ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-4696/20 от 02.09.2020 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-4696/2020

04 сентября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2020 года

Полный текст решения изготовлен сентября 2020 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Кирильченко М.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевой Д.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Колледж машиностроения и транспорта" (ИНН 2538027250, ОГРН 1022501912586, дата государственной регистрации 18.12.2002)

к  Контрольно-счетной палате Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 06.02.2012)

третье лицо: Министерство образования Приморского края.

о признании недействительным пункта 1 представления от 16.12.2019 №01-27/02-01/1343

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 29.01.2020, диплом, паспорт, ФИО2, доверенность от 09.01.2020 №01-30/2, удостоверение

от ответчика – ФИО3, доверенность от 04.12.2019, диплом, удостоверение,

установил:Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательного учреждения "Колледж машиностроения и транспорта" (далее по тексту – заявитель, учреждение, колледж) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным пункта 1 представления Контрольно-счетной палаты Приморского края (далее по тексту – ответчик)от 16.12.2019 № 01-27/02-01/1343.

Определением суда от 20.05.2020  к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования Приморского края.

Представители третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление в материалах дела. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту- АПК РФ), суд рассматривает заявление в отсутствие не явившихся сторон.

Заявитель полагает, что денежные средства в размере 328414 руб., на которые приобретено дополнительное оборудование, потрачены исключительно в целях развития и улучшения эффективности учебного процесса. Поскольку заявитель не преследовал каких-либо иных целей и намерений, расходящихся с целями деятельности самого колледжа, а также с целями предоставления субсидий на модернизацию материально-технической базы системы среднего профессионального образования, которая выделялась из федерального бюджета, то оснований для возврата указанной субсидии не имеется. По мнению заявителя, ответчик не вправе требовать их возврата. Более того, все вопросы, связанные с приобретением оборудования, в том числа, дополнительного за счет экономии, в рабочем порядке согласовывались с Департаментом образования и науки Приморского края.

Ответчик представил отзыв на заявление, согласно которому требование заявителя не признаёт, считает представление в оспариваемой части законным и обоснованным, поскольку учреждением нарушен установленный порядок получения субсидий из бюджета. Представитель ответчика также пояснил, что денежные средства выделялись из двух бюджетов, но контроль осуществляется КСП Приморского края. Деньги из федерального бюджета поступали непосредственно в краевой бюджет, и в дальнейшем были направлены в рамках программы непосредственно в адрес учреждений.

От третьего лица поступил письменный отзыв на заявление, в котором он указывает, что приобретение комплектующих, программного обеспечения и расходных материалов учреждениями приобретается для образовательной деятельности, учитывая положения ФГОС СПО, стандарты Ворлдскиллс, и не противоречит направлениям расходов КГБ ПОУ «Колледж машиностроения и транспорта».

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты Приморского края от 12.08.2019 № 26/2 проведено встречное контрольное мероприятие по вопросу проверки реализации мероприятий, связанных с модернизацией материально-технической базы системы среднего профессионального образования в 2018 году в краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Уссурийский агропромышленный колледж», о чем составлен акт от 30.08.2019.

В ходе данного контрольного мероприятия ответчиком установлено, что учреждением допущено нецелевое использование бюджетных средств на общую сумму 328414 рублей, поскольку колледж направил бюджетные средства на оплату расходов по приобретению оборудования, не предусмотренного Перечнем оборудования, необходимого для проведения модернизации материально-технической базы системы среднего профессионального образования к Плану социального развития центров экономического роста Приморского края, утвержденному постановлением администрации Приморского края от 29.06.2018 № 303-па.

Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения представления от 16.12.2019 № 01-27/02-01/1343, согласно пункту 1 резолютивной части которого учреждению предложено при поступлении требования от Департамента образования и науки Приморского края произвести возврат денежных средств в краевой бюджет в размере 328414 рублей.

Учреждение, полагая, что представление от 16.12.2019 № 01-27/02-01/1343 в указанной части не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Суд, изучив представленные документы, выслушав пояснения сторон, считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Отсутствие предусмотренной указанными статьями совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Согласно части 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Статьей 1 Закона Приморского края от 04.08.2011 № 795-КЗ «О контрольно-счетной палате Приморского края» (далее Закон № 795-КЗ) установлен статус Контрольно-счетной палаты Приморского края как постоянно действующего органа внешнего государственного финансового контроля.

В силу части 1 статьи 268.1 БК РФ полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета;

контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

Контрольно-счетная палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Приморскому краю, муниципальному образованию Приморского края или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (часть 1 статьи 16 Закона № 795-КЗ). Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

В соответствии с частью 3.1 статьи 270.2 БК РФ представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Закон № 6-ФЗ).

Из пункта 4 части 1 статьи 9 Закона № 6-ФЗ следует, что Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет организацию и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из анализа указанных норм права следует, что Контрольно-счетная палата Приморского края как орган, осуществляющий контроль за использованием средств бюджета субъекта РФ, обладает полномочиями по выдаче представлений в случае выявления нарушений бюджетного законодательства.

Из материалов дела следует, что ответчиком выдано представление от 16.12.2019 №01-27/02-01/1343. В пункте 1 данного представления указано выявленное в ходе контрольного мероприятия нарушение требований действующего законодательства, норма права, которая нарушена заявителем, предписание содержит в пункте 1 резолютивной его части меры по устранению выявленного нарушения, которые необходимо предпринять заявителю.

Таким образом, судом установлено, что представления в оспариваемой части принято уполномоченным органом по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения, содержит все необходимые сведения, мероприятие пункта 1, указанное в нем, соответствует характеру выявленного нарушения.

Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого представления явился вывод ответчика о том, что учреждением допущено нецелевое использование бюджетных средств.

Суд считает данный вывод ответчика обоснованным в силу следующего.

На основании части 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

С целью реализации данной нормы Администрацией Приморского края постановлением от 06.12.2011 № 313-па утвержден Порядок определения объема и условий предоставления субсидий из краевого бюджета краевым государственным бюджетным учреждениям на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания (далее – Порядок предоставления субсидий на иные цели).

Согласно пункту 4 Порядку предоставления субсидий на иные цели условием предоставления субсидии краевому учреждению является соглашение о предоставлении субсидии на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания, заключенное между отраслевым органом и краевым учреждением.

К соглашению прилагаются расчеты, обосновывающие объем субсидии (плановые сметы, перечень приобретаемого имущества, иные документы).

В соответствии с пунктом 10 Порядка предоставления субсидий на иные цели субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные соглашением.

Согласно пункту 4.1. Соглашения о предоставлении субсидии нарушение сторонами условий предоставления и целевого использования субсидий влечет ответственность в соответствии с административным и уголовным законодательством, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательного учреждения "Колледж машиностроения и транспорта"находится в ведении отраслевого органа - департамента образования и науки Приморского края (в настоящее время Министерство образования Приморского края).

09.01.2018 между Департаментом образования и науки Приморского края и учреждением заключено Соглашение о предоставлении субсидии на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 20.1 в редакции дополнительного соглашения от 31.07.2018 № 20.1 (далее - Соглашение о предоставлении субсидии).

Согласно разделу 2 Соглашения о предоставлении субсидии субсидия предоставляется отраслевым органом при условии соблюдения Учреждением целевого использования предоставляемых субсидий.

Разделом 3 Соглашения о предоставлении субсидии установлены цели (направления расходования) субсидии, одна из которых "Модернизация материально-технической базы системы среднего профессионального образования согласно плану социального развития центров экономического роста Приморского края за счет средств федерального бюджета/краевого бюджета" (далее - цель).

План социального развития центров экономического роста Приморского края, утвержден постановлением Администрации Приморского края от 29.06.2018 № 303-па (далее - План).

Объем субсидии на указанную цель составил в общей сумме 4141414 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 4100000 рублей, краевого бюджета - 41414 рублей.

Департаментом образования и науки Приморского края в 2018 году средства субсидии перечислены учреждению в полном объеме (за счет средств федерального бюджета – 4100000 рублей платежными поручениями 657790 от 23.10.2018, за счет средств краевого бюджета- 41414 руб. платежное поручение № 736334 руб. 25.2.2018.

Приложением № 2 к Плану установлен перечень оборудования, необходимого для проведения модернизации материально-технической базы системы среднего профессионального образования (далее - Перечень оборудования).

Учреждению согласно указанному Перечню оборудования, необходимо было приобрести:

1.Учебная испытательная машина УИМ - 20 (поставляется с ноутбуком и набор образцов для испытаний) 1 штука на сумму 503,92 тыс. рублей;

2.Комплект оборудования для изучения микроструктуры материалов 1 штука на сумму 174,34 тыс. рублей;

3.Комплект учебно-лабораторного оборудования "Основы электротехники и электрические цепи. Основы электроники. Основы электромеханики" 1 штука на сумму 330,291 тыс. рублей;

4.Стенд для испытания гидравлического оборудования 1 штука на сумму 242,9 тыс. рублей;

5.Стенд для испытания пневматического оборудования (поставляется с компрессором, ресивером и системой контроля давления воздуха 1 штука на сумму 416,69 тыс. рублей;

6.Комплект макетов деталей "Техническая графика" 1 штука на сумму 214,96 тыс. рублей;

7.Комплект учебного оборудования "Метрология. Технические измерения в машиностроении" 1 штука на сумму 773,354 тыс. рублей;

8.Демонстрационный комплекс "Техническая графика и технические измерения" 1 штука на сумму 221,345 тыс. рублей;

9.Демонстрационный комплекс "Технология металлообработки" 1 штука на сумму 228,445 тыс. рублей;

10.Комплект учебного оборудования "Термическая обработка металлов" 1 штука на сумму 503,92 тыс. рублей;

11.Тренажер-эмулятор "Оператор токарного станка с ЧПУ" 1 штука на сумму 140,735 тыс. рублей;

12.Лабораторный стенд по изучению схем защиты электрифицированного оборудования и инструмента от короткого замыкания 1 штука на сумму 131,80 тыс. рублей;

13.Оборудование для механических испытаний образцов материалов 1 штука на сумму 217,30 тыс. рублей.

Анализ закупленного Учреждением оборудования, на предмет сопоставления его соответствия установленному Перечню показал, что часть наименований оборудования отсутствует в Перечне оборудования на общую сумму 328 414 рублей 00 копеек, а именно:

1)  по контракту № 256 от 26.10.2018 (ООО "Техинвест"):

-монитор LG23" 23MP48D-P [IPS, 1920x1080,1000:1, DC 5М:1, 5мс, 178гор/178вер, D-Sub, DVI] 6 шт.*8900 рублей;

-ИБП IpponBackBasic 650 (линейно-интерактивный, 650ВА, 3 роз1ЕС320) черный- 2 шт.*2480 рублей;

-принтер HPLaserJetProMl 5а (A4 600x600dpi 18ppm 266MHz 2Mb USB2.0) -2 шт.*7800 рублей;

-МФУ HPLaserJetProMFPM28a (Принтер/Копир/Сканер: A4 600x600dpi 18ppm 500 MHz 32Mb USB2.0) - 1 шт.*9804 рубля;

-процессор IntelPentiumG4400 3.3GHz 3MbDDR3 L/DDR4-1600/2133 HDGraphicsSlOTDP-65wLGA1151 OEM - 9 шт.*7400 рублей;

-плата MSILGA1151 HI ЮМPRO-VDPLUSНПО 2xDDR4-2133 PCI-Exl6 DVI/DSub 8ch 4xSATA3 2xUSB3.1 GLANmAT- 7 шт.*4200 рублей;

-плата MSILGA1151НПОHI ЮМ PRO-VD 2xDDR4 1хРС1-Ех16 DVI/DSubSATA3 USB3.1 mATX - 2 шт.*4200 рублей;

-  память     DIMMDDR4     4096MbPCI 9200     2400MHzGoodramCL17[GR2400D464L17S/4G - 9 шт.*3400 рублей;

-кулер DEEPCOOL Theta 9 (Al, 2000 rpm, 22,5 dB(A)) Low profile Socket LGA1150/1155/1156 - 9 шт.*420 рублей 00 копеек;

-твердотельныйнакопитель SSD 2.5" SATA-3 240Gb WD Green [WDS240G1G0A] TLC (R540/W465MB/s) - 9 шт.*3700 рублей;

-корпус MidtowerDEXPDC-101В, без БП - 9 шт.*1200 рублей;

-БП ATXDEXPDTS - 350, 350W (АТХ 2.2, 120mmfan,24+4, 2xSATA) [4630017657766] - 9 шт.*1500 рублей;

-клавиатура проводная DEXPK-603BUMultimedia, Black, USB - 8 шт.*445 рублей;

-мышьпроводная Defender Discovery MS-630 BY, 1000dpi, Black/Yellow USB -8 шт.*412 рублей.

2) по договору № 267 от 09.11.2018 (ООО "Техинвест"):

-процессор IntelPentiumG4400 3.3GHz ЗМЪ DDR3L/DDR4-1600/2133 HDGraphics510 TDP-65wLGA11510EM -1 шт.*7400 рублей;

-плата MSILGA1151 HI ЮМ PRO-VDPlusНПО 2xDDR4-2133 PCI-Exl6 DVI/DSub 8ch 4xSATA3 2xUSB3.1 GLANmAT - 1 шт.*4200 рублей;

- память     DIMMDDR4     4096MbPC 19200     2400MHzGoodramCL17[GR2400D464L17S/4G- 1 шт.*3 400 рублей 00 копеек;

-кулер DEEPCOOL Theta 9 (Al, 2000 rpm, 22,5 dB (a)) Low profile Socket LGA1150/1155/1156 - 1 шт.*420 рублей;

-твердотельныйнакопитель SSD 2.5" SATA-3 240Gb WD Green [WDS240G1G0A] TLC (R540/W465MB/S) - 3 шт.*3700 рублей;

-корпус MidtowerDEXPDC-101 В, безЗ БП - 1 шт.*1200 рублей;

-БП ATXDEXPDTS - 350, 350W (ATX 2.2, 120mmfan,24+4, 2xSATA) [4630017657766] -2 шт.*1500 рублей;

-картридж лазерный CS-CF218A (18A/CF218A) - 2 шт.*3100 рублей;

-маршрутизатор KeeneticExtraKN-1710 - 1 шт.*4494 рубля.

Таким образом, учреждение направило бюджетные средства в сумме  328414 руб. на оплату расходов по приобретению оборудования, не предусмотренного Перечнем оборудования.

В соответствии с частью 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Поскольку учреждение направило бюджетные средства в сумме 328414 руб. на цели, не соответствующие цели предоставления субсидии, определенной Соглашением о предоставлении субсидий, а также Планом социального развития центров экономического роста Приморского края и приложением к нему с приведением перечня оборудования, которое подлежит приобретению получателем субсидии,  являющимися правовым основанием предоставления указанных средств, то в соответствии со статьей 306.4 БК РФ приобретение оборудования на указанную сумму суд признает нецелевым использованием бюджетных средств.

Учитывая установленные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что учреждение нарушило требования раздела 2 Соглашения об обеспечении целевого использования предоставленной субсидии, в связи с чем полученная заявителем субсидия в размере 328414 руб. подлежит возврату в краевой бюджет, о чем указано ответчиком в пункте 1 резолютивной части оспариваемого представления.

Представление Контрольно-счетной палаты Приморского края как органа, осуществляющего контроль за использованием средств бюджета субъекта РФ, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.

В представлении должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.

Исполнимость представления является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку представление, исходящее от Контрольно-счетной палаты Приморского края, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость представления следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому оно адресовано, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Следовательно, представление как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий по контролю в бюджетной сфере и направленный на устранение выявленных нарушений, должно отвечать принципу правовой определенности и содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению представления, могло однозначно определить, в соответствии с какими конкретно нормами права, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для избежания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение представления.

Представление следует считать законным, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для определенной организации однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, предусмотренного законодательством или нормативными документами и являющегося обязательным, и возможные действия по устранению выявленного нарушения.

Из материалов дела следует, что пункт 1 резолютивной части оспариваемого представления вынесен в связи с нарушением учреждением раздела 1 и пункта 2.3 раздела 2 Соглашения от 09.01.2018 № 20.1 в редакции дополнительного соглашения от 31.07.2018 № 20.1. Представление от 16.12.2019 № 01-27/02-01/1343содержит обстоятельства, позволяющие однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения (факта нецелевого использования субсидии), а также конкретную меру по устранению выявленного нарушения (возврат субсидии).

Довод заявителя о том, что дополнительное оборудование было приобретено в тех же целях, что и оборудование, установленное Перечнем оборудования, для развития и улучшения эффективности учебного процесса, суд отклоняет, поскольку в рассматриваемом случае правовым основанием предоставления субсидии является соглашение от 09.01.2018 № 20.1 в редакции дополнительного соглашения от 31.07.2018 № 20.1, которым, как указано выше, предусмотрено исключительно целевое использование средств только на приобретение того оборудования, которое поименовано в Перечне к Плану социального развития.   В данном случае целевым использованием выделенных бюджетных средств является не в общем использование полученной субсидии на цели, связанные с образовательной деятельностью заявителя, а  обязанность использования ее исключительно на приобретение только того оборудования, которое поименовано в Перечне.

Согласно подпунктам 4 и 5 пункта 3 данного соглашения модернизация материально-технической базы системы среднего профессионального образования осуществляется исключительно в соответствии с планом социального развития центров экономического роста Приморского края, которым предусмотрен исчерпывающий перечень оборудования, которое необходимо приобрести.

Таким образом, получатель субсидии не вправе приобрести оборудование, не предусмотренное Планом социального развития центров экономического роста Приморского края вне зависимости от того, на какие цели направлено приобретение дополнительного оборудования.

Заявитель, полагает, что средства, выделенные из краевого бюджета, подлежат исключению из общей суммы, подлежащей возврату субсидии, ссылаясь при этом на то, что денежные средства в указанной сумме были выделены на приобретение любого иного оборудования, не предусмотренного Перечнем оборудования.

Данный вывод учреждения суд признает ошибочным, поскольку, как следует из соглашения от 09.01.2018 № 20.1 в редакции дополнительного соглашения от 31.07.2018 № 20.1, как средства, выделенные из федерального бюджета (подпункт 4 пункта 3 соглашения), так и средства, выделенные из краевого бюджета (подпункт 5 пункта 3 соглашения), должны быть направлены на модернизацию материально-технической системы среднего профессионального образования исключительно согласно Плану социального развития центров экономического роста Приморского края, то есть на приобретение оборудования, указанного в Перечне оборудования.

Таким образом, весь объем полученных заявителем денежных средств по дополнительному соглашению  предоставлен на использование только в соответствии с Планом социального развития центров экономического роста Приморского края, то есть исключительно на приобретение оборудования, указанного в Перечне оборудования.

Учреждение утверждает, что все вопросы, связанные с приобретением оборудования в рабочем порядке согласовывались с Департаментом, вместе с тем Учреждением не было предоставлено дополнительное соглашение о порядке использования бюджетных денежных средств в размере 328414 рублей, которое должно быть заключено.

Так, в силу пункта 2.4. Соглашения о предоставлении субсидии Учреждение обязано обратиться в Департамент с предложением о внесении изменений в Соглашение о предоставлении субсидии в случае выявления необходимости изменения объемов субсидии. Обязанность внесения изменений в письменной форме в соглашение о предоставлении субсидии также установлена в пункте 7.1. Соглашения о предоставлении субсидии, согласно которому изменение соглашения о предоставлении субсидии осуществляется по взаимному согласию Сторон в письменной форме в виде дополнительных соглашений, которые являются неотъемлемой частью соглашения о предоставлении субсидии. Как уже было отмечено выше, дополнительное соглашение заключено между сторонами не было.

Довод Учреждения о том, что Департамент в письме от 22.12.2018 №23/10352 указал, что сэкономленные бюджетные денежные средства должны быть израсходованы в соответствии с направлениями, указанными в Постановлении Администрации Приморского края от 29.06.2018 № 303-па, поэтому действия Учреждения по приобретению оборудования, не установленного Перечнем, не нарушают бюджетного законодательства, является необоснованным. Как было указано выше, пункт 2.4. и 7.1. Соглашения о предоставлении субсидии обязывает стороны все изменения, касающиеся предоставления субсидии, оформлять в письменной форме в виде дополнительных соглашений, которые являются неотъемлемой частью соглашения о предоставлении субсидии. Кроме того, необходимо учитывать, что  разъяснения Департамента были даны уже после того, как были заключены контракты на поставку оборудования.

Не могут быть приняты во внимание также доводы заявителя о том, что Министерством по развитию Дальнего Востока Российской Федерации также проводились контрольные мероприятия по использованию предоставленной субсидии Департаментом, каких-либо фактов нецелевого использования бюджетных средств установлено не было,  ввиду следующего.

Согласно пункту 3 статьи 1 Закона Приморского края от 04.08.2011 № 795-КЗ «О Контрольно-счетной палате Приморского края» (далее - Закон Приморского края от 04.08.2011 № 795-КЗ) Контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

Таким образом, Контрольно-счетная палата при проведении контрольных мероприятий не связана с выводами по результатам проверочных мероприятий, проводимых иными органами.

Суд отклоняет доводы заявителя о том, что в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 9 Закона Приморского края от 04.08.2011 № 795-КЗ Контрольно-счетная палата Приморского края не вправе предъявлять требования о возврате средств федерального бюджета в Департамент (Министерство), то есть в краевой бюджет, поскольку согласно абзацу 1 части 2.1 статьи 266.1 БК РФ (с учетом частей 1, 2 статьи 266.1 БК РФ) государственный финансовый контроль не распространяется на государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно части 1 статьи 41 БК РФ безвозмездные поступления являются доходом соответствующего бюджета.

В силу пункта 6 части 1 статьи 9 Закона Приморского края от 04.08.2011 № 795-КЗ Контрольно-счетная палата осуществляет организацию и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств краевого бюджета, средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 9 Закона Приморского края от 04.08.2011   №795-КЗ внешний государственный  финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой, в том числе, в отношении органов государственной власти и государственных органов Приморского края, органов управления территориальным фондом обязательного медицинского страхования Приморского края, органов местного самоуправления, краевых государственных учреждений и краевых государственных унитарных предприятий, а также иных организаций, если они используют средства краевого бюджета и иное имущество, находящееся в собственности Приморского края.

Из вышеизложенного следует, что в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 1 статьи 9 Закона Приморского края от 04.08.2011 № 795-КЗ Контрольно-счетной палатой осуществлен внешний государственный финансовый контроль в ходе встречного контрольного мероприятия в краевых учреждениях, подведомственных Департаменту, в том числе, в отношений КГБ ПОУ «КМТ».

Таким образом, требование Контрольно-счетной палаты о возврате денежных средств в краевой бюджет соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, оценив в порядке статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установленные по делу фактические обстоятельства, пояснения сторон, представленные по делу доказательства, суд считает, что представлением в пункте 1 резолютивной его части заявителю предложено исполнить требование, предусмотренное действующим законодательством и соглашением от 09.01.2018 № 20.1 в редакции дополнительного соглашения от 30.07.2018 № 20.1.

Поскольку представление от 16.12.2019 № 01-27/02-01/1343 в оспариваемой части соответствует требованиям законодательства в сфере предоставления субсидий, не нарушает прав и законных интересов заявителя, суд признает представление в оспариваемой части законным.

Оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

На основании статьи 110 АПК РФ суд относит расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд

Судья                                                                            Кирильченко М.С.