ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-5448/08 от 30.09.2008 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток Дело №А51–5448/08 29-186

«06» октября 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 30.09.2008

Полный текст решения изготовлен 06.10.2008

Арбитражный суд Приморского края

в составе  : судьи Е.И. Голуб

при ведении протокола судебного заседания   судья Е.И. Голуб

рассмотрелв судебном заседании дело

по заявлению   открытого акционерного общества «Рощинский комплексный леспромхоз»

к  Управлению Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю,

Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю

третьи лица  : Управление природных ресурсов Приморского края, Управление Федеральное государственное учреждение «Национальный парк «Удэгейская легенда», Родовая кочевая община «Удегэ»

об   оспаривании государственной регистрации права

при участии в судебном заседании:

от заявителя   - юрисконсульт М.Ю. Белик на основании доверенности от 20.02.2007; представитель И.Т. Кушпете на основании

доверенности от 08.08.2008 № 75

от ответчиков:   от Управления ФРС – специалист Е.Ю. Мешкова на основании доверенности от 28.12.2007, от Территориального управления Росимущества - начальник отдела Л.В. Кирюшина на основании доверенности от 18.08.2008 № 03-7390,

от третьих лиц:   от Управления природных ресурсов – ведущий консультант Я.Г. Мозжерина на основании доверенности от 27.05.2008 № 1.4-2/47/625, от РКО «Удэге» – охотовед А.И. Лук на основании от 14.12.2007, от ФГУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» -   не явились, от Управления лесного комплекса – не явились

установил:   Открытое акционерное общество «Рощинский комплексный леспромхоз» (далее - ОАО «Рощинский комплексный леспромхоз», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным зарегистрированного права собственности на земельный участок площадью 886000000 кв м, кадастровый номер 25:06:00 00 000:0019, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира парк национальный «Удэгейская легенда», расположенный в границах участка, адрес ориентира: Приморский край, Красноармейский район, парк национальный «Удэгейская легенда» (с учётом уточнения требования, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Федеральное государственное учреждение «Национальный парк «Удэгейская легенда» и Управление лесным комплексом Приморского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Поскольку суд не усматривает препятствий для проведения судебного заседания, то оно проводится в отсутствие указанных третьих лиц в порядке частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании Общество «Рощинский комплексный леспромхоз» заявленное требование поддержало, указав, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.07.2007 № 745-р был осуществлен перевод земель лесного фонда площадью 88600 гектаров в земли особо охраняемых территорий и объектов согласно приложению». При этом согласно приложению № 1 площадь лесных кадастровых кварталов составила 103744 га, то есть ОАО «Рощинский комплексный леспромхоз» невольно запретили использовать 15144 гектаров. Указывает, что при регистрации права собственности были допущены ниже следующие нарушения:

- в распоряжении Правительства Российской Федерации от 09.07.2007 № 745-р (приложение № 1) указаны квартала кадастрового лесного плана, что составляет согласно реестра (приложение № 2) 103744, тыс.га. При этом согласно распоряжению Правительства Российской Федерации площадь земельного участка составляет 88,600 тыс.га

- протокол от 14.04.2008 рабочего совещания «О несоответствии номеров кварталов сети занимаемой ими площади и описании границ указанных в распоряжении Правительства Российской Федерации № 745-р от 09.06.2007 при создании национальных парков на территории Приморского края»;

- в графе «объект права» свидетельства о государственной регистрации права от 26.09.2007 серия 25-АА № 371055 отсутствует лесной кадастровый план местности, то есть кварталы, указанные в приложении № 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 745-р, не вписаны в графу «объект права»;

- в графе «существующие ограничения» обременения права не зарегистрировано, в то время как имеется свидетельство о государственной регистрации права серия АБ 0123024 от 06.06.2000 вид права - аренда.

Заявитель полагает, что государственная регистрация права Российской Федерации на спорный земельный участок также является незаконной и потому, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 745-р противоречит положениям действующего законодательства и не может служить основанием возникновения права федеральной собственности на спорные земельные участки как на земли особо охраняемых территорий.

Управление Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю в судебном заседании заявление отклонила, указав, что на государственную регистрацию была предоставлена выписка из реестра федерального имущества от 29.08.2007 № 04-9354 в отношении спорного земельного участка, иные необходимые документы. На основании статьи 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Управлением ФРС была проведена правовая экспертиза представленных заявителем документов. На момент ее проведения в Управлении ФРС отсутствовали сведения об арестах и запретах на проведение регистрационных действий в отношении спорного земельного участка, либо о каких-либо правопритязаниях на него. Соответственно отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации, перечисленные в статье 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В связи с этим 26.09.2007 право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок было зарегистрировано.

Управления ФРС пояснило, что оно не наделено полномочиями по оспариванию предоставленных заявителем документов. Только суд может установить правомерность отнесения объектов недвижимого имущества к соответствующему реестру. В числе документов, представляемых на государственную регистрацию права собственности был кадастровый план спорного земельного участка, выданный 14.08.2007, из которого следовало, что объектом учета является земельный участок площадью 886000000 кв.м, установлено относительно ориентира парк национальный «Удэгейская легенда», расположенного в границах участка, адрес ориентира: район Красноармейский парк национальный «Удэгейская легенда».

Управление ФРС считает себя ненадлежащим ответчиком по данному делу, так как оно не нарушало прав Общества и у него отсутствует материально правовой интерес по данному делу. Полагает, что в данном случае надлежащим ответчиком по делу является правообладатель спорного земельного участка.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю заявление также отклонило указав, что в соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. При этом, распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 745-р, явившееся основанием для государственной регистрации права, в судебном порядке не оспорено и недействующим признано не было.

Считает, что на момент проведения государственной регистрации права Российской Федерации на оспариваемый земельный участок, заявителем - Территориальным управлением, был предоставлен полный пакет для проведения государственной регистрации, соответствующий требованиям Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и у Управления ФРС по Приморскому краю отсутствовали основания для отказа в проведении государственной регистрации права.

Ответчик полагает Обществом «Рощинский комплексный леспромхоз» не указано ни одной нормы права, которые были нарушены при проведении государственной регистрации, а также никак не обосновано нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Управление природных ресурсов Приморского края, ФГУ «Национальный парк Удэгейская легенда», а также Управление лесным комплексом Приморского края (как следует из представленного отзыва), заявление не признают, по основаниям, указанным Управлением Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю.

Родовая кочевая община «Удегэ» в судебном заседании заявление поддержало по основаниям, изложенным Обществом «Рощинский комплексный леспромхоз». Полагает, что государственная регистрация Российской Федерации на спорный земельный участок подлежит признанию незаконной, т.к. нарушает права удэгейцев на ведение традиционных видов деятельности, в т.ч. на ведение охоты и рыбалки.

Из материалов дело судом установлено, что открытое акционерное общество «Рощинский комплексный леспромхоз» зарегистрировано в качестве юридического лица 14.06.2002 администрацией муниципального образования Красноармейский район, о чем выдано свидетельство № 300 и 12.12.2002 Межрайонной инспекцией МНС России № 2 по Приморскому краю внесена запись Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022540638592.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 745-р приняты предложения администрации Приморского края и МПР России, согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, о переводе земель лесного фонда площадью 88600 гектаров земли в земли особо охраняемых территорий и объектов согласно приложению, в связи с чем из земель лесного фонда: Рощинский лесхоз, Дальнекутское лесничество, кварталы 1-5, 9-29, 34-47, 54-60, 74-78, 89-95, 103, 1905, 115-117, 119-121, 129, 132, 290-363, 366-380, Пихтовое лесничество, кварталы 125, 126, 138-145, 156-159, 168-172, 180-184, 192-196, 205-210, 215-220, 230-262, 277-292 в целях создания национального парка «Удэгейская легенда» общей площадью 88600 гектаров в границах, определенных кадастровым планом земельного участка были переведены в земли особо охраняемых территорий и объектов (согласно статье 11 Федерального закона № 172-фз от 21.12.2004 «О переводе земель или иных земельных участков из одной категории в другую»).

Территориальным управлением на основании поручения Росимущества от 21.06.2007 № 07/1471, как органом, уполномоченным выступать от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами, а также которое возникло при разграничении государственной собственности на землю (пункт 21 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Росимущества от 01.02.2005 № 37), была подана заявка на регистрацию права федеральной собственности на земельный участок площадью 886000000 кв.м (88600 гектаров), кадастровый номер 25:06:00 00 000:0019, категория земель: земли особоохраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для природоохранной деятельности. К заявке было приложено распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 745-р, кадастровый план земельного участка, т.е все необходимые для регистрации права документы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

По результатам проведенной правовой экспертизы Управление ФРС не выявило оснований, предусмотренных статьей 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», для отказа в государственной регистрации, в связи с чем 26.09.2007 право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок было зарегистрировано, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена запись №25-25-16/006/2007-1 и выдано свидетельство серии 25-А А № 374055.

Не согласившись с государственной регистрацией права Российской Федерации на спорный земельный участок, посчитав, что она не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, ОАО «Рощиинский комплексный леспромхоз» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемой регистрации права, суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (- юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 2 статьи 2 Закона)

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

- свидетельства о праве на наследство;

- вступившие в законную силу судебные акты;

- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 451, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация).

В силу статьи 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

- прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;

- правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

- установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

- внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

- совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

При этом из материалов дела усматривается, что все необходимые документы для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок были представлены в регистрирующий орган.

Исчерпывающий список оснований для отказа в государственной регистрации прав установлен статьей 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Так в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

- право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

- акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

- лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

- лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

- правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;

- не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;

- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

- осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 5 статьи 25.2 настоящего Федерального закона.

В свою очередь из материалов дела следует, что ни одного из указанных оснований для отказа в государственной регистрации права в рассматриваемом случае не имелось.

Ссылки ОАО «Рощинский комплексный леспромхоз» на протокол рабочего совещания от 14.08.2008, реестр (приложение № 2), подписанный и.о. директора КГУ «Рощинский лесхоз» и генеральным директором ОАО «Рощинский КЛПХ», отсутствие в графе «объект права» лесного кадастрового плана местности, отсутствие в графе «обременения» сведений об аренде лесного участка, отсутствие кадастрового плана земельного участка и поквартального реестра, судом не принимаются, т.к. протокол рабочего совещания не является документом, порождающим правовые последствия. Площадь участка лесного фонда, переводимого в земли особо охраняемых территорий, была согласована соответствующими органами исполнительной власти и отражена в распоряжении Правительства Российской Федерации. Более того, на указанную площадь уменьшена площадь лесного участка (части земель лесного фонда Рощинского лесничества), право собственности Российской Федерации в настоящее время перерегистрируется с учетом изменения площади, в связи с чем объект права аренды по договору с ОАО «Рощинский комплексный леспромхоз» - участок лесного фонда в части площадей, которые вошли в состав кварталов, переведенных в земли особо охраняемых территорий, в настоящее время отсутствует. К распоряжению Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 745-р имеется только одно приложение (без указания номера) «Земли лесного фонда, переводимые в земли особоохраняемых территорий и объектов», в котором имеется в таблице ссылка на то, что границы определены кадастровым планом земельного участка (кадастровый номер 25:06:00 00 000:0019). В графе объект права указан земельный участок, кадастровый учет которого производился в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (действовавшего в период спорных правоотношений). Кадастровый план был выдан соответствующими органами по запросу представителя собственника - Территориального управления, в целях государственной регистрации прав, поскольку ранее участок уже был учтен в ЕГРП и имел кадастровый номер на момент принятия распоряжения Правительства Российской Федерации. Запись об аренде участка лесного фонда не могла быть указана в свидетельстве, подтверждающем право Российской Федерации на земельный участок, поскольку объекты права разные и их правовой статус определяется различными правовыми актами, в связи с чем они учитываются в ЕГРП по различным основаниям: участок лесного фонда - в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, земельный участок - в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Довод ОАО «Рощинский комплексный леспромхоз» о том, что государственная регистрация права Российской Федерации на спорный земельный участок является незаконной, т.к. распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 745-р противоречит положениям действующего законодательства и не может служить основанием возникновения права федеральной собственности на спорные земельные участки как на земли особо охраняемых территорий, суд находит несостоятельным.

Указанный нормативный правовой акт в судебном порядке не оспорен и недействующим признан не был. Кроме того, в силу требований статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации относятся к исключительной компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, соответственно правомерность издания данного распоряжения Правительства Российской Федерации не может служить предметом исследования в рамках данного судебного разбирательства.

Довод Общества о нарушении его прав как арендатора лесного фонда не может служить основанием для признания недействительным зарегистрированного права Российской Федерации на земельный участок, т.к. вопрос об изменении условий договора аренды лесного фонда может быть решен в установленном законом порядке. В данном случае арендатором выбран неверный способ защиты своих прав по договору аренды от 24.03.1998.

Оспариваемой государственной регистрацией права Российской Федерации не нарушаются и права родовой кочевой общины «Удэге», т.к. целью создания ФГУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» являлось сохранение природных комплексов и создание условий для традиционного экстенсивного природопользования коренного населения. В пределах зоны традиционного экстенсивного природопользования разрешена хозяйственная деятельность, традиционная для местного коренного населения, в т.ч. заготовка древесины для собственных нужд, охота, традиционное для местного населения сенокошение, любительское рыболовство, сбор ягод, грибов, орехов и иных дикоросов (пункты 19, 30.6 Положения о ФГУ «Национальный парк «Удэгейская легенда», утвержденного приказом МПР России от 30.04.2008 № 104).

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требования ОАО «Рощинский комплексный леспромхоз».

Государственная пошлина в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Рощинский комплексный леспромхоз» о признании недействительным зарегистрированного права собственности на земельный участок площадью 886000000 кв м, кадастровый номер 25:06:00 00 000:0019, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира парк национальный «Удэгейская легенда», расположенный в границах участка, адрес ориентира: Приморский край, Красноармейский район, парк национальный «Удэгейская легенда».

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.

Судья Е.И. Голуб