АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-4965/2019
31 июля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена июля 2019 года .
Полный текст решения изготовлен июля 2019 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Андросовой Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Жемчуговой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
(ИНН <***>, ОГРНИП <***>, дата регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 24.12.2014; дата и место рождения: 24.08.1977, Кировская обл., Немский р-н, с. Архангельское; место жительства: 690039, <...>)
к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю (ИНН <***> , ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица 19.02.2002)
третьи лица - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г.Владивостока Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица 13.12.2002);
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица 27.12.2004);
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица 01.01.2012)
об обязании вынести решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 112 259,82 руб. и процентов за несвоевременный возврат страховых взносов в размере 6 985 руб. (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ),
при участии в заседании:
от ИП – не явились, извещены;
от ОПФР – ФИО2, по доверенности, удостоверение (до и после перерыва); ФИО3, по доверенности, удостоверение (до и после перерыва);
от УПФР – ФИО4, по доверенности, удостоверение (до и после перерыва); ФИО5, по доверенности, удостоверение (до перерыва);
от МИФНС №12 по ПК – не явились, извещены;
от ИФНС – не явились, извещены.
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю (далее – ОПФ РФ по Приморскому краю, Отделение, фонд)об обязании вынести решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 112 259,82 руб. и процентов за несвоевременный возврат страховых взносов в размере 6 985 руб. (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Представители предпринимателя, МИФНС №12 по Приморскому краю и ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд, руководствуясь частью 2 статьи 200 АПК РФ, проводит судебное заседание в отсутствие неявившихся сторон по имеющимся материалам дела.
Как следует из заявления и дополнения к нему, ссылаясь в обоснование своей позиции на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П, заявитель указал, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Полагает, что для определения дохода для исчисления страховых взносов положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) должны применяться во взаимосвязи со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
В связи с нарушением срока возврата суммы излишне уплаченных страховых взносов полагает, что должны быть начислены проценты в сумме 6 985 руб., с 17.11.2018 по 22.07.23019 г.
Представители Отделения ПФР требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве, полагают, что в рассматриваемом случае обязательства по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015г. были исполнены ИП ФИО1 в полном объеме до принятия Конституционным Судом РФ постановления № 27-П и вступления его в законную силу (02.12.2016г.), следовательно, пересмотрены органом ПФР быть не могут. Доводы заявителя о возмещении ему процентов за несвоевременный возврат страховых взносов за 2015 год полагает несостоятельными, поскольку расчёт процентов законодательно не установлен.
Согласно отзыву УПФР по Ленинскому району г.Владивостока, в управление от предпринимателя заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год по установленной форме не поступало. Ссылаясь на письмо ПФР от 07.12.2017 №НП-30-26/20706, полагает, что перерасчёт обязательств исполненных по состоянию на 02.12.2016 производится только на основании судебного решения. Основания для начисления процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных страховых взносов отсутствуют.
ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока в представленном отзыве указала, что поскольку ИП ФИО1 с 21.06.2018 снят с учёта в ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока в связи с изменением места жительства, в настоящее время налогоплательщик состоит на учёте в МИФНС №12 по Приморскому краю.
Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.
ИП ФИО1 была представлена в налоговый орган налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015 год, в соответствии с которой сумма полученных доходов за налоговый период составила 23 788 601 руб., сумма расходов за налоговый период составила 21 687 023 рублей, налоговая база за 2015 год составила 2 101 578 руб.
При этом сумма страховых взносов за 2015, исчисляемых с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., была определена заявителем исходя из общей суммы доходов предпринимателя без учета произведенных расходов.
Во исполнение обязанности по уплате страховых взносов ИП ФИО1 платежным поручением № 160 от 29.12.2015г. оплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 18 610,80 руб. и платежным поручением № 90 от 11.03.2016г. оплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 148 886,40 руб. (1% от суммы дохода, превышающего 300 000,00 руб.) без учета произведенных расходов, связанных с извлечением доходов.
10.10.2018г. предприниматель обратился в ГУ УПФР по Советскому району г. Владивостока с заявлением (Форма 23 -ПФР) о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2015г., 2016г. в размере 97 685,09 руб., которое получено фондом 16.10.2018.
20.11.2018 Отделением принято Решение о возврате заявителю излишне уплаченных страховых взносов за 2015г., 2016г. в размере 97 685,09 руб., возврат страховых взносов произведен платёжным поручением №16923 от 14.01.2019 на сумму 97 685,09 руб., в том числе 79 074,29 руб. за 2016 год и 18 610,80 руб. за 2015 год.
Возврат 18 610, 80 руб. страховых взносов за 2015 г. обусловлен неверным определением заявителем размера обязательств - 148 886,40 руб., что превышает произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (в 2015 г. - 130275, 60 руб.).
Предприниматель, посчитав, что им излишне уплачены страховые взносы за 2015 в сумме 112 259,82 руб. обратился в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев заявленные требования, изучив материалы дела, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» (далее - ФЗ от 24.07.2009 № 212- ФЗ), действовавшего в спорный период, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пунктом 2 части 1 статьи 5 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели.
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых указанными плательщиками страховых взносов, установлен статьей 14 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой, такие плательщики уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Частью 1.1. статьи 14 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 1.2 статьи 14 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
В 2015 тариф страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации был установлен в размере 26 процентов (часть 1 статьи 12 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ), в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 №408-ФЗ на 2015 год МРОТ составлял 5 965 руб. в месяц.
При этом в силу части 2 статьи 16 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В свою очередь, согласно пункту 3 части 8 статьи 14 ФЗ от 24.07.2009 №212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, размер дохода в целях исчисления страховых взносов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 248 НК РФ, то есть по правилам статей 249 и 250 НК РФ.
При этом в силу пункта 1 статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе доходы, уменьшенные на величину расходов, порядок определения которых установлен в статье 346.16 НК РФ.
Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.
В Постановлении от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации указал, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации предполагают, что для цели исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Как разъяснено в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, при определении размера дохода для расчета размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что исчисленные и уплаченные ИП ФИО1 страховые взносы за 2015 были определены без учета расходов предпринимателя, связанных с извлечением доходов и отраженных в налоговой декларации по УСН за 2015.
Согласно налоговой декларации по УСН за 2015 сумма доходов ИП ФИО1 за 2015 составила 23 788 601руб., сумма расходов за 2015 составила 21 687 023руб., налоговая база за 2015 год составила 2 101 578руб.
С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П, действительный размер страховых взносов ИП ФИО1 на обязательное пенсионное страхование за 2015, исчисляемых с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., составляет 18 015,78 руб. (2 101 578руб. – 300 000 руб. =1 801 578 руб. х 1%).
Таким образом, излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2015, исчисляемые с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., фактически на момент рассмотрения спора составляют 112 259 руб. 82 коп. (148 886,40 руб.- 18 610,80 руб. (возвращенных по решению Отделения от 20.11.2018 г.) - 18 015,78 руб. (действительный размер страховых взносов за 2015, с суммы дохода, превышающего 300 000 руб.).
Спора относительно размера заявленных к возврату страховых взносов между лицами, участвующими в деле, не имеется.
Согласно части 1 статьи 26 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 26 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
При этом согласно статье 3 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ органом контроля за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с частью 11 статьи 26 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Частью 12 статьи 26 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (часть 13 статьи 26 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Поскольку сумма страховых взносов за 2015 исчислена исходя из общей суммы доходов предпринимателя без учета произведенных расходов, что противоречит правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П и свидетельствует об излишней уплате предпринимателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, излишне уплаченная сумма страховых взносов за 2015 в сумме 112 259,82 руб. подлежит возврату предпринимателю.
Доказательств наличия у ИП ФИО1 задолженности, препятствующей возврату указанной суммы переплаты по страховым взносам за 2015, лицами, участвующими в деле, в материалы дела не представлено.
С 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхования переданы налоговым органам.
Между тем, в силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – ФЗ от 03.07.2016 № 250-ФЗ) решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно части 3 статьи 21 ФЗ от 03.07.2016 № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
На основании изложенного, требование ИП ФИО1 об обязании Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю принять решение о возврате ИП ФИО1 излишне уплаченные страховые взносы за 2015 в размере 112 259,82 руб. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 21 ФЗ от 03.07.2016 № 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
С учетом положений указанной нормы права, принятое Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю решение о возврате ИП ФИО1 излишне уплаченных страховых взносов за 2015 в размере 112 259,82 руб. подлежит направлению для исполнения в соответствующий налоговый орган.
Что касается требования предпринимателя о взыскании процентов за несвоевременный возврат страховых взносов в размере 6 985 руб., то не находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 17 статьи 26 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением срока, установленного частью 11 настоящей статьи, органом контроля за уплатой страховых взносов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику страховых взносов, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Из приведенных выше положений норм Закона № 212-ФЗ, а также положений статьи 21 ФЗ от 03.07.2016 № 250-ФЗ, следует, что для возврата плательщику излишне уплаченных сумм страховых взносов необходимо наличие излишне уплаченной суммы страховых взносов, отсутствие задолженности по пеням, штрафам, причитающейся тому же фонду, наличие заявления плательщика страховых взносов о возврате согласно установленной форме и соблюдение срока его подачи.
Форма заявления о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов утверждена Постановлением Правления ПФР от 22.12.2015 N 511п "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении Пенсионным фондом Российской Федерации зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов".
В соответствии с пунктом 3 «Методических рекомендаций по организации работы по учету платежей и принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств с 01 июля 2017 года», утвержденных приказом Отделения ПФР от 21.08.2017г. № 351, решение о возврате (отказе) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов принимается Отделением ПФР.
Как следует из материалов дела, 19.06.2018г. предприниматель направил в УПФР по Ленинскому району г. Владивостока неформализованное письмо о переплате страховых взносов за 2015, 2016 г. в сумме 234 283, 90 руб., в отсутствии установленной Формы.
12.09.2018г. предприниматель обратился в УПФР по Советскому району г. Владивостока (в связи со сменой места жительства) с заявлением по установленной форме о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 97312,43 руб., по которому Отделением вынесено решение от 19.09.2018 об отказе. Согласно пояснениям представителей Фонда в судебном заседании основанием для отказа явилось наличие у предпринимателя задолженности.
10.10.2018г. предприниматель обратился в ГУ УПФР по Советскому району г. Владивостока с заявлением (Форма 23 -ПФР) о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2015г., 2016г. в размере 97 685,09 руб., которое получено фондом 16.10.2018.
20.11.2018 Отделением принято Решение о возврате заявителю излишне уплаченных страховых взносов за 2015г., 2016г. в размере 97 685,09 руб., возврат страховых взносов произведен платёжным поручением №16923 от 14.01.2019 на сумму 97 685,09 руб., в том числе 79 074,29 руб. за 2016 год и 18 610,80 руб. за 2015 год.
Таким образом, заявление предпринимателя от 10.10.2018 удовлетворено Отделением в полном объеме.
Заявитель в обоснование требования о начислении процентов в связи с нарушением срока возврата излишне уплаченных страховых взносов указал, что проценты на сумму 130 870,62 руб. должны начисляться с 17.11.2018 г. (по истечении месячного срока после получения Фондом заявления от 10.10.2018) по 14.01.2019 г., на сумму 112 259.82 руб. - с 15.01.2019 по 22.07.2019 г.
Вместе с тем, заявление предпринимателя от 10.10.2018 не содержало требования о перерасчете и возврате страховых платежей за 2015 г. ни в сумме 130 870,62 руб., ни в сумме 112 259.82 руб.
В ответ на заявление предпринимателя от 10.10.2018г. о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2015г., 2016г. в размере 97 685,09 руб., 20.11.2018 Отделением принято Решение о возврате заявителю излишне уплаченных страховых взносов за 2015г., 2016г. в размере 97 685,09 руб., в том числе 79 074,29 руб. за 2016 год и 18 610,80 руб. за 2015 год.
Каких-либо иных доказательств обращения плательщика страховых взносов в установленном порядке с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2015г. в сумме 130 870,62 руб., либо в сумме 112 259.82 руб., на которые предприниматель начислил проценты заявителем не представлено, а заявление предпринимателя от 10.10.2018 о возврате 18 610,80 руб. за 2015 год удовлетворено Отделением в полном объеме.
Таким образом, требование предпринимателя о взыскании процентов противоречит нормам действующего законодательства и удовлетворению не подлежит.
В связи с удовлетворением требования заявителя об обязании Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю принять решение о возврате индивидуальному предпринимателю излишне уплаченные страховые взносы за 2015 год в размере 112 259 руб. 82 коп. и направить его в установленном порядке в налоговый орган, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на Фонд расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная заявителем по платежному поручению № 119 от 06.03.2019 государственная пошлина подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю принять решение о возврате индивидуальному предпринимателю ФИО1 излишне уплаченные страховые взносы за 2015 год в размере 112 259 (сто двенадцать тысяч двести пятьдесят девять) руб. 82 коп. и направить его в установленном порядке в налоговый орган.
В удовлетворении остальной части требования отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 излишне уплаченную по платежному поручению № 119 от 06.03.2019 государственную пошлину в сумме 4 912 (четыре тысячи девятьсот двенадцать) рублей.
Исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Андросова Е.И.