ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-475/2022 от 06.10.2022 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                                                  Дело № А51-475/2022

13 октября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена октября 2022 года .

Полный текст решения изготовлен октября 2022 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Фокиной А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузнецовым С.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Восточная нефтехимическая компания» (ИНН 2508058205, ОГРН 1022500696888, дата государственной регистрации 21.08.2002)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Приморскому краю (ИНН 2508000438, ОГРН 1042501619522, дата государственной регистрации 27.12.2004)

о признании недействительными решений № 2331 от 13.07.2021 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», № 3312 от 20.09.2021 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»,

при участии в судебном заседании: от заявителя – представителя Лачиновой Е.С. (по доверенности от 01.01.2022 № 205/01), от МИФНС №16 – представителей Печёнкиной Е.Б. (по доверенности от 10.01.2022 № 37), Братусь Н.Л. (по доверенности от 10.01.2022 № 44),

установил:

Акционерное общество «Восточная нефтехимическая компания» (далее – заявитель, общество, АО «ВНХК», налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Приморскому краю (далее – налоговый орган, МИФНС) № 2331 от 13.07.2021 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», № 3312 от 20.09.2021 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Производство по делу приостанавливалось определением от 09.03.2022 и возобновлено 06.10.2022.

В обоснование требований заявитель по тексту заявления и в судебном заседании указал на то, что выполнение всеми его работниками трудовых обязанностей связано с исполнением соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, а поскольку функциональные обязанности работников были определены после заключения соглашения, то для применения пониженных тарифов страховых взносов такие рабочие места признаются новыми.

МИФНС представлен письменный отзыв, против требований заявителя инспекция возражает в полном объёме, полагая, что решение вынесено в соответствии с законом, обстоятельства установлены в полном объёме, существенных нарушений процедуры проведения проверки не допущено.   

По существу требований из материалов дела и пояснений участвующих в нём лиц судом установлено следующее.

На основании поручения Президента РФ от 20.06.2013 № Пр-1165 принято решение о реализации масштабного стратегического для экономики регионов Дальнего Востока и РФ инвестиционного проекта по созданию Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств ЗАО «Восточная нефтехимическая компания», направленного на выпуск моторных топлив качества не ниже Евро-5 и нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью, создание новых рабочих мест, снятие социальной напряженности в Дальневосточном федеральном округе.

Во исполнение данного инвестпроекта между АО «ВНХК» и АО «Корпорация развития Дальнего Востока» заключено Соглашение от 06.09.2017 № 1/Р-175 об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР).

АО «ВНХК» выдано свидетельство, удостоверяющее регистрацию в качестве резидента ТОСЭР «Нефтехимический» от 08.09.2017, в реестр резидентов ТОСЭР 08.09.2017 внесена запись регистрации № 25000000175.

Общество, посчитав, что деятельность АО «ВНХК» и всех его работников, начиная с 2013 года по настоящее время, связана с реализацией инвестпроекта и исполнением Соглашения, поскольку заявитель является резидентом ТОСЭР, то при выплате им вознаграждений по трудовым договорам были применены пониженные тарифы, установленные подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ, для целей исчисления страховых взносов

МФНС №16 по ПК в отношении АО «ВНХК» проведены камеральные налоговые проверки расчетов по страховым взносам за 9 месяцев 2020 года (общая сумма страховых взносов, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период по расчёту – 353717,24 руб.) и за 12 месяцев 2020 года (общая сумма страховых взносов, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период по расчёту – 47792,69 руб.), по результатам которых составлены акты налоговой проверки от 13.01.2021 № 260 и от 27.04.2021 № 3190.

В результате проведённых камеральных проверок инспекция пришла к выводу, что применение пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ, в отношении выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных лиц - работников общества, необоснованно, так как заявителем не представлено доказательств осуществления трудовой деятельности вышеуказанных работников, связанной с реализацией Соглашения. Инспекция посчитала, что застрахованные лица, отраженные в спорном расчете, не являются лицами, принятыми на вновь созданные рабочие места (в том числе трудовые обязанности которых непосредственно связаны с исполнением Соглашения, а трудовые места созданы в результате исполнения указанного Соглашения), и приняла решения № 2331 от 13.07.2021 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», № 3312 от 20.09.2021 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Данными решениями обществу, соответственно, доначислены за 9 мес. 2020 года – 2185480,56 руб. страховых взносов (в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 1551806,14 руб., на обязательное медицинское страхование – 615130,16 руб., на обязательное социальное страхование – 18544,26 руб.) и 4244,13 руб. пени, за 12 мес. 2020 года – 1148668,46 руб. страховых взносов (в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 776632,42 руб., на обязательное медицинское страхование – 369482,60 руб., на обязательное социальное страхование – 2553,44 руб.).

Не согласившись с указанными решениями, заявитель обратился в УФНС России по Приморскому краю с апелляционными жалобами, рассмотрев которые, решениями от 30.09.2021 № 13-09/39363@, от 25.11.2021 № 13-09/47857@ жалобы заявителя на решения Управлением были оставлены без рассмотрения, решения инспекции - без изменения.

Ссылаясь на незаконность решений налогового органа и нарушение ими прав налогоплательщика, АО «ВНХК» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

На основании пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги.

Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 № 20-П налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Обязанность по уплате налога или сбора, согласно статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

По условиям положений статьи 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные Кодексом страховые взносы, для чего обязаны вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 НК РФ и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам.

Согласно пункту 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 56 НК РФ установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателям.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

На основании пункта 1 статьи 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой. Размеры тарифов страховых взносов установлены пунктом 2 статьи 425 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК РФ АО «ВНХК» является плательщиком страховых взносов.

Согласно подпункту 12 пункту 1 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее – Закон №473-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона № 473-ФЗ особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности для ТОСЭР устанавливается в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ для плательщиков, указанных в подпунктах 11 - 14 пункта 1 настоящей статьи, тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 6,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование - 0,1 процента.

Пунктом 10.1 статьи 427 НК РФ (действующий с 03.08.2018 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 300-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации») предусматривается применение пониженных тарифов страховых взносов резидентами территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) и резидентами свободного порта Владивосток (далее - СПВ) исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах.

В целях пункта 10.1 статьи 427 НК РФ под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Законом № 473-ФЗ или Закона № 212-ФЗ. При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом территории опережающего социально-экономического развития и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.

Из положений статьи 13 Закона № 473-ФЗ, приказа Минвостокразвития России от 02.04.2015 № 42 «Об утверждении формы заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, примерной формы бизнес-плана, критериев и методики оценки заявки и бизнес-плана» следует, что одним из критериев, по которым управляющая компания оценивает заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности лица, намеревающегося приобрести статус резидента ТОСЭР, является количество создаваемых рабочих мест, связанных с реализацией проекта, предусмотренного бизнес-планом, с целью увеличения объема производства товаров (работ, услуг), а также создания новых производств, объектов инфраструктуры ТОСЭР. Если реализация проекта, предусмотренного бизнес-планом, не предполагает создания новых рабочих мест, бизнес-плану баллы не присваиваются и, соответственно, в отношении такого бизнес-плана может быть принято решение об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности.

Указанные в подпунктах 12 и 13 пункта 1 статьи 427 НК РФ плательщики применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 статьи 247 НК РФ, в течение десяти лет со дня получения ими статуса резидента ТОСЭР или статуса резидента СПВ начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус.

Из анализа указанных норм права следует, что резидент ТОСЭР, в том числе получивший соответствующий статус до 03.08.2018, обязан после вступления в силу Закона № 300-ФЗ, то есть с 03.08.2018, применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат, начисляемых работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанным в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента территории опережающего социально-экономического развития.

При этом для целей налогообложения плательщик обязан вести раздельный учет выплат, производимых физическим лицам в связи с деятельностью, предусмотренной данным соглашением, и иными видами деятельности, с целью применения к выплатам в их пользу различных тарифов, установленных, соответственно, статьями 427 и 426 НК РФ.

Налоговым кодексом РФ методика ведения налогоплательщиками раздельного учета доходов (расходов) в целях исчисления страховых взносов не установлена.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Учетная политика для целей налогообложения представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (пункт 2 статьи 11 НК РФ).

Согласно материалам дела, АО «ВНХК» является резидентом ТОСЭР «Нефтехимический» на основании Соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития от 06.09.2017 № 1/Р-175, заключенного с акционерным обществом «Корпорация развития Дальнего Востока».

Пунктом 2.8 бизнес-плана проекта «Восточная нефтехимическая компания» установлено совокупное количество создаваемых рабочих мест - более 4420 рабочих мест.

В соответствии с пунктом 4.1 Соглашения об осуществлении деятельности инвестиционный проект реализуется АО «ВНХК» в соответствии с Планами-трафиками, прилагаемыми к настоящему Соглашению об осуществлении деятельности. Создание рабочих мест предусмотрено Планами-графиками реализации проектов №№ 1, 2, 4, 7, 8, начиная с 2022 года.

Представленными АО «ВНХК» расчетами по страховым взносам за 9 и 12 месяцев 2020 года применены пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ, ко всей базе начисленных страховых взносов за 9 и 12 месяцев 2020 года в отношении 85 и 84 работников соответственно, однако только 2 трудовых договора были заключены после приобретения заявителем статуса резидента ТОСЭР (при этом рабочие места были созданы значительно ранее этого времени), остальные трудовые договоры заключены до 06.09.2017, то есть не являются вновь созданными рабочими местами.

При этом вступившим в законную силу судебным решением Арбитражного суда Приморского края по делу № А51-17437/2021, в частности, установлено, что согласно штатному расписанию общества по состоянию на 01.04.2017 в штате АО «ВНХК» на указанную дату предусмотрены должности сотрудников в количестве 103 штатных единицы. После получения статуса резидента ТОСЭР наименование структурных подразделений и должностей в штатном расписании АО «ВНХК» не менялись, за исключением случаев введения в штатное расписание отдельных должностей вследствие изменения их наименования без фактического увеличения штатной численности.

Приказом от 10.04.2020 № 132 было утверждено штатное расписание на период с 14.04.2020, которым предусмотрены должности сотрудников в количестве 27 единиц, при этом наименование должностей и структурных подразделений в отношении 12 штатных единиц не изменились, то есть данные должности имелись в штатном расписании по состоянию на 01.04.2017.

Кроме того, в штатное расписание с 14.04.2020 введены 15 единиц взамен выведенных должностей, то есть произведено переименование должностей, при этом должностные обязанности сотрудников по «вновь созданным» должностям были дополнены обязанностями сокращенных, сотрудников.

По результатам проведенного налоговой инспекцией анализа штатной расстановки работников общества в проверяемом периоде установлено, что сотрудники, в отношении которых в спорных периодах применены пониженные тарифы страховых взносов, занимают должности, которые либо были предусмотрены штатным расписанием по состоянию на 01.04.2017, то есть до заключения Соглашения, либо должности, образованные в результате сокращения фактической численности сотрудников.

Таким образом, АО «ВНХК» после заключения Соглашения об осуществлении деятельности фактически новых рабочих мест не создало, а кроме того во 2 квартале 2020 года провело масштабное сокращение рабочих мест и перераспределение функционала между оставшимися работниками, что противоречит целям создания ТОСЭР в части создания новых рабочих мест.

Судами по делу № А51-17437/2021 также установлено, что ежеквартальный отчет общества перед АО «КРДВ» о создании новых рабочих мест не свидетельствует об их фактическом создании. Доводы общества о том, что в Планы-графики не вносилась информация об уже созданных рабочих местах по причине утверждения Планов-графиков позже фактической даты создания новых, рабочих мест и позже даты заключения Соглашения об осуществлении деятельности, не соответствуют фактическим обстоятельствам, поскольку Планы-графики, утвержденные 19.09.2018, содержат информацию обо всех этапах реализации инвестиционного проекта, начиная с периода 3 квартала 2017 года, то есть с того периода, в котором было заключено Соглашение об осуществлении деятельности.

По изложенному, с учётом материалов камеральных проверок за 9 и 12 месяцев 2020 года, суд приходит к выводу о том, что переименование должностей, расширение круга должностных обязанностей (функционала и компетенций) по каждой должности, внесение изменений в ранее заключённые трудовые договоры сотрудников общества не влечёт за собой фактическое создание новых рабочих мест для целей применения пониженных тарифов страховых взносов, в связи с чем доводы заявителя об обратном отклоняет.

Несостоятельным также является и довод АО «ВНХК» о том, что изменение обществом адреса места нахождения и получение статуса резидента ТОСЭР, а также подписание дополнительных соглашений от 01.03.2018 к трудовым договорам, фактически повлекло создание для работников новых рабочих мест с иным, отличным от прежнего адресом места работы и статусом работодателя.

Так, из материалов дела и пояснений общества следует, что после получения статуса резидента ТОСЭР АО «ВНХК» 01.03.2018 заключило с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам, в которых местом осуществления трудовой деятельности работников определена территория ТОСЭР «Нефтехимический».

 Однако после подписания 01.03.2018 дополнительных соглашений к трудовым договорам наименования должностей и трудовые функции работников не изменились, а рабочие места фактически располагались по адресу: г. Находка, Административный городок, как и до заключения Соглашения об осуществлении деятельности.

Как подтверждается материалами камеральных налоговых проверок, рабочие места сотрудников находились вне границ ТОСЭР «Нефтехимический». Данный факт также подтверждается представленными в материалы дела показаниями работников, полученными в ходе допросов, а также протоколом осмотра, которым зафиксировано, что на территории ТОСЭР «Нефтехимический» отсутствуют какие-либо здания и сооружения.

Таким образом, обществом не соблюдены требования Закона №473-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 07.03.2017 № 272 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Нефтехимический» (далее - Постановление № 272).

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона № 473-ФЗ территория опережающего социально-экономического развития - это конкретно определенная часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона № 473-ФЗ резиденты ТОСЭР не вправе иметь филиалы и представительства за пределами ТОСЭР.

Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включающий в себя, в том числе особенности налогообложения, предусмотренные для резидентов ТОСЭР законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, устанавливается непосредственно для территории ТОСЭР.

Исходя из приведенных правовых норм, резидент ТОСЭР не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на рабочих местах, находящихся вне границ ТОСЭР.

Также согласно пункту 3 Постановления № 272 особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на ТОСЭР «Нефтехимический» действует при осуществлении видов экономической деятельности, включенных в классы ОКВЭД по перечню согласно приложению № 3.

Камеральными налоговыми проверками установлено, что в проверяемом периоде общество не осуществляло виды деятельности, предусмотренные Постановлением № 272 и Соглашением. Основной вид деятельности общества, указанный в ЕГРЮЛ - производство прочих химических органических основных веществ (ОКВЭД 20.14.7), однако в ходе анализа выписок по операциям на расчетных счетах АО «ВНХК» установлено, что в проверяемом периоде общество фактически осуществляло виды деятельности, не предусмотренные Соглашением об осуществлении деятельности, а именно: оказывало услуги юридическим и физическим лицам по предоставлению в аренду квартир для проживания сотрудников организаций, предоставляло в субаренду производственные помещения.

В соответствие с пунктом 3.3.9 Соглашения в случае одновременного осуществления деятельности, предусмотренной данным соглашением в рамках реализуемого инвестиционного проекта и иной деятельности, осуществляемой вне реализации инвестиционного проекта, на которую не распространяются меры государственной поддержки, резидент ТОСЭР обязан вести раздельный бухгалтерский учет (в том числе раздельный учет доходов и расходов) и раздельный учет рабочего времени и расчета с персоналом по оплате труда.

Указанный раздельный учет рабочего времени и расчета с персоналом по оплате труда в проверяемом периоде АО «ВНХК» не велся, что в совокупности с иными обстоятельствами, установленным налоговым органом, указывает на неправомерное применение обществом пониженных тарифов страховых взносов ко всем выплатам, производимым в пользу работников, учитывая факты осуществления иных видов деятельности, не предусмотренных Соглашением об осуществлении деятельности.

Довод общества о том, что основанием для применения льготы являлся и тот факт, что вся деятельность общества, в том числе до заключения Соглашения, была направлена на реализацию инвестпроекта, судом отклоняется, поскольку плательщик страховых взносов, имеющий статус резидента ТОСЭР, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов к выплатам и иным вознаграждениям, начисляемым в пользу физических лиц, трудовые обязанности которых непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, исключительно при соблюдении условий, предусмотренных статьей 427 НК РФ, к которым относится создание новых рабочих мест.

В рассматриваемом случае АО «ВНХК» не представило доказательств ни создания новых рабочих мест, ни осуществления деятельности, связанной с исполнением Соглашения.

Заключая с АО «КРДВ» Соглашение об осуществлении деятельности, АО «ВНХК» не могло не осознавать особый характер правоотношений, в которые вступает, и целевое значение предоставляемых резидентам ТОСЭР льгот и преференций - удовлетворение публично значимого интереса, заключающегося в ускоренном экономическом развитии территории ТОСЭР «Нефтехимический». Таким образом, общество, вступая на добровольной основе в подобные отношения, обязано исходить не только из приобретение им тех или иных прав и преимуществ, но и необходимости исполнения определенных обязанностей перед Российской Федерацией.

Применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых при осуществлении деятельности резидентом ТОСЭР, не связанной с реализацией упомянутого соглашения, не соответствует цели создания ТОСЭР и не способствует экономической эффективности развития такой территории.

Ввиду изложенного, суд соглашается с обоснованным выводом налогового органа о том, что АО «ВНХК» не выполнены требования, установленные подпунктом 12 пункта 1, пунктом 10.1 статьи 427 НК РФ.

При таких условиях, основания для применения пониженных тарифов страховых взносов, установленных подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ, в рассматриваемом случае у общества отсутствуют, в связи с чем доначисление заявителю страховых взносов по оспариваемым решениям является правомерным.

Доказательств, опровергающих вышеуказанные выводы налогового органа, отраженные в оспариваемых решениях, материалы дела не содержат.

При этом суд учитывает, что согласно статьям 8 и 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон и состязательности.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ).

Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (часть 2 статьи 65 АПК РФ).

Указанные сведения заявителем надлежащим образом не опровергнуты, достоверные и достаточные доказательства обратного не представлены.

Порядок проведения проверки и рассмотрения её результатов судом проверен, каких-либо грубых существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов проверки, влекущих признание оспариваемых решений незаконными, судом не установлено, возможность реализации права налогоплательщика на ознакомление с материалами проверки налоговым органом ограничена не была; акты налоговой проверки соответствуют установленной форме.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При изложенных обстоятельствах требования общества о признании недействительными решений МИФНС удовлетворению не подлежат.

Судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 6000 руб. суд относит на заявителя.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований акционерного общества «Восточная нефтехимическая компания» о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Приморскому краю № 2331 от 13.07.2021 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», № 3312 от 20.09.2021 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции.

  Судья                                                                                                  Фокина А.А.