ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-4541/15 от 09.06.2016 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                    Дело № А51-4541/2015

15 июня 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена июня 2016 года .

Полный текст решения изготовлен июня 2016 года .

     Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи Николаева А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Слепышевой А.Д.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Советского района-7» (ОГРН 2539002721 ,ИНН 2539091072, дата регистрации: 14.04.2008)

к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ОГРН 1112540003982, ИНН 0171519 , дата регистрации: 12.05.2011)

о признании незаконным предписания,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 21.01.2016, паспорт

от ответчика – представитель ФИО2 по доверенности от 11.01.2016, с/у,

установил: общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Советского района-7» (далее – заявитель, ООО «УК Советского района-7») обратилось в арбитражный суд к Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее – ответчик, Инспекция) с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене предписания о прекращении нарушений обязательных требований от 09.12.2014 № 51-0914/352.

В обоснование требований общество указало на взимание с собственников помещений многоквартирного жилого дома № 6 по                               ул. Кутузова в г. Владивостоке платы за регистрацию и снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства на основании договора с Муниципальным бюджетным учреждением «Учетно-регистрационный центр Владивостока» (далее – МБУ «УРЦ»), заключенного по решению общего собрания собственников помещений от 28.06.2012.

Инспекция в письменном отзыве просила отказать в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской  Федерации, утвержденный приказом  Федеральной  миграционной службы от 11.09.2012 № 288 (далее - Административный регламент). Указала, что каждый собственник вправе вести самостоятельно учет домовых (поквартирных) книг по форме № 11 (приложение № 8 к вышеуказанному Регламенту), и в тоже время он вправе самостоятельно заключать соглашение на ведение учета проживающих граждан с любым лицом, в то время как решение общего собрания собственников о заключении договора с МБУ «УРЦ» не является законным и не может быть обязательным для всех граждан.

Определением от 30.04.2015 производство по делу приостанавливалась до вступления в законную силу решения по делу № А51-32934/2014.

Определением от 18.05.2016 производство по делу возобновлено, дело назначено к судебному разбирательству.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в тексте заявления с учетом возражений на отзыв Инспекции.

Представитель Инспекции возражал по заявленным требованиям.

Из материалов дела следует, что 28.06.2012 общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, принято решение о поручении ООО «Управляющая компания Советского района-7» как управляющей организации заключить договор с МБУ «УРЦ» на ведение регистрационного учета граждан по месту жительства и месту пребывания и утверждении платы за ведение регистрационного учетаграждан по месту жительства и месту пребывания в размере 4,88 рублей с одного лицевого счета.

Во исполнение данного решения 14.11.2012 ООО «Управляющая компания Советского района-7» (заказчик) и МБУ «УРЦ» (исполнитель) заключили договор на оказание платных услуг №089, по условиям которого исполнитель предоставляет, а заказчик оплачивает услуги по организации регистрационного учета граждан по месту жительства и по месту пребывания, указанные в разделе 2 договора.

22.08.2014 Инспекцией по результатам внеплановой документарной проверки на предмет соблюдения обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения обществу, являющемуся управляющей организацией вышеуказанного жилого дома, вынесено предписание № 51-09-14/352. Данным предписанием жилищная инспекция обязала ООО «УК Советского района-7» прекратить взимание с собственников помещений многоквартирного дома платы за регистрацию и снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.

Не согласившись с предписанием и полагая, что поскольку собственниками самостоятельно на общем собрании принято соответствующее решение, то управляющая компания в силу закона обязана реализовать принятое собственниками решение, ООО «УК Советского района-7» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд считает заявленные обществом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закона №5242-1) органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции.

Пунктом 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 17.07.1995 № 713 (далее – Правила регистрации), также установлено, что органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Федеральной миграционной службы.

Из п. 18 вышеуказанных Правил регистрации следует, что регистрацию граждан по месту жительства бесплатно осуществляют органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 №220 в Правила регистрации внесены изменения, в том числе изменен перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию: должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда; собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.

Правилами регистрации (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220) и п. 17 Административного регламента установлено, что лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета (ФМС) предусмотренных учетных документов, в жилых помещениях муниципального жилищного фонда являются органы местного самоуправления (в рассматриваемом случае - МБУ «УРЦ» уполномочено администрацией города Владивостока осуществлять уставную деятельность в отношении муниципального жилого фонда), а в приватизированных помещениях - собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации (как в настоящем случае  - ООО «УК Советского района - 7»).

Таким образом, ни ООО «УК Советского района-7», ни МБУ «УРЦ» не являются органами регистрационного учета.

Как следует из договора на оказание платных услуг от 14.11.2012 №089, в обязанности учреждения как исполнителя входит: подготовка и оформление документов для регистрационного учета граждан, проживающих в жилых помещениях жилого фонда, управляемого (обслуживаемого) заказчиком (ООО «Управляющая компания Советского района - 7»); подготовка и оформление документов для осуществления обмена паспортов; ведение картотеки зарегистрированных граждан, приживающих в жилищном фонде, управляемом заказчиком; осуществление работы с Управлением ФМС России по Приморскому краю, адресно-справочным бюро г. Владивостока, отделами ЗАГС г. Владивостока, органами социальной защиты населения; осуществление работы с районными военными комиссариатами; выдача гражданам справок установленного образца, копий поквартирных карточек; осуществление приема граждан, проживающих в управляемом заказчиком жилом фонде, и их консультирование по вопросам, отнесенным к компетенции исполнителя. Таким образом, МБУ «УРЦ» по указанному договору не принимал на себя обязанности по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан, а принял обязательства оказывать услуги по документальному и информационному сопровождению граждан, обращающихся за регистрацией и снятием с регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания, то есть принимать, подготавливать и передавать в органы ФМС России документы граждан.

Установление в п. 2 Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденного Правилами регистрации, в который входят собственники помещений, уполномоченные лица товариществ собственников жилья либо управляющих жилищным фондом организаций, не означает передачу указанным лицам функций по осуществлению регистрационного учета. Ответственность в данном случае подразумевает организацию регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства для последующего взаимодействия с органом регистрационного учета, непосредственного предоставляющим соответствующую государственную услугу (территориальным органом ФМС России), в частности прием и передачу в органы регистрационного учета документов.

В соответствии с п. 37 Административного регламента регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно. Однако, как было указано выше, ни заявитель, ни МБУ «УРЦ» не являются органами регистрационного учета, предоставляющими государственную услугу на основании Административного регламента, и его действие на указанных лиц не распространяется.

Инспекция ссылается на п.п. 56, 58 Административного регламента, из которых, по её мнению, следует, что лица, поименованные в качестве должностных лиц, ответственных за регистрацию, исполняя функции, связанные с регистрацией граждан по месту жительства либо пребывания, выполняют публично-правовые  обязанности,  возложенные  на них  законом,  предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации. Однако данное толкование положений указанного Регламента противоречит положениям Закона №5242-1 и Правилам регистрации, которыми к органам регистрационного учета отнесены органы ФМС России. Более того, исчерпывающий перечень административных процедур в рамках административной услуги, предоставление которой регулируется Административным регламентом, установлен в п. 54 указанного Регламента, и организация работы с гражданами, прием и передача в органы регистрационного учета документов в указанный перечень не входят.

Пунктом 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, предусмотрено, что в состав иных документов, связных с управлением многоквартирным домом и подлежащих хранению ответственными лицами, включаются: проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом; иные связанные с управлением многоквартирным домом документы.

По договору управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, от 16.04.2009, управляющая компания (ООО «УК Советского района-7») приняла обязанность осуществлять ведение технической, бухгалтерской, статистической и прочей документации в многоквартирном доме (п. 3.2.8); обеспечивать учет и хранение договоров, заключенных от имени собственников, контрактов и правоустанавливающих документов (п. 3.2.12).

Поскольку учетно-паспортная документация граждан (поквартирные карточки учета) имеет непосредственное отношение к управлению многоквартирным домом и учету проживающих в доме граждан, относится к иным документам, связанным с управлением домом, заявитель обязан обеспечить хранение указанной документации в рамках договора управления многоквартирным домом.

Вместе с тем, собственники жилых помещений многоквартирного дома № 6 по ул. Кутузова в г. Владивостоке соглашения с управляющей организацией на ведение регистрационного учета не заключали, на общем собрании приняли решение поручить ООО «УК Советского района-7» заключить договор с МБУ «УРЦ» на ведение регистрационного учета граждан по месту жительства и по месту пребывания и утвердили размер платы за оказание данной услуги учреждением. Условия договора на оказание платных услуг от 14.11.2012 №089 соответствуют содержанию решения общего собрания.

Таким образом, ООО «УК Советского района-7» являясь лицом, ответственным за регистрацию граждан, а также обязанным хранить документы, связанные с управлением многоквартирным домом, в том числе, учетно-регистрационные документы, исполняет данные обязанности не непосредственно, а через МБУ «УРЦ», как это решено собственниками помещений многоквартирного дома. Такой порядок закону не противоречит.

В приложении №2 к договору управления многоквартирным домом от 16.04.2009 вид и стоимость услуги по организации регистрационного учета граждан не предусмотрены. В то же время ООО «УК Советского района-7» в соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляет деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, за плату. При этом, как указывалось выше, спорная плата взимается с собственников не за регистрационный учет, а за организацию работ и оплату услуг МБУ «УРЦ», указанных в разделе 2 договора на оказание платных услуг от 14.11.2012.

Поскольку оспариваемое предписание от 22.08.2014 №51-09-14/352 о прекращении взимания с собственников (пользователей) помещений многоквартирного жилого дома №  6 по ул. Кутузова в г. Владивостоке за регистрацию и снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания вынесено в связи с установленным Инспекцией нарушением требований Административного регламента, действие которого на заявителя, не являющего органом регистрационного учета, не распространяется, оснований для его вынесения у Инспекции не имелось. С учетом изложенного заявленные обществом требования о признании указанного предписания незаконным являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Расходы общества по оплате государственной пошлины при обращении в суд в сумме 3000 рублей подлежат возмещению за счет Инспекции на основании ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Приморского края от 09.12.2014 № 51-09-14/352, как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации.

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Государственной жилищной инспекции Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Советского района – 7» судебные расходы по оплате  государственной пошлины в сумме 3000 (три тысячи) рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

          Судья                                                                            А.А. Николаев