ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-5665/15 от 30.04.2015 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-5665/2015

07 мая 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 апреля 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 07 мая 2015 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шаровой О.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Автономной некоммерческой организации «Содействие реабилитации и социальной адаптации инвалидов «Благое дело» (ИНН <***>; <***>, ОГРН <***>; <***>, дата государственной регистрации 25.03.2008)

к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 03.12.2002)

третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края

об оспаривании решения и обязании

при участии: от заявителя – ФИО1 (доверенность от 06.03.2015), от ответчика – начальник юридического отдела ФИО2 (доверенность от 22.01.2013), от Департамента – ведущий консультант отдела ФИО3 (доверенность от 22.12.2014 № 20/43013)

установил: Автономная некоммерческая организация «Содействие реабилитации и социальной адаптации инвалидов «Благое дело» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю от 02.03.2015 № Ф01/15-13747 о приостановлении осуществления кадастрового учета и об обязании ответчика осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет.

В обоснование заявленных требований Автономная некоммерческая организация «Содействие реабилитации и социальной адаптации инвалидов «Благое дело» указала, что поскольку схемы расположения земельных участков, составляющих спорную территорию, были утверждены до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ о внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, предоставление этого земельного участка должно осуществляться в соответствии со статьей 34 Кодекса в ранее действовавшей редакции. В связи с этим настаивает на том, что утверждение схемы расположения земельного участка служит основанием для определения границ земельного участка и осуществления его государственного кадастрового учета.

По мнению заявителя, к заявлению о постановке земельного участка на кадастровый учет были приложены документы, отвечающие предъявляемым к ним требованиям, в том числе межевой план с распоряжениями об утверждении схем, соответствовавшими Правилам землепользования и застройки, действовавшим на момент издания данных распоряжений. Полагает, что действие изменений, впоследствии внесенных в ПЗЗ, не распространяется на правоотношения, возникшие до введения в действие этих изменений.

Заявитель на основании статьи 201 АПК РФ просит обратить решение суда к немедленному исполнению.

Ответчик с требованиями заявителя не согласился, указав, что основанием приостановления кадастрового учета послужило несоответствие вида разрешенного использования земельного участка основным видам их разрешенного использования, допускаемым в соответствии с Правилами землепользования и застройки применительно к территориальной зоне городских лесов и городских лесопарков. Следовательно, по мнению ФГБУ, осуществление кадастрового учета образуемого земельного участка противоречило бы закону.

Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края полагает, что отсутствуют основания считать его непосредственно заинтересованным в данном деле. По существу спора выразил мнение о невозможности формирования земельных участков, имеющих вид разрешенного использования «ведение дачного хозяйства», в территориальной зоне Р-1.

При рассмотрении дела суд установил, что 17.02.2015 Автономная некоммерческая организация «Содействие реабилитации и социальной адаптации инвалидов «Благое дело» обратилась в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю с заявлением № 30-1906199 об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с видом разрешенного использования «ведение дачного хозяйства», расположенного в г. Владивосток в районе ул. Полетаева, 48-в и состоящего из 14 частей, схемы расположения которых были утверждены распоряжениями Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 19.05.2011 №№ 1098, 1099, 1105, 1106, 1107, 1108, 1109, 1110, 1111, от 23.05.2011 №№ 1163, от 08.06.2011 № 1322, от 22.06.2011 №№ 1502, 1503, 1504, 1505, 1506, 1507, от 23.06.2011 №№ 1519, 1521, 1522, 1523.

Решением от 02.03.2015 № Ф01/15-13747 ответчик приостановил осуществление кадастрового учета на срок до 02.06.2015 по мотиву наличия противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных документах, и сведениями Государственного кадастра недвижимости, так как все образуемые земельные участки расположены в зоне городских лесов и городских лесопарков (Р-1), для которой разрешенное использование «для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства)» отсутствует в перечне основных видов разрешенного использования в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа.

Автономная некоммерческая организация «Содействие реабилитации и социальной адаптации инвалидов «Благое дело» посчитала приостановление кадастрового учета незаконным и нарушающим права и законные интересы организации в сфере экономической деятельности, и оспорило его в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон и третьего лица, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что схемы расположения земельных участков, составляющих спорную территорию, были утверждены органом местного самоуправления в 2011 году.

В настоящее время порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, урегулирован главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, однако, как установлено частью 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае, если до дня вступления в силу данного закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу этого закона), но не позднее 1 января 2018 года.

Статья 34 ЗК РФ в указанной редакции предусматривала, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта принимает решение о предоставлении земельного участка и направляет ему копию такого решения. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в двухнедельный срок со дня принятия указанного решения.

Таким образом, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории являлась основанием для проведения кадастровых работ и осуществления кадастрового учета земельного участка, формируемого с целью его дальнейшего предоставления в собственность или аренду.

В силу статьи 37 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования.

В свою очередь, согласно статье 38 этого же закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

Материалами дела подтверждено и не оспаривается ответчиком, что в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю был представлен межевой план, составленный с учетом схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденных органом местного самоуправления, и содержащий все необходимые для осуществления кадастрового учета сведения.

Действительно, в силу пункта 1 части 2 статьи 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения).

Ответчик, приостанавливая кадастровый учет спорного земельного участка, указал, что имеющимся кадастровым сведениям противоречит вид разрешенного использования «для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства)», который не предусмотрен для территориальной зоны городских лесов и городских лесопарков (Р-1).

Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе - земли населенных пунктов.

Статьей 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено территориальное зонирование земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами, устанавливаемыми правилами землепользования и застройки с учетом особенностей расположения и развития каждой территориальной зоны.

Согласно статье 44 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462, территориальная зона городских лесов и городских лесопарков (Р-1) определена для сохранения и рационального использования существующего природного ландшафта, создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, для организации кратковременного отдыха и включает городские леса и лесопарки, а также другие объекты, размещение которых необходимо для функционирования зоны и не повлечет за собой утрату рекреационного потенциала зоны. Для данной зоны предусматриваются следующие основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: городские леса; городские лесопарки; специализированные парки, сады, дендрарии, оранжереи; объекты, связанные с созданием лесной инфраструктуры; объекты, связанные с использование водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений; линейные объекты, связанные с объектами, расположенными в зоне, а также в смежных территориальных зонах.

Однако закон не относит сведения о градостроительных регламентах, установленных для соответствующей территориальной зоны, к числу кадастровых сведений (часть 1 статьи 4 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Так, в соответствии со статьей 10 данного закона в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:

индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон или территорий;

описание местоположения границ таких зон или территорий;

наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении таких зон или границ территорий;

реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон или границ территорий, а также источники официального опубликования этих решений;

содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах соответствующих территорий либо в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

Следовательно, внесение в ГКН сведений о виде разрешенного использования вновь образуемого земельного участка в районе ул. Полетаева, 48-в в г. Владивостоке не могло противоречить каким-либо сведениям, уже содержащимся в ГКН.

Кроме того, ответчик принимал во внимание территориальное зонирование, имеющее место на момент рассмотрения заявления о кадастровом учете объекта, а не имевшееся на момент утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в то время как правоотношения по поводу формирования земельных участков для ведения дачного хозяйства возникли до внесения изменений в ПЗЗ.

В силу пункта 3 статьи 23 ПЗЗ в ранее действовавшей редакции ведение дачного хозяйства относилось к основному виду разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренных для территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), к которой относились территории, обозначенные на спорных схемах расположения земельных участков.

Согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Более того, ответчик вопреки части 5 статьи 200 АПК РФ документально не подтвердил отнесение спорного земельного участка к территориальной зоне, не предусматривающей ведение дачного хозяйства в числе основных видов разрешенного использования земельных участков.

На иные основания приостановления кадастрового учета земельного участка ответчик не сослался, суд таковых не установил.

Как предусмотрено статьей 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, помимо случаев, установленных федеральным законодательством, однократно бесплатно предоставляются в собственность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края, в частности, для ведения дачного строительства хозяйства - многодетным семьям; инвалидам II и III групп; семьям, имеющим в своем составе ребенка-инвалида, а также ребенка, старше 18 лет, являющегося инвалидом I группы, ставшего инвалидом до достижения им возраста 18 лет; ветеранам труда; иным категориям граждан, указанным в данной статье.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, из чего следует, что предоставление земельных участков инвалидам осуществляется без проведения торгов.

Таким образом, оспариваемое решение не соответствовало закону и нарушило права и законные интересы Автономной некоммерческой организации «Содействие реабилитации и социальной адаптации инвалидов «Благое дело», так как препятствует дальнейшему оформлению прав на земельные участки в соответствии с установленными процедурами.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ при признании судом незаконными действий, бездействия государственных органов, органов местного самоуправления суд в резолютивной части решения указывает на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и способ такого устранения.

Поскольку суд признает незаконным оспариваемое решение ФГБУ «ФКП Росреестра», то возлагает на него обязанность совершить действия, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя, а именно осуществить государственный кадастровый учет спорного земельного участка в срок, установленный частью 1 статьи 17 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 АПК РФ относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю от 02.03.2015 № Ф01/15-13747 о приостановлении осуществления кадастрового учета, проверенное на соответствие Федеральному закону «О государственном кадастре недвижимости».

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю осуществить постановку земельного участка по заявлению от 17.02.2015 № 30-1906199 на кадастровый учет в срок 10 рабочих дней.

Решение подлежит немедленному исполнению. Выдать исполнительный лист.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в пользу Автономной некоммерческой организации «Содействие реабилитации и социальной адаптации инвалидов «Благое дело» 3000 руб. (Три тысячи рублей) расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Судья Нестеренко Л.П.