г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владивосток Дело № А51-5186/2003 16-204
«01» июня 2007
Резолютивная часть решения от 29.05.2007
Полный текст решения изготовлен 01.06.2007
Арбитражный суд Приморского края
в составе: судьи Е.И.Голуб
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.В.Виноградовой
рассмотрел 29.05.2007 в судебном заседании дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Судоходная и торговая компания ДМС»
к ФГУ «Администрация морского порта Владивосток», Министерству транспорта России, Федеральному агентству морского и речного флота, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта
о признании незаконными действий
при участии в заседании
от заявителя: генеральный директор ФИО1 протокол от 20.09.2004 № 11, приказ от 01.07.2005 № 0107/05
от ФГУ АМП Владивосток: начальник юридического отдела ФИО2 на основании доверенности от 22.01.2007, ведущий юрисконсульт ФИО3 на основании доверенности от 25.10.2006
от Минтранса России: не явились
от ФАМРФ: не явились
от ФСНСТ: не явились
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Судоходная и торговая компания ДМС» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными: действий ФГУ «Администрация морского порта Владивосток» (далее – АМП Владивосток), по исключению из бербоут-чартерного реестра ПР «Йхтус»; отказа Минтранса России от 10.09.2002 № ВР-17/3^50 в продлении свидетельства о праве плавания под государственным флагом России ПР «Ихтус» до окончания срока действия бербоут-чартерного договора; действий АМП Владивосток по выдаче разрешения на выход из порта Владивосток ПР «Ихтус» 06.11.2002 без процедуры перефлагирования.
Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 27.02.2007 решение от 04.09.2006, постановление от 13.11.2006 отменено в части требования о признании незаконными действий Учреждения по исключению ПР «Ихтус» из бербоут-чартерного реестра. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Общество «Судоходная и торговая компания ДМС» (далее - ООО «СТК ДМС») в судебном заседании подержало заявленные требования, в их обоснование указало, что действия АМП Владивосток по исключению ПР «Ихтус» не соответствуют требованиям закона, поскольку такое исключение произведено в период действия обеспечительных мер, заявление от Общества об исключении из реестра не поступало. Заявитель считает необоснованным ссылку учреждения на пропуск срока на обращение в суд, поскольку о нарушении своих прав общество узнало в декабре 2002 года и сразу обратилось в суд с заявлением, на основании которого было возбуждено дело № А51-14616/2002 1-352/6. Кроме того, оценка данному доводу ответчика дана судом апелляционной инстанции от 13.11.2006.
ФГУ «Администрация морского порта Владивосток» в судебном заседании заявление отклонило. Возражая по существу заявленных требований АПМ Владивосток указало, что исключение ПР «Ихтус» из бербоут-чартерного реестра произведено правомерно на основании статей 15, 19 КТМ, пункта 97 Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, утвержденных приказом Минтранса от 29.11.2000 № 145 и действовавших в период спорных правоотношений. Учреждением заявлено о пропуске срока на обращение в суд, поскольку о нарушении своих прав заявителю было известно уже 19.08.2002 (письмо исх 147/8 от 19.08.2002).
Министерство транспорта России, Федеральное агентство морского и речного флота, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Спор рассматривается без участия указанных лиц по имеющимся материалам дела в порядке части 3 статьи 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Федерального агентства морского и речного транспорта поступил отзыв, из которого следует, что ответчик заявление не признает, ссылаясь на то, что в силу ст. ст. 15, 38 КТМ РФ срок регистрации в бербоут-чартерном реестре не может превышать 2 лет, при этом действующим законодательством не предусмотрена возможность продления регистрации в бербоут-чартерном реестре. В случае продления судну права плавания под флагом РФ оно вновь подлежит регистрации на основании заявления фрахтователя с предоставлением пакета документов. Поскольку компетентным органом не было принято решение о продлении права плавания под флагом РФ, то отсутствовало необходимое условие для его регистрации в бербоут-чартерном реестре.
Из материалов дела судом установлено, что ООО «Судоходная и торговая компания ДМС» зарегистрировано в качестве юридического лица 13.07.1999 администрацией г. Владивостока, о чем выдано свидетельство № 129 и 27.01.2003 внесена запись в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 10325022597901.
18.08.1998 между ООО «Судоходная и торговая компанией ДМС» (Россия) и компанией «Прерия» (Великобритания) был заключен договор бербоутного чартера № 988/1 сроком действия на 5 лет, до 29.08.2003. Согласно Приложению А к указанному договору судовладелец («Прерия») не возражает зарегистрировать судно под флагом России (п. 3 договора), а также зарегистрировать судно в порту Владивосток (п. 4 договора).
На основании представленных Обществом «СТК ДМС» документов и вышеуказанного договора АМП Владивосток зарегистрировала 21.01.1999 судно «Ихтус» в судовом реестре Владивостокского морского торгового порта под № 506, о чем выдала свидетельство о праве плавания под государственным флагом России сроком действия на 5 лет и свидетельство о минимальном составе экипажа, обеспечивающем безопасность, сроком действия до 20.01.2004.
В связи со сменной позывного сигнала судна, по заявлению генерального директора ФИО1 от 29.12.1999 № 407, было выдано свидетельство о праве плавания под государственным флагом России серии МФ-1 № 000379 сроком действия до 21.01.2001, а 10.11.2000 в связи со сменой мерительного свидетельства выдано новое свидетельство о праве плавания под флагом России серии МФ-1 № 000451 сроком действия до 17.08.2002.
После установки цеха по переработке рыбы на ПР «Ихтус» и передачи судна Обществу «ОКСА», ООО «СТК ДМС» 18.06.2002 обратилось к АМП Владивосток с заявлением № 115/6 о выдаче свидетельства о праве плавания под государственным флагом России на срок до 29.08.2003, которое было получено ответчиком 20.06.2002.
Письмом от 25.05.2002 № КП-401 АМП Владивосток истребовало у ООО «СТК ДМС» дополнительные документы, а именно: разрешение Минтранса России на представление права плавания под государственным флагом России; выписку из реестра суде иностранного государства, в котором судно было зарегистрировано до смены флага; документ, выданный компетентными властями иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, подтверждающий, что право плавания под флагом такого государства приостановлено; документ, подтверждающий согласие собственника на предоставление судну права плавания под иностранным флагом.
Заявлениями от 14.08.2002 № 144/8, 19.08.2002 № 146/8, 148/8, 21.08.201 № 150/8, 23.08.2002 № 151/8, 04.09.2002 № 6/09 Общество «СТК ДМС» обратилось в Министерство транспорта России с просьбами продлить срок действия: свидетельства о праве плавания ПР «Ихтус» под государственным флагом России и дать разрешение АМП Владивосток выдать свидетельство о минимальном составе экипажа.
Минтранс России на данные обращения ответил отказом от 10.09.2002 № В 17/3950 в предоставлении ПР «Ихтус» права плавания под государственным Российской Федерации, по мотиву введения мер по обеспечению иска, а именно, определением апелляционной инстанции Арбитражного суда Приморского края от 12.08.2002 по делу № А51-2492/02-12-56.
Согласно письму АМП Владивосток от 18.10.2005 и выписке из бербоут-чартерного реестра морского торгового порта Владивосток от 27.12.2002 ПР «Ихтус» исключен из бербоут-чартерного реестра 17.08.2002, в связи с истечением срока действия права плавания под государственным флагом России.
В соответствии с письмом АМП Владивосток от 18.11.2002 № КП-852 и на основании заявления капитана судна ФИО4 на право отхода № 2004 судну «BEZU" (бывший ПР "Ихтус") 06.11.2002 было дано разрешение на выход из порта Владивосток, судно находилось под флагом государства Боливии.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемых действий, суд приходит к выводу, что заявленные требования о признании незаконными действий Учреждения по исключению ПР «Ихтус» из бербоут-чартерного реестраподлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Абзацем 2 пункта 3 статьи 15 КТМ РФ определено, что право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть предоставлено судну, находящемуся во фрахте без экипажа (бербоут-чартере), на срок, не превышающий двух лет, с правом последующего продления его через каждые два года, но не свыше срока действия бербоут-чартера.
При этом условия получения свидетельства о праве плавания судна под государственным флагом Российской Федерации оговорены в пункте 2 статьи 15 КТМ, а процедура регламентирована Правилами регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, утвержденными приказом Минтрансом России от 29.11.2000 № 145 и действовавшими в период спорных правоотношений, однако данные положения, по мнению суда, не распространяются на порядок продления свидетельства о праве плавания судна под государственным флагом России.
Из материалов дела усматривается, что договор бербоутного чартера от 18.08.1998 № 988/1 заключен между ООО «Судоходной и торговой компанией ДМС» и компанией «Прерия» на срок до 29.08.2003, свидетельство о праве плавания судна «Ихтус» под государственным флагом России с предоставлением всех необходимых для получения такого свидетельства документов выдано ООО «СТК ДМС» Государственной администрацией Владивостокского морского торгового порта 21.01.1999.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что для продления в соответствии со статьей 15 КТМ срока действия свидетельства о праве плавания судна «Ихтус» под государственным флагом Российской Федерации Минтрансу России было достаточно проверить срок действия договора бербоутного чартера, соответственно отказ Минтранса России правомерно признан судом незаконным. Решение суда вступило в законную силу.
Статьей 96 АПК РФ установлено, что определение арбитражного суда об обеспечении заявления подлежит обязательному исполнению лицами, на которые судом возложены обязанности по исполнению обеспечительных мер.
При этом определением апелляционной инстанции Арбитражного суда Приморского края от 12.08.2002 по делу № А51-2492/02-12-56 АМП Владивосток было запрещено исключать судно «Ихтус» из Государственного реестра Морской администрации порта Владивосток до вступления решения суда в законную силу.
Указанные обеспечительные меры были отменены постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Приморского края от 03.09.2002 (изготовлено 05.09.2002) по делу № А51-2492/02-12-56, между тем, судно «Ихтус» было исключено из бербоут-чартерного реестра торгового порта Владивосток 17.08.2002, т.е. в период действия вышеуказанных обеспечительных мер, что является нарушением закона.
Более того, даже если согласиться с позицией ответчика, то, учитывая срок действия права плавания под государственным флагом России (до 17.08.2002) и правила исчисления процессуальных сроков, судно не могло быть исключено ранее 18.08.2002, т.е. на следующий день после истечения срока действия права. Фактически же судно исключено из бербоут-чартерного реестра 17.08.2002, т.е. до окончания срока права плавания под государственным флагом РФ.
Оспариваемые действия, по мнению суда, также создали препятствия Обществу «СТК ДМС» в использовании судна «Ихтус» в целях получения коммерческой выгоды.
Таким образом, оспариваемые действия подлежат признанию незаконными в порядке части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Довод ответчика о пропуске заявителем срока на обращение в суд не принимается во внимание, поскольку данный довод оценен судом апелляционной инстанции в постановлении от 13.11.2006, где указано, что рассмотрение спора по существу фактически означает восстановление пропущенного срока (л.д.26 т.7). Постановление апелляционной инстанции в данной части судом кассационной инстанции оставлено без изменений, выводы не признаны неправомерными.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными действия ФГУ «Администрация морского порта Владивосток» по исключению из бербоут-чартерного реестра судна «Ихтус», совершенные 17.08.2002, как не соответствующие требованиям Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья Е.И.Голуб