АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-5260/2010
07 мая 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 29.04.2010. Полный текст решения изготовлен 07.05.2010.
Арбитражный суд Приморского края в составе: судьи Л.П.Нестеренко
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ПУ Строй»
к Управлению государственной службы занятости населения Приморского края
об оспаривании заключения
при участии в заседании: от заявителя – ФИО1, доверенность от 05.05.2010, от ответчика – ФИО2, доверенность от 16.04.2010 № 30-юр-3/1708.
Общество с ограниченной ответственностью «ПУ Строй» обратилось в арбитражный суд с заявлением о недействительным заключения Управления государственной службы занятости населения Приморского края от 16.03.2010 № 239 в части решения о нецелесообразности привлечения и использования 80-ти иностранных работников и обязании ответчика выдать (дополнительно) заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащее решение о целесообразности привлечения иностранных работников (граждан КНДР) в количестве 80-ти человек.
Рассмотрение дела было начато в предварительном заседании, в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ суд с согласия сторон завершил подготовку дела и перешел к судебному разбирательству.
Заявитель поддержал заявленные требования, пояснил, что в заявлении о выдаче разрешения на привлечение и использование 173-х иностранных работников указаны сведения о их рабочих местах, в связи с чем считает необоснованным ссылку в оспариваемом заключении на пункт 62 Приказа от 11.01.2008 № 1/4/1/2. Указал на возможность обязать ответчика выдать дополнительное заключение, так как Общество своевременно обратилось за выдачей заключения, приказ Федеральной службы по труду и занятости № 85 был издан позднее выдачи оспариваемого заключения, его действие не может распространяться на правоотношения, возникшие ранее.
Ответчик требования не признает, ссылается на то, что Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации согласовано предложение Приморского края о корректировке квоты на 2010, о чем ответчику было известно на момент выдачи оспариваемого заключения, а приказом от 26.03.2010 № 85 утверждены уточненные сведения о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников в 2010. Считает, что оспариваемое заключение принято в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и в пределах полномочий Управления государственной службы занятости населения Приморского края.
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью «ПУ Строй» зарегистрировано МИФНС России № 9 по Приморскому краю 22.09.2005, о чем выдано свидетельство серии 25 № 00507230.
22.04.2009 Общество обратилось в Межведомственную комиссию по вопросам привлечения и использования иностранных работников с заявкой о потребности привлечения иностранных работников на 2010 год.
05.02.2010 Федеральной службой по труду и занятости был издан приказ № 34, приложением к которому были утверждены «Уточненные сведения о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников в 2010 году». Согласно указанному приложению ООО «ПУ Строй» согласована возможность привлечения и использования иностранных работников в количестве 173 человек.
Однако 16.03.2010 Управлением ГСЗН Приморского края было выдано заключение № 239 о целесообразности привлечения Обществом 93 иностранных работников из КНДР, а привлечение работников в количестве 80 человек признано нецелесообразным.
ООО «ПУ Строй» посчитав, что указанное заключение в части нецелесообразности привлечения 80 иностранных рабочих нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, оспорило его в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, проанализировав законность действий ответчика, суд пришел к выводу о том, что требования ООО «ПУ Строй» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 9 статьи 13.1. Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ, работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан с обязательным уведомлением о таком привлечении и использовании территориального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В силу пунктов 3, 5 статьи 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на привлечение и использование иностранных работников, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 этой статьи, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации.
Заключение о привлечении и об использовании иностранных работников выдается сроком на один год. Порядок выдачи данного заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.
Временно пребывающему в Российской Федерации иностранному гражданину разрешение на работу выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при условии внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) на специально открываемый федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции счет средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России и Госкомрыболовства от 11.01.2008 № 1/4/1/2, результатом предоставления государственной услуги является получение работодателями, заказчиками работ (услуг) разрешений на привлечение и использование иностранных работников или отказа в выдаче разрешений. Для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатели представляют в ФМС России или ее территориальный орган документы, предусмотренные Регламентом.
На основании заявлений, с учетом требований Регламента, органами ФМС России принимается решение о выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников или об отказе в его выдаче.
Как видно из материалов дела, ООО «ПУ Строй» с 2006 года получало разрешения на привлечение и использование иностранных работников, в частности от 17.02.2009 серии АА № 0070812, от 22.10.2009 серии АА № 0044179, от 30.10.2009 серии АБ № 0044187 и от 24.03.2010 серии АБ № 0044475.
В качестве основания принятия решения о нецелесообразности привлечения Обществом 80-ти иностранных работников Управление сослалось на пункт 62 названного Административного регламента, согласно которому одним из оснований выдачи органом государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям является отсутствие в перечне сведений о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников на текущий год, утвержденных Федеральной службой по труду и занятости, рабочих мест, на которые работодатель, заказчик работ (услуг) подал заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
На момент выдачи оспариваемого заключения ответчик необоснованно сослался на пункт 62 Административного регламента, поскольку Обществом подано заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование 173 иностранных работников, что соответствовало на тот момент перечню, утвержденному приказом Федеральной службы по труду и занятости от 05.02.2010 № 34.
Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 26.03.2010 № 85 были уточнены сведения о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников в 2010 году, в частности, приложением к этому приказу ООО «ПУ Строй» утверждено привлечение иностранных работников в количестве 93 человека.
Однако данный приказ был издан позднее выдачи оспариваемого заключения.
Довод Управления государственного службы занятости населения Приморского края о том, что на момент выдачи этого заключения письмом от 09.03.2010 № 23-4/10/2-1675 комиссия Министерства здравоохранения и социального развития РФ согласовало предложение Приморского края об уменьшении потребности в привлечении иностранных работников и объемов квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации на 2010 год, судом не принимается в силу следующего.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет следующие полномочия: на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты, в том числе устанавливающие случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание) и устанавливающие случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание) (Пункты 5.2.100.60. 0 5.2.100.61.).
Кроме этого, пункт 30 Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. N 783 устанавливает, что Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной миграционной службой в месячный срок с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации об утверждении на очередной год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности утверждает распределение указанной квоты по субъектам Российской Федерации.
При этом Федеральная служба по труду и занятости в 3-недельный срок с даты вступления в силу утвержденного Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации распределения квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу по субъектам Российской Федерации уточняет сведения о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников в предстоящем году, и направляет соответствующую информацию в Федеральную миграционную службу, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, а также в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации (пункт 31 этих же Правил).
Таким образом, именно Федеральная служба по труду и занятости, а не комиссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации является органом, утверждающим окончательные сведения о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников.
Поскольку на момент издания оспариваемого заключения действовал приказ от 05.02.2010 № 34, которым были утверждены сведения на привлечение и использование ООО «ПУ Строй» иностранных работников в количестве 173 человек, то заключение Управления государственной службы занятости населения Приморского края от 16.03.2010 № 239 в части, содержащей решение о нецелесообразности привлечения и использования Обществом 80-ти иностранных работников, является необоснованным. Оно нарушило права и законные интересы заявителя, которое имело признанную уполномоченным органом потребность в иностранной рабочей силе в количестве 173 человека, но оказалось лишено возможности привлечь иностранных работников в необходимом количестве.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд вправе обязать соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Заявитель просит обязать Управление ГСЗН Приморского края выдать (дополнительно) заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащее решение о целесообразности привлечения иностранных работников (граждан КНДР) в количестве 80 человек.
Вместе с тем, в настоящее время ответчиком вопрос о количестве привлечения иностранных работников решен, издан приказ Роструда от 26.03.2010 № 85, предполагающий привлечение Обществом в 2010 году иностранной рабочей силы в количестве 90 человек, поэтому в данной части основания для понуждения ответчика совершить указанные действия отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика. Излишне уплаченная государственная пошлина возвращается из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными заключение Управления государственной службы занятости населения Приморского края от 16.03.2010 № 39 в части решения о нецелесообразности привлечения и использования 80-ти иностранных работников, в связи с его несоответствием Приказу ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России и Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 11 января 2008 г. N 1/4/1/2.
В части обязания Управления государственной службы занятости населения Приморского края выдать (дополнительно) заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащее решение о целесообразности привлечения иностранных работников (граждан КНР) в количестве 80-ти человек, в удовлетворении требования отказать.
Взыскать с Управления государственной службы занятости населения Приморского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ПУ Строй» 2000 руб. (Две тысячи рублей) расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «ПУ Строй» из федерального бюджета 2000 руб. (Две тысячи рублей) государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 29.03.2010 № 18 на общую сумму 4000 руб., находящемуся в материалах дела.
Исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в месячный срок.
Судья Л.П. Нестеренко