АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690990, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-4739/2008 1-186
10 июля 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 26.06.2008.
Полный текст решения изготовлен 10.07.2008.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Зиньковой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Зиньковой Л.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Примсейнер»
к Краснознаменному пограничному управлению по Приморскому краю Федеральной службы безопасности РФ
о признании незаконными действий по изъятию документов и доставлению судна
при участии в заседании : от общества – ФИО1 (доверенность от 18.06.2008, сроком на 3 года, полная); от ответчика – ФИО2, зам.начальника отдела (доверенность №240 от 15.01.2008, полная)
установил: ООО «Примсейнер» обратился с заявлением (с учетом уточнения требований от 19.06.2008) о признании незаконными действий Пограничного управления по Приморскому краю Федеральной службы безопасности РФ по изъятию на борту судна МРС-023 разрешения на промысел №109 – 2008П; свидетельство о праве плавания под флагом РФ; акта соответствия №0747 от 20.12.2007, а также действий по доставлению судна МРС-023 в п.Находка.
В судебном заседании 19.06.2008 судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 26.06.2008.
Заявитель в обоснование заявленного требования указал на то, что у ответчика отсутствовали основания для изъятия подлинных документов и доставления судна в п.Находка, поскольку административные правонарушения, установленные в действиях капитана судна МРС-023 не являются длящимися, были совершены до их обнаружения, в связи с чем, изъятие документов и доставление судна не может способствовать пресечению административного правонарушения, поскольку в момент остановки судна правонарушение уже не совершалось.
По мнению заявителя, статья 27.2 КоАП РФ предоставляет право доставлять в порт РФ используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах суда и орудия совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре, однако, принадлежность МРС-023 была установлена еще в период проведения осмотра и досмотра судна после его остановки.
При этом часть 2 статьи 27.2 КоАП РФ предусматривает доставление судна в ближайший порт, которым является не Находка, а Владивосток.
Заявитель указал на то, что доставление судна в порт, не являющимся портом приписки и изъятие документов, при отсутствии которых судно не имеет право покинуть порт и выйти на разрешенный промысел, прямо препятствует осуществлению заявителю предпринимательской деятельности, чем нарушает его права на предпринимательскую деятельность.
Ответчик заявленные требования не признал, в обоснование указал на то, что изъятие документов произведено в рамках возбужденного в отношении капитана судна дела об административном правонарушении по части 2 статьи 8.17, части 2 статьи 8.16, части 2 статьи 8.37 КоАП РФ, поскольку они имели доказательственное значение для данного дела.
Ответчик отклонил довод заявителя о том, что у Пограничного управления отсутствовали основания для изъятия документов и доставления судна в п.Находка, указав на то, что доставление судна в п.Находка было осуществлено в связи с выявленными нарушениями ведения рыболовной деятельности и правил добычи водных биоресурсов, так как доказательств вылова, подтвержденного записью в промысловом журнале, не представлено.
Ответчик пояснил, что с 24.04.2008 судно приобщено в качестве вещественных доказательств по уголовному делу, а документы возвращены заявителю 13.05.2008.
Из материалов дела судом установлено, что 13.04.2008 в Японском море (ФИО3) в районе о.Русский, Пограничным управлением ФСБ России по Приморскому краю было остановлено судно МРС-023, принадлежащее ООО «Примсейнер», и следовавшее из района промысла в п.Владивосток, о чем был составлен протокол остановки и осмотра невоенного судна от 13.04.2008 б/н.
По результатам досмотра судна МРС-023 Пограничным управлением ФСБ России по Приморскому краю были выявлены следующие нарушения: на борту судна обнаружены запрещенные к вылову краб стригун опилио секции конечностей – 66 штук (соответствует 33 особям краба), шримс-медвежонок - 1579 экземпляров, шримс козырьковый – 646 экземпляров, сельдь тихоокеанская – 40 экземпляров, трубач – 97 экземпляров, камбала свежевыловленная – 680 кг, терпуг свежевыловленный, что подтверждается актом пересчета продукции № 2459/137/08 от 13.04.2008.
Данные о вылове не были занесены в промысловый журнал за 13.04.2008.
Одновременно старшим госинспектором Государственной морской инспекции ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю ФИО4 был произведен осмотр судна МРС-023 и его досмотр, о чем составлен акт осмотра от 13.04.2008 и протокол досмотра транспортного средства № 2459/137/08 от 13.04.2008.
По результатам выявленных нарушений на борту судна МРС-023 в отношении капитана судна ФИО5 возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 8.16, части 2 статьи 8.17, части 2 статьи 8.37 КоАП РФ и принято определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 13.04.2008.
В рамках возбужденного административного дела на судне в присутствии капитана судна ФИО5 изъяты судовые и промысловые документы: судовой журнал, промысловый журнал, разрешение на промысел №109 – 2008П; свидетельство о праве плавания под флагом РФ; акт соответствия №0747 от 20.12.2007 и другие документы.
На основании поручения старшего госинспектора Государственной морской инспекции ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю о совершении отдельных процессуальных действий службой в г.Находка Пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю (пограничный корабль, бортовой номер 172), судно МРС-023 было доставлено в порт Находка, о чем составлен протокол доставления невоенного судна от 14.04.2008.
ООО «Примсейнер» не согласившись с действиями Пограничного управления по Приморскому краю ФСБ РФ по изъятию на борту судна МРС 023 разрешения на промысел №109 – 2008П; свидетельство о праве плавания под флагом РФ; акта соответствия №0747 от 20.12.2007, а также действий по доставлению судна МРС-023 в п.Находка, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона N 4730-1 от 01.04.1993 "О Государственной границе Российской Федерации" пограничные органы в пределах приграничной территории имеют право останавливать, осматривать и задерживать пограничными кораблями российские и иностранные суда, допустившие нарушения режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, и доставлять (конвоировать) их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения.
Согласно статье 16 названного Закона пограничный режим включает правила промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.
Как следует из материалов дела, при осмотре судна МРС-023 были выявлены факты нарушения правил промысла водных биоресурсов, о чем свидетельствует обнаруженная продукция:краб стригун опилио секции конечностей – 66 штук (соответствует 33 особям краба), шримс-медвежонок - 1579 экземпляров, шримс козырьковый – 646 экземпляров, сельдь тихоокеанская – 40 экземпляров, трубач – 97 экземпляров, камбала свежевыловленная – 680 кг, терпуг свежевыловленный, что подтверждается актом пересчета продукции № 2459/137/08 от 13.04.2008.
Данные о вылове водных ресурсов не были занесены в промысловый журнал за 13.04.2008, соответствующее разрешение на ее добычу у ООО «Примсейнер» отсутствовало, в связи с чем, у Пограничного управления по Приморскому краю ФСБ РФ имелись правовые основания для доставления судна в порт в целях выяснения обстоятельств нарушения в силу ФЗ "О Государственной границе Российской Федерации".
В соответствии со статьей 26.6 КоАП РФ орудия совершения или предметы административного правонарушения являются вещественными доказательствами. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу (части 1, 3 указанной статьи).
Пунктом 4 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ предусмотрено, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении изъятие вещей и документов.
Согласно статье 27.10 КоАП РФ изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения (часть 1), а также обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, документов, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27., 3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых.
Статьей 26.5 КоАП РФ также предусмотрено право должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, брать образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы, и обязанность составить протокол о данном действии, предусмотренный статьей 27.10 настоящего Кодекса.
Материалами дела установлено, что в отношении капитана судна ФИО5 по факту выявленных нарушений возбуждено дело об административном правонарушении № 2459/137/08 по части 2 статьи 8.17, части 2 статьи 8.16 и части 2 статьи 8.37 КоАП РФ.
В рамках указанного административного дела с целью выяснения обстоятельств нарушения, проведения экспертизы, были изъяты документы: разрешения на промысел №109 – 2008П; свидетельство о праве плавания под флагом РФ; акта соответствия №0747 от 20.12.2007 и другие документы, имеющиеся доказательственное значение для административного дела.
24.04.2008 по факту обнаруженных нарушений Пограничным управлением возбуждено уголовное дело № 021759 по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 256 Уголовного кодекса РФ, в связи с чем, производство по делу об административном правонарушении было прекращено.
Изъятые документы приобщены к уголовному делу в качестве вещественных доказательств.
При таких обстоятельствах оспариваемые действия Пограничного управления по Приморскому краю ФСБ РФ по изъятию на борту судна МРС 023 разрешения на промысел №109 – 2008П; свидетельство о праве плавания под флагом РФ; акта соответствия №0747 от 20.12.2007, оформленные протоколом изъятия вещей и документов от 13.04.2008, и примененному административным органом в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, соответствует законодательству, регулирующему спорные правоотношения, а также установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Имеющиеся в деле протокол об изъятии вещей и документов от 13.04.2008, свидетельствует о том, что поименованные выше действия должностным лицом госморинспекции погрануправления произведены в соответствии с названными нормами права.
В отношении требования общества о признании незаконным доставлении судна в п.Находка, суд исходит из того, что Пограничное управление действовало правомерно, так как в связи с нарушением ведения рыболовной деятельности и правил добычи водных биоресурсов, в порядке пункта 8 части 1 статьи 27.2 КоАП РФ было осуществлено доставление судна МРС-023 к причалу в/ч 2020 для выяснения обстоятельств по делу, составления протокола об административном правонарушении и обеспечения рассмотрения дела.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 27.2 КоАП РФ военнослужащими пограничных органов при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации - в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (милиции), служебное помещение воинской части, находящиеся в порту Российской Федерации. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации суда и орудия совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре, подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов).
Как следует из диспозиции пункта 8 части 1 статьи 27.2 КоАП РФ условие для доставления судов, указанное в начале данной диспозиции, предусматривает суда, используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Таким образом, если исключить из диспозиции пункта 8 части 1 статьи 27.2 КоАП РФ предложение, относящееся к орудиям совершения административного правонарушения, то диспозиция нормы читается следующим образом: «Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации суда подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда – в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов).
Таким образом, изъятие документов и доставление судна МРС-023 должностными лицами Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю осуществлялось в пределах их полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из вышеизложенного, суд отказывает ООО «Примсейнер» в удовлетворении требования о признании незаконными действий Пограничного управления по Приморскому краю ФСБ РФ по изъятию на борту судна МРС 023 разрешения на промысел №109 – 2008П; свидетельство о праве плавания под флагом РФ; акта соответствия №0747 от 20.12.2007, а также действий по доставлению судна МРС-023 в п.Находка как не соответствующих КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать ООО «Примсейнер» в удовлетворении требования о признании незаконными действий Пограничного управления по Приморскому краю ФСБ РФ по изъятию на борту судна МРС 023 разрешения на промысел №109 – 2008П; свидетельство о праве плавания под флагом РФ; акта соответствия №0747 от 20.12.2007, а также действий по доставлению судна МРС-023 в п.Находка как не соответствующих КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение месяца с даты принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Зинькова Л.Н.