ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-4501/18 от 12.12.2018 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-4501/2018

19 декабря 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2018 года .

Полный текст решения изготовлен 19 декабря 2018 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Ю.А. Тимофеевой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.С. Зелентиновой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления образования и молодежной политики администрации Уссурийского городского округа (ИНН 2511003622, ОГРН 1022500859666, дата государственной регистрации 28.10.2002)

к Департаменту государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края (ИНН 2540201724, ОГРН 1142540003858, дата государственной регистрации 16.05.2014)

о признании недействительным представления от 01.12.2017 № 12/18-ВП/2017

при участии в заседании:

от заявителя: Вялкова Н.А. по доверенности от 27.03.2018 №19.01/24/420 до 31.12.2018, паспорт; Усанова Е.Н. по доверенности №19-01/24/0245 от 21.02.2018 до 31.12.2018, удостоверение №103;

от ответчика: Пережогина Е.А. по доверенности от 10.01.2018 до 31.12.2018, паспорт;

установил:

Управление образования и молодежной политики администрации Уссурийского городского округа (далее по тексту – заявитель, Управление образования) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным представления Департамента государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края (далее по тексту – Департамент, ответчик) от 01.12.2017 № 12/18-ВП/2017.

Заявитель полагает, что выводы Департамента о неправомерном расходовании субвенций из краевого бюджета на оплату труда работников учреждении образования ( школ) (бухгалтер, библиотекарь, заведующий хозяйством, лаборанта, старшая медсестра, медсестра, дворник, мастер по гардеробщик, машинист по стирке белья), являются необоснованными, поскольку, по мнению управления, данные работники относятся к установленной постановлением Администрации Приморского края от 14.01.2014 № 4-па «Об утверждении Порядка расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края» и статьей 52 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» категории иных работников, осуществляющих реализацию основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Департамент представил отзыв на заявление и дополнения к нему, согласно которым требование заявителя не признаёт в полном объеме, считает оспариваемое представление законным и обоснованным, поскольку указанные выше работники не осуществляют деятельность, связанную с образовательной деятельностью, а обеспечивают организацию образовательного процесса, финансирование труда которых отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Заслушав доводы заявителя, возражения департамента, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Департаментом на основании приказа от 11.09.2017 № 59/47пр была проведена внеплановая камеральная проверка деятельности управления образования за период с 01.01.2016 по 30.06.2017 в части расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края, о чем составлен акт проверки от 27.10.2017.

В ходе проверки установлено, что управление образования является отраслевым органом администрации Уссурийского городского округа, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов местного значения в сфере образования в соответствии с установленными полномочиями.Управление является главным администратором доходов и главным распорядителем бюджетных средств по отношению к подведомственным муниципальным образовательным бюджетным учреждениям, находящимся на территории Уссурийского городского округа.

К полномочиям управления относятся, в том числе распределение субвенций, выделяемых из краевого бюджета на реализацию Уссурийским городским округом отдельных государственных полномочий в сфере образования.

На территории Уссурийского городского округа осуществляют деятельность 36 общеобразовательных организаций.

На обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Уссурийского городского округа на 2016 год предоставлены субвенции в объёме 743 364,23 тыс. рублей, в том числе:

- 705 977,50 тыс. рублей - на оплату труда;

- 37 098,55 тыс. рублей - на учебные расходы;

- 288,18тыс. руб. на дополнительное образование.

Согласно, предоставленным первичным документам штатная численность действующих общеобразовательных учреждений в 2016 году составляет 2272,45единиц, из них 1540,50 – ставки должностей педагогического персонала, 127,25 – должности административно-управленческого персонала, 167,40 – должности учебно-вспомогательного персонала, 437,30 – иные работники.

За проверяемый период 2016 начислено заработной платы работникам вышеуказанных общеобразовательных учреждений (по данным расчетно-платежных ведомостей) на общую сумму 571087,12 тыс. рублей, в том числе:

- административно-управленческому персоналу – 62689,22 тыс. рублей, из них за счет средств местного бюджета – 1,22тыс. рублей;

- педагогическому персоналу – 428479,71 тыс. рублей, из них за счет средств местного бюджета – 49,10 тыс. рублей;

- учебно-вспомогательному персоналу – 26229,22тыс. рублей, из них за счет средств местного бюджета 92,38тыс.руб.;

- иным работникам – 53688,97тыс. рублей, из них за счет средств местного бюджета – 28516,38тыс. рублей.

Начисления на выплаты по оплате труда составили -172107,96 тыс. рублей, в том числе за счёт средств местного бюджета -8658,55тыс. рублей.

Учебные расходы, включая расходы на приобретение учебников, в 2016 году составили 37098,55тыс. рублей.

Финансирование с начала года составило 743364,23 тыс. рублей, в том числе на оплату труда с учётом начислений на выплаты по оплате труда -705977,50 тыс. рублей, на учебные расходы – 37098,55тыс. рублей и 288,18тыс.руб. на дополнительное образование.

На 2017 год Уссурийскому городскому округу определен размер субвенций в объеме 734 691, тыс. рублей.

Штатная численность действующих общеобразовательных учреждений в 2017 году составляет 2298,78единиц, из них 1580,93 – ставки должностей педагогического персонала, 127,50 – должности административно-управленческого персонала, 170,05 – должности учебно-вспомогательного персонала, 420,30 – иные работники.

За проверяемый период 2017 года начислено заработной платы на общую сумму – 359108,45тыс.руб. в том числе:

- административно-управленческому персоналу – 37565,58 тыс. рублей, из них за счет средств местного бюджета – 117,13тыс. рублей;

- педагогическому персоналу – 278182,88тыс. рублей, из них за счет средств местного бюджета – 31,89 тыс. рублей;

- учебно-вспомогательному персоналу – 13274,88тыс. рублей, из них за счет средств местного бюджета 7316,08тыс.руб.;

- иным работникам – 30085,11тыс. рублей, из них за счет средств местного бюджета – 29588,40тыс. рублей.

Начисления на выплаты по оплате труда составили – 106913,86 тыс. рублей, в том числе за счёт средств местного бюджета – 11150,03тыс. рублей.

Финансирование заявителя в 1 полугодии 2017 года из средств бюджета субъекта составило 346619,56 тыс. рублей.

В ходе проверки было установлено, что управлением в нарушение статей 38, 158, 306.4, 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 6 Порядка расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края», утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.01.2014 № 4-па, в 2016-1 полугодии 2017 допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в общей сумме 59602,53 тыс. руб., направленных на оплату труда работников, не осуществляющих реализацию основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными образовательными стандартами. Перечень должностей с отражением сумм по каждой должности и периоду оплаты труда приведены на страницах 1018 акта.

По результатам рассмотрения возражений Управления образования Департаментом исключены из состава установленных нарушений суммы оплаты труда в общей сумме 141,84тыс. руб. по должностям работников (кастелянша-швея, сторож и оператор хлораторной), оплата труда которых производится за счет средств местного бюджета, но совместивших на период отпуска должности младшего воспитателя и инструктора по физической подготовке, оплата которых производится за счет средств краевого бюджета, в результате чего суммы вменяемых заявителю нарушений уменьшены на 141,84тыс.руб. за 2016,1 полугодие 2017 по начислениям по должностям кастелянша-швея в сумме 62,99тыс.руб., сторож частично в сумме 9,21тыс.руб., оператор хлораторной 69,64тыс.руб.

Кроме этого, Управлением образования представлена Департаменту информации о возврате в краевой бюджет средств полученной субсидии в сумме 11265тыс.руб. с приложением графика перечисления средств на 2017-2018гг. и восстановлении за счет средств муниципального образования в феврале и июле 2017 средств в сумме 893,51тыс руб.

Департаментом вынесено представление от 01.12.2017 №12/18-ВП/2017, из которого следует, что управлением не обеспечен надлежащий внутренний финансовый контроль за целевым использованием субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края, что привело к нецелевому использованию средств краевого бюджета в общей сумме 47 302 180руб. ( 59 460,69тыс.руб. по акту – 141,84тыс.руб. принятых Департаментом сумм по возражениям и 12 158,51тыс.руб. возвращенные Управлением).

Согласно данному представлению управлению необходимо рассмотреть представление и принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, усилить контроль за целевым использованием субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края.

Управление образования, полагая, что представление от 01.12.2017 №8/18-ВП/2017 не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как указано выше, предметом рассмотрения настоящего спора являются выводы Департамента о нецелевом использовании в 2016-1 полугодии 2017 средств выделенной субъектом РФ субсидии на оплату труда следующих работников образовательных учреждений по следующим должностям: библиотекарь (5587,19тыс.руб.), бухгалтер (13275,41тыс.руб.), гардеробщик (31,25тыс.руб.), дворник (3575,06тыс.руб.), завхоз (5753,43тс.руб.), лаборант (1816,11 тыс.руб.), мастер по хозяйству (24,84 тыс.руб.), машинист по стирке белья ( 51,22 тыс.руб.), медсестра (136,32тыс.руб.), старшая медсестра ( 847,16тыс.руб.), сторож ( 558,88тыс.руб.), уборщик ( 203,13 тыс.руб.), уборщик служебных помещений ( 27591,48тыс.руб.).

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Пунктом «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.

Пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту Закон № 273-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесено, в том числе обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Данные положения корреспондируют норме, закрепленной в подпункте 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

При этом согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 9 Закона № 273-ФЗ, пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями) к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение, которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Аналогичные положения по отнесения к вопросам местного значения городского округа установлены в пункте 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из анализа приведенных законоположений следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочны обеспечивать реализацию гарантированных государством образовательных программ посредством предоставления субвенций местным бюджетам, тогда как органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ответственны за организацию предоставления общедоступного и бесплатного образования основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 34 статьи 2 Закона "Об образовании в Российской Федерации" присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

К созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми относятся организация питания, медицинское обслуживание, соблюдение санитарно-гигиенических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

При предоставлении услуги по присмотру и уходу за детьми должны учитываться санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

Данные полномочия относятся к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе в части финансирования расходов на оплату труда занятых на перечисленных работах работников муниципальных образовательных организацией.

Законом Приморского края от 19.12.2013 № 327-КЗ установлены указанные нормативы расходов для определения размера субвенций местным бюджетам из краевого бюджета, а также, методика расчёта нормативов и методика распределения субвенции между муниципальными образованиями Приморского края.

Согласно статье 3 Закона Приморского края от 19.12.2013 № 327-КЗ нормативы расходов для определения размера субвенций включает расходы на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций в части оплаты труда руководителей, педагогических и иных работников, предусмотренных статьей 52 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», осуществляющих реализацию основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, начисления на выплаты по оплате труда в размерах, установленных действующим законодательством, а также расходы на обеспечение дополнительного профессионального образования.

Пунктом 17 статьи 2 Закона №273-ФЗ определено, что деятельность по реализации образовательных программ является образовательной деятельностью.

В силу части 1 статьи 52 Закона № 273-ФЗ в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

Из анализа указанных норм права следует, что в реализации Программы по предоставлению общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей участвуют не только административно-управленческий, педагогический и учебно-вспомогательный персонал, но и иные работники, осуществляющие вспомогательные функции, которые направлены в совокупности на создание всех необходимых условий для обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях.

Таким образом, в нормативы затрат на реализацию образовательных программ по каждому уровню образования в муниципальных общеобразовательных организациях включается, в том числе оплата труда инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции, за исключением персонала, непосредственно связанного с обслуживанием зданий и оборудования, в том числе работников, обеспечивающих функционирование систем отопления, доставку и хранение необходимых средств обучения, продуктов питания (истопники, кочегары, операторы бойлерных, водители, грузчики, кладовщики, подсобные рабочие, слесари-сантехники и пр.).

Следовательно, при определении размера субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края должны учитываться расходы на оплату труда тех работников обслуживающего персонала, которые осуществляют реализацию образовательной программы. Расходы иных работников обслуживающего персонала учету не подлежат.

При рассмотрении настоящего дела суд учитывает, что федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям (часть 3 статьи 11 Закона № 273-ФЗ).

Утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155, от 06.10.2009 № 373, от 17.12.2010 № 1897, от 17.05.2012 № 413 федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают, наряду с прочим, такие необходимые условия качественной реализации образовательной программы, как ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в образовательной организации или в группе (для реализации образовательной программы дошкольного образования); укомплектованность организации, осуществляющей образовательную деятельность педагогическими, руководящими и иными работниками, уровень квалификации педагогических и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность (для реализации образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования).

Таким образом, изложенные нормативные акты предполагают реализацию государственных образовательных стандартов по осуществлению образовательной деятельности организацией силами педагогических, руководящих и иных работников с соответствующим уровнем квалификации педагогических и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Финансирование реализации образовательной программы того или иного типа, в свою очередь, должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования. Указанные нормативы определяются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, с учетом типа организации, специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности образовательной программы, категории детей, форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности и должны быть достаточными и необходимыми для осуществления образовательной организацией, в том числе и расходов на оплату труда работников, реализующих образовательную программу.

Следовательно, при определении размера субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края должны учитываться расходы на оплату труда тех работников обслуживающего персонала, которые осуществляют реализацию образовательной программы. Расходы иных работников обслуживающего персонала учету не подлежат.

Судом установлено, что в приведенных в акте перечне МБОУ (СОШ, гимназии, начальной школы-детский сад )Уссурийского городского округа, на оплату труда работников, занимающих должности лаборанта Управлением образования были направлены средства, выделенные из краевого бюджета в сумме 1816,11тыс.руб.

Суд, проанализировав представленные в материалы дела должностные инструкции лаборанта, приходит к выводу о том, что данная должность относится к категории иных работников, осуществляющих вспомогательные образовательные функции. При этом данные вспомогательные функции непосредственно связаны с реализацией образовательных программ, указанная должность участвуют в образовательном процессе.

В частности, из должностной инструкции следует, что лаборант в числе прочего, участвует в реализации образовательного процесса, оказывает помощь учителю в организации и проведении учебных занятий в образовательном учреждении, обслуживании и поддержании в рабочем состоянии оборудованных учебных кабинетов; осуществляет по указанию учителя необходимые подготовительные и прочие вспомогательные операции при проведении лабораторных, практических и демонстрационных работ; подготавливает оборудование, приборы, реактивы, лабораторную посуду и иные технические средства обучения к проведению экспериментов, опытов, обеспечивает учеников школы всеми необходимыми для проведения лабораторных работ оборудованием, материалами, реактивами; дает консультации учащимся, корректирует их действия во время выполнения практических и лабораторных работ; выполняет различные вычислительные и графические работы, которые непосредственно связаны с проводимыми занятиями.

Поскольку спорная должность участвуют в образовательном процессе, то есть связана с реализацией образовательных программ, что в силу п. 6 ч.1 ст.8 Закона №273-ФЗ отнесено к полномочиям и финансированию средствами бюджета субъектов РФ, суд считает необоснованным вывод департамента о том, что труд указанных работников по должности лаборант подлежит оплате из средств муниципального бюджета.

Следовательно, субвенция, выделенная на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края правомерно направлена управлением образования на оплату труда работников по должности лаборант.

Относительно правильности выводов сторон по делу в отношении направления субсидии на оплату труда работников по должностям бухгалтер, гардеробщик, дворник, завхоз, мастер по хозяйству, машинист по стирке белья, медсестра, старшая медсестра, сторож, уборщик, библиотекарь, уборщик служебных помещений, суд оснований для удовлетворения требований заявителя не усматривает, поскольку указанные должности не участвуют в реализации образовательных программ, а обеспечивают организацию образовательного процесса.

Проанализировав регулирующее спорные отношения законодательство, представленные в материалы дела должностные инструкции по указанным должностям, суд приходит к выводу о том, что данные должности относятся к категории иных работников, осуществляющих вспомогательные функции. Однако, данные вспомогательные функции непосредственно не связаны с реализацией образовательных программ, указанные должности не участвуют в образовательном процессе.

Из имеющихся в материалах дела должностных инструкций, представленных заявителем в обоснование заявленных требований, следует, что бухгалтер (обеспечивает финансовое сопровождение бухучета и составления отчетности, проводит анализ и оценку финансового результата деятельности образовательного учреждения, разработку и реализацию мероприятий повышения эффективности использования бюджетных средств, обеспечивает выполнение договорных обязательств, порядок оформления финансово-хозяйственных операций, ведет работу по бухучету, учет прихода и расхода продуктов питания, соблюдение кассовой и расчетной дисциплины, контроль за правильностью списания имущества и т.д.), сторож (обеспечивает сохранность здания, материальных ценностей и прилегающей территории учреждения с соблюдением правил и норм техники безопасности и противопожарной защиты, осуществляет пропускной режим в образовательное учреждение, проверяет целостность замков, наличие пломб, исправность сигнализационных устройств, систем пожаротушения, телефонной связи, освещения, наличие противопожарного инвентаря, проверяет эвакуационные выходы, коридоры, тамбуры и лестничные клетки, наличие загроможденности и возможности беспрепятственного открытия дверей всех эвакуационных выходов на случай экстренной эвакуации детей и взрослых из здания), уборщик (обеспечивает создание условий в образовательном процессе по соответствию государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам и создание условий для безопасной и комфортной организации учебной и внеучебной деятельности, убирает служебные и иные помещения школы, удаляет пыль, подметает, моет, очищает урны, чистит и дезинфицирует сантехнику, осуществляет обход закрепленного участка с целью проверки исправности оборудования, мебели, замков и иных запорных устройств, оконных стекол, кранов, раковин, санузлов, электроприборов), библиотекарь (организует работу по учебно-методическому и информационному сопровождению реализации образовательной программы, направленную на обеспечение доступа участников учебно-воспитательного процесса к информации, связанной с реализацией образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов), мастер по хозяйству (создает благоприятные условия для реализации образовательного процесса, соответствующие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, санитарно-бытовым условиям безопасности и комфортной организации всех видов учебной и внеучебной деятельности, следит за полнотой оснащенности мастерских, учебных лабораторий и кабинетов оборудованием, пособиями, организует доставку инвентаря и оборудования, моющих и дезинфицирующих средств, сохранность имущества школы, ее восстановление, ремонт и пополнение, выполняет работу по соблюдению в школе норм противопожарной безопасности, принимает участие в работах по благоустройству, озеленению и уборке территории образовательного учреждения, с соблюдением санитарного режима в учреждении и прилегающей территории, осуществляет замену стекол, замков, ремонт оборудования в группах и на участке, полов, кровель на верандах, смену ламп, проверку исправности уборочного инвентаря и его ремонт, принимает меры по бесперебойной работе освещения, канализации и водоснабжения, осуществляет крепление мебели), завхоз (обеспечивает благоприятные условия для образовательного процесса в соответствии со стандартами, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, обеспечивает хозяйственное обслуживание учреждения, создание условий для нормального функционирования учреждения, условий труда для работников, контроль за соблюдением работниками актов по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности, принимает мер по оснащению мастерских, лабораторий оборудованием, пособиями, контроль за хозяйственным обслуживанием и надлежащим состоянием учреждения, за рациональным расходованием материалов и финансовых средств, руководит работами по озеленению, благоустройству и уборке территории учреждения, исправностью освещения, систем отопления, вентиляции, водоснабжения, создание условий работы пищеблока, измерение сопротивления проводки, заземляющих устройств, анализ воздушной среды, деятельность складского хозяйства, по ремонту помещений), дворник (производит уборку территории, убирает тротуары и прилегающий к учреждению участков, проверяет состояние территории и убеждается в том, что все колодцы закрыты крышками, на участке нет торчащих предметов (проволоки, арматуры, битого стекла), очищает от снега и льда тротуары, дорожки, подъездные пути, очищает пожарные колодцы, канавки и лотки для стока воды, осуществляет транспортировку мусора в контейнеры), гардеробщик ( обеспечивает благоприятные условия в образовательном процессе к санитарно-бытовым условиям, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам для безопасной и комфортной организации учебной и внеучебной деятельности, принимает на хранение верхнюю одежду, личные вещи от работников школы, обучающихся, выдает жетоны и выдает одежду по нему, содержит в чистоте и порядке помещение гардероба и фойе, обеспечивает сохранность вещей), медсестра и старшая медсестра (создание условий в образовательном процессе по соответствию санитарно-эпидемиологическим правилам и требованиям, создание условий для безопасной и комфортной организации всех видов учебной и внеучебной деятельности, оказание доврачебной помощи, контроль за профилактическими и лечебно-диагностическими процедурами, здоровьем и физическим состоянием учащихся, контроль за инфекционной безопасностью школы, санитарным состоянием бассейна, учебных кабинетов и помещений школы, ведет контроль за качеством продуктов, их хранением), то есть все указанные должности осуществляют либо обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм, либо обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, имеют отношение к организации и созданию благоприятных условия для образовательного процесса, но в реализации образовательной программы не участвуют.

При этом указание по тексту всех должностных инструкциях по приведенным должностям того, что указанные должности участвуют в реализации образовательного процесса значения не имеет, поскольку оценка причастности каждой должности и задействования ее в реализации образовательной программы либо в обеспечении условий для ее реализации следует из должностных обязанностей и осуществляемой функции по каждой должности.

Ссылки заявителя относительно того, что все перечисленные должности участвуют в реализации образовательных программ ввиду того, что федеральным образовательными стандартами предусмотрено обеспечение в рамках образовательной программы соблюдения требований по охране здоровья, соблюдения санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности, санитарно-бытовых условий, в том числе наличие гардеробов, требований охраны здоровья, обеспечению безопасности, обеспечение материально-техническими условиями, суд отклоняет как основанные на ошибочном понимании изложенных в федеральных образовательных стандартах положений.

Из содержания пункта 6 статьи 2, части 3 статьи 11 Закона «Об образовании» следует, что федеральные стандарты - это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и направлению подготовки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, включающие в себя, в том числе и требования к условиям реализацииосновных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

При этом федеральные государственные образовательные стандарты не регулируют вопросы распределения полномочий и финансового обеспечения реализации основных образовательных программ.

Указанные полномочия регулируются иными приведенными выше по тексту настоящего судебного акта нормативными актами и им не противоречат.

Поскольку рассмотренные выше спорные должности не участвуют в образовательном процессе, то есть не связаны с реализацией образовательных программ, относятся к обеспечению организации образовательного процесса, что в силу ч.1 ст.9 Закона №273-ФЗ отнесено к полномочиям и финансированию средствами местного бюджета, суд считает, что вывод Департамента о том, что труд указанных работников подлежит оплате из средств муниципального бюджета, обоснованным. Следовательно, субвенция, выделенная на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края неправомерно направлена управлением на оплату труда рассматриваемых должностей.

В соответствии с пунктом 2.1.4. постановление Администрации Приморского края от 07.05.2014 № 174-па «Об утверждении Положения о департаменте государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края» департамент в пределах своих полномочий направляет объектам государственного финансового контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Предписание следует считать законным, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для определенной организации однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, предусмотренного законодательством или нормативными документами и являющегося обязательным, и возможные действия по устранению выявленного нарушения.

В противном случае предписание возлагает на лицо, которому оно адресовано, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности.

Несоблюдение вышеупомянутых требований влечет неисполнимость вынесенного ненормативного правового акта, и, соответственно, его недействительность.

Оценив в порядке статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установленные по делу фактические обстоятельства, пояснения сторон, представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу о том, что оспариваемым представлением заявителю предложено исполнить требования, предусмотренные действующим бюджетным законодательством, кроме выводов относительно нецелевого использования средств субсидии краевого бюджета в сумме 1816110рублей, направленных заявителем на оплату труда работников по должности «лаборант».

Поскольку оспариваемое представление в части выводов по сумме в 1816110руб. не соответствует требованиям бюджетного законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, суд признает представление незаконным и необоснованным частично.

При изложенных обстоятельствах, суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению частично.

На основании статьи 110 АПК РФ суд относит расходы по уплате государственной пошлины на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным представление Департамента государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края от 01.12.2017 № 12/18-ВП/2017, вынесенного в отношении Управления образования и молодежной политики администрации Уссурийского городского округа, в части вывода о нецелевом использовании средств краевого бюджета в сумме 1816110рублей, как не соответствующее Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закону Приморского края от 19.12.2013 № 327-КЗ «О субвенциях на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края».

В этой части решение суда подлежит немедленному исполнению.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Тимофеева Ю.А.