ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-5332/2021 от 26.08.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-5332/2021

30 августа 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2021 года

Полный текст решения изготовлен 30 августа 2021 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Кирильченко М.С. ,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевой Д.С.

рассмотрев дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОЛЬГАТРАНССЕРВИС" (ИНН <***>; ОГРН <***>)

к Владивостокской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании решений от 15.12.2020 и от 31.12.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ №10702070/291020/0266778 (с учетом уточнений)

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 01.03.2021, паспорт, диплом,

от таможенного органа: ФИО2 по доверенности от 01.10.200, диплом, сл.удостоверение,

установил: общество с ограниченной ответственностью "ОЛЬГАТРАНССЕРВИС" обратилось в суд с требованием об оспаривании решения Владивостокской Таможни от 31.12.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ №10702070/291020/0266778.

Представитель заявителя заявил ходатайство об уточнении требований, просит признать незаконными решения ответчика от 15.12.2020 и от 31.12.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ №10702070/291020/0266778, а также восстановить срок для обращения в суд с требованием в части оспаривания решения от 15.12.2020.

Представитель таможенного органа по ходатайству о принятии уточнений не возражает.

Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) принял указанные уточнения, как не противоречащие закону и не нарушающие права и интересы других лиц, поскольку заявленные требования основаны на аналогичных фактических обстоятельствах по делу.

Представитель заявителя уточненные требования поддержал в полном объеме. В обоснование своей позиции указывает, что согласно Правилам определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров), утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49, а также утвержденным Требованиям к сертификату о происхождении товара наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении сертификата, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, и не ставящих под сомнение происхождение товара, не является основанием для нерассмотрения такого сертификата в качестве документа о происхождении товара. Таким образом, отсутствие в сертификаты даты выдачи не препятствует в рассмотрении данного сертификата в качестве подлинного документа о происхождении товаров.Сами по себе сомнения таможенного органа в происхождении товара и подлинности сертификата не могут являться основанием для принятия соответствующего решения, поскольку у таможенного органа предусмотрена обязанность в случае наличия сомнений направить запрос для проверки данных обстоятельств. Кроме того, по существу таможенный орган не указывает, что недостоверными являются сведения о происхождении товаров, тогда как претензии предъявлены исключительно к соблюдению формальных требований к оформлению, что не может служить основанием для применения мер по доначислению таможенных платежей

В обоснование ходатайства о восстановлении срока указывает не получил решение от 15.12.2020, поскольку произошла смена юридического адреса. О данном решении узнал только в ходе судебного разбирательства

Таможенный орган представил письменный отзыв на завышение с возражениями, считает, что оспариваемое решение принято законно и обоснованно. Полагает, сертификат соответствия № СО-2020-0026531 не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего происхождение товара, следовательно, страна происхождения товаров считается неизвестной.

Представитель таможенного органа по ходатайству о восстановлении срока для обжалования возражает, полагает, что не получение почтового отправления по юридическому адресу не является уважительной причиной пропуска срока.

Рассмотрев ходатайство о восстановлении пропущенного срока, суд пришел к следующим выводам.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).

Согласно разъяснениям, данным в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ). Арбитражным судам при рассмотрении указанных выше вопросов надлежит применять положения частей 6 и 8 статьи 219 КАС РФ по аналогии закона (часть 5 статьи 3 АПК РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 N 367-О указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Согласно статье 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

При этом нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 данного Кодекса. Поэтому признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительным полномочиям суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а как следует из ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В судебном заседании судом установлено, что решение от 15.12.2020 не было получено заявителем по причине того, что таможенным органом указанное решение направлялось на старый юридический адрес Общества (новый адрес с 18.12.2020 - 690088, г. Владивосток, ул. Жигура, д. 26а, оф. 4-9), в связи с чем, Обществу не было известно о факте принятия оспариваемого решения. О принятии оспариваемого решения заявителю стало известно в ходе рассмотрения дела настоящего дела, в котором первоначально было заявлено требование об оспаривании решения таможенного органа от 31.12.2020, принятое в на основании решения от 15.12.2020 в связи с неполучением его заявителем

Суд считает что, в данном случае пропуск срока на обращение в суд не связан с безразличным или недобросовестным отношением заявителя к рассматриваемым правоотношениям, в связи с чем, пропущенный заявителем срок подлежит судом восстановлению.

Из представленных документов судом установлено, что в октябре 2020 года ООО «ОльгаТрансСервис» в рамках заключенного с инопартнером «SEWON CNS Сотр.» контракта от 10.01.2020 №SEWOTS04 в счет поставки по инвойсу от 17.09.2020 № SEWOTS0440 ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза товары и в целях помещения ихпод таможенную процедуру «выпуска для внутреннего потребления» с использованием средств электронного декларирования подало во Владивостокский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Владивостокской таможни (далее - таможня, таможенный орган) ДТ№ 10702070/291020/0266778, в которой заявлен товар № 1 «диски колесные из алюминия, состояние - новые», определив код ТН ВЭД ЕАЭС 8708705009 и указав страну происхождения — Таиланд (ТН).

С 12.12.2020 по 15.12.2020 таможенным органом проведена проверка таможенных, иных документов и сведений после выпуска товаров, представленных при декларировании товаров по ДТ №10702070/291020/0266778.

По результатам рассматриваемой проверки составлен акт от 15.12.2020 № 10702000/206/121220/А1054и установлено, что представленный сертификато происхождении товара общей формы №СО2020-0026531 не выполняет требования к сертификату происхождении товара, утвержденные приложением к Правилам определения происхождения товара, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров) утвержденные Решением Совета ЕЭК от 13.07.2020 №49.

Принимая во внимание установленные в рамках проверки обстоятельства и на основании п. 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - Порядок № 289), 15.12.2020 таможенным органом принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары 10702070/291020/0266778 (гр. 16 - страна происхождения товара определена как неизвестная, гр. 34 - код страны, гр. 47 - исчисление таможенных пошлин и сборов).

Не согласившись с указанным решением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя ввиду следующего.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ решения и действие (бездействие) осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, могут быть обжалованы в арбитражном суде, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру (часть 1 статьи 104 ТК ЕАЭС).

На основании части 3 статьи 105 ТК ЕАЭС декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, - при таможенном декларировании припасов.

Согласно части 1 статьи 52 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком таможенных пошлин, налогов, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, - таможенным органом.

При подаче декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения о происхождении товаров (абзац 4 подпункт 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС) с одновременным приложением документов, подтверждающих происхождение товаров (пункт 5 части 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).

В силу пункта 1 статьи 28 ТК ЕАЭС определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе.

Пункт 1 статьи 37 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС) предусматривает, что на таможенной территории Союза применяются единые правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза.

При этом согласно пункту 2 указанной статьи Договора о ЕАЭС для целей применения мер таможенно-тарифного регулирования (за исключением целей предоставления тарифных преференций), применения мер нетарифного регулирования и защиты внутреннего рынка, установления требований к маркировке происхождения товаров, осуществления государственных (муниципальных) закупок, ведения статистики внешней торговли товарами применяются правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), устанавливаемые Комиссией.

Происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 29 ТК ЕАЭС (пункт 1 статьи 29 ТК ЕАЭС).

В пункте 6 статьи 29 ТК ЕАЭС определено, что документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат опроисхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - это документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.

Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 34 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49, сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к настоящим Правилам.

В пункте 5 приложения к названным Правилам установлено, что сертификат о происхождении товара должен содержать, в том числе информацию об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).

На основании пунктов 1, 2 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится таможенными органами в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

Исходя из положений статьи 311 ТК ЕАЭС, к объектам таможенного контроля относятся, в том числе, товары, находящиеся под таможенным контролем в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса, а также таможенные и иные документы, представление которых таможенным органам предусмотрено в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов, а также сведения, содержащиеся в таких документах.

В статье 314 ТК ЕАЭС определены особенности таможенного контроля происхождения товаров.

Так, в п. 1 названной статьи определено, что при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.

В соответствии с п. 9 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатая после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля проводится в
соответствии со статьей 326 настоящего Кодекса, за исключением проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящей статьи.

Согласно п. 3 статьи 326 ТК ЕАЭС по результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, таможенным органом принимаются решения в соответствии с настоящим Кодексом, а по результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в иных случаях - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

После выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится, в том числе в следующих случаях (п. 11 Порядка № 289):

-при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов: недостоверных сведений, заявленных в ДТ; несоответствия сведений, заявленных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ; необходимости внесения дополнений в сведения, заявленные в ДТ;

-при наступлении обстоятельств, при которых обязанность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (далее - таможенные, иные платежи), подлежит исполнению;

- при исчислении таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, применении иных мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка в случае, если происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с пунктом 5 статьи 314 Кодекса по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров

Пунктом 11.1 Порядка № 289 установлено, что изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров по решению таможенного органа производится на основании решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров.

Из материалов настоящего дела следует, что с ДТ№10702070/291020/0266778 в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товаров, Общество предоставило сертификат №СО2020-0026531.

В ходе проверки таможенным органом установлено, что представленный сертификат о происхождении товара № СО2020-0026531 не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к Правилам определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальным правилам определения происхождения товаров) отсутствует информация об удостоверении сертификата, а именно дата выдачи сертификата.

При таких обстоятельствах сертификат о происхождении товара №СО2020-0026531 не может рассматриваться в качестве документа о происхождении товараи происхождение товаров считается неподтвержденным, в связи с чем у таможенного органа имелись законные основания для принятия 15.12.2020 решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары №10702070/291020/0266778.

Пунктом 32 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.04.2012 № 39 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010№ 257» определено, что если страна происхождения товара неизвестна, в графе 34 «Код страны происхождения» вместо кода проставляются два нуля «00».

Таким образом, соответствующие изменения в ДТ были правомерно внесены таможенным органом на основании решения от 15.12.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения.

Доводы заявителя об оспаривании решения от 31.12.2020 суд отклоняет с учетом вышеизложенного. При этом, суд принимает во внимание доводы таможенного органа, что указанное решение не нарушает права и законные интересы общества, поскольку являлось техническим документом, основанием для вынесения КДТ являлось решение от 15.12.2020.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10702070/291020/0266778, вынесено при наличии к тому правовых оснований.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При вышеизложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд

Судья Кирильченко М.С.