ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-4969/19 от 04.07.2019 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-4969/2019

11 июля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 июля 2019 года .

Полный текст решения изготовлен 11 июля 2019 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Ю.А. Тимофеевой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С.Зелентиновой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Анкувер" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 10.07.2018)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 01.01.2012)

о признании недействительным решения от 19.10.2018 № 15482, решения 19.10.2018 № 375, решения № 4 от 15.05.2018,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 07.03.2019 на 3 года, паспорт, ФИО2 по доверенности от 22.03.2019 на 3 года, паспорт, ФИО3 по доверенности от 22.05.2019 на 3 года, паспорт;

от ответчика: ФИО4 по доверенности № 04-17/01943 от 17.01.2019 на 1 год, удостоверение УР№ 019496, ФИО5 по доверенности № 04-17/18469 от 12.04.2019 на 1 год, удостоверение УР№ 848376, ФИО6 по доверенности № 04-17/23902 от 13.05.2019 на 1 год, удостоверение УР№ 019485.

установил:

Акционерное общество "Анкувер" (далее по тексту – общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю (далее по тексту – налоговый орган, инспекция) от 19.10.2018 № 15482, решения 19.10.2018 № 375, решения № 4 от 19.10.2018.

В обоснование заявленного требования налогоплательщик пояснил, что считает неправомерными выводы налогового органа о занижении заявителем исчисленного налога с реализации на 47 633 902руб. и, соответственно, отказ налогового орган в возмещении из бюджета НДС в сумме 47 633 902руб., поскольку заявитель произвел заполнение декларации по НДС за 1 кв. 2018, в том числе и в части агентского НДС от операций с ломом, в соответствии с приказом ФНС России от 29.10.2014 №ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по НДС, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по НДС в электронной форме» ( далее по тесту – Порядок заполнения декларации). Суммы налоговых вычетов по операции реализации лома определена заявителем как налоговым агентом в сумме 37 624 141руб. отражена в разделе 8 декларации в соответствии с п.45 Порядка заполнения декларации, которая является составной частью декларации, суммы исчисленного агентского НДС в размере 47 633 902руб. отражены в разделе 9, который также является составной частью декларации, в соответствии с п.47 Порядка заполнения декларации. При этом, отражая агентский НДС в указанном порядке, заявитель исходил из положений п.2 письма ФНС России от 16.01.2018 №СД-4-3/480@, по которому итоговая сумма налога, подлежащую уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 НК РФ, следует отражать по строке 060 раздела 2 декларации по НДС, в то время как рекомендации о заполнении раздела 3 декларации налоговыми агентами в данном письме отсутствуют. Соответственно, исходя из рекомендаций указанного письма от 16.01.2018 №СД-4-3/480@, заявителем по строке 060 раздела 2 отражена сумма налога к уплате налоговым агентом в бюджет в размере 10 009 759руб. ( 47 633 902 - 37 624 141), в связи с чем налогоплательщиком положения п.8 ст.161 НК РФ, Порядка заполнения декларации и письма ФНС России от 18.01.2018 не нарушены. С учетом изложенного, заявитель указывает, что им корректировочная декларация по НДС за 1 кв. 2018 заполнена в соответствии с действующим законодательством, допущенная техническая ошибка при заполнении декларации не повлекла за собой занижение НДС к уплате в бюджет, в связи с чем принятые налоговым органом решения нарушают права заявителя.

Налоговый орган представил отзыв на заявление, согласно которому с доводами общества не согласен в полном объеме, поскольку проведенной налоговой проверкой установлено занижение исчисленного НДС с реализации на сумму 47 633 902 руб. в связи неверным заполнением уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2018 года в части отражения Обществом, как налоговым агентом, операций по приобретению и реализации лома металлов. В силу п.8 ст.161 НК РФ, а также разъяснений письма ФНС России от 19.04.2018 № СД-4-3/7484@ «О порядке заполнения налоговой декларации по НДС налоговыми агентами, указанными в п.8 ст.161 НК РФ» в дополнение к письму от 16.01.2018 № СД-4-3/480@, сумма налога, исчисленная налоговыми агентами, указанными в п.8 ст.161 НК РФ, а также вычеты сумм налога, указанные в п.п.3, 5, 8, 12 и 13 ст.171 НК РФ, отражаются всоответствующих строках разделов 3, 8 и 9 налоговой декларации по НДС. Заявителем в разделе 3 по строке 3 200 03 не отражена сумма НДС с реализации лома и отходов черных и цветных металлов, исчисленная заявителем как налоговым агентом, в сумме 47 649 586руб., что повлекло занижение суммы исчисленного с реализации НДС по разделу 3 на 47 633 902руб. и вывод об уменьшении суммы НДС к возмещению из бюджета, по итогам проверки сумма НДС к возмещению составила 16 178 777руб. При этом при определении состава налоговых вычетов инспекций суммы вычета по НДС в размере 34 015 502руб., относящегося к агентскому НДС по реализации лома, черных и цветных металлов, в составе вычетов по разделу 3 во внимание не принималась, исходя из того, что право на применение налоговых вычетов относится к полномочиям заявителя, поскольку вычеты в указанной сумме в разделе 3 не отражены, у налогового органа отсутствовали основания для самостоятельного учета этих сумм в составе вычетов при определении суммы НДС по итогам налогового периода.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

Общество 04.05.2018 представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию (корректировка № 1) по НДС за 1 квартал 2018 года, в которой заявило право на возмещение налога из бюджета в сумме 63 812 679 руб. ( стр.050 раздела 1), по разделу 2 отражена сумма налога к уплате в бюджет 10 009 759руб. ( стр.060), по разделу 3 отражена сумма НДС с реализации 15 684руб. и сумма налоговых вычетов 15 684руб. (стр.200), по разделу 4 по применению ставки 0% сумма НДС к вычетам заявлена в размере 63 828 363руб. ( стр.030, 120); по разделу 8 «сведения из книги покупок» итоговая сумма отражена в 101 452 505,19руб., по разделу 9 «сведения из книги продаж» итоговая сумма сложилась в размере 47 649 585,20руб.

При этом ООО «Анкувер», определяя сумму агентского НДС по стр.060 раздела 2 исходил из отраженных в разделах 8 «сведения из книги покупок» и 9 «сведения из книги продаж», разность которых составила 10 009 759руб. ( 47 633 902руб. – 10 009 760руб.).

08.05.2018 в инспекцию поступило заявление ООО «Анкувер» о применении заявительного порядка возмещения НДС от 31.01.2018 № 67336065, в котором Общество просило осуществить возврат суммы НДС в размере 63 812 679 руб., представив в качестве обеспечения надлежащего исполнения обязательств банковскую гарантию от 08.05.2018 № 70/8635/3705/904-4, выданную ПАО «Сбербанк России», по результатам рассмотрения которого инспекцией 15.05.2018 вынесено решение о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке № 20 в сумме 63 812 679 руб.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной налоговой декларации, в ходе которой налоговым органом выявлены расхождение в контрольных соотношениях данных по декларации с данными книг покупок и продаж, а именно:

-сумма налога, исчисленная с реализации по ставке 18%, и отраженная по строке 3_200_3 в разделе 3 составила 15 684 руб., однако в разделе 9 «Сведения из книги продаж» к данной декларации указано - 47 649 586 руб.;

-налоговые вычеты отражены только по строке 4_030 в разделе 7 в сумме 63 828 363 руб., в то время как в разделе 8 «Сведения из книги покупок» сумма налоговых вычетов составила 101 452 505 руб., то есть налоговые вычеты в сумме 34 015 502 руб. самостоятельно налогоплательщиком не отражены ни по одному из разделов (в том числе раздел 3) налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2018 года.

По выявленным расхождениям инспекция направила в адрес налогоплательщика требование от 10.05.2018 № 106906, в котором сообщила о выявленных расхождениях и рекомендовала внести соответствующие исправления в налоговую декларацию.

В ответ на указанное требование заявитель пояснил причины расхождения в контрольных соотношениях тем, что это связано с особенностями заполнения налоговой декларации в связи с выполнением обязанностей налогового агента в соответствии с пунктом 8 стаи 161 НК РФ и отражением в разделе 9,8 декларации по НДС регистрационных записей по счетам-фактурам продавцов с КВО 41,42,43,44 согласно письму ФНС России от 16.01.23018 №СД-4-3/480@, изменения в декларацию заявителем не внесены.

Исходя из положений пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, п.8 ст. 161 НК РФ, а также с учетом разъяснений, приведенных в письме ФНС России от 19.04.2018 № СД-4-3/7484@ «О порядке заполнения налоговой декларации по НДС налоговыми агентами, указанными в п.8 ст. 161 НК РФ» налоговый орган пришел к выводу, что заявителем суммы, относящиеся к реализации лома и отходов черных цветных металлов в разделе 3 декларации не отражены ( ни в части суммы НДС с реализации, ни в части налоговых вычетов), чем нарушены приведенные выше нормы, вследствие чего инспекция пришла к выводу о занижении исчисленного с реализации налога на сумму 47 633 902руб.

Соответственно, сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, уменьшена налоговым органом и определена в размере 16 178 777 руб. исходя из следующего расчета (63 828 363 руб. (налоговые вычеты по подтвержденной ставке 0%) - 47 633 902 руб. (сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по разделу 3 по данным налоговой проверки) - 15 684 руб. (сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по разделу 3 по данным налогоплательщика)).

Указанные Обществом в разделе 8 данные о налоговых вычетах в сумме 34 015 502руб., относимые к спорным операциям реализации лома, инспекцией при исчислении итоговых сумм по декларации во внимание не приняты и не учтены со ссылкой на то, что предъявление налога к вычетам относится к праву налогоплательщика, а самостоятельно заявителем указанная сумма вычетов в разделе 3 декларации не отражена.

По результатам проверки составлен акт от 20.08.2018 № 63372 с выводом о занижении исчисленного НДС с реализации по разделу 3 в сумме 47 633 902руб. в связи с неверным заполнением заявителем декларации по НДС в части отражения Обществом, как налоговым агентом, операций по приобретению и реализации лома металлов.

По результатам рассмотрения акта, представленных заявителем возражений инспекцией принято решение от 19.10.2018 № 54476 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому установлено занижение налога с реализации на сумму 47 633 902 руб. и как следствие излишнее предъявление к возмещению из бюджета НДС в указанной сумме.

Также 19.10.2018 инспекцией принято решение № 4 об отмене частично решения от 15.05.2018 № 20 о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в размере 47 633 902 руб., не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки и решение № 375 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, согласно которому налогоплательщику отказано в возмещении НДС в сумме 47 633 902 руб.

Заявителем на решение от 19.10.2018 №15842,от 19.10.2018 №375, от 19.10.2018 №4 подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 20.12.2018 № 13-09/45518@ решения инспекции оставлены без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Общество, полагая, что оспариваемые решения налогового органа не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратилось с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.

Изучив материалы дела, оценив доводы сторон, суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признал утратившим силу пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, тем самым реализация лома и отходов черных и цветных металлов с 01.01.2018 облагается НДС.

Согласно абзацу первому пункта 8 статьи 161 Кодекса при реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом налога. При этом налоговая база, указанная в абзаце первом данного пункта, определяется налоговыми агентами.

По вопросу о порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговыми агентами, указанными в п. 8 ст. 161 НК РФ, следует руководствоваться положениями, приведенными в п. 2 Письма ФНС России от 19.04.2018 N СД-4-3/7484@ «О порядке заполнения налоговой декларации по НДС налоговыми агентами, указанными в п.8 ст.161 НК РФ», изданному в дополнение к письму от 16.01.2018 № СД-4-3/480@.

Согласно данным разъяснениям сумма налога, исчисленная налоговыми агентами, указанными в п.8 ст.161 НК РФ, а также вычеты сумм налога, указанные в п.п.З, 5, 8, 12 и 13 ст.171 НК РФ, отражаются в соответствующих строках разделов 3, 8 и 9 налоговой декларации по НДС.

Одновременно ФНС России обращает внимание, что вычеты сумм налога на добавленную стоимость, исчисленные налоговыми агентами при приобретении товаров, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ, используемых для производства и (или) реализации сырьевых товаров на экспорт, производятся в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 172 НК РФ. В связи с этим вычеты сумм налога по операциям реализации сырьевых товаров отражаются в разд. 4, 5, 6 налоговой декларации по НДС соответственно.

Раздел 2 заполняется в случае, если налоговые агенты не являются налогоплательщиками НДС или являются налогоплательщиками НДС, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налога, указанные в п.8 ст.161 НК РФ.

В соответствии с п. 3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, при исполнении обязанности налогового агента организациями и индивидуальными предпринимателями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, заполняются титульный лист и разд. 2 декларации. При отсутствии показателей для заполнения разд. 1 декларации в строках указанного раздела ставятся прочерки. При этом в титульном листе по реквизиту "По месту нахождения (учета) (код)" указывается код 231.

Таким образом, указанным порядком заполнения налоговой декларации по экспериментальному товару, разъяснено, что налоговыми агентами применительно к операциям, налоговая база по которым определяется налоговыми агентами, раздел 2 декларации по НДС не заполняется только в случае, если налоговые агенты не являются налогоплательщиками НДС или являются налогоплательщиками НДС, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщиков.

Иными лицами, налоговая декларация подается по форме, установленной Порядком заполнения декларации, с учетом особенностей, указанных в письмах ФНС России от 19.04.2018 N СД-4-3/7484@ и от 16.01.2018 № СД-4-3/480@.

Заявитель по делу осуществляет заготовку лома и отходов черных и цветных металлов, его переработку и реализацию на экспорт готовой продукции (алюминиевая чушка), является плательщиком НДС, и не является плательщиком НДС, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, соответственно, обязан исчислять и уплачивать НДС в качестве налогового агента с представление декларации по НДС, заполненной в соответствии с установленным Порядком и рекомендациями писем ФНС России.

При этом суд исходит из того, что, учитывая отсутствие корректировок и изменений в Порядок заполнения декларации незамедлительно после внесения дополнений пункта 8 в статью 161 НК РФ, предусматривающего особенности при исчислении как налога, так и прав на применение налоговых вычетов по нему ( в части использования вычетов «авансового» НДС, НДС при поставке и окончательном расчете, восстановления авансового НДС), следует применять разъяснения, изложенные в письмах ФНС России от 19.04.2018 N СД-4-3/7484@ и от 16.01.2018 № СД-4-3/480@ в их совокупности, учитывая, что письмо от 19.04.2018 издано в дополнение к письму от 16.01.2018 и последнему не противоречит, а дополняет.

При этом суд полагает справедливым утверждение налогового органа о необходимости руководства положениями письма ФНС России от 19.04.2018, которое содержит расширенную и развернутую конкретизацию порядка заполнения декларации по НДС налоговыми агентами по экспериментальному товару, учитывая также и то, что соответствующие этому письму от 19.04.2018 изменения и были внесены впоследствии в Порядок заполнения декларации приказом ФНС от 28.12.2018 N СА-7-3/853@.

Следует отметить, что заявитель обладал возможностью заполнить декларацию с указанными разъяснениями, поскольку спорная декларация подана 04.05.2018, то есть после издания письма ФНС России от 19.04.2018, а также имел возможность внести корректировки в декларацию по получению требования инспекции от 10.05.2018 с предложением о разъяснении контрольных несоответствий.

С учетом изложенного, выводы налогового органа о необходимости отражения сумм реализации и, соответственно, исчисленного НДС в разделе 3 в сумме 47 633 902руб. признаны верными.

Доводы заявителя о неправомерности действий налогового органа о непринятии в состав налоговых вычетов по этим же операциям суммы НДС в размере 37 624 142руб., которые отражены в разделе 8 «сведения из книги покупок» отклонены судом, поскольку в силу положений главы 21 НК РФ применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер, которое в данном случае АО «Анкувер» не реализовано путем отражения также по соответствующим строкам раздела 3.

Доводы заявителя о том, что им все вычеты отражены в разделе 8, что свидетельствует о их заявлении в составе налоговых вычетов, суд признает ошибочным и не основанным на нормах налогового законодательства и Порядка заполнения декларации.

Применение налоговых вычетов является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 Кодекса условий.

Допущенные ошибки при декларировании устраняются по правилам пункта 1 статьи 54 Кодекса.

Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации в соответствующем разделе не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода налога на добавленную стоимость. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, не заменяет их декларирования.

Доводы заявителя о том, что решение налогового органа №15842 содержит недостаточную аргументацию и не понятно по содержанию, суд не рассматривает, полагая, что решение мотивировано, содержит исчерпывающие основания принятия и изложение позиции налогового органа при принятии решения, неясностей изложения из текста решения не установлено.

В соответствии с п. 14 ст. 176.1 НК РФ по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В п. 15 ст. 176.1 НК РФ указано, что, в случае если сумма налога, возмещенная налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 176.1 НК РФ, превышает сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган одновременно с принятием соответствующего решения, предусмотренного п. 14 ст. 176.1 НК РФ, принимает решение об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, а также решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки.

Согласно п. 17 ст. 176.1 ПК РФ одновременно с сообщением о принятии решения, указанного в п. 15 ст. 176.1 НК РФ, налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм (включая проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176.1 НК РФ (в случае их уплаты), в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке).

Учитывая изложенное, суд считает, что оспариваемые решения от 19.10.2018, соответствуют действующему налоговому законодательству, не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем требование общества удовлетворению не подлежит.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на заявителя расходы по уплате государственной пошлины, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю на основании п.п.1 п.1 ст.333.40 НК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить акционерному обществу "Анкувер" из федерального бюджета 6000 ( шесть тысяч) рублей государственной пошлины, уплаченной п/п №499 от 05.03.2019 через ПАО «Сбербанк России» г.Хабаровск в сумме 9000рублей.

Справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Тимофеева Ю.А.