ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-5787/19 от 13.01.2020 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-5787/2019

20 января 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2020 года .

Полный текст решения изготовлен 20 января 2020 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Кирильченко М.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сергеевой Д.С, рассмотрев исковое заявление Крестьянского хозяйства Кобрикова Виктора Ильича «Бабочка» (ИНН 2527002624; ОГРНИП 1022500821925; дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 30.12.2002)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)

третьи лица: Департамент лесного хозяйства Приморского края, Индивидуальный предприниматель Трохименко А.В., Индивидуальный предприниматель Майстренко Денис Михайлович, Администрация Спасского муниципального района, ООО «Антар», Федеральное агентство лесного хозяйства, краевое государственное казенное учреждение «Приморское лесничество», Территориальное Управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Приморском крае. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю

об обязании снять с кадастрового учета часть многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 25:00:000000:76/1 площадью 76500 кв.м., при участии в заседании:

от истца: Майстренко М.М., доверенность от 04.05.2017, паспорт

индивидуальный предприниматель Майстренко Денис Михайлович лично, паспорт;

от ООО «Антар» - представитель по доверенности от 09.01.2020 Ляпустин

А.Е„ паспорт, диплом, .

ответчик и другие третьи лица - не явились, извещены,

установил: истец - Крестьянское хозяйство Кобрикова Виктора Ильича «Бабочка» (далее - КХ Кобироков В.И., крестьянское хозяйство) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» по ПК, филиал кадастровой палаты), третьи лица: Департамент лесного хозяйства Приморского края (далее -департамент лесного хозяйства), Трохименко А.В. об обязании снять с кадастрового учета часть многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 25:00:000000:76/1 площадью 76500 кв.м.

Исковые требования заявлены со ссылкой на статьи 11, 12, 209, 304, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 15, 36, 60, 62 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ), статьи 16, 28, 39, 47 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ), Федеральный закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 201-ФЗ) заключение кадастрового инженера Николаенко И.Н. от 19.04.2016, материалы заключения № 07 от 14.03.2019 и обоснованы постановкой 09.12.2015 на кадастровый учет части многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 25:00:000000:76/1 площадью 76500 кв.м., с нарушением норм действующего законодательства, контур которого налагается на земельные участки с кадастровыми номерами 25:16:030202:0004, 25:16:030202:0003, принадлежащих истцу на праве собственности и на праве аренды, что нарушает права последнего как собственника и арендатора.

ФГБУ «ФКП Росреестра» по ПК представило отзыв на иск, в котором не оспаривая требования по существу, представило пояснения относительно земельного участка с кадастровым номером 25:00:000000:76 и с отсылкой на положения Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее - Федеральный закон №218-ФЗ) указало, что является ненадлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям.

Трохименко А.В. представил письменные возражения на иск, полагает требования не подлежащими удовлетворению, поскольку истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.

Департамент лесного хозяйства в отзыве на иск с требованиями истца не согласился, полагает не подлежащими удовлетворению, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 25:16:030202:0003, 25:16:030202:0004, 25:16:030202:0005, 25:16:030202:171 находятся на землях лесного фонда и незаконно изъяты из земель лесного фонда, переведены в категорию земель сельскохозяйственного назначения, что нарушает права собственника Российской Федерации, ходатайствовал о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения дела № А51-13795/2019.

Определением от 10.06.2019 суд по ходатайству истца произвел замену ненадлежащего ответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю на надлежащего ответчика территориальное управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - ответчик. Управление Росреестра).

Определением от 10.06.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю.

Определением от 22.07.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Индивидуального предпринимателя Майстренко Дениса Михайловича (далее - ИП Майстренко Д.М., предприниматель), администрацию Спасского муниципального района (далее - администрация).

ИП Майстренко Д.М. ссылаясь на положения Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее - Федеральный закон № 280-ФЗ) считает требования истца подлежат удовлетворению, поскольку сведения ЕГРН в отношении спорных земель истца имеют приоритет над сведениями содержащимися в государственном лесном реестре в отношении данных земель.

Определением от 27.08.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора общество с ограниченной ответственностью «Антар» (далее -ООО «Антар»), Федеральное агентство лесного хозяйства (далее -Рослесхоз).

Россельхоз в отзыве на иск требования оспаривает, полагает требования нормативно и документально необоснованными, изменение правового режима спорных земель осуществлено без согласования собственника земель, а доказательств обратного истцом не представлено. Постановление администрации Спасского района Приморского края затрагивает имущественные права Российской Федерации. Представил в материалы дела копию свидетельства о праве собственности на земельные участки земельные участки с кадастровыми номерами 25:16:030202:0003, 25:16:030202:0004, 25:16:030202:0005, 25:16:030202:171 от 25.06.2008 серия 75АА980834.

ООО «Антар» полагает требования не подлежащими удовлетворению, поскольку в соответствии со свидетельством о регистрации права, проектом освоения лесов, договором аренды, земли переданные истцу с неправомерным изменением их категории, являются лесным фондом, находятся в федеральной собственности и принадлежат обществу на праве аренды.

Определением от 16.10.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора краевое государственное казенное учреждение «Приморское лесничество» (далее - КГКУ «Примлес»).

КГКУ «Примлес» представило в материалы дела письменный отзыв на иск, считает земельный участок с кадастровым номером 25:00:000000:76/1 площадью 76500 кв.м., является профилем (контуром) лесного участка с кадастровым номером 25:00:000000:76.

Определением от 27.11.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Территориальное Управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - ТУ Росимущества в ПК).

В настоящее судебное заседание ответчик, ТУ Росимущества в ПК, КГКУ «Примлес», Россельхоз, ФГБУ «ФКП Росреестра» по ПК, Трохименко А.В., Департамент лесного хозяйства. Администрация надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьёй со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.

Представитель истца поддержал требования иска, представил в материалы дела дополнительные пояснения. По ходатайству департамента лесного хозяйства о приостановлении производства по делу возразил. Отвечая на вопросы суда, избранном им способе защиты нарушенного права, настаивал на удовлетворении заявленных требований в виде обязания государственного регистратора снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 25:00:000000:76/1, полагает избранный им способ достаточным, документально и нормативно обоснованным, обеспечивающим восстановление нарушенного права истца.

ИП Майстренко Д.М. поддержал позицию истца по иску и по ходатайству о приостановлении.

Представитель ООО «Антар» по исковым требованиям возражал, по доводам отзыва на иск. Разрешение ходатайства департамента лесного хозяйства о приостановлении производства по дела оставил на усмотрение суда.

Рассмотрев ходатайство департамента о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения судом дела №А51-13759/2019 по заявлению ООО "Антар" к администрации Спасского муниципального района, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании незаконным п. 12 Постановления главы администрации Спасского района Приморского края от 11.11.1992 № 422 которым осуществлен перевод земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения; об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю снять с кадастрового учета участки с кадастровыми номерами 25:16:030202:0005, 25:16:030202:0004, 25:16:030202:0003, 25:16:030202:171 и вступления в законную силу окончательного судебного акта по указанному делу, суд считает не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта РФ, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.

В силу указанной нормы обязанность приостановить производство по делу по данному основанию связана не с наличием другого дела в производстве вышеназванных судов, а с невозможностью рассмотрения арбитражным судом спора до принятия решения по другому делу, то есть с наличием обстоятельств, препятствуюш;их принятию решения по рассматриваемому делу. Невозможность рассмотрения данного дела означает необходимость установления в другом деле фактов, имеющих преюдициальное значение для того дела, производство по которому должно быть приостановлено.

Между тем, результат рассмотрения заявления 000"Антар" в рамках дела №А51-13759/2019 о признании незаконным постановления администрации, не является основанием для приостановления производства по делу об обязании снять с кадастрового учета часть многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 25:00:000000:76/1 площадью 76500 кв.м., поскольку установление оснований правомерности издания администрацией оспариваемого постановления дйя, само по себе не означает невозможности рассмотрения по существу настоящего дела, ввиду отсутствия необходимости установления в деле №А51-13759/2019 имеющих преюдициальное значение для настоящего дела обстоятельств.

При таких обстоятельствах, поскольку департаментом не представлено доказательств невозможности рассмотрения судом настоящего дела до разрешения судом споров по делу №А51-13759/2019, правовые основания для приостановления производства по рассматриваемым требованиям отсутствуют.

Из материалов дела и пояснений представителей лиц участвующих в деле и ИП Майстренко Д.М. следует, что решением исполнительного комитета Спасского районного Совета народных депутатов от 16.07.1991 № 211 было зарегистрировано крестьянское хозяйство Кобрикова Виктора Ильича, для ведения крестьянского хозяйства выделено 18 га земли с изъятием этого участка у Спасского лесхоза (пункт 6).

Пунктом 12 постановления администрации Спасского района Приморского края от 11.11.1992 № 422 пункт 6 решения Спасского райисполкома от 16.07.1991 № 211 был признан утратившим силу, при этом перерегистрировано крестьянское хозяйство Кобрикова В.И. «Бабочка» с основными видами деятельности: растениеводство, кролиководство, главе КХ предоставлен в собственность земельный участок площадью 6 га и в аренду земельный участок площадью 12 га, с изъятием из земель государственного лесного фонда.

Впоследствии на основании данного решения земельным комитетом Спасского района главе КХ Кобрикову В.И. выдано свидетельство о праве собственности на землю от 16.03.1993 № 93, оформлен договор аренды земельного участка от 02.07.2002 № 112.

Названные документы послужили основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков:

с кадастровым номером 25:16:030202:0005 - площадью 12500 кв.м, расположен примерно в 24,77 км на юго-восток от ориентира по адресу Приморский край, Спасский район, с. Нововладимировка, ул. Центральная, д. 18, статус участка - «ранее учтенный», категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование по классификатору Росреестра - для размещения иных объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, участок предоставлен в постоянное бессрочное пользование - КХ «Бабочка», с 16.03.1993, восстановление сведений о координатах поворотных точек части земельного участка внесены 25.04.2016;

с кадастровым номером 25:16:030202:0004 - площадью 81272 кв.м, расположен примерно в 24,55 км на юго-восток от ориентира по адресу Приморский край, Спасский район, с. Нововладимировка, ул. Центральная, д. 18, статус участка - «ранее учтенный» категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование по классификатору Росреестра - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, часть участка предоставлена в аренду КХ «Бабочка», срок пользования с 02.07.2002, дата прекращения 01.07.2016, восстановление сведений о координатах поворотных точек чести земельного участка внесены 25.04.2016;

с кадастровым номером 25:16:030202:0003 - площадью 60009 кв.м, расположен примерно в 24,62 км на юго-восток от ориентира по адресу Приморский край, Спасский район, с. Нововладимировка, ул. Центральная, д. 18, статус участка - «ранее учтенный» категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование по классификатору Росреестра - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, право собственности на участок зарегистрировано на имя - КХ Кобрикова Виктора Ильича «Бабочка» с 16.03.1993, восстановление сведений о координатах поворотных точек части земельного участка внесены 25.04.2016;

с кадастровым номером 25:16:030202:171 - площадью 180000 кв.м, расположен Приморский край, Спасский район (состоит из двух контуров).

Выписки из ЕГРН в отношении данных земельных участков содержат сведения о категории земель, на которых они расположены - земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.06.2008 серия 25-АА № 980834 в собственности Российской Федерации находится лесной участок площадью 148050 га с условным номером 25-25-04/010/2008-207, расположенный Приморский край, Спасский и Яковлевский муниципальные районы, Спасское лесничество, Спасское участковое лесничество, Свиягинское участковое лесничество, Нововладимировское участковое лесничество, Бельцовское участковое лесничество.

Земельный участок с кадастровым номером 25:00:000000:76, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для прочих объектов лесного хозяйства, площадь участка - 1479912181кв.м., статус ранее учтенный, дата постановки на кадастровый учет - 25.12.2005, статус участка - «ранее учтенный», категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование по классификатору Росреестра - для рабочих объектов лесного хозяйства, па имя Трохименко Анатолия Васильевича в безвозмездное срочное пользование лесного участка был выделен участок с кадастровым номером 25:00:000000:76/1, срок пользования с 09.06.2014. дата прекращения 14.11.2016, сведения о координатах поворотных точек части земельного участка внесены 14.03.2016.

Часть данного лесного участка площадью 50237 кв.м., местоположение: Приморский край, Спасский муниципальный район, Спасское лесничество, Бельцовское участковое лесничество, кварталы №№ 1, 2, 5, 9-13, Нововладимировское участковое лесничество кварталы №№ 38-41, 55-65, 132-168 передана Управлением лесным хозяйством Приморского края в аренду ООО «Антар» для заготовки древесины согласно договору от 06.10.2008 № 92/29 с последующими изменениями, а также соглашению об уступке прав и обязанностей от 18.07.2013.

Решением Департамента лесного хозяйства Приморского края от 04.12.2013 «О разделе земельных участков» Лесной участок площадью 147991,2181 га, местоположение лесного участка: Приморский край, Спасский и Яковлевский районы, Спасское лесничество: Свиягинское участковое лесничество квартала №№ 1 (за исключением части выделов 2,5), 2,12,13 (за исключением части 1 выделов 11,12,13,15), 14 (за исключением части 1 выдела 4), 15-23, 24 (за исключением части 1 выделов 14, 17,18,20,22,25), 25 (за исключением части выделов 6,9, части 1 выделов 8,10,11,12,14,25), 26 (за исключением части 1 выделов 1,2), 27-37, 38 (за исключением части 1 выделов 7,8,9,10,13,15,16,17), 39-74; Бельцовское участковое лесничество квартала №№ 1-31; Нововладимировское участковое лесничество квартала №№ 1 (за исключением части 1 выделов 1,2,4,5,7,12,13), 2,3,4 (за исключением части 1 выделов 11,12,24), 5-76, 132-168; Спасское участковое лесничество квартала №№ 1-94, кадастровый номер 25:00:000000:76, разделить на два лесных участка и зарегистрировать права федеральной собственности отдельно на каждый участок:

- Лесной участок площадью 135381,2181 га, местоположение лесного участка: Приморский край, Спасский и Яковлевский районы, Спасское лесничество Свиягинское участковое лесничество квартала №№ 1 (за исключением части выделов 2, 5), 2, 12, 13 (за исключением части 1 выделов 11,12,13,15), 14 (за исключением части 1 выдела 4), 15-23, 24 (за исключением части 1 выделов 14, 17, 18, 20, 22, 25), 25 (за исключением части выделов 6,9, части 1 выделов 8, 10, 11, 12, 14, 25), 26 (за исключением части 1 выделов 1,2), 27-37, 38 (за исключением части 1 выделов 7, 8, 9, 10, 13, 15, 16, 17), 39-41, 45, 46, 48-60, 67-74; Бельцовское участковое лесничество квартала №№ 1-31; Нововладимировское участковое лесничество квартала №№ 1 (за исключением части 1 вьщелов 1, 2, 4, 5, 7, 12, 13), 2, 3, 4 (за исключением части 1 выделов 11, 12, 24), 5-13, 18-76, 132-168; Спасское участковое лесничество квартала №№ 1- 94, номер в государственном лесном реестре - 1105024, запись Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25- 25-04/010/2008-207 от 25.06.2008 Категория земель: земли лесного фонда.

- Лесной участок площадью 12610,0 га, местоположение лесного участка: Приморский край, Спасский район, Спасское лесничество: Нововладимировское участковое лесничество, квартала № 14-17, Свиягинское участковое лесничество, кварталы №№ 42-44, 47, 61-66, номер в государственном лесном реестре - 1/1105024-2008-01, кадастровый номер 25:16:000000:179. Категория земель: земли лесного фонда.

Таким образом, на земельном участке с кадастровым номером 25:00:000000:76 образована часть земельного участка, площадью 76500кв.м., которая поставлена на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 25:00:000000:76/1, границы земельного участка установлены на основании межевого плана.

Земельный участок с кадастровым номером 25:00:000000:76/1 является лесным, расположен в лесном фонде с целевым назначением леса, номер учетной записи в государственном лесном реестре №78/1105024-2014-01.

Указанная часть предоставлена в безвозмездное пользование Трохименко А.В. на основании договора от 28.04.2014 № 372/38бп, сроком с 06.09.2014 по 14.11.2016.

12.10.2018 департамент и Трохименко А.В. заключили дополнительное соглашение к договору от 28.04.2014 № 372/38бп.

Вместе с тем, 01.07.2015 истец (арендодатель) и ИП Майстренко Д.М. (арендатор) заключили договор аренды земельных участков с кадастровыми номерами 25:16:030202:0005, 25:16:030202:0004, 25:16:030202:0003, на срок до 31.12.2025.

Согласно заключению кадастрового инженера Николаенко И.Н. от 19.04.2016 при постановке на кадастровый учет многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 25:00:000000:76/1, площадью 76500кв.м., категория земель - земли лесного фонда (земельный участок по договору от 28.04.2014 № 372/38бп, безвозмездного бессрочного пользования, расположенный в 1 выделе 15 квартала 159 Нововладиморского участкого лесничества Спасского лесничества) произошло наложение контура данного земельного участка на земельные участки с кадастровыми номерами 25:16:030202:0004, 25:16:030202:0003.

Решениями кадастровой палаты от 25.04.2016 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:16:030202:0005, 25:16:030202:0004, 25:16:030202:0003 выявлена техническая ошибка в сведениях, в последствие сведения о координатах поворотных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 25:16:030202:0004, 25:16:030202:0003, 25:16:030202:0005 были восстановлены по заявлению правообладателя и первоначальным правоустанавливающим документам.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца требованиями об обязании ТУ Росреестра по ПК снять с кадастрового учета часть многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 25:00:000000:76/1 площадью 76500 кв.м.в суд.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц участвующих в деле, изучив их доводы и возражения, оценив, представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ, считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Следовательно, обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым требованием, истец должен доказать суду их обоснованность, нарушение прав истца или их оспаривание, и доказательства наличия у истца вещного права на спорное имущество.

Действующее законодательство не ограничивает субъектов в выборе способа защиты нарушенного права; граждане и юридические лица в силу статьи 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе. По смыслу действующего гражданского законодательства способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, при этом нарушено или оспорено может быть только существующее право.

При этом, избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.

Под защитой нарушенного права имеется в виду не только возможность обращения в арбитражный суд, но и возможность достижения в суде правового результата (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 N 13944/2009).

В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Отношения, возникшие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются положения Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Согласно п. 3 ст. 41 Федерального закона № 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.

Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 25:00:000000:76 образована часть земельного участка, площадью 76500кв.м., которая поставлена на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 25:00:000000:76/1 на основании решения Департамента лесного хозяйства Приморского края от 04.12.2013 «О разделе земельных участков», в том числе лесного участка площадью 147991,2181 га, являющегося собственностью РФ.

При этом границы земельного участка кадастровым номером 25:00:000000:76/1 установлены на основании межевого плана.

В силу статьи 8 Закона N 218-ФЗ сведения об описании местоположения границ земельного участка относятся к основным сведениям о земельном участке и подлежат внесению в реестр объектов недвижимости ЕГРН.

Частью 1 статьи 11 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что реестровые дела представляют собой совокупность документов, на основании которых в ЕГРН внесены сведения, установленные настоящим Законом.

Поэтому внесенными в ЕГРН сведениями считаются сведения об объектах недвижимости, содержащиеся в реестре объектов недвижимости, а документы, в соответствии с которыми осуществлены соответствующие учетно-регистрационные действия, включаются в состав соответствующего реестрового дела объекта недвижимости. Реестровые дела содержат документы, на основании которых ранее осуществлялись государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на такой земельный участок и в соответствии с которыми сведения вносились, изменялись, исключались из реестра объектов недвижимости ЕГРН.

Наличие тех или иных документов в составе реестрового дела не означает актуальность сведений, содержащихся в таких документах. Вто же время сведения, содержащиеся в ЕГРН, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в ЕГРН, ранее внесенные сведения сохраняются (часть 6 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ под реестровой ошибкой понимается воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Законом.

Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Следовательно, для исправления реестровой ошибки собственнику земельного участка потребуется проведение кадастровых работ с привлечением соответствующих специалистов и с последующим представлением государственному регистратору документов, подтверждающих наличие реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения.

Исправление реестровой ошибки производится только по решению суда в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН (часть 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).

В тоже время исходя из пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.

В рассматриваемом случае, на лесной участок площадью 148050 га, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, свидетельство о праве собственности от 25.06.2008 серия 25-АА №980834.

На основании договора от 06.10.2008 № 92/29, часть указанного участка передана в аренду ООО «Антар».

Однако, как следует из материалов дела и не опровергнуто сторонами в границах и с пересечением границ лесной участок площадью 148050 га по различным основаниям сформированы и поставлены на кадастровый учет земельные участки:

- с кадастровыми номерами 25:16:030202:0003, 25:16:030202:0004, 25:16:030202:0005, сельскохозяйственного назначения, на которые зарегистрированы права собственности 16.03.1993 №39, аренды от 02.07.2002 прекращено 01.07.2016, бессрочного пользования с 16.03.1993 истца соответственно;

- с кадастровым номером 25:16:030202:171 - площадью 180000 кв.м, расположен Приморский край, Спасский район;

-с кадастровым номером 25:00:000000:76 земли лесного фонда, из которого выделена часть земельного участка с кадастровым номером 25:00:000000:76/1, который передан в безвозмездное пользование на основании договора от 28.04.2014 № 372/38бп.

При этом согласно выписке из государственного лесного реестра Приморского края от 26.11.2018 земельные участки с кадастровыми номерами 25:16:030202:0005, 25:16:030202:0004, 25:16:030202:0003, 25:16:030202:171 расположены в границах квартала №159 Нововладимировского участкового лесничества Спасского лесничества.

В рамках рассмотрения судом настоящего дела по заказу ООО «Антар», экспертом Дегтяренко О.Ю. проведено исследование объекта: лесного участка, расположенного в Приморском крае Спасского муниципального района, Спасское лесничество, Бельцовское участковое лесничество, кварталы №№1,2,5,9-13, Нововладимировское участковое лесничество кварталы №№ 38-41,55-65,132-168, номер учетной записи государственного учета лесных участков - 41/1105024-2008-04, по результатам которого экспертом 18.12.2019 дано заключение.

В указанном заключении экспертом сделаны выводы о принадлежности земельных участков с кадастровыми номерами 25:16:030202:0003, 25:16:030202:0004, 25:16:030202:0005, 25:16:030202:0171 к категории земель - земли лесного фонда; о пересечении указанными земельными участками границ лесного квартала № 159 выдел №№ 9,10,12,13,18,20,21,26 квартала 165 выдела №7,8, квартала №75.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее -государственная регистрация прав).

Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Снятие земельных участков с кадастрового учета осуществляется в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки".

Вместе с тем, суд отмечает, что применение такого способа защиты как обязании снять с кадастрового учета часть многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 25:00:000000:76/1 площадью 76500 кв.м. без внесения в реестр иных данных, устанавливающих местоположение земельных участков и позволяющих определить их в качестве объектов прав, само по себе не приведет к восстановлению прав, на нарушение которых ссылается истец, что свидетельствует о выборе ненадлежащего способа защиты.

В случае ненадлежащего формулирования истцом способа защиты, при очевидности преследуемого им материально-правового интереса, суд не должен отказывать в иске в связи с неправильным указанием норм права, а обязан сам определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы подлежат применению.

Однако в рассматриваемом случае такая переквалификация невозможна (недопустима) по той причине, что рассмотрение настоящего иска, фактически направленно на оспаривание права собственности Российской Федерации, прав безвозмездного пользования и аренды третьих лиц, предполагает иной процессуальный порядок рассмотрения спора, в связи с чем, заявитель вправе обратиться в суд с надлежащими требованиями, направленными на защиту нарушенных, по его утверждению прав, и их восстановление.

Разъяснениями, изложенными в разделе "Споры о правах на недвижимое имущество" Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав", определены способы защиты нарушенных прав при разрешении споров о правах на недвижимое имущество.

Пунктом 52 Постановления N 10/22 разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В то же время решение суда об обязании снять с кадастрового учета, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.

Согласно части 4 этого пункта Постановления N 10/22 в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.

Оценивая доводы лиц, участвующих в деле, о нарушении порядка перевода земель из одной категорию в другу, суд считает необходимым указать следующее.

Земельный участок площадью 6 га и предоставлен на правах аренды земельный участок площадью 12 га с изъятием данных земель из государственного лесного фонда передан в собственность крестьянскому хозяйству «Бабочка» для ведения крестьянского хозяйства Кобрикову В.И. на основании пункта 12 Постановления главы администрации Спасского района от 11.11.1992 №422.

В соответствии с Лесным кодексом РСФСР, принятым 08.08.1978 (далее - ЛК РСФСР), леса состояли в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование (статья 3).

Согласно статье 4 ЛК РСФСР в соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, состоящий из лесов государственного назначения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

Землями государственного лесного фонда признавались земли, покрытые, лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства.

В соответствии со статьей 4 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 (далее - ЗК РСФСР в редакции от 25.04.1991) в соответствии с основным целевым назначением все земли РСФСР подразделялись на: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Статьей 5 ЗК РСФСР было установлено, что отнесение земель к указанным в статье 4 настоящего Кодекса категориям и перевод их из одной категории в другую производятся в связи с изменением целевого назначения земель и в случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией при изъятии и предоставлении земель.

Статьей 94 ЗК РСФСР допускалось, что неиспользуемые для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности сельскохозяйственные и другие угодья могут предоставляться лесохозяйственным и промышленным предприятиям во временное пользование для сельскохозяйственных целей в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса.

Согласно статье 25 ЗК РСФСР изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами первой группы, для государственных и общественных нужд допускается только в исключительных случаях, указанных в статье 24 настоящего Кодекса.

В соответствии с абзацем 2 статьи 24 ЗК РСФСР перечень участков таких земель устанавливается краевыми, областными, автономных областей, автономных округов Советами народных депутатов, а в республиках, входящих в состав РСФСР, - законодательством этих республик.

Пунктом 15 Указа Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» установлено , что для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства допускается с разрешения Правительства РСФСР изъятие земель в лесах первой группы, не включенных в состав природоохранного, рекреационного и историко -культурного назначения. Выделять по согласованию с органами лесного хозяйства крестьянским (фермерским) хозяйствам лесные земли с использованием их для комплексного ведения сельского и лесного хозяйства в соответствии с требованиями лесного законодательства.

По общему правилу, закрепленному в статье 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен статьей 8 ЗК РФ и Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Согласно ст. 83 Ж РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений.

Департамент лесного хозяйства Приморского края на основании постановления Администрации Приморского края № 373-па от 05.12.2012 являлся единственным органом государственной власти, уполномоченным представлять интересы Российской Федерации в вопросах распоряжения лесными участками из земель лесного фонда на территории Приморского края.

В рамках осуществления полномочий, на основании ст.ст. 25, 38 ЛК РФ Департаментом предоставлен лесной участок площадью 7,65 га по договору № 372/38 бн от 28.04.2014 гражданину Трохименко Анатолию Васильевичу с целью пчеловодства.

Лесной участок, расположенный в Приморском крае, Спасском районе, Спасском лесничестве, Нововладимировском участковом лесничестве в части 1 выдела 15 квартала 159 предоставлен сроком на 10 лет.

12.10.2018 между Департаментом лесного хозяйства Приморского края и Трохименко Анатолием Васильевичем заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в договор № 372/38 бн от 28.04.2014.

Данный участок является лесным, расположен в лесном фонде с целевым назначением эксплуатационные леса. Номер учетной записи в государственном лесном реестре № 78/1105024-2014-01.

Данный лесной участок поставлен на кадастровый учет, присвоен номер: 25:00:000000:76/1. Лесной участок, переданный Трохименко А.В. согласно договору № 372/38 бн от 28.04.2014 является федеральной собственностью и находится на землях лесного фонда.

Участок с кадастровым номером 25:16:030202:0003, категория земель -земли сельскохозяйственного назначения, передан в собственность 16.03.1993 Крестьянскому хозяйству Кобрикова В.И. «Бабочка», площадь 60009 м.

Участок с кадастровым номером 25:16:030202:0005, категория земель -земли сельскохозяйственного назначения, дата присвоения кадастрового номера-25.12.1991, площадь 12500м2.

Участок с кадастровым номером 25:16:030202:0004, категория земель -земли сельскохозяйственного назначения, дата присвоения кадастрового номера -25.04.2016, площадь 81272 м .

Как подтверждается материалами дела, в том числе заключением эксперта все перечисленные земельные участки находятся на землях лесного фонда.

В соответствии с п.п. 3,4 действующей в 1991-1993 гг. Инструкцией о порядке ведения государственного учета лесов, утвержденной приказом Гослесхоза СССР от 19.10.19872 №148 в лесхозах велись книги государственного учета лесов, установленной формы. Основанием изъятия земель из государственного лесного фонда являлись решения уполномоченных органов власти (лесхозов), а также акты приемки-передачи земель.

По материалам лесоустройства Спасского лесхоза 1987 года (до постановки на кадастровый учет участков 25:16:030202:0005, 25:16:030202:0004, 25:16:030202:0003, 25:16:030202:171 категория земель -с/з назначение) площадь лесного фонда лесхоза составляла 592 га.

По материалам лесоустройства Спасского лесхоза 2000 года площадь лесного фонда лесхоза составляла 592 га.

Вместе с тем, документов, подтверждающих согласование передачи участков с кадастровыми номерами 25:16:030202:0005, 25:16:030202:0004, 25:16:030202:0003, 25:16:030202:171 из состава земель лесного фонда в земли иных категорий с департаментом лесного хозяйства Приморского края (правопреемник Управления лесами Приморского края) в материалы дела отсутствуют.

Все вышеперечисленное свидетельствует о наличии нарушений при изъятии из земель лесного фонда участков с кадастровыми номерами 25:16:030202:0005, 25:16:030202:0004, 25:16:030202:0003, 25:16:030202:171 и изменении их категории с нарушением действующего в тот момент земельного, лесного законодательства.

Порядок соблюдения перевода земель из одной категории в другую нарушает права истинного собственника участков - Российской Федерации.

На основании изложенного, применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора, иск об обязании снять с кадастрового учета часть многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 25:00:000000:76/1 площадью 76500 кв.м. удовлетворению не подлежит, поскольку является ненадлежащим способом защиты нарушенного права.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Кирильченко М.С.