ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-4936/2021 от 02.09.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                             Дело № А51-4936/2021

09 сентября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2021 года .

Полный текст решения изготовлен сентября 2021 года .

            Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Власенко Т.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Туктамышевой С.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску   общества с ограниченной ответственностью «Море рыбы Приморье»  (ИНН 2543097969, ОГРН 1162536072588)  к  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Приморскому краю  (ИНН 2536040707, ОГРН 1042503042570) о признании недействительным решения о приостановлении государственной регистрации от 08.10.2020 №24067А с учетом решения УФНС России по Приморскому краю от 24.12.2020 №13-09/53065; о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации №24067А от 08.10.2020  с учетом решения УФНС России по Приморскому краю от 24.12.2020 №13-09/53065; о признании недействительным решения о проведении выездной налоговой проверки №3/1 от 06.11.2020 с учетом решения УФНС России по Приморскому краю от 24.12.2020 №13-09/53065,  обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Приморскому краю  осуществить государственную регистрацию ликвидации заявителя,

третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю

при участии в заседании: от заявителя - ФИО1 в порядке передоверия, паспорт, диплом, доверенность от 13.05.2021 (до 31.05.2022), от ответчика - ФИО2, доверенность от 12.04.2021(сроком на год), служебное удостоверение, ФИО3, доверенность от 11.01.2021 (сроком на год), служебное удостоверение, от Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю - ФИО4, доверенность от 11.01.2021 (сроком на год), паспорт, диплом.

установил:общество с ограниченной ответственностью «Море рыбы Приморье»  (далее – заявитель, ООО «МРП», общество)  к  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Приморскому краю  (далее – ответчик, налоговый (регистрирующий) орган) о признании недействительным решения о приостановлении государственной регистрации от 08.10.2020 №24067А с учетом решения УФНС России по Приморскому краю от 24.12.2020 №13-09/53065; о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации №24067А от 08.10.2020  с учетом решения УФНС России по Приморскому краю от 24.12.2020 №13-09/53065; о признании недействительным решения о проведении выездной налоговой проверки №3/1 от 06.11.2020 с учетом решения УФНС России по Приморскому краю от 24.12.2020 №13-09/53065.

Заявитель  уточнил заявленные требования в рамках восстановления права и  просит обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №15 по Приморскому краю  осуществить государственную регистрацию ликвидации заявителя.

Уточнение заявления судом рассмотрено и принято в порядке статьи 49 АПК РФ.

К судебному заседанию поступили дополнительные документы в материалы дела. Копии документов вручены истцом ответчику и третьему лицу.

Представитель истца поддержал заявленные требования в уточненной редакции в полном объеме.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований.

Третье лицо дало устные пояснения, заявило о текущем продолжении налоговой выездной проверки с проведением мероприятий дополнительного контроля.

Ответчик, третье лицо, после ознакомления с поступившими документами, заявили о готовности продолжения судебного разбирательства.

Участвующие в деле лица дали устные пояснения, ответили на вопросы суда.

Судом исследованы материалы дела и установлено, что ООО «МРП» зарегистрировано налоговым органом 22.06.2016, с 12.02.2020 состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 15 по Приморскому краю, основным видом деятельности является «Торговля оптовая рыбой, ракообразными и моллюсками, консервами и пресервами из рыбы и морепродуктов», единственный учредитель, руководителем общества - ФИО5.

В регистрирующий орган в электронном виде 15.07.2020 поступило заявление по форме №Р15001 (вх. № 16208А) «Уведомление о ликвидации юридического лица» в отношении ООО «Море Рыбы Приморье», с приложением решения единственного участника от 10.07.2020№ 1/2020.

На основании представленных документов, в отсутствии правовых оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных ст. 23 Закона № 129-ФЗ, регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации № 24552А от 22.07.2020, в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2162536239831 от 22.07.2020.

01.10.2020 в регистрирующий орган в электронном виде в отношении ООО «МРП» поступило уведомление о ликвидации юридического лица по форме № Р15001 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса (вх. № 24077А от 01.10.2020), с вышеуказанным уведомлением в регистрирующий орган представлен промежуточный ликвидационный баланс.

По результатам рассмотрения представленных документов Инспекцией вынесено решение от 08.10.2020 №24077А «О государственной регистрации».

01.10.2020 в регистрирующий орган в электронном виде в отношении ООО «МРП» поступил пакет документов (вх. №24067А), содержащий заявление по форме № Р16001 о ликвидации юридического лица ООО «МРП», а также решение единственного участника от 01.10.2020 №02/2020 и ликвидационный баланс Общества.

В связи с наличием сомнений в достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, на основании п.4.2, п.4.4 ст.9 Закона № 129-ФЗ регистрирующим органом принято решение от 08.10.2020 №24067А «О приостановлении государственной регистрации» для проверки достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ.

По результатам проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, а также документов, представленных для государственной регистрации, в соответствии с подп. «х» п.1 ст.23 Закона № 129-ФЗ регистрирующим органом принято решение от 06.11.2020 №24067А «Об отказе в государственной регистрации». Основанием для отказа в государственной регистрации явилось установление факта вынесения налоговым органом решения от 06.11.2020 №3/1 «О проведении выездной налоговой проверки».

В соответствии с указанным решением в отношении ООО «МРП» назначена выездная налоговая проверка по налогам, сборам, страховым взносам за период с 01.01.2017 по 30.10.2020, в решении указаны должностные лица налогового органа, которым поручено проведение проверки. Указанное решение направлено Обществу по телекоммуникационным каналам связи 06.11.2020.

Решением УФНС России по Приморскому краю от 24.12.2020 № 13-09/53065@ жалоба ООО «МРП» оставлена без удовлетворения.

Решением ФНС России от 26.03.2021 № КЧ-4-9/3977@ жалобы ликвидатора ООО «МРП» ФИО5, а также направленные УФНС России по Приморскому краю письмами от 09.02.2021 № 13-08/04521 @, от 10.02.2021 № 13-08/04744@, Прокуратурой Приморского края письмом от 05.02.2021 № 7-136-2021/20050001/Исорг79-21 идентичные жалобы заявителя на вынесенные ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока в отношении ООО «МРП» решения от 06.11.2020 № 24067А об отказе в государственной регистрации ликвидации Общества (решение № 24067А) и № 3/1 о проведении выездной налоговой проверки (далее – ВНП, Решение № 3/1), а также решение Управления от 24.12.2020 № 13-09/53065@ об оставлении без удовлетворения жалоб Заявителя на Решение № 24067А и Решение № 3/1  (вх. № 031126/В от 02.02.2021, № 031133/В от 02.02.2021, № 040968/В от 09.02.2021, № 042624/В от 10.02.2021, № 051805/В от 18.02.2021), оставлены без удовлетворения.

Полагая, что решения о приостановлении государственной регистрации от 08.10.2020 №24067А с учетом решения УФНС России по Приморскому краю от 24.12.2020 №13-09/53065; решения об отказе в государственной регистрации №24067А от 08.10.2020  с учетом решения УФНС России по Приморскому краю от 24.12.2020 №13-09/53065; решения о проведении выездной налоговой проверки №3/1 от 06.11.2020 с учетом решения УФНС России по Приморскому краю от 24.12.2020 №13-09/53065 являются незаконными, просит  обязать МИФНС России №15 по Приморскому краю  осуществить государственную регистрацию ликвидации заявителя.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов госорганов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.

При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, налоговые органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ)состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Порядок ликвидации юридического лица регламентируется статьями 61-64 ГК РФ и главой VII Закона № 129-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

В силу пунктом 3 статьи 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Согласно пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

В соответствии с пунктом 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В соответствии с пп. «в» пункта  4 статьи 20 Закона № 129-ФЗ уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки.

В силу пункта 6 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

-подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

-ликвидационный баланс;

-документ об уплате государственной пошлины;

-документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям, установленным нормативными актами, либо сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.

Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.

Отказ в государственной регистрации юридического лица предусмотрен статьей 23 Закона № 129-ФЗ, пункт 1 которой содержит исчерпывающий перечень оснований для такого отказа.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 129-ФЗ   ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Принцип публичной достоверности данных Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) ст. 51 ГК РФ, позволяет добросовестным участникам оборота полагаться на такие данные в своей деятельности, рассматривать их как достоверные. Вместе с тем существующая правовая регламентация процедуры создания и изменения статуса юридических лиц не гарантирует фактической достоверности данных реестра.

Государственная регистрация событий, действий и прав является публично-правовой мерой охраны наиболее важных имущественных и личных неимущественных интересов участников гражданского оборота. По своему значению она призвана обеспечить публичность отражаемых в реестрах сведений, то есть их юридическую силу для третьих лиц, а также достоверность таких сведений, позволяющую полагаться на них участникам гражданско-правового оборота.

Следует обратить внимание на две важнейшие функции, которые призван осуществлять Единый государственный реестр юридических лиц. Во-первых, он выступает средством контроля над созданием и деятельностью юридических лиц. Во-вторых, ЕГРЮЛ должен обеспечивать контрагентам юридического лица возможность получать актуальную информацию о таком лице.

Если ЕГРЮЛ содержит недостоверные сведения, то это может негативно сказаться на состоянии гражданского оборота в целом, подорвать его стабильность и устойчивость, а также снизить эффективность гражданско-правовой охраны прав и законных интересов добросовестных участников оборота.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В пункте 1.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ установлено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 1.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 4.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ).

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных Законом № 129-ФЗ (п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

В соответствии с п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством:

а)изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в
том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений,
представленных заявителем;

б)получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны
какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в)получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении
проверки;

г)проведения осмотра объектов недвижимости;

д)привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

В силу п. 4.4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

Приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ утверждены основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов указанных мероприятий.

Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4.3 Закона № 129-ФЗ).

По правилам пункта 4.4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Так, в случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.

В случае принятия решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, а также в случае вступления в силу итогового документа по результатам данной выездной налоговой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, в течение пяти рабочих дней (пункт 5 статьи 20 Закона №129-ФЗ).

Отказ в государственной регистрации предусмотрен статьей 23 Закона №129-ФЗ, пункт 1 которой содержит исчерпывающий перечень оснований для такого отказа.

В силу подп. «х» пункта 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Законом №129-ФЗ в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

Как установлено судом, 01.10.2020 в регистрирующий орган поступил пакет документов (вх. №24077А), содержащий уведомление по форме №Р 15001 о ликвидации юридического лица ООО «МРП», направленное в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса. По результатам рассмотрения представленных документов Инспекцией вынесено решение от 08.10.2020 №24077А «О государственной регистрации».

Также, 01.10.2020 в регистрирующий орган поступил пакет документов (вх. №24067А), содержащий заявление по форме №Р 16001 о ликвидации юридического лица ООО «МРП», а также решение единственного участника от 01.10.2020 №02/2020 и ликвидационный баланс Общества.

Согласно информации представленной налоговым органом по месту учета юридического лица - ООО «МРП» относится к категории налогоплательщиков осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность с высоким уровнем риска: построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических и деловых целей. Значительное количество контрагентов имеющих статус «проблемных», «технических компаний», «фирм-однодневок». Опережающий темп роста расходов над доходами, доля вычетов по НДС более 89%, расходы максимально приближены к доходам.

ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока в УФНС России по Приморскому краю в соответствии с письмом от 22.09.2020 № 06-09/34131 дсп направила докладную записку от 03.08.2020 о целесообразности проведения выездной налоговой проверки в отношении ООО «МРП».

В регистрирующий орган 02.10.2020 от отдела предпроверочного анализа и истребования документов ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока представлена служебная записка, согласно которой в отношении ООО «МРП» (ИНН <***>) проводятся мероприятия налогового контроля для дальнейшего включения ООО «МРП» в план проведения выездной налоговой проверки.

В связи с наличием сомнений в достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ сведений в связи с ликвидацией на основании п.4.2, п.4.4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующим органом принято решение от 08.10.2020 № 24067А о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ.

В рассматриваемой ситуации действия инспекции соответствуют вышеприведенным положениям Закона и, в частности положениям статьи 9 Закона.

В связи с чем, решение инспекции о приостановлении государственной регистрации от 08.10.2020 № 24067А законно, оспариваемое решение нарушение прав для общества не повлекло, поскольку оно не является окончательным актом регистрирующего органа и принято в пределах его полномочий, направленных на проверку достоверности представленных к регистрации в едином информационном ресурсе сведений.

Решение о приостановлении государственной регистрации содержит основания для приостановления государственной регистрации, сведения о том, что в налоговый орган по месту учета юридического лица будут дополнительно направлены соответствующие запросы.

Учитывая, что какие-либо пояснения, документы регистрирующему органу от общества для принятия соответствующего решения не требовались, решение о приостановлении государственной регистрации не содержало сведений о необходимости представления обществом в регистрирующий орган пояснений, документов.

Вместе с тем общество (ликвидатор) не было лишено права на представление соответствующих пояснений, документов в регистрирующий орган.

В решении о приостановлении государственной регистрации от 08.10.2020 №24067А указано о возможности Заявителя в срок до 27.10.2020 представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ                               не представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии у регистрирующего органа оснований для приостановления государственной регистрации, о чем было вынесено оспариваемое решениео приостановлении государственной регистрации.

По результатам проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, а также документов, представленных для государственной регистрации, в соответствии с подп. «х» п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ регистрирующим органом принято решение от 06.11.2020 №24067А «Об отказе в государственной регистрации».

Основанием для отказа в государственной регистрации явилось установление факта вынесения налоговым органом решения от 06.11.2020 №3/1 «О проведении выездной налоговой проверки». 06.11.2020 в программный комплекс АИС Налог-3 в ИР «Ограничения» внесена запись ГРН 1420253600116 о наличии ограничительным мер в связи с проведением выездной налоговой проверки.

Так, в соответствии с данным решением в отношении ООО «МРП» назначена выездная налоговая проверка по всем налогам, сборам, страховым взносам за период с 01.01.2017 по 30.10.2020, в решении указаны должностные лица налогового органа, которым поручено проведение проверки. Указанное решение направлено Обществу по телекоммуникационным каналам связи 06.11.2020 и получено 09.11.2020.

В силу пп. «в» п. 4 ст. 20 Закона № 129-ФЗ в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

С учетом изложенного, наличие у регистрирующего органа сведений о проведении выездной налоговой проверки является препятствием для государственной регистрации как промежуточного ликвидационного баланса, так и прекращения его правоспособности вследствие ликвидации.

Право  налогового органа на проведение выездной налоговой поверки в случае ликвидации организации-налогоплательщика прямо предусмотрено положениями п.11 ст.89 НК РФ.

При этом, как следует из приведенных выше норм права, проведение выездной налоговой проверки является обстоятельством, в силу которого до ее окончания, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не может быть осуществлена.

В отношении доводов Заявителя о том, что по состоянию на 01.10.2020, с учетом представления в регистрирующий орган заявления по форме № Р16001, в ЕГРЮЛ фактически содержатся недостоверные сведения относительно правового существования (правоспособности) Общества, необходимо отметить, что в силу п.9 ст.63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в ЕГРЮЛ, в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Таким образом, до указанного момента ликвидатору Общества как лицу, ответственному за управление делами юридического лица, действующему с должной степенью заботы и осмотрительности, необходимо обеспечить предусмотренное законом взаимодействие в соответствующих правоотношениях, в том числе, с налоговым органом.

Таким образом, суд пришел к выводу, что решение от 06.11.2020 №24067А «Об отказе в государственной регистрации» вынесено Инспекцией правомерно.

При этом, должностными лицами ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока не допущено нарушений полномочий по проверке заявленных сведений, регистрирующий орган действовал в рамках действующего законодательства.

В отношении требований заявителя о признании недействительным решения о проведении выездной налоговой проверки №3/1 от 06.11.2020 с учетом решения УФНС России по Приморскому краю от 24.12.2020 №13-09/53065, суд считает также необходимым отказать в связи со следующим.

Заявитель указывает, что основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, выявляются регистрирующим органом до принятия решения по результатам рассмотрения документов, представленных при государственной регистрации, а не вовремя и в период приостановления государственной регистрации, тем самым решение о приостановлении государственной регистрации, по которым приостановлена государственная регистрация, необоснованное.

 Так, по мнению заявителя, единственной целью принятия ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока, как регистрирующим органом, решения о приостановлении государственной регистрации от 08.10.2020 по вх. 24067А являлось обеспечение для ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока, как налогового органа, формальной и временной возможности для принятия последней решения о проведении выездной налоговой проверки № 3/1 от 06.11.2020.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В подпункте 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном указанным Кодексом.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Вышеуказанные обязанности реализуются налоговыми органами посредством осуществления различных форм и методов налогового контроля, в том числе уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии том числе уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями проводят налоговые проверки, а также иные мероприятия налогового контроля, в том числе истребование документов в соответствии с нормативно-законодательными документами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Общий порядок, сроки, полномочия и ограничения при проведении налоговыми органами выездных налоговых проверок закреплены в ст. 89 НК РФ.

В частности, положениями п. 1 ст. 89 НК РФ предусмотрено, что выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В соответствии с п. 11 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

При этом статьей 89 НК РФ не предусмотрено ограничений в отношении срока принятия налоговым органом решения о назначении выездной налоговой проверки связи с ликвидацией организации - налогоплательщика.

В случае принятия решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, а также в случае вступления в силу итогового документа по результатам данной выездной налоговой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, в течение пяти рабочих дней.

Межрайонной ИФНС России № 15 по Приморскому краю от 06.11.2020 принято решение №3/1 о проведении выездной налоговой проверки, до завершения которой невозможно принятие решения о ликвидации юридического лица.

Таким образом, налоговые органы в силу положений статей 32,89 НК РФ наделены полномочиями по осуществлению налоговой контроля, в том числе посредствам проведения выездной налоговой проверки организаций -налогоплательщиков, находящихся в стадии ликвидации в связи с ликвидацией.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, ООО «МРП» зарегистрировано 22.06.2016, с 12.02.2020 состоит на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока, адрес регистрации: ул. Абрекская, д. 12, этаж 7, оф.З, <...>.

В связи с присвоением в индивидуальной карточке налогоплательщика в программе АИС Налог-3 ПРОМ, ООО «МРП» критериев высоких уровней риска

по результатам финансово-хозяйственной деятельности, и подлежащих проверке при ликвидации организации, ООО «МРП» ИНН <***> было включено в план проведения выездных налоговых проверок на 4 квартал 2020 года в соответствии с Рекомендациями по планированию и подготовки выездных налоговых проверок, доведенных письмом ФНС России от 12.02.2018 №ЕД-5- 2/307, в связи с поступлением уведомления о начале процедуры ликвидации (заявление по форме Р15001 о принятии юридическим лицом решения начале ликвидации  назначении ликвидатора поступило в регистрирующий  орган 15.07.2020, и принят 22.07.2020) от 23.07.2020, а также в соответствии с Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Как указано выше, в регистрирующий орган 01.10.2020 (вх. № 24067А) поступило заявление по форме № Р16001 о ликвидации юридического лица.

Регистрирующим органом на основании п.4.2, п.4.4 ст.9 Закона № 129-ФЗ правомерно принято решение от 08.10.2020 № 24067А о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ.

В силу абз. 2 п. 5 ст. 20 Закона № 129-ФЗ в случае принятия решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, а также в случае вступления в силу итогового документа по результатам данной выездной налоговой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, в течение пяти рабочих дней.

06.11.2020 в программный комплекс АИС Налог-3 в ИР «Ограничения» внесена запись ГРН 1420253600116 о наличии ограничительным мер в связи с проведением выездной налоговой проверки.

На момент принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ записи от 08.10.2020 ГРН 2202500604744 о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица в регистрирующем органе отсутствовали сведения о принятии в отношении ООО «МРП» решения о проведении выездной налоговой проверки.

Довод Общества о нарушении срока вынесения решения от 06.11.2020 №3/1 «О проведении выездной налоговой проверки» (после вынесения решения от 06.11.2020 №24067А «Об отказе в государственной регистрации») не обоснован, поскольку именно установлением факта проведения выездной налоговой проверки Общества обусловлен отказ регистрирующего органа в государственной регистрации, на что указано в решении Инспекции от 06.11.2020 №24067А «Об отказе в государственной регистрации».

Исходя из информации, представленной Инспекцией по вопросу назначения в отношении Общества выездной налоговой проверки, оснований для признания от 06.11.2020 №3/1 «О проведении выездной налоговой проверки» и соответствующих действий налогового органа необоснованными и незаконными не усматривается.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

В рамках заявленных требований права и законные интересы заявителя не были нарушены, при этом доказательств того, что оспариваемые решения не соответствуют закону в материалы дела заявителем не представлены.

С учётом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных обществом с ограниченной ответственностью «МРП» требований у суда не имеется.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.

В силу положений п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», в случае изменения размера исковых требований после возбуждения производства по делу при пропорциональном распределении судебных издержек следует исходить из размера требований, поддерживаемых истцом на момент принятия решения по делу.

В соответствии с положениями ст. 333.21 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины по иску с учетом уточнений составляет  6 000 рублей.

Поскольку истцом при подаче иска уплачена госпошлина на сумму 9000 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина составляет 3 000 рублей и подлежит возврату истцу из федерального бюджета.

            Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

            В удовлетворении заявления отказать.

Возвратить ФИО5 из федерального бюджета 3 000,00 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по чеку-ордеру от 01.09.2021, операция № 8.

Выдать справку на возврат государственной пошлины по заявлению взыскателя после вступления решения в законную силу.

            Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и  в Арбитражный суд Дальневосточного округа  в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                                 Власенко Т.Б.