АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-452/2016
26 апреля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2016 года . Полный текст решения изготовлен апреля 2016 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Клёминой Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Приходько Д.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Администрации города Владивостока (ИНН 4001783 , ОГРН 2501302955 ) к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю о признании незаконным решения от 24.02.2016, обязании осуществить действия по снятию с государственного кадастрового учета объекта,
при участии:
от заявителя: представитель ФИО1 по доверенности № 1-3/3406 от 01.10.2015, служебное удостоверение;
от заинтересованного лица: представитель ФИО2 по доверенности № 25/2015-99 от 21.09.2015, паспорт;
установил: Администрация города Владивостока (далее – Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее – Учреждение) по Приморскому краю и просит суд признать незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю от 24.02.2016 №Ф01/16-7489 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:040005:3914 общей площадью 13,6 кв.м, этаж 1, расположенного по адресу: <...>; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю осуществить действия по снятию с государственного кадастрового учета нежилого помещения с кадастровым номером 25:28:040005:3914 общей площадью 13,6 кв.м, этаж 1, расположенного по адресу: <...> (в соответствии с уточненными требованиями от 19.04.2016).
Представитель заявителя требования с учетом уточнений поддержал.
Представитель Учреждения по существу заявленных требований не возразил.
Как установлено судом, Муниципальное образование город Владивосток является собственником нежилых помещений в здании (лит. 1), назначение: нежилое, общая площадь 3618 кв.м., этаж: подвал, 1, 2, 3, 4, номера на поэтажном плане 1-17; 1-15, 17-44, 46-68; 22-24; 1-49, 51-54; 1-52, адрес объекта: <...>, что подтверждается свидетельством от 18.11.2010 сер. 25-АБ № 470965.
Кроме того, Муниципальное образование город Владивосток является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 25:28:040005:3914 общей площадью 13,6 кв.м., этаж 1, расположенного по адресу: <...> (свидетельство о государственной регистрации сер. 25-АВ № 309044) в указанном выше здании.
19.11.2015 Администрация г. Владивостока обратилась к Учреждению с заявлением о снятии с государственного кадастрового учёта объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером 25:28:040005:3914, общей площадью 13. 6 кв.м., этаж 1, расположенного по адресу: <...>.
Вместе с тем в соответствии с решением от 20.11.2015 № Ф01/15-48635 Учреждение приостановило до 20.02.2016 осуществление кадастрового учета, указав, ссылаясь нач.5 ст.25 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ), что в орган кадастрового учета представлено заявление о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, в связи с прекращением его существования, а именно, помещения с кадастровым номером 25:28:040005:3914 в связи с осуществлением государственной регистрации права собственности на здание с кадастровым номером 25:28:040005:303; поскольку в органе кадастрового учета отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером 25:28:040005:303 необходимо представить в орган кадастрового учета документы, подтверждающие право на объект недвижимости с кадастровым номером 25:28:040005:303.
Поскольку препятствия, послужившие основанием для приостановления кадастрового учета, Администрацией в указанные в решении от 20.11.2015 сроки устранены не были, решением от 24.02.2016 №Ф01/16-7489 Учреждение отказало Администрации в снятии упомянутого помещения с кадастрового учета.
Администрация, посчитав, что решение от 24.02.2016 №Ф01/16-7489 незаконно и нарушает ее права в сфере экономической деятельности, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»».
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона № 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным законом сведений о недвижимом имуществе.
На основании части 1 статьи 16 названного закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений об объекте недвижимости.
Согласно части 5 статьи 25 Закона N 221-ФЗ после государственной регистрации права собственности на здание или сооружение допускается снятие с учета помещения,расположенного в таком здании или сооружении, на основании заявления собственника здания или сооружения либо его представителя и необходимых для кадастрового учета документов. Этим собственником или его представителем может быть представлено в орган кадастрового учета заявление о снятии с учета одного, одновременно двух и более либо всех принадлежащих этому собственнику помещений в таком здании или сооружении. При этом представлять предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона документ не требуется.
Следовательно, положения части 5 статьи 25 Закона N 221-ФЗ подлежат применению лишь в случае наличия зарегистрированных прав на здание или сооружение за лицом, обратившимся за снятием с государственного кадастрового учета нежилого помещения, являющегося частью такого здания или сооружения.
Права на здание, расположенное по адресу: <...> как на единый объект недвижимости за кем-либо в установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядке не зарегистрированы. Напротив, права на помещения в указанном здании, составляющие его общую площадь, зарегистрированы за разными лицами.
Однако, согласно свидетельству о государственной регистрации права сер. 25-АВ № 470965, Муниципальное образование город Владивосток является собственником нежилых помещений в здании (лит.1), назначение: нежилое, общая площадь 3618 кв.м., этаж: подвал, 1, 2, 3, 4, номера на поэтажном плане 1-17; 1-15, 17-44, 46-68; 22-24; 1-49, 51-54; 1-52, адрес объекта: <...>, в состав которых (первый этаж) и входит спорное нежилое помещение с кадастровым номером 25:28:040005:3914 общей площадью 13, 6 кв.м.
Согласно техническим паспортам, составленным по состоянию на 20.02.1976, 28.06.1980, 15.10.1984, 21.05.1990 спорное помещение не было предметом инвентарного учета и не было оформлено в качестве самостоятельной технической единицы, то есть как помещение в указанных технических документах отсутствует. На месте спорного помещения располагалось единое пространство вестибюля административного здания.
Согласно пояснениям Управления спорное помещение, являясь частью вестибюля административного здания, появилось в результате установки временных перегородок лишь с целью временной организации торгового места. Помещение не является самостоятельным и изолированным объектом недвижимости, имеет выход только в вестибюль первого этажа здания. Вестибюль принадлежит на праве собственности муниципальному образованию г. Владивосток. Подготовка технического плана и дальнейшая постановка на кадастровый учет спорного объекта произведена во исполнение судебных актов по делу А51-16498/2013 и не свидетельствует о соответствующей воле собственника на создание из одного объекта путем его разделения нескольких самостоятельных объектов. При отсутствии такого волеизъявлении часть нежилого помещения не может являться объектом купли-продажи.
Исследовав представленные доказательства, доводы истца, суд к выводу об отсутствии доказательств того, что спорное помещение является результатом строительства здания, в котором оно расположено, поскольку документы технического учета здания до 2002 года не содержат сведений о спорном помещении.
Доказательства того, что спорные помещения реконструированы в обособленный объект недвижимости, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.
Согласно ответу Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 09.02.2016 № 27/1-5-290 разрешение на реконструкцию здания или помещений, расположенных по адресу: <...> не выдавалось, реконструкция не производилась. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Спорное помещение № 53 по сути является торговым павильоном, размещенным внутри помещения вестибюля на 1 этаже здания.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в дело материалами, приложенными к заключениям Консалтинговой компании «Арктур Эксперт» от 16.11.2015 и 15.03.2016 № 155/2015, представленным Администрацией.
При этом факт осуществления в отношении спорного помещения кадастрового учета по правилам Федерального закона от 24.07.2007 №221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не свидетельствует о том, что оно является самостоятельным обособленным и изолированным объектом недвижимости, который может являться предметом договора купли-продажи. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2015 №302-ЭС15-10753.
Право муниципальной собственности на помещение вестибюля подтверждено соответствующим свидетельством.
Принимая во внимание приведенные нормы права и обстоятельства дела, суд считает, что требования Учреждения о необходимости предоставления документов, подтверждающих право муниципального образования город Владивосток на объект недвижимости с кадастровым номером 25:28:040005:303 – здание, расположенное по адресу: <...>, является незаконным, поскольку такое право ни за муниципальным образованием город Владивосток, ни за третьими лицами в установленном законом порядке не зарегистрировано.
При таких обстоятельствах требование заявителя подлежит удовлетворению, при этом на основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд указывает на обязанность соответствующего государственного органа совершить действия, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя, а именно, обязать Учреждение осуществить действия по снятию с государственного кадастрового учета нежилого помещения с кадастровым номером 25:28:040005:3914.
В силу положений ст. 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины относятся на ответчика, однако последний в силу положений ст. 105 АПК РФ, ст. 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден от ее уплаты.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю от 24.02.2016 №Ф01/16-7489 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:040005:3914 общей площадью 13,6 кв.м, этаж 1, расположенного по адресу: <...>.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю осуществить действия по снятию с государственного кадастрового учета нежилого помещения с кадастровым номером 25:28:040005:3914 общей площадью 13,6 кв.м, этаж 1, расположенного по адресу: <...>.
Выдать исполнительный лист после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Клёмина Е.Г.