ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-5432/07 от 06.02.2008 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

  г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток Дело № А51 – 5432/2007/20-114

«13» февраля 2008 года

Резолютивная часть решения изготовлена в судебном заседании 06 февраля 2008 года. Полный текст решения изготовлен 13 февраля 2008 года.

Арбитражный суд Приморского края   в составе:

судьи Н.Н. Куприяновой

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания М.В. Понкратенко

рассмотрел в судебном заседании 06 февраля 2008 года дело по заявлению:

Федерального государственного учреждения «Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю»

к   Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока

о   признании недействительным решения ИФНС России по Советскому району г. Владивостока № 13 от 21 марта 2007 года о привлечении к налоговой ответственности Федерального государственного учреждения «Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» в размере доначисленного налога на прибыль организаций за 2003, 2004, 2005 годы в размере 3.421.351 руб., пеней по указанному налогу в размере 915.804 руб., штрафа в размер 696.770 руб.

При участии в заседании:

от Заявителя   – представитель ФИО1 по доверенности без номера от 07 мая 2007 года; главный бухгалтер ФИО2 по доверенности без номера от 15 января 2008 года;

от Налогового органа   – старший государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок № 1 ФИО3 по доверенности без номера от 10 сентября 2007 года; спецалист юридического отдела ФИО4 по доверенности № 77 от 06 ноября 2007 года.

Федеральное государственное учреждение «Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» (сокращенное наименование – ФГУ «ГУФСИН России по Приморскому краю», далее по тексту – Заявитель, Налогоплательщик, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Советскому району г. Владивостока № 13 от 21 марта 2007 года о привлечении к налоговой ответственности Федерального государственного учреждения «Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю».

В судебном заседании 17 декабря 2007 года Учреждение уточнило требования, отказавшись от признания недействительным оспариваемого решения в части доначисления штрафа на основании ст. 126 НК РФ в размере 12.500 руб. Таким образом, сумма оспариваемой штрафной санкции составила 684.270 руб. – 20 процентов от доначисленной по оспариваемому решению суммы налога на прибыль.

Уточнение заявленных требований Заявителем в порядке ст. 49 АПК РФ суд рассматривает как отказ от заявленных требований в части оспаривания решения ИФНС России по Советскому району г. Владивостока № 13 от 21 марта 2007 года о привлечении к налоговой ответственности Федерального государственного учреждения «Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» на основании ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 12.500 руб. и принимает его, поскольку он не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. В указанной части производство по настоящему делу подлежит прекращению.

Учреждение, в полном объёме поддержав заявленные требования, в их обоснование заявило следующее.

Ссылаясь на п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 248, п. 8 ст. 250, пп. 8 п.1 ст. 251 НК РФ Заявитель утверждал, что денежные средства в общей сумме 14.255.628 руб. 26 коп., поступившие в адрес Учреждения в период с 2003 г. по 2005 г. от предприятий уголовно-исполнительной системы Приморского края после уплаты предприятиями налога на прибыль, полностью отвечают требованиям п.п. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ и не должны включаться в налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль организаций по следующим основаниям.

ФГУ ГУФСИН России по Приморскому краю является бюджетным учреждением и в соответствии с п. 6 Положения о нем, утвержденным приказом ФСИН России от 17.06.2005 г. № 506, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ГУФСИН осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете

В бухгалтерском отчете ГУФСИН края (ГУИН края) за 2003-2005 гг. по бюджетному учету данные денежные средства отражены как целевые поступления, израсходованные на содержание бюджетной сферы учреждений ГУФСИН России по Приморскому краю в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов федерального бюджета. Эти средства зачислены на счет Управления федерального казначейства по Приморскому краю в соответствии с генеральным разрешением, выданным Министерством финансов РФ.

Заявитель считает, что подлежащая налогообложению выручка может возникать только при условии, что денежные средства поступают на счета, открытые непосредственно учреждению в кредитных организациях, а не через лицевой счет в органах федерального казначейства.

ФГУ ГУФСИН России по Приморскому краю сослался на порядок поступления безвозмездной помощи ГУФСИН за счет прибыли предприятий уголовно-исполнительной системы регламентированный приказом Минюста России от 03.02.2003 г. №. 26 «О специальных внебюджетных фондах Главного управления исполнения' наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» и впоследствии, приказом ФСИН России от 15.03.2005 г. № 99 «Об оказании финансовой и социальной помощи», а также на ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

По мнению Учреждения, названные органы исполнительной власти полномочны принимать решения о получении подведомственными бюджетными учреждениями имущества, которое не учитывается при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций.

В дополнительно представленных пояснениях Учреждение указало, что эти денежные средства следует рассматривать как средства целевого финансирования, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 321.1 НК РФ не учитываются в составе доходов.

Налоговый орган заявленные требования отклонил в полном объёме, считая принятое решение законным и обоснованным.

На основании п. 8 ст. 250 НК РФ Инспекция полагает, что полученные ФГУ ГУФСИН России по Приморскому краю суммы являются безвозмездно полученным имуществом и должны быть признаны внереализационными доходами.

Налоговый орган считает, что бюджетному учреждению на осуществление его уставной деятельности могут быть направлены только бюджетные средства из соответствующего бюджета согласно смете доходов и расходов бюджетного учреждения, поскольку ФСИН России и его территориальные органы, являясь бюджетными учреждениями, в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, свою деятельность осуществляют за счет средств, финансируемых из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов

В дополнительных пояснениях после изучения документов бухгалтерского учета, представленных ФГУ ГУФСИН России по Приморскому краю в налоговый орган, Инспекция указала, что представленные документы носят общий характер, из их содержания невозможно установить факт несения налогоплательщиком расходов на цели, указанные в Приказе ФСИН от 15.03.2005 № 99. Поэтому Инспекция считает, что Заявителем документально не подтверждено, что доходы, полученные от подведомственных предприятий и учреждений, являются средствами целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, а довод Налогоплательщика о соответствии спорных денежных средств требованиям пункта 2 статьи 321.1 не подтверждается материалами налоговой проверки и дополнительно представленными материалами.

Инспекция также указала, что Налогоплательщик не представил доказательств ведения раздельного учета операций по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников (материальные ценности, средства в расчетах и другие).

По мнению Налогового органа, применение подпункта 8 пункта 1 статьи 251 НК РФ к спорным правоотношениям невозможно в силу следующих обстоятельств, поскольку на основании пункта 16 статьи 14 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, в виде лишения свободы» учреждениям ФСИН РФ предоставлено право осуществлять предпринимательскую и иные виды деятельности для обеспечения жизнедеятельности учреждений, исполняющих наказания, и привлечения осужденных к труду.

Пунктом 2 статьи 298 ГК РФ определено, что если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Следовательно, перечисление учреждениями, входящими в систему УИС, на счет ГУФСИН России по Приморскому краю денежных средств, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, не может быть расценено как полученное по решению органа исполнительной власти, поскольку представляет собой распоряжение собственными средствами учреждения. В соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ такие средства являются внереализационными доходами Налогоплательщика и подлежат налогообложению в установленном порядке.

Из материалов дела суд установил следующее.

Федеральное государственное учреждение «Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний.

На основании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока № 1507 от 08 ноября 2006 года проведена выездная налоговая проверка Федерального государственного учреждения Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на прибыль за 2003, 2004, 2005 годы.

По результатам проведения выездной налоговой проверки 27 февраля 2007 года был составлен акт № 5, после рассмотрения которого Налоговый орган принял решение № 13 от 21 марта 2007 года. Указанным решением Учреждению был доначислен, в том числе, налог на прибыль в размере 684.270 руб., пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 915.804 руб., штраф по ст. 122 НК РФ за неуплату налога на прибыльв размере 20процентов от неуплаченной суммы - 684.270 руб.

Полагая, что принятое решение нарушает права и законные интересы ФГУ ГУФСИН России по Приморскому краю, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока № 12/3362 от 24 мая 2006 года.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд находит предъявленные требования Заявителя подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Доходы подразделяются на доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы (пункт 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 8 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации к внереализационным доходам относятся доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 251 НК РФ определяет перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы.

Суд считает, что в рассматриваемом случае подлежит применению норма пункта 8 статьи 250 НК РФ, согласно которой при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней.

При этом из указанной нормы не следует, что имущество не может быть предоставлено в виде денежных средств.

Следовательно, доход (в том числе и в виде денежных средств) подлежит исключению из налоговой базы при наличии следующих условий: субъект, которому предоставлено имущество, является бюджетным учреждением, решение о предоставлении указанного имущества принято органом исполнительной власти любого уровня.

Применение указанной льготы зависит о категории субъектов, предоставляющих и получающих имущество и её применение не обусловлено ведением раздельного учета льготируемого и нельготируемого имущества, а также с целевым использованием полученных налогоплательщиком бюджетных средств.

Суд установил, что статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в редакции, действовавшей в проверяемый период, было установлено, что доходы от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыль предприятий учреждений, исполняющих наказания, после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты используются для улучшения условий содержания осужденных и заключенных, привлечения осужденных к труду, а также развития социальной сферы учреждений, исполняющих наказания.

Федеральный и территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать специальные внебюджетные фонды для оказания финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, из доходов от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыли предприятий учреждений, исполняющих наказания, в размере не более 30 процентов после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты. Положения о специальных внебюджетных фондах утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации.

Министерством юстиции РФ, являющимся федеральным органом исполнительной власти, был издан Приказ от 03.02.2003 N 26 «О специальных внебюджетных фондах Главного управления исполнения наказания Министерства юстиции Российской Федерации и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации», а затем Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации был издан Приказ от 15.03.2005 N 99 «Об оказании финансовой и социальной помощи».

Согласно приказу Минюста № 26 от 03 февраля 2003 года установлено, что источниками фондов ГУИН Минюста России территориальных органов УИС Минюста России является, в том числе прибыль (доход), полученная от производственно-хозяйственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также предприятий, учреждений и организаций, созданных для обеспечения деятельности УИС Минюста России.

Пунктом 3.3 приказа Минюста № 26 предусмотрено, что указанные выше учреждения и предприятия в соответствии с выбранной и утвержденной отчетной политикой для целей бухгалтерского учета и налогообложения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации по уплате в бюджет начисленного налога на прибыль, перечисляют в Фонды денежные средства в размере до 30 процентов от фактической прибыли (дохода), остающейся в их распоряжении после обязательных расчетов с бюджетом, из которых треть перечисляется в ГУИН Минюста России, а оставшаяся часть в распоряжение соответствующих территориальных органов УИС Минюста России.

В дальнейшем согласно приказу Федеральной службы исполнения наказаний № 99 от 15 марта 2005 года «Об оказании финансовой и социальной помощи» было установлено, что организации, входящие в УИС, перечисляют на счета ФСИН России и соответствующего территориального органа ФСИН России соответственно 10 и 20 процентов от чистой прибыли, оставшейся в их распоряжении после уплаты обязательных платежей.

Таким образом, как действующим в настоящее время, так и прежним правовым регулированием предусматривалось поступление денежных средств в распоряжение территориальных органов ФСИН России (ранее территориальные органы УИС Минюста России из внебюджетных фондов (впоследствии перечислением непосредственно на счета ФСИН России и его территориальных органов), сформированных за счет отчислений от прибыли после налогообложения, подлежащих расходованию на основании смет доходов и расходов, и направлению непосредственно на оказание финансовой помощи подразделениям УИС, для улучшения условий содержания осужденных и заключенных, привлечения осужденных к труду, а также развития социальной сферы учреждений, исполняющих наказания.

Из изложенного следует, что указанные выше денежные средства поступали в распоряжение ФГУ ГУФСИН России, являющемуся бюджетным учреждением, на основании распоряжений федеральных органов исполнительной власти, каковыми являются Минюст РФ и ФСИН России, что следует из Указа Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Указа Президента РФ от 14.08.1996 г. № 1176 «О системе федеральных органов исполнительной власти», поэтому условия при наличии которых полученный доход подлежит исключению из налоговой базы Учреждением соблюдены.

Суд отклоняет довод Налогового органа о том, что спорные доходы, полученные от предпринимательской деятельности, являются собственными средствами Учреждения и на указанном основании внереализационными доходами, а потому подлежат налогообложению в установленном порядке, в силу следующего.

Помимо средств, предусмотренных в федеральном бюджете, Учреждение вправе использовать иные источники финансирования, предусмотренные законом и Положением об Учреждении.

В соответствии со ст. 11 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» собственником имущества уголовно - исполнительной системы является Российская Федерация, а имущество данной системы находится в ее оперативном управлении.

Согласно пункту 2 статьи 43 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета   как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Следовательно, прибыль, полученная предприятиями УИС, после налогообложения и перечисленная в размере 10 и 20 процентов на счета вышестоящих органов (ФСИН России и ГУФСИН РФ по Приморскому краю) является доходом федерального бюджета.

Это также подтверждается и тем фактом, что указанные суммы были перечислены на лицевой счет, открытый в Федеральном казначействе и предназначенный для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на основании генерального разрешения, выданного Министерством финансов РФ, и использованных на основании утвержденной сметы доходов и расходов.

Спорные денежные средства носят целевой характер (ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). Однако суд отклоняет довод Налогового органа о том, что Налогоплательщик обязан доказать факт использования этих средств на цели, указанные в статье 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Действительно, указанные средства, являясь федеральной собственностью, не подлежат нецелевому использованию, но нецелевое использование этих средств не влечет никаких налоговых последствий и норма пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, на которую ссылается Налоговый орган, в части правила об обязательном обложении налогом на прибыль средств целевого финансирования при отсутствии раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования применению не подлежит.

Согласно тому же пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к средствам бюджетов всех уровней, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов, не использованным по целевому назначению либо использованным не по целевому назначению применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, поступившие денежные средства, являясь собственностью федерального бюджета, не использованные по назначению, не подлежат налогообложению, а к ним применяются нормы бюджетного законодательства.

Поскольку рассматриваемый спор вытекает из налоговых правоотношений, суд довод Инспекции во внимание не принимает, тем более что Налоговый орган в нарушение п. 5 ст. 200 НК РФ не представил доказательств того, что Учреждение использовало поступившие денежные средства не для осуществления возложенных на него функций и что эти средства не были направлены на цели, указанные в ст. 9 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Кроме изложенного выше налоговый орган не учел тот факт, что поступившие спорные суммы перечислены в адрес Учреждения уже после налогообложения  , а Учреждение перераспределяет их на цели, определенные указанным Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Следовательно, Заявитель правомерно не учитывал спорные суммы в составе доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать решение ИФНС России по Советскому району г. Владивостока № 13 о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 21 марта 2007 года недействительным по пункту 1.1 в части привлечения ФГУ ГУСИН России по Приморскому краю к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль в сумме 684.270 руб.; по пункту 2 «б», «в» в части предложения уплатить не полностью уплаченный налог на прибыль в сумме 3.421.351 руб. и пени за несвоевременную уплату в сумме 915.804 руб., как не соответствующее НК РФ.

В части требований о признании недействительным решения в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ производству по делу прекратить.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья Н.Н. Куприянова