФ относятся в том числе таможенная пошлина и таможенные сборы. Согласно пункту 1 статьи 355 Таможенного кодекса РФ сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством, является излишне уплаченной.

Поскольку решение о корректировке таможенной стоимости вывозимого товара повлекло доначисление таможенных платежей, то оспариваемое решение таможни нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Расходы по государственной пошлине относятся на таможню в силу ст.110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным решение Хасанской таможни 22.03.2007 по таможенной стоимости товаров по ГТД № 10717040/120207/0000580, изложенное в уведомлении № 24-33/1428 от 22.03.2007 в связи с его несоответствием Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе», Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1461.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Хасанской таможни в пользу ООО «Метал Экспорт» 2000 рублей государственной пошлины.

Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Е.И.Голуб