ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-4822/19 от 26.04.2019 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                           Дело № А51-4822/2019

06 мая 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена   апреля 2019 года .

Полный текст решения изготовлен   мая 2019 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Нестеренко Л.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Баланец А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  Садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Особняк» (ИНН 2536287888, ОГРН 1152536009163, дата государственной регистрации 29.09.2015)

к   Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.12.2004)

о признании незаконным постановления заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Артемовского городского округа, Надеждинского района и Хасанского района Управления Росреестра по Приморскому краю ФИО1 от 28.02.2019 о привлечении СНТ СТ «Особняк» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании: от заявителя – адвокат Дружинина О.Г. по доверенности от 04.03.2019, от ответчика – ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения ФИО2 по доверенности от 25.12.2018 № 03-192,

установил: Садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости «Особняк» обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю.

В судебном заседании 23.04.2019 суд в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  объявил перерыв до 26.04.2019 в 11 час. 00 мин., после которого рассмотрение дела продолжено в том же составе суда при участии тех же представителей сторон.

В ходе судебного заседания заявитель требование поддержал по изложенным в заявлении основаниям. Полагает недоказанными как событие вмененного ему ответчиком административного правонарушения, так и его состав. Заявитель полагает, что административный орган не доказал нахождение объектов СНТ СН «Особняк» на территории общего пользования и создание этим препятствий для третьих лиц, а равно не доказал факт самовольного занятия такими объектами земельного участка, принадлежащего  иному лицу.

Как пояснил заявитель, Девятая улица СНТ «Вираж», на которой установлен шлагбаум, относится к землям общего пользования данного товарищества, членом которого также является гражданин ФИО3, обратившийся в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о нарушении его прав ввиду наличия спорного шлагбаума. Заявитель указал, что участок ФИО3 расположен на Седьмой улице СНТ «Вираж», и доступ к данному участку возможен с улицы № 7, достаточно удаленной от улицы, на которой стоит шлагбаум, в связи с чем, по мнению  СНТ СН «Особняк», доводы административного органа о нарушении прав указанного физического лица считает необоснованными.

Заявитель также полагает необоснованными доводы Управления относительно организации на территории общего пользования садоводческим товариществом стоянки автотранспорта, установки дровяника и вольера для собаки ввиду отсутствия в материалах дела об административном правонарушении  схемы расположения данных объектов и иных документов, позволяющих  с точностью  установить местоположение таких объектов. Вместе с тем, по утверждению заявителя, указанные объекты расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 25:10:010626:218, принадлежащем ФИО4, являющейся членом садоводческого товарищества.

Заявитель утверждает, что для установки спорного шлагбаума  получено согласие всех собственников земельных участков, расположенных по адресу: Приморский край, Надеждинский район, урочище «Соловей ключ», СНТ СН «Особняк», и являющихся также членами СНТ «Вираж».

Заявитель указал, что установленный шлагбаум не препятствует свободному доступу для пешеходов, ограничивая лишь свободный проезд автомобилей. Также, по мнению заявителя, общая площадь земельного участка 1380 кв. м, на который, по мнению административного органа, ограничен доступ, документально не подтверждена в ходе производства по делу об административном правонарушении.

Кроме того, заявитель полагает, что Управление Рореестра нарушило процессуальный порядок составления протокола об административном правонарушении ввиду его датирования 22.12.2019 днем, фактически не наступившим.  В связи с этим полагает, что оспариваемое постановление от 28.02.2019 также вынесено с нарушением требований КоАП РФ.

Ответчик с заявленным требованием не согласился по изложенным в письменном отзыве основаниям. Полагает, что правовые основания для привлечения  садоводческого товарищества к предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ административной ответственности за совершение вмененного ему административного правонарушения имелись. Считает событие и состав вмененного заявителю административного правонарушения доказанными. По мнению ответчика, доводы заявителя о наличии процессуальных нарушений со стороны Управления при составлении протокола об административном правонарушении нсостоятельны.

По утверждению ответчика, событие вмененного садоводческому товариществу административного правонарушения подтверждено в том числе актом административного обследования объекта земельных отношений от 29.01.2019 № 28/19. Ответчик указал, что  земельные участки с кадастровыми номерами 25:10:010626:291, 25:10:010626:154, подъезд к которым огорожен шлагбаумом, принадлежат третьим лицам: ФИО5, ФИО6, и правоустанавливающий документ на огороженный земельный участок общего пользования у СНТ СН «Особняк» отсутствует.

Также ответчик пояснил, что обмер самовольно занятого земельного участка был произведен в ходе административного обследования данного участка электронной рулеткой «Leica DISTOtm D5» № 313650098 (свидетельство о поверке № 1602256 от 23.07.2018 - действительно до 23.07.2019).

Ответчик пояснил, что указание в протоколе об административном правонарушении даты его составления 22.12.2019 является технической ошибкой.

При рассмотрении дела суд установил, что 15.11.2018 в Артемовский межмуниципальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю поступило заявление гр. ФИО3, указавшего на наличие в действиях владельца земельного участка с кадастровым номером 25:10:010626:180 признаков административного правонарушения, выраженного в самовольном занятии земель общего пользования посредством установки шлагбаума с навесным замком, что нарушает право на беспрепятственный проход и проезд по землям общего пользования, на обслуживание электрических сетей СНТ «Вираж», проезду спецтехники.

В рамках проведения проверки изложенных в заявлении гр. ФИО3  обстоятельств Управлением было установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером 25:10:010626:180 и прилегающей к нему территории было   проведено   административное   обследование,   в   ходе   которого установлено, что земельный участок с кадастровым номером 25:10:010626:180 был преобразован в земельный участок с кадастровым номером 25:10:010626:381 в результате соединения с земельным участком с кадастровым номером кадастровым номером 25:10:010626:193.

На землях общего пользования перед участком № 22 по ул. Девятой в СНТ СН «Особняк» Надеждинского района установлен шлагбаум, высотой около 1 м. Данный шлагбаум перекрывает проезд к землям общего пользования и земельным участкам с кадастровыми номерами: 25:10:010626:291, 25:10:010626:218, 25:10:010626:154, 25:10:010626:375, 25:10:010626:295, 25:10:010626:237, расположенным по ул. Девятой в с/т «Особняк», принадлежащих третьим лицам. В ходе обследования был проведен обмер земельного участка, согласно которому площадь территории земель общего пользования, доступ к которой ограничен вследствие установки шлагбаума, составляет 1380 кв.м.

Результаты административного обследования земельного участка зафиксированы Управлением в акте административного обследования объекта земельных отношений от 29.01.2019 № 28/19.

В ходе производства по делу об административном правонарушении установлено, что собственник земельного участка с кадастровым номером 25:10:010626:381 ФИО7 ранее являлась председателем СНТ «Вираж», и а в настоящее время наделена полномочиями председателя СНТ СП «Особняк».

В рамках производства по делу об административном правонарушении Управлением на основе данных опрошенных членов СНТ «Вираж» и СНТ СП «Особняк» также выявлено, что ими принимались на общих собраниях решения об установлении на каждой улице садоводческих товариществ шлагбаумов, в том числе по ул. Девятой, участок № 22 (протокол общего собрания членов СНТ «Вираж» от 15.05.2011, протокол общего собрания членов СНТ СП «Особняк» от 19.09.2017).

Кроме того, согласно данным гражданами ФИО7 и ФИО4 пояснениям и сведениям ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами 25:10:010626:218, 25:10:010626:375, 25:10:010626:295, 25:10:010626:237 принадлежат им и мужу ФИО7 ФИО8, а земельные участки с кадастровыми номерами 25:10:010626:291, 25:10:010626:154 принадлежат иным лицам.

Учитывая сведения протокола общего  собрания СНТ СП «Особняк» от 19.09.2017, Управление Рореестра сочло, что поскольку решение об установке шлагбаума принималось всеми членами данного садоводческого товарищества, то именно в его действиях имеются признаки административного правонарушения, квалифицируемого в соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ.

В связи с этим 28.02.2019 Управление составило в отношении СНТ СН «Особняк», в присутствии его председателя ФИО7, протокол об административном правонарушении.

Постановлением Управления Рореестра по Приморскому краю от 28.02.2019 СНТ СН «Особняк» привлечено к административной ответственности предусмотренной статьей 7.1 КоА ПРФ, с применением к нему административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

СНТ СН «Особняк» не согласилось с данным постановлением, полагая, что в деянии садоводческого товарищества отсутствует состав вмененного ему правонарушения, и оспорило его в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав в порядке части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, частей 6, 7 статьи 210 АПК РФ законность оспариваемого постановления в полном объеме, суд пришел к  следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).

Согласно Положению о государственном земельном надзоре, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, надзор за соблюдением выполнения требований земельного законодательства по недопущению самовольного занятия земельных участков осуществляют Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.

Из содержания статьи 2.1 КоАП РФ следует, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

 По правилам части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Как следует из материалов дела об административном правонарушении  Управлением Росреестра вменена СНТ СН «Особняк» установка шлагбаума землях общего пользования перед участком № 22 по ул. Девятой в урочище «Соловей ключ», Надеждинского района, препятствующего доступу к землям общего пользования и к принадлежащим третьим лицам земельным участкам, расположенным по ул. Девятой в СНТ СН «Особняк».

Участком № 22 по ул. Девятой является земельный участок с кадастровым номером 25:10:010626:381 принадлежащий на праве собственности ФИО7 – председателю СНТ СН «Особняк».

Согласно административному материалу, указанный шлагбаум установлен на основе решения общего собрания данного садоводческого товарищества, оформленного протоколом от 19.09.2017.

В ходе административного обследования Управление на основе самостоятельно произведенных измерений и расчетов обследованной территории выявлено, что  общая площадь территории, к которой ограничен доступ вследствие установки указанного шлагбаума,  составила  1380 кв.м.

По результатам административного обследования территории  Управление выявило, что шлагбаум установлен на заканчивающейся тупиком в районе земельного участка с кадастровым номером 25:10:010626:237 грунтовой дороге, на которую также накладывается контур земельного участка с кадастровым номером 25:10:010626:295. При этом по направлению на юго-восток от земельного участка с кадастровым номером 25:10:010626:237 находится нетронутый лесной массив. Данные обстоятельства, как и факт наличия шлагбаума, заявитель не оспаривает.

Согласно приложенному к акту административного обследования  объекта  земельных отношений от 29.01.2019 № 28/19 схематическому чертежу обмера границ земельного участка самовольно занятой территорией Управление определило перекрытой территорией общего пользования участок, между земельными участками  с кадастровыми номерами 25:10:010626:375, 25:10:010626:295 по направлению на северо-запад, а также территорию вдоль указанной дороги и между земельными участками с кадастровыми номерами  25:10:010626:218, 25:10:010626:154, с расположенным на нем водоемом (озером). Именно указанная территория  на схеме отнесена Управлением к территории общего пользования.

В соответствии с указанной схемой рассматриваемая грунтовая дорога расположена вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 25:10:010626:381, 25:10:010626:218, 25:10:010626:375, 25:10:010626:291, 25:10:010626:154.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.

 Объективной стороной противоправного деяния является самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Субъектом указанного правонарушения является лицо, которое самовольно заняло земельный участок или его часть, в том числе использующее земельный участок в отсутствие прав на него.

В абзаце 2 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.

Таким образом, в целях установления факта наличия в действиях СНТ СН «Особняк» объективной стороны правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка, Управлению Росреестра в рассматриваемой ситуации необходимо доказать следующее: субъект пользовался земельным участком в своих интересах; данный земельный участок принадлежит третьему лицу, который в установленном порядке не выражал свою волю на использование земельного участка указанным субъектом.

Таким образом, применительно к спорным правоотношениям юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению и доказыванию, являются факты самовольного занятия (захвата) и использования земельного участка садоводческим товариществом не принадлежащего ему земельного участка.

Учитывая правовые принципы объективной стороны анализируемого административного правонарушения и юридические обстоятельства, которые необходимо установить в рамках рассматриваемого дела, тождественными могут признаваться зафиксированные факты использования нарушителем земельного участка, принадлежащего третьим лицам, в том числе публичному образованию, при отсутствии прав на такое пользование.

 Согласно статье 4 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ) собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества (пункт 1). Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости (пункт 2).

В статье 3 Закона № 217-ФЗ  дано определение имущества общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (пункт 5).

Согласно этой же статье земельные участки общего назначения - земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования (пункт 6).

Аналогичный принцип использования имущества общего пользования, в том числе земельных участков, предназначенных для обеспечения в пределах территории, в том числе садоводческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей было ранее определено Федеральным законом от 15.04.1998 №  66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон № 66-ФЗ).

Согласно пункту 5.4 СП 53.13330.2011. «Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2010 № 849), земельный участок, предоставленный садоводческому, дачному объединению, состоит из земель общего пользования и земель индивидуальных участков.

К землям общего пользования относятся земли, занятые дорогами, улицами, проездами (в пределах красных линий), пожарными водоемами, а также площадками и участками объектов общего пользования (включая их санитарно-защитные зоны).

По аналогии с ранее действующим Законом № 66-ФЗ (подпункт 10 пункта 1 статьи 21) в продпункте 5 пункта 1 статьи 17 Закона № 217-ФЗ компетенцией на принятие решений относительно порядка  использования имущества общего пользования наделено собрание общего собрания членов товарищества.

Таким образом, вопрос об использовании имущества садоводческого товарищества, в том числе об использовании земельного участка общего назначения в пределах территории садоводческого товарищества, необходимого для обеспечения потребностей его членов,  должен решаться общим их собранием.

В силу приведенных норм права для правильной оценки обстоятельств, послуживших основанием вывода о наличии в действиях СНТ СН «Особняк» по установке шлагбаума перед участком № 22 по ул. Девятой урочища «Соловей ключ» в Надеждинском районе  необходимо установить, имелись ли правовые основания для установки данного шлагбаума у членов данного садоводческого товарищества, используется ли дорога между земельными  участками с кадастровыми номерами 25:10:010626:381, 25:10:010626:218, 25:10:010626:375, 25:10:010626:291, 25:10:010626:154 для нужд данного садоводческого товарищества; создаются ли препятствия для использования иных земельных участков владельцев, не являющихся членами садоводческого товарищества.

Заявитель утверждает, что спорный земельный участок общего пользования, включая спорный участок грунтовой дороги, фактически расположены на территории СНТ «Вираж» и СНТ СН «Особняк».

Как следует из представленных в материалы дела документов, на основании Распоряжения Главы администрации Надеждинского района Приморского края от 27.07.1994 № 215-р земли Садоводческого товарищества «Вираж», созданного рабочими и служащими ВПОПАТ-1, приватизированы  в коллективно-долевую собственность на площади 19,14 га для 319 семей, а 4,26 га земель данного садоводческого товарищества переданы в постоянное пользование.

Согласно подготовленной администрацией Надеждинского района Приморского края архивной выписке от 16.11.2015 № 1370  из постановления главы этого же муниципального образования от 10.11.2004 № 635 «О разделе садоводческого товарищества «Вираж» и передаче земельных участков вновь образованным садоводческим товариществам» Садоводческому товариществу «Вираж» утверждено 14,26 га земельного участка, расположенного в урочище «Соловей ключ» Надеждинского района Приморского края, из которых 11,902 га – в коллективно-долевую собственность гражданам для садоводства, согласно приложенному к указанному постановлению списку и кадастровому плану, а 2,963 га – в постоянное (бессрочное) пользование, как земли общего пользования.

В соответствии с кадастровым паспортом на земельный участок  от 17.12.2015 № 25/00-15-416978  земельный участок общей площадью 29630 кв.м из земель категории сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: земли общего пользования поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 25:10:010626:320, как ранее учтенный  объект.

Как следует из представленных в материалы дела документов,  принадлежащий на праве собственности ФИО7 (ранее являвшейся председателем СНТ «Вираж», и а в настоящее время председатель СНТ СП «Особняк») земельный участок с кадастровым номером 25:10:010626:381 образован в результате преобразования земельного  участка с кадастровым номером 25:10:010626:180 с присоединением к нему земельного участка с кадастровым номером 25:10:010626:193.

Управление установило, что земельный участок с кадастровым номером 25:10:010626:381 принадлежит на праве собственности ФИО7, участок с кадастровым номером 25:10:010626:375 принадлежит на праве собственности ФИО8 участки с кадастровыми номерами 25:10:010626:295, 25:10:010626:218 принадлежат на праве собственности ФИО9 Все указанные лица являются членами СНТ СП «Особняк».

Более того,  согласно представленным в материалы дела документам и данным Управлению в ходе рассмотрения административного дела пояснениям председателя  СНТ СП «Особняк» ФИО7, она, ФИО9, ФИО8 являлись членами СНТ «Вираж», и улица Девятая урочища «Славянский ключ» указанного садоводческого товарищества предоставлена его членам в пользование в составе земельного участка общего назначения для нужд членов садоводческого товарищества, что также  подтверждено приложенной к кадастровому паспорту на земельный участок  от 17.12.2015 № 25/00-15-416978 схеме расположения земельных участков  СНТ «Вираж».

Заявитель настаивает на том факте, что спорный шлагбаум был установлен не СНТ СП «Особняк», а СНТ «Вираж» на основании решения общего собрания членов СНТ «Вираж», оформленного протоколом от 15.05.2011. После образования СНТ СП «Особняк» Товарищество приняло лишь решение оставить данный шлагбаум и не демонтировать его (протокол общего собрания членов СНТ СП «Особняк»  от 19.09.2017).

То обстоятельство, что спорная территория, определенная административным органом в ходе проведенного им обследования, расположена исключительно в пределах СНТ «Вираж» и СНТ СП «Особняк», между земельными участками членов данных садоводческих товариществ Управление подтвердило приложенной к акту административного обследования объекта земельных отношений от 29.01.2019 № 28/19 схемой, и в силу приведенных норм права, а также на основе данных кадастрового учета земельного участка общей площадью 29630 кв.м  с кадастровым номером 25:10:010626:320, вопрос относительно использования территорией общего назначения членами указанных садоводческих товариществ подлежит разрешению между данными товариществами.

При этом суд учитывает, что спорный шлагбаум установлен на основе принятого общим собранием членов СНТ СП «Особняк» решения,  оформленного протоколом от 19.09.2017, что не противоречит ранее принятому 15.05.2011 аналогичному решению общего собрания членов СНТ «Вираж»,  в число которых ранее были включены ФИО7, ФИО9 и ФИО8, являющиеся правообладателями земельных участков 25:10:010626:381, 25:10:010626:375, 25:10:010626:295, 25:10:010626:218. 

Несмотря на то, что членство ФИО6, являющегося собственником земельного участка с кадастровым номером 26:10:010626:154, в СНТ СП «Особняк» не подтверждено, данный участок, исходя из  сопоставления определенного Управлением Росреестра в ходе административного обследования территории местоположения и схемы расположения земельных участков, предоставленных СНТ «Вираж» согласно данным кадастрового учета, передан в составе земель данному садоводческому товариществу согласно распоряжению Главы администрации Надеждинского района Приморского края от 27.07.1994 № 215-р и постановлению главы этого же муниципального образования от 10.11.2004 № 635 «О разделе садоводческого товарищества «Вираж» и передаче земельных участков вновь образованным садоводческим товариществам».

Аналогичным образом суд оценивает расположение земельного участка с кадастровым номером 25:10:010626:291, принадлежащего на  праве собственности ФИО5

 При этом, согласно данным в ходе производства по делу об административном правонарушении пояснениям председателя СНТ «Вираж» ФИО7 до установки шлагбаума согласие на это ФИО6 было получено.

Таким образом, поскольку вся определенная Управлением Росреестра по Приморскому краю территория общего назначения включена в состав земельного участка общей площадью 29630 кв.м  с кадастровым номером 25:10:010626:320, предоставленного ранее СНТ «Вираж»; в рамках административного обследования факт установки шлагбаума на основе принятого общим собранием членов СНТ СП «Особняк» решения подтвержден в ходе производства по делу об административном правонарушении;  решение об установке шлагбаума было принято в порядке, определенном  продпунктом 5 пункта 1 статьи 17 Закона № 217-ФЗ, не вступив в принципиальное противоречие с ранее принятым аналогичным решением общего собрания членов СНТ «Вираж»; вопрос относительно использования земельных участков общего назначения, входящих в состав территорий указанных садоводческих товариществ может быть разрешен между ними в правовом поле регулирования гражданских правоотношений, в том числе с учетом предоставленной компетенции общим собраниям их членов, суд приходит к выводу о том, что факт самовольного занятия земельного участка заявителем объективно не доказан Управлением Росреестра.

Суд в рассматриваемых обстоятельствах учитывает, что нарушение прав и законных интересов  владельцев земельных участков с кадастровыми номерами 25:10:010626:291, 25:10:010626:154 установкой шлагбаума Управлением в рамках производства по делу об административном правонарушении также не доказан, равно как и не подтвержден факт нарушения прав и законных интересов ФИО3, являющегося членом СНТ «Вираж».

 Согласно приложенной к акту административного обследования объекта земельных отношений от 29.01.2019 № 28/19 фототаблице, данным в рамках производства по делу об административном правонарушении  пояснениям председателя СНТ «Вираж» ФИО7, схеме расположения земельного участка с кадастровым номером  25:10:010626:291 и установки шлагбаума, доступ к данному земельному участку, с учетом установленного вдоль дороги сплошного ограждения, объективно не мог быть ограничен, и вопрос относительно соблюдения интересов владельца данного участка ФИО5 может быть решен в рамках гражданских правоотношений.

При наличии согласия собственника земельного участка с кадастровым номером  25:10:010626:154 ФИО6 на установку шлагбаума вывод административного органа о нарушении его прав и законных интересов также не обоснован.

Нарушение прав и законных интересов ФИО3 также ответчиком не подтверждено в рамках производства по делу об административном правонарушении, тем более учитывая отсутствие опровержения со стороны Управления доводов о нахождении земельного участка указанного лица на Седьмой улице СНТ «Вираж» с обеспечением доступа к нему, в том числе иными способами, нежели с дороги Девятой улицы урочища «Соловей ключ». При этом вопросы соблюдения прав данного лица, как одного из членов СНТ «Вираж», могут быть рассмотрены в рамках правоотношений между названным садоводческим товариществом и СНТ СП «Особняк».

Кроме того, на основе исследования приложенной к акту административного обследования объекта земельных отношений от 29.01.2019 № 28/19 фототаблицы, суд приходит к выводу о том, что доступ на территорию общего назначения ограничен лишь для средств наземного транспорта, при этом проезд, как до земельного участка с кадастровым номером  25:10:010626:295, так и между данным участком и участком с кадастровым номером 25:10:010626:375 не является сквозным к иным  земельным участкам не относится, либо к иным территориям общего пользования, что подтверждено, как схемой местоположения земельных участков СНТ «Вираж», так и приложенным к названному акту обследования схематическим чертежом границ земельного участка.

При изложенных обстоятельствах в своей совокупности суд приходит к выводу об отсутствии в действиях СНТ СП «Особняк» по установке спорного шлагбаума объективной стороны вмененного ему Управлением Рореестра правонарушения, соответственно, в силу пункта 2 пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ у ответчика отсутствовали  условия для привлечения данного лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ.

В связи с этим доводы заявителя о процессуальных нарушениях со стороны Управления Рореестра при составлении протокола об административном правонарушении не имеют существенного значения для рассмотрения вопроса относительно соответствия закону оспариваемого постановления о назначении административного наказания, коль скоро указание в протоколе даты его составления 22.12.2019 очевидно свидетельствует о допущенной ответчиком технической ошибке, учитывая  соблюдение административным органом предоставленных СНТ СП «Особняк» статьями 25.1, 25.4, 25.5, 28.2 КоАП РФ гарантий при производстве по делу об административном правонарушении.

Поскольку судом не установлено правовых основания для привлечения СНТ СП «Особняк» к административной ответственности, в силу  части 2 статьи 211 АПК РФ постановление от 28.02.2019 по делу № 45-34/19 об административном правонарушении подлежит признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

  Признать незаконным и отменить постановление заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Артемовского городского округа, Надеждинского района и Хасанского района Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 28.02.2019 по делу № 45-34/19 об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение 10 дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

         Судья                                                                          Нестеренко Л.П.            .