ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-517/08 от 28.05.2009 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г. Владивосток, ул. Светланская, 54

  Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток Дело № А51-517/2008

«03» июня 2009 г. 36-24

Резолютивная часть решения оглашена 28.05.2009. Полный текс решения изготовлен 03.06.2009.

Арбитражный суд Приморского края в составе

Судьи Бурова А.В.

При ведении протокола судебного заседания судьей А.В.Буровым

рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Ориент-Авто-1»

к Департаменту финансов Приморского края, Министерству Финансов Российской Федерации, Администрации г.Находки, Администрации Приморского края

о взыскании 17512579 руб. 50 коп.

при участии в заседании:

от истца: Гашев А.А., Емельянова Т.А. (доверенность от 12.03.2009), Еращенко М.Л. (удостоверение адвоката №25/264)

от Администрации Примосркого края: Кищенкова О.А. (удостоверение №2942, доверенность от 27.02.2008)

от Министерства финансов Российской Федерации: Безрукова М.А. (доверенность от 22.01.2009№20-11-30/27, удостоверение №0223)

установил:

ООО «Ориент-Авто-1» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Приморского края в лице Департамента финансов о взыскании 17512579,50 рублей убытков, связанных с предоставлением льгот на оплату проезда в общественном транспорте льготной категории граждан в период с февраля 2005 года по октябрь 2007 года.

Определением суда от 05.05.2008 дело назначено в судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.

В судебном заседании 28.04.2009 представитель истца уточнил исковые требования в части проездных билетов, представил суду уточненный расчет, справку по билетной кассе за январь 2005 года, пояснил, что согласно распределения денежных средств процентное соотношение менялось в марте 2005 года.

В судебное заседание Администрация г.Находка, извещенная надлежащим образом о времени и месте его проведения не явилась, через канцелярию суда представила документы, запрошенные судом, подтверждающие изменение процентного соотношения объемов перевозок пассажирскими автоперевозками на территории г.Находки за 2005-2007 годы, заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие Администрации г.Находка.

Представитель истца уточнил сумму требований согласно данным расчетам, уменьшил размер исковых требований до 16699419 руб. 50 коп., пояснил, что расхождения между сведениями истца и Администрации г.Находка относительно количества реализованных льготных проездных билетов длительного пользования связаны с различными периодами, однако количество билетов за определенный период совпадает.

Представители ответчиков по ходатайству об уменьшении суммы исковых требований не возразили.

Судом ходатайство рассмотрено и в соответствии с пунктом 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено.

Ответчик Департамент финансов Приморского края пояснил, что не возражает в сумме 235 руб. – стоимости социального месячного проездного, однако не согласен с использованием стоимости обычного месячного проездного билета для обычных граждан. Ответчик счел, что данная стоимость должна быть утверждена не соглашением сторон, а муниципальным правовым актом.

Представитель Департамента финансов Приморского края пояснил, что по расчету за 2006 год истец неверно указал дату начала действия Постановления Администрации Приморского края № 74 – апрель 2006 года, согласно Постановлению Администрации Приморского края №74 последнее распространяется на правоотношения с 01.01.2006. Кроме того, пояснил, что за 2005 год надлежащим ответчиком является Российская Федерация в лице Министерства финансов, а за 2006-2007 года – Администрация Приморского края и Министерство финансов Российской Федерации.

Представитель Министерства финансов Российской федерации исковые требования не признал.

Проанализировав материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав дополнительно представленные документы, суд установил следующее.

Согласно Уставу основными видами деятельности истца является перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, о чем выдана лицензия серии ВА №086227 от 29.01.2004.

Согласно Постановлению Администрации Приморского края от 28.01.2005 №20-па «О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки населению Приморского края» на истца возложена обязанность по перевозке части пассажиров пассажирским транспортом по льготным ценам.

С целью возмещения затрат, понесенных в связи с оказанием транспортных услуг льготной категории граждан – инвалидам, ветеранам, пенсионерам, ООО «Ориент-Авто-1» включено в перечень автотранспортных организаций для распределения средств федерального бюджета на возмещение расходов по перевозке граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право получения ежемесячной денежной выплаты.

Возмещение затрат за период с февраля 2005 года по октябрь 2007 года произведены не в полном объеме, в связи с чем, истцу причинены убытки в сумме 17512579 руб. 50 коп., которые истец просит взыскать в исковом порядке. В судебном заседании истец уточнил сумму исковых требования, просил взыскать с ответчиков 16699419 руб. 50 коп. убытков, уточнение принято судом.

Исследовав имеющиеся в деле документы и доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

В случаях, когда на основании закона иных правовых актов установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Установление и реализация мер социальной поддержки законодательством Российской Федерации отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Льготы определенным категориям граждан предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 №181-ФЗ, а также Законом Приморского края от 14.01.2002 №183-КЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Приморском крае, действовавшим до 06.8.2005.

До 01.01.2005 льготы по оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования устанавливались законами Российской Федерации и обязанность по их финансированию возлагалась на бюджет Российской Федерации и бюджет субъектов Российской Федерации.

В связи с введением в действие ряда нормативных актов, в частности, Федерального закона №199-ФЗ от 29.12.2004, с 01.01.2005 в пункты 14-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» внесены изменения, согласно которым предоставление дополнительных мер социальной поддержки дополнительно к мерам, установленным статьями 14-19 и 21 указанного федерального закона, в том числе обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта определенным категориям граждан, включенным в федеральный и краевой регистры, стало правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона «О ветеранах» дополнительные меры социальной поддержки, установленные субъектами Российской Федерации в порядке статьи 10 пункта 3 Федерального закона «О ветеранах», являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Аналогичные положения внесены и в другие нормативные акты, устанавливающие льготы для определенных категорий граждан.

Пунктом 3 Постановлением Администрации Приморского края от 28.01.2005 №20-па «О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки населению Приморского края» с 01.02.2005 предоставлена льгота по проезду на транспорте общего пользования в размере не менее 50% от действующего тарифа для граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты.

Обеспечение льготным проездом на общественном транспорте отдельных категорий граждан осуществлено в виде реализации социальных месячных проездных билетов и реализации разовых льготных билетов с 50% скидкой.

Во исполнение принятых нормативных актов 22.02.2005 между Администрацией Приморского края и Муниципальным образованием г.Находка заключено соглашение №26 «Об обеспечении равной доступности транспортных услуг для граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты», согласно пункту 2.2.1. которого, Администрация Приморского края обязалась обеспечить финансирование указанных перевозок в порядке предоставления субвенций из краевого бюджета муниципального образования за счет средств, выделенных из федерального бюджета … на каждого гражданина, включенного в федеральный регистр лиц, проживающих в данном муниципальном образовании.

В 2005 году некомпенсированными остались расходы истца в сумме 1672710 рублей, которые подлежат взысканию с Российской Федерации в силу следующего:

Вступившими в действие с 01.01.2005 новыми редакциями статей 84, 85 БК РФ, а также нормами Федерального закона от 17.07.1999 N 179-ФЗ "О государственной социальной помощи", предусмотрено, что оказание мер социальной поддержки предусмотрено как за счет средств Российской Федерации, так и за счет региональных программ субъектов Российской Федерации.

Так согласно статье 43 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" субъектам Российской Федерации предусмотрены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов, распределение которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 28.01.2005 N 80-р, от 06.04.2005 N 360-р, от 28.07.2005 N 1054-р и от 05.10.2005 N 1579-р предусмотренные Законом о бюджете на 2005 год дотации распределены между субъектами Российской Федерации и направлены на осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности транспортных услуг на территории субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, целевым назначением переданных в течение 2005 года из федерального бюджета денежных средств является обеспечение равной транспортной доступности граждан, включенных как в федеральный, так и в краевой регистры лиц, имеющих право на получение единой социальной выплаты из федерального и краевого бюджетов.

Во исполнение приведенных выше распоряжений Правительства Российской Федерации из федерального бюджета субъекту Российской Федерации - Приморскому краю перечислено 84743, 9 тыс. руб.

Вместе с тем, согласно информации, представленной Департаментом социальной защиты населения Приморского края, численность граждан, включенных в федеральный регистр в 2005 году составляла - 160 986 чел., а объем дотаций, необходимых в достаточной степени для обеспечения равной транспортной доступности граждан, включенных в федеральный регистр, должен был составить 96591, 6 тыс. руб.

Законом Приморского края от 29.12.2004 N 200-кз "О краевом бюджете на 2005 год" на обеспечение равной транспортной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотрены средства как федерального (84793, 9 тыс. руб.), так и краевого (23600 тыс. руб.) бюджетов. Предусмотренные законом средства перечислены муниципальным образованиям Приморского края, в том числе Находкинскому городскому округу в размере 3825,6 тыс. руб.

Доказательств нецелевого использования денежных средств, направленных из федерального и краевого бюджетов на означенные выше цели, Министерством финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю не представлено.

Учитывая вышеизложенное, убытки истца за 2005 год в размере 1672710 руб. в силу ст.ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, ввиду недостаточного финансирования.

В 2006 и 2007 году некомпенсированные расходы подлежат взысканию с Российской Федерации и Приморского края в силу следующего:

В соответствии с ФЗ "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ (в редакции от 22.08.2004, 29.12.2004, 25.11.2006) оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем составления областного и федерального регистров.

01.01.2005 вступили в действие новые редакции статей 84, 85 Бюджетного кодекса РФ, статья 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в силу ст.6.4 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем составления краевого и федерального регистров.

Как установлено судом в 2006 и 2007 в Находкинском городском округе при реализации проездных билетов учет по регистрам не осуществлялся.

Соотношение количества льготников из краевого и федерального регистров купивших льготные билеты у истца судом установлено из заключения оценщика от 26.01.09 № 09/01-36.

Доказательств необоснованности используемых оценщиком методик суду не представлено.

Используя данное соотношение, суммы некомпенсированных расходов за 2006 год составили: по федеральному регистру – 2758715,89 рублей, по краевому регистру – 6635762,61 рублей. За 2007 год по федеральному регистру – 3074295,38 рублей, по краевому регистру – 2557935,62 рублей.

В 2006 году из федерального бюджета поступило 40985,90 тыс. рублей, а в 2007 году 41194,8 тыс. рублей на осуществление расходов по предоставлению льгот по федеральному регистру.

Законами Приморского края «О краевом бюджете» (на 2006 и 2007 годы) предусмотрено в 2006 году 66249,75 тыс. рублей, а в 2007 году 101194,8 тыс. рублей на осуществление расходов по предоставлению льгот по краевому регистру. При этом Находкинскому городскому округу выделено в 2006 году 1677.47 рублей, в 2007 году 3066,38 рублей.

Доказательств нецелевого использования денежных средств, направленных из федерального и краевого бюджетов на означенные выше цели, Министерством финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю и Департаментом финансов Приморского края не представлено.

Факт понесения истцом убытков в заявленной сумме подтвержден, представленными из транспортного отдела администрации Находкинского городского округа справками о количестве проданный билетов льготным категориям граждан за спорный период. Справками администрации о доле истца в общем объеме перевозок пассажиров. Предоставленными истцом отчетами о предоставленных льготах, справками по билетной кассе о количестве проданных билетов.

Несмотря на выделенные денежные средства, убытки истца из-за реализации билетов в 2006 и 2007 годах по льготным ценам остались некомпенсированными по вине Российской Федерации и Приморского края в результате недостаточности выделенных средств на компенсацию льгот, как по федеральному, так и по краевому регистру.

Доводы ответчиков во внимание не принимаются, так как стоимость месячных проездных билетов подтверждена расчетами истца и согласована с администрацией Находкинского ГО. Тот факт, что данная стоимость не была установлена нормативным актом не имеет значения, так как отсутствие установленной цены не является основание для отказа в компенсации убытков. Кроме того, иного расчета стоимости месячных проездных билетов или указания на недостоверность расчета истца суду не представлено.

Тот факт, что Постановление АПК № 74 за апрель 2006 (установившее стоимость социального месячного проездного билета), распространяется на правоотношения с 01.01.2006, не имеет значение для рассматриваемого спора, поскольку данное постановление не устанавливает размер социального месячного проездного билета.

Учитывая вышеизложенное, в силу ст.ст. 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации подлежит взыскать 7505721 рублей 27 копеек долга. С казны субъекта Российской Федерации Приморского края в лице Администрации Приморского края 9193698 рублей 23 копеек долга.

Поскольку истцу предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, а ответчики от ее уплаты освобождены, государственная пошлина взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170 АПК РФ, суд

р е ш и л:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО «Ориент-Авто-1» 7505721 (Семь миллионов пятьсот пять тысяч семьсот двадцать один) рублей 27 копеек долга.

Взыскать с казны субъекта Российской Федерации Приморского края в лице Администрации Приморского края в пользу ООО «Ориент-Авто-1» 9193698 (Девять миллионов сто девяносто три тысячи шестьсот девяносто восемь) рублей 23 копеек долга.

В остальной части иска отказать.

В иске к администрации Находкинского городского округа, Департаменту финансов Приморского края отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятый апелляционный суд.

Судья А.В.Буров