АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-5383/2010
21 июля 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2010 г. Полный текст решения изготовлен 21 июля 2010 г.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нинюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Нинюк Т.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Отделения по г. Лесозаводску и Лесозаводскому району Управления федерального казначейства по Приморскому краю
к Открытому акционерному обществу «Электросервис»
об урегулировании разногласий
при участии в заседании:
от истца: представитель не явился
от ответчика: представитель не явился
установил: Отделение по г. Лесозаводску и Лесозаводскому району Управления казначейства по Приморскому краю обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к ОАО «Электросервис» об урегулировании разногласий, возникших при заключении государственного контракта на поставку электрической энергии для государственных нужд № 465 от 12.02.2010 г. в части наименования по пунктам 1.5; 3.19; 3.1.17; 3.2.4; 4.5; 5.1; 5.2; 5.7; 6.4; 8.4; 8.5; 9.1., изложенным в протоколе разногласий от 08.02.2010 (с учетом уточнения исковых требований в порядке предусмотренном ст. 49 АПК РФ).
Истец уточнил, что п.п. 8.5, 9.1. урегулированы, в связи с чем он исключает данные пункты из предмета требований.
Ответчик подтвердил, что разногласий по данным пунктам не имеются.
Заявление истца судом принято согласно ст. 49 АПК РФ.
В судебное заседание стороны не явились. Ответчик заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассматривается в отсутствие сторон по имеющимся в материалах дела документам в порядке ст. 156 АПК РФ.
Судом рассмотрено ходатайство истца об уточнении искового заявления: предлагает наименование контракта принять в редакции заказчика, пункты 1.5, 3.1.9, 3.1.17, 4.5., 5.1., 5.2., 5.7., 6.4., 7.8., 8.4., 8.5. изложить в редакции истца. Пункт 3.2.4. исключить. Ходатайство судом удовлетворено согласно ст. 49 АПК РФ.
Ответчик в письменном отзыве требования оспорил. Относительно пункта 8.5. указал, что принимает его в редакции истца поскольку, указанный пункт соответствует нормам п.11 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при заключении государственного контракта № 456 на поставку электрической энергии для государственных нужд от 12.02.2010 г. между ОАО «Электросервис» (Гарантирующий поставщик) и Отделением по г. Лесозаводску и Лесозаводскому району Управления казначейства по Приморскому краю (Государственных заказчик – Покупатель) возник спор по содержанию условий договора.
Сторонами так и не достигнуто согласие по пунктам контракта 1.5; 3.1.9; 3.1.17; 3.2.4; 4.5; 5.1; 5.2; 5.7; 6.4; 8.4.
Статьей 445 Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность передачи преддоговорного спора на рассмотрение суда в случае, если спор возник при заключении публичного договора, к числу которых в соответствии со статьей 426, 548 Гражданского кодекса РФ, относится государственный контракт на поставку электрической энергии для государственных нужд.
Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Указанная статья также устанавливает, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Истец предлагает наименование государственного контракта изложить следующим образом: «Продажа электрической энергии и мощности. Услуги по передаче электрической энергии».
Наименование государственного контракта в редакции ответчика звучит как «Государственный контракт на поставку электрической энергии для государственных нужд».
Согласно Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем заключения в установленном порядке государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (государственный или муниципальный контракт либо контракт).
Отношения энергоснабжения согласно Гражданскому кодексу РФ регулируются § 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ «Энергоснабжение».
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
Из смысла указанной статьи следует, что предмет договора на снабжение энергией - соответственно электрической или тепловой энергией, поставляемой потребителю через присоединенную сеть.
Кроме того, как следует из пункта 1.1 госконтракта гарантирующий Поставщик (ответчик) обязуется осуществлять продажу электрической энергии и мощности, через привлеченных третьих лиц, оказывать услуги по передаче электрической энергии, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению …
Учитывая изложенное, поскольку стороны не пришли к соглашению по наименованию государственного контракта, суд считает, что наименование подлежит изложению в редакции Гарантирующего поставщика»: «Государственный контракт на поставку электрической энергии для государственных нужд», т.к. это не противоречит требованиям закона, соответствует предмету договора и соответствует взаимоотношениям сторон.
Пункт 1.5. государственного контракта истец предлагает изложить в следующей редакции: «Гарантирующий поставщик и государственный заказчик - покупатель обязуются руководствоваться настоящим государственным контрактом, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, Правилами устройства электроустановок, Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетике утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530.
В редакции Гарантирующего поставщика пункт 1.5. государственного контракта дополнен словами: «В случае принятия нормативных правовых актов, регулирующих вопросы в сфере электроэнергетики, в том числе устанавливающих иной, по сравнению с настоящим государственным контрактом, порядок регулирования отношений сторон между собой и с другими субъектами электроэнергетики, стороны руководствуются указанными нормативно правовыми актами с даты их вступления в законную силу. При этом соответствующие условия настоящего государственного контракта применению не подлежат».
В пункте 2 статьи 422 Гражданского кодекса РФ указано, что если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Т.е. только законом, а не иным нормативным актом или договором может быть предусмотрено, что его действие распространяется на отношения сторон, которые возникли из ранее заключенных договоров.
Проанализировав позиции сторон по данному пункту, с учетом положений Гражданского кодекса РФ, суд считает необходимым принять спорный пункт 1.5. государственного контракта в части, согласованной сторонами и соответствующей действующему законодательству и изложить в редакции истца, предложенной в протоколе разногласий.
Пункт 3.1.9. ответчик просит изложить в следующей редакции: «Возместить Гарантирующему Поставщику стоимость отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Возмещать Гарантирующему поставщику расходы в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.»
Истец просит в указанной ответчиком редакции пункта 3.1.9. исключить второй абзац.
Согласно пункту 66 Правил функционирования розничных рынков.. № 530 от 31.08.2006 г. в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии) в том числе определяются порядок компенсации стоимости отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления.
Учитывая пункт 66 Правил, а также, поскольку стороны не пришли к соглашению по включению в спорный пункт условия изложенного ответчиком в абзаце втором спорного пункта, а обязанность Покупателя возмещать Гарантирующему поставщику расходы в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии законом не предусмотрена, суд же не вправе обязывать одного участника договора принимать условие, предложенное его контрагентом, в редакции, не предусмотренной действующим законодательством для данного вида договора, суд считает, чтопункт 3.1.9. следует принять в согласованной сторонами части: «Возместить Гарантирующему Поставщику стоимость отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления в соответствии с действующими нормативными правовыми актами».
Истец предлагает пункт 3.1.17 изложить в следующей редакции: «В течение трех рабочих дней с даты заключения настоящего государственного контракта составить и направить в адрес «Гарантирующего Поставщика» «Акт согласования аварийной и технологической брони электроснабжения» в случае если Государственный Заказчик - Покупатель согласно требованиям нормативно правовых актов включен в перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение которых ниже уровня аварийной брони не допускается».
Ответчик предлагает дополнительно указать, что Акт согласования аварийной и технологической брони электроснабжения – Приложение № 4. которое является неотъемлемой частью государственного контракта.
Как установлено пунктом 31 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в случае если потребитель электрической энергии согласно требованиям нормативных правовых актов включен в перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, составляется акт согласования аварийной и технологической брони.
Акт согласования аварийной и технологической брони составляется потребителем электрической энергии и направляется сетевой организации (гарантирующему поставщику, энергосбытовой организации) в течение 3 рабочих дней с даты заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии (договора энергоснабжения).
Принимая во внимание указанную норму права, а также, учитывая, что закон не содержит ссылки на то, что Акт согласования аварийной и технологической брони оформляется Приложением № 4 к контракту и является его неотъемлемой частью, суд принимает указанный пункт в редакции истца.
Пункт 3.2.4. контракта ответчик предлагает изложить в следующей редакции: «При отсутствии перед ГАРАНТИРУЮЩИМ ПОСТАВЩИКОМ задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию и оказанные услуги по настоящему государственному контракту заключить договор продажи (поставки) электрической энергии) с иной энергосбытовой организацией, при выполнении ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКОМ ПОКУПАТЕЛЕМ следующих условий: а) обеспечении своими силами либо силами энергосбытовой организации, с которой ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК-ПОКУПАТЕЛЬ намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии), раздельный учет объемов потребления электрической энергии ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКОМ-ПОКУПАТЕЛЕМ и любыми прочими потребителями, обслуживаемыми ГАРАНТИРУЮЩИМ ПОСТАВЩИКОМ, в соответствии с установленными требованиями; б) возместить убытки ГАРАНТИРУЮЩЕГО ПОСТАВЩИКА в размере разницы между его необходимой валовой выручкой, рассчитанной на период с даты расторжения настоящего государственного контракта до окончания текущего периода регулирования тарифов с учетом снижения затрат, связанных с обслуживанием такого потребителя, и выручкой ГАРАНТИРУЮЩЕГО ПОСТАВЩИКА от продажи электрической энергии в участником конкурса, с которым заключается в течение указанного периода без учета ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА - ПОКУПАТЕЛЯ по установленным тарифам, но не свыше суммы, необходимой для компенсации
соответствующей части экономически обоснованных расходов ГАРАНТИРУЮЩЕГО ПОСТАВЩИКА по поставке электрической энергии
населению и иным категориям потребителей, которые не учтены в тарифах, установленных для этой категории потребителей. В случае если ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК ПОКУПАТЕЛЬ заключил договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с энергосбытовой организацией в отношении всего объема электрической энергии, предусмотренного настоящим государственным контрактом, обязательства по настоящему государственному контракту считаются прекращенными в связи с невозможностью исполнения с даты вступления в силу указанного договора с энергосбытовой организацией.
Истец же считает, что данный пункт подлежит исключению из контракта.
Принимая во внимание, что стороны не пришли к согласию в отношении редакции спорного пункта, а в силу ст. 421 Гражданского кодекса РФ, а суд не вправе обязывать одного участника договора принимать условие, предложенное его контрагентом, в редакции, не предусмотренной действующим законодательством, суд считает, что пункт 3.2.4. контракта подлежит исключению.
Ответчик предлагает пункт 4.5. контракта в следующей редакции:«В случаях обнаружения ГАРАНТИРУЮЩИМ ПОСТАВЩИКОМ или СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ неисправности или утраты измерительного комплекса и/или его элементов, истечения сроков государственной поверки элементов измерительного комплекса, выявления безучетного потребления электрической энергии (сорвана или нарушена пломба государственной поверки и/или пломба ГАРАНТИРУЮЩЕГО ПОСТАВЩИКА (СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ), разбито или отклеено стекло на электросчетчике, повреждены кожух или клеммная крышка электросчетчика, нарушены вторичные цепи в схеме подключения электросчетчика и измерительных трансформаторов, неисправны или не соответствуют паспортным данным трансформаторы тока, произведено отключение систем расчетного учета электрической энергии, нарушены знаки визуального контроля, неисправны предохранители или защитные аппараты в цепи трансформаторов напряжения, не опломбирован привод разъединителей или камеры с предохранителями в схеме подключения трансформаторов напряжения и т.п.) определение объема потребленной электрической энергии осуществляется исходя из условий договора, по среднесуточному расходу предыдущего расчетного периода и последующего, после восстановления учета, расчетных периодов по утвержденному на момент обнаружения нарушения тарифу за период с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния точки поставки и измерительного комплекса и до восстановления учета электрической энергии и составления акта о приемке учета представителем ГАРАНТИРУЮЩЕГО ПОСТАВЩИКА или СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».
Истец, считает, что по тексту пункта слова «СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» следует исключить.
В силу статей 539, 543 Гражданского кодекса РФ обязанность по обеспечению безопасности эксплуатации находящихся в ведении абонента электрических сетей и исправности, используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, возложена на абонента.
Согласно Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства № 861 от 27.12.2004 г., сетевые организации - - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Как следует из текста государственного контракта, абзацем 2 п.п. 2.1.2 контракта установлено, что в интересах Покупателя Гарантирующий поставщик заключает с сетевой организацией и/или иными владельцами электросетевого хозяйства договор на оказание услуг по передаче электрической энергии до точек поставки Покупателя.
Кроме того, в случаях, предусмотренных подпунктами 3.1.3; 3.1.5; 3.1.7; 3.1.8.; 3.1.12.; 3.1.13.; 3.1.16 госконтракта установлен порядок взаимодействия Государственного заказчика с Сетевой организаций. И данные подпункты договора Истцом не оспариваются.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что п.п. 4.5. в редакции ответчика соответствует требованиям закона иным условиям государственного контракта и соответствует отношениям сторон, в связи с чем, принимается в редакции ответчика.
Пункт 5.1 контракта истец просит изложить в следующей редакции: «Цена настоящего государственного контракта составляет 129 694 рубля 00 копеек (Сто двадцать девять тысяч шестьсот девяносто четыре рубля 00 копеек) в год. Цена определяется исходя из тарифов на электрическую энергию и мощность, устанавливаемую органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, и объема потребленной электрической энергии и заявленной мощности».
Ответчик в свою очередь предлагает следующую редакцию: «Цена настоящего государственного контракта определяется исходя из тарифов на электрическую энергию и мощность и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА-ПОКУПАТЕЛЯ, в том числе услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, установленных органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, и объема потребленной электрической энергии, заявленной мощности и оказанных услуг».
Согласно статье 2 Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.
Принимая во внимание, что стороны не пришли к согласию в отношении редакции спорного пункта, а в силу ст. 421 Гражданского кодекса РФ, а суд не вправе обязывать одного участника договора принимать условие, предложенное его контрагентом, в редакции, не предусмотренной действующим законодательством, суд принимает пункт 5.1. в согласованной сторонами редакции: «Цена настоящего государственного контракта определяется исходя из тарифов на электрическую энергию и мощность, устанавливаемую органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов и объема потребленной электрической энергии и заявленной мощности».
Истец предлагает пункт 5.2. договора в следующей редакции: «Установленные на момент заключения настоящего государственного контракта тарифы и/или иной порядок определения диапазона числа часов использования заявленной мощности могут изменяться в соответствии с соответствующими решениями (постановлениями) органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, о чем составляется дополнительное соглашение к настоящему государственному контракту.»
Ответчик предлагает оговорить условие о том, что тарифы подлежат изменению не дополнительным соглашением к контракту, а с учетом иного установленного порядка с внесением соответствующих изменений в договор и вводятся в действие со дня, указанного в соответствующем нормативном акте.
Поскольку согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» тарифы на электрическую энергию подлежат регулированию органами исполнительной власти, вместе с тем условие о порядке внесения изменений в договор является договорным условием, а стороны к соглашению не пришли, суд считает, что пункт 5.2. подлежит включению в контракт в следующей редакции: «Установленные на момент заключения настоящего государственного контракта тарифы и/или иной порядок определения диапазона числа часов использования заявленной мощности могут изменяться в соответствии с соответствующими решениями (постановлениями) органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов».
Согласно пункту 5.7. в редакции ответчика «В случае изменения законодательства РФ и установления для ГАРАНТИРУЮЩЕГО ПОСТАВЩИКА и ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА - ПОКУПАТЕЛЯ обязанности по продаже и оплате объемов электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам, указанная обязанность сторон по продаже и оплате потребленной электрической энергии по свободным ценам считается наступившей. Указанное условие применяется к правоотношениям сторон, возникшим при исполнении настоящего государственного контракта, с момента вступления в законную силу соответствующего нормативного правового акта».
Согласно редакции истца пункт 5.7. необходимо изложить в следующей редакции: «В случае изменения законодательства РФ и установления для ГАРАНТИРУЮЩЕЕО ПОСТАВЩИКА и ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА ПОКУПАТЕЛЯ обязанности по продаже и оплате объемов электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам, указанная обязанность сторон по продаже и оплате потребленной электрической энергии по свободным ценам начинает течь с момента вступления в законную силу соответствующего нормативного правового акта, если в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров».
Согласно статье 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункт 2).
Принимая во внимание, что ни одна из предложенных сторонами редакций не соответствует императивной норме, установленной ст. 422 Гражданского кодекса РФ, суд приходит к выводу, что указанный пункт подлежит исключению из контракта.
Истец просит пункт6.4. изложить в следующей редакции: «Окончательный расчет за фактически потребленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги осуществляется в следующем порядке: ГАРАНТИРУЮЩИЙ ПОСТАВЩИК в срок до 05 числа периода, следующего за расчетным, выписывает ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЗАКАЗЧИКУ - ПОКУПАТЕЛЮ счет-фактуру на сумму фактически потребленной электрической энергии (мощности) и оказанные услуги/ по её передаче. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК - ПОКУПАТЕЛЬ оплачивает выставленные счета-фактуры до 18 числа периода, следующего за расчетным, с учетом суммы ранее оплаченных денежных средств, поступивших ГАРАНТИРУЮЩЕМУ ПОСТАВЩИКУ в счет оплаты потребленной электрической энергии (мощности) и оказанных услуг в данном расчетном периоде».
Ответчик считает, что помимо счета-фактуры на сумму фактически потребленной электрической энергии Гарантирующий поставщик должен также выписывать счет-фактуру на сумму компенсации стоимости отклонений фактического объема потребленной электрической энергии от договорного объема потребления и других условий, указанных в контракте. Кроме того. в редакции ответчика данный пункт дополнен следующим условием: «Стоимость договорного объема потребления электрической энергии (мощности) для расчета размера платежей определяется исходя из договорных объемов потребления электрической энергии (мощности) и средневзвешенной цены за единицу электрической энергии (мощности) за предшествующий расчетный период».
Поскольку содержание пункта 6.4. контракта в предложенных сторонами редакциях, не предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ), т. е. является договорным, а стороны не пришли к соглашению относительно редакции данного пункта, суд не вправе обязывать одного участника договора принимать условие, предложенное его контрагентом, в редакции, не предусмотренной действующим законодательством для данного вида договора.
В связи с чем, пункт 6.4. контракта надлежит исключить.
Пункт 7.8 государственного контракта в редакции истца звучит следующим образом: «Графики аварийного ограничения утвержденные в установленном законодательством РФ порядке доводятся до Государственного ЗАКАЗЧИКА ПОКУПАТЕЛЯ Сетевой организацией путем письменного уведомления в течении пяти дней с момента утверждения данного графика.»
Ответчик просит указанный пункт изложит в следующей редакции: «Графики аварийного ограничения утвержденные в установленном законодательством РФ порядке доводятся до Государственного ЗАКАЗЧИКА ПОКУПАТЕЛЯ Сетевой организацией путем публикации в газете «На берегах Уссури».
Согласно пункту 186 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением правительства № 530 от 31.08.2006 г., графики аварийного ограничения разрабатываются на период с 1 октября по 30 сентября каждого года и утверждаются сетевой организацией после согласования с соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления и соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее, чем за 10 дней до начала очередного периода. Утвержденные графики доводятся до гарантирующих поставщиков (энергосбытовых организаций) и их потребителей в порядке, предусмотренном договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) или договором оказания услуг по передаче электрической энергии.
Проанализировав позиции сторон по данному пункту, с учетом положений, предусмотренных в нормативных актах, а также, учитывая положения ст.ст. 421, 422 ГК РФ, согласно которым суд не вправе обязывать одного участника договора принимать условие, предложенное его контрагентом, в редакции, не предусмотренной действующим законодательством для данного вида договора, учитывая, что это условие является договорным, суд считает необходимым пункт 7.8. контракта изложить в редакции согласованной сторонами: «Графики аварийного ограничения утвержденные в установленном законодательством РФ порядке доводятся до Государственного ЗАКАЗЧИКА ПОКУПАТЕЛЯ Сетевой организацией».
Истец также предлагает пункт 8.4. государственного контракта изложить в следующей редакции: «В случае просрочки исполнения государственным заказчиком - покупателем обязательства, предусмотренного государственным контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного настоящим государственным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим государственным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Государственный заказчик - абонент освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.».
Пункт 8.4. государственного контракта в редакции ответчика изложен в протоколе согласования протокола разногласий, согласно которому «В случае нарушения сроков оплаты, установленных пунктами 6.3. и 6.4. настоящего государственного контракта, государственный заказчик – покупатель уплачивает Гарантирующему поставщику неустойку - пеню в размере 1/300 от неоплаченной суммы за каждый день просрочки исполнения обязательств.»
Поскольку предложенная истцом редакция пункта 8.4. государственного контракта полностью повторяет содержание пункта 9 статьи 9 ФЗ РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ, суд считает необходимым принять пункт 8.4. государственного контракта в редакции заказчика, то есть в редакции, соответствующей требованию закона.
Истец также просит дополнить главу 8 государственного контракта «Ответственность сторон» пунктом 8.5. следующего содержания: «В случае просрочки исполнения ГАРАНТИРУЮЩИМ ПОСТАВЩИКОМ обязательства, предусмотренного настоящим государственным контрактом, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК - ПОКУПАТЕЛЬ вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного настоящим государственным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается настоящим государственным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. ГАРАНТИРУЮЩИЙ ПОСТАВЩИК освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА-АБОНЕНТА.»
Ответчик в письменном отзыве указал, что пункта 8.5. принимает в редакции истца.
Учитывая изложенное, а также, принимая во внимание, что указанный пункт соответствует нормам п. 11 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г., суд считает необходимым включить пункт 8.5. в контракт в редакции истца.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца, который в силу статьи 333.37. Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. ст. 110, 156, 167-170 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Принять редакцию наименования контракта «Гарантирующего поставщика»: «Государственный контракт на поставку электрической энергии для государственных нужд».
Изложить пункт 1.5. контракта в следующей редакции: «Гарантируюший поставщик и Государственный заказчик - Покупатель обязуются руководствоваться настоящим контрактом, действующим законодательством РФ, в том числе Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, правилами устройства электроустановок, Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетике утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530».
Изложить пункт 3.1.9. в следующей редакции: «Возместить Гарантирующему Поставщику стоимость отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления в соответствии с действующими нормативными правовыми актами».
Пункт 3.1.17. изложить в следующей редакции: «В течение трех рабочих дней с даты заключения настоящего государственного контракта составить и направить в адрес «Гарантирующего Поставщика» Акт согласования аварийной и технологической брони электроснабжения» в случае если Государственный Заказчик - Покупатель согласно требованиям нормативно правовых актов включен в перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение которых ниже уровня аварийной брони не допускается».
Пункт 3.2.4. контракта исключить.
Пункт 4.5. изложить в следующей редакции: «В случаях обнаружения ГАРАНТИРУЮЩИМ ПОСТАВЩИКОМ или СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ неисправности или утраты измерительного комплекса и/или его элементов, истечения сроков государственной поверки элементов измерительного комплекса, выявления безучетного потребления электрической энергии (сорвана или нарушена пломба государственной поверки и/или пломба ГАРАНТИРУЮЩЕГО ПОСТАВЩИКА (СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ), разбито или отклеено стекло на электросчетчике, повреждены кожух или клеммная крышка электросчетчика, нарушены вторичные цепи в схеме подключения электросчетчика и измерительных трансформаторов, неисправны или не соответствуют паспортным данным трансформаторы тока, произведено отключение систем расчетного учета электрической энергии, нарушены знаки визуального контроля, неисправны предохранители или защитные аппараты в цепи трансформаторов напряжения, не опломбирован привод разъединителей или камеры с предохранителями в схеме подключения трансформаторов напряжения и т.п.) определение объема потребленной электрической энергии осуществляется исходя из условий договора, по среднесуточному расходу предыдущего расчетного периода и последующего, после восстановления учета, расчетных периодов по утвержденному на момент обнаружения нарушения тарифу за период с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния точки поставки и измерительного комплекса и до восстановления учета электрической энергии и составления акта о приемке учета представителем ГАРАНТИРУЮЩЕГО ПОСТАВЩИКА или СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».
Пункт 5.1. изложить в редакции: «Цена настоящего государственного контракта определяется исходя из тарифов на электрическую энергию и мощность , устанавливаемую органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов и объема потребленной электрической энергии и заявленной мощности.»
Пункт 5.2. изложить в редакции: «Установленные на момент заключения настоящего государственного контракта тарифы и/или иной порядок определения диапазона числа часов использования заявленной мощности могут изменяться в соответствии с соответствующими решениями (постановлениями) органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов».
Пункты 5.7; 6.4. - исключить.
Пункт 7.8. изложить в следующей редакции: «Графики аварийного ограничения утвержденные в установленном законодательством РФ порядке доводятся до Государственного ЗАКАЗЧИКА ПОКУПАТЕЛЯ Сетевой организацией.»
Пункт 8.4. изложить в редакции: «В случае просрочки исполнения ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКОМ - ПОКУПАТЕЛЕМ обязательства, предусмотренного государственным контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного настоящим государственным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим государственным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК ПОКУПАТЕЛЬ освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Включить в контракт пункт 8.5. в следующей редакции: «В случае просрочки исполнения ГАРАНТИРУЮЩИМ ПОСТАВЩИКОМ обязательства, предусмотренного настоящим государственным контрактом, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК - ПОКУПАТЕЛЬ вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного настоящим государственным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается настоящим государственным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. ГАРАНТИРУЮЩИЙ ПОСТАВЩИК освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА-АБОНЕНТА.»
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Т.В. Нинюк