АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-5820/2012
17 августа 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2012 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе: судьи Куделинской Л.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пак А.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Владивостокской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконными решений от 06.03.2012 № 10702000-30-16/000021, 10702000-30-16/000022
при участии: индивидуального предпринимателя ФИО1 на основании свидетельства 25 № 002829772 от 31.12.2004, представителя заявителя ФИО2 на основании доверенности 25 АА № 0286715 от 04.04.2011, представителя таможни ФИО3 на основании доверенности № 2 от 10.01.2012,
установил: индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее «заявитель», «предприниматель») обратился в арбитражный суд с заявлением к Владивостокской таможне (далее «таможня», «таможенный орган») о признании незаконными решений о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее «ТН ВЭД») от 06.03.2012 № 10702000-30-16/000021, 10702000-30-16/000022.
В обоснование заявленных требований предприниматель указал на то, что 06.03.2012таможенным органом были приняты решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД по электронной декларации (далее «ЭД») № 10702030/061211/0084420, согласно которым таможней был определён новый код ТН ВЭД товара 8703 33 909 8 («Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили»), в результате чего сумма таможенных платежей, подлежащая доначислению, составила 744 565, 26 рублей.
Заявитель полагает неправомерным изменение таможней заявленного им кода ТН ВЭД 8704 21 390 8, поскольку ввезённый им товар соответствует позиции «Моторные транспортные средства для перевозки грузов».
Предприниматель сослался на то, что в соответствии с экспертными заключениями от 05.12.2012 № 12340/2011, 12341/2011 декларируемый товар согласно международным и российским руководящим документам является грузовым автомобилем, признаков переоборудования салона и грузового отделения с целью изменения типа транспортного средства и его функционального назначения экспертом не установлено.
Данные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют о необоснованности принятых таможней решений.
Таможенный орган представил отзыв на заявление, из которого следует, что требования заявителя таможня не признаёт, поскольку товар, задекларированный предпринимателем по ЭД № 10702030/061211/0084420, не отвечает требованиям грузовых автофургонов, имеющих цельнометаллический кузов и единое внутреннее пространство салона, которые классифицируются в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ТС, так как одновременно не отвечают всем требованиям, предъявляемым к их конструкции и компоновке, согласно распоряжению ФТС от 19.01.2011 № 6-р «О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров», поэтому должны классифицироваться в товарной позиции 8702 или 8703 ТН ВЭД ТС в зависимости от количества мест для сидения.
Таможня указала, что с целью идентификации вышеуказанных товаров была проведена экспертиза ЭКС ЦЭКТУ г. Владивостока от 16.12.2011 № 3500/2011, в результате которой экспертом установлено, что характеристики товаров, заявленных в ЭД № 10702030/061211/0084420 соответствуют подсубпозиции 8703 33 909 8 ТН ВЭД ТС, в связи с чем таможней правомерно определён новый код товара и оспариваемые решения являются законными и обоснованными.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, в обоснование своих требований и возражений, исследовав материалы дела, суд
у с т а н о в и л:
Во исполнение договора № 01-25/03-09 от 25.03.2009, заключенного между заявителем и фирмой TOYAMAKAIGAIBOEKICO., LTD, в ноябре 2011 года на таможенную территорию Российской Федерации прибыл товар (автобусы грузовые – фургоны б/у NISSANCARAVAN), которые задекларированы предпринимателем по ЭД № 10702030/061211/0084420.
Код ТН ВЭД в отношении товаров был заявлен предпринимателем 8704 21 390 8, что соответствует позиции «Моторные транспортные средства для перевозки грузов».
12.12.2011 в отношении указанных товаров таможней принято решение о проведении дополнительной проверки классификационного кода товара и выставлен расчёт размера обеспечения.
16.12.2011 товары были выпущены под обеспечение уплаты таможенных платежей, внесённых заявителем согласно таможенной расписке ТР-0822220 в сумме 744 565, 26 рублей.
06.03.2012 таможня приняла решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД № 10702000-30-16/000021, 10702000-30-16/000022, в соответствии с которыми классификационные коды товара были изменены на 8703 33 909 8, что соответствует товарной позиции «Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили».
Не согласившись с вынесенными решениями, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, в обоснование своих требований и возражений, исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 50 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее «ТК ТС»), единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
В соответствии с частью 1 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы (пункт 2 статьи 52 ТК ТС).
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, предусмотренными Таможенным тарифом Российской Федерации, утвержденным Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 18 и Решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 № 130, установлено, что для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Исходя из Правила 1 основных правил интерпретации ТН ВЭД (далее «Правила»), классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
При этом в соответствии с Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД России для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Таким образом, для отнесения товара к соответствующей субпозиции (подсубпозиции) товарной позиции ТН ВЭД следует руководствоваться непосредственно текстами товарных субпозиций (подсубпозиции) и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.
Из материалов дела следует, что предпринимателем к таможенному оформлению по ЭД № 10702030/061211/0084420 заявлен товар «автобус грузовой – фургон б/у NISSANCARAVAN», с указанием классификационного кода товара – 8704 21 390 8 ТН ВЭД России.
В соответствии с кодом 8704 ТН ВЭД России «Моторные транспортные средства для перевозки грузов» в данную товарную позицию включаются транспортные средства повышенной проходимости с приводом на 4 колеса, с сочлененным шасси, в передней секции которого размещается дизельный двигатель и кабина, оснащенная средствами управления. Задняя секция состоит из двухколесного шасси, без оснастки, но предназначенного для оснащения разнообразным оборудованием.
В данную товарную позицию не включаются, однако, такие транспортные средства в случае, если они оснащены сельскохозяйственным или другим оборудованием специального назначения (товарная позиция 8705). В данные подсубпозиции включаются «многоцелевые транспортные средства», описанные в пояснениях к товарной позиции 8704, второй абзац (т. 5, с. 100).
В то же время, в соответствии с кодом 8703 ТН ВЭД России классифицируются автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили с искровым зажиганием с возвратно-поступательным движением поршня, прочие.
В данные подсубпозиции включаются «грузопассажирские автомобили-фургоны» и «многоцелевые транспортные средства», описанные в пояснениях к товарной позиции 8703, пятый и шестой абзацы (т. 5, с. 100). В данные подсубпозиции также включаются малые гоночные автомобили (так называемые карты) без кузова, оснащенные двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием с возвратно-поступательным движением поршня и способные развивать относительно большие скорости.
В соответствии с Пояснениями к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, подготовленными ФТС России, в данной товарной позиции термин «грузопассажирский автомобиль-фургон» означает транспортное средство, имеющее максимально 9 мест для сидения (включая водителя), внутреннее пространство которого может без конструктивных изменений использоваться для перевозки как людей, так и грузов.
Включение некоторых моторных транспортных средств в данную товарную позицию определяется некоторыми признаками, которые указывают на то, что данные транспортные средства в основном предназначены для транспортировки людей, а не для транспортировки грузов (товарная позиция 8704). Эти признаки применимы при классификации моторных транспортных средств, которые обычно имеют полную массу транспортного средства менее 5 тонн и которые имеют единое замкнутое внутреннее пространство, включающее в себя зону для водителя и пассажиров и другую зону, которая может использоваться для транспортировки как людей, так и грузов. В эту категорию обычно включаются транспортные средства, известные как "многоцелевые" транспортные средства (например, транспортные средства типа фургонов, обслуживающие спортивные автомобили, некоторые автомобили типа пикапа). Указанные ниже особенности являются характерными признаками конструкции, обычно свойственными транспортным средствам, которые включаются в эту товарную позицию:
а) наличие постоянно установленных сидений с устройствами безопасности (например, с ремнями безопасности или с местами крепления и приспособлениями для установки ремней безопасности) для каждого человека или наличие постоянных мест крепления и приспособлений для установки сидений и устройств безопасности в задней зоне позади зоны для водителя и передних пассажиров; такие сиденья могут быть фиксированными, складывающимися, съемными на анкерном креплении или выносными;
б) наличие окон в двух боковых панелях задней части кузова;
в) наличие скользящей, открывающейся наружу или поднимающейся вверх двери или дверей, с окнами, на боковых панелях или сзади;
г) отсутствие постоянной панели или перегородки между зоной для водителя и передних пассажиров и задней зоной, которая может использоваться для транспортировки как людей, так и грузов;
д) наличие внешних признаков комфорта и внутренней отделки, а также приспособлений внутри всего салона транспортного средства, которыми отличаются пассажирские салоны транспортных средств (например, напольное покрытие, вентиляция, внутреннее освещение, пепельницы).
Из экспертных заключений ООО СВТС ДВ ЦИТПО «Экспертное бюро» от 05.12.2011 № 12340/2011 и 12341/2011 следует, что спорные автомобили имеют 6 посадочных мест, включая место водителя, установленных на штатном месте заводским способом.
Количество мест для сидения пассажиров, расположенных в одном ряду с сидением водителя - два. Сидения оборудованы приспособлениями для крепления ремней безопасности, в грузовой части салона расположено сидение для трёх пассажиров. Сидение представляет собой лавку, закреплённую к полу салона с помощью крепёжных элементов, которая при необходимости для увеличения полезного объёма грузовой части салона складывается вперед.
Приспособления для крепления ремней безопасности пассажиров этого сидения отсутствуют, следов демонтажа дополнительных сидений, а также приспособлений для их крепления и приспособлений для крепления ремней безопасности пассажиров этих сидений не обнаружено, общее количество посадочных мест - шесть, включая место водителя, общее количество приспособлений для креплений ремней безопасности три.
Тип кузова спорных автомобилей в терминологии ГОСТ Р 52051-2003 - AF. Данные автомобили нельзя отнести к категории M1 (легковые автомобили), так как они одновременно удовлетворяют обоим условиям п.9.1. ГОСТ Р 52051-2003:
1) Число мест для сидения, помимо водителя не превышает 6;
2) Выполняется условие Р - (М + N х 68) > N х 68, где:
«Р» - разрешенная максимальная масса - 3220 кг;
«М» - масса без нагрузки - 1895 кг;
«N» - число мест для сидения - 5.
3220 - (2115 + 5 х 68) >5 х 68 = 765 > 340.
Согласно данным заключениям тип кузова автомобилей NISSANCARAVAN номер кузова VWME25-130236, VWME25-130245, определён как «грузовой автофургон» на основании Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы».
Суд считает, что таможня не представила доказательств того, что спорный товар является грузопассажирскими автомобилем-фургоном в силу следующего.
Так, согласно заключению таможенного инспектора от 16.12.2011 № 3500/2011, представленного таможней, внутри салона автомобилей располагается передний ряд сидений, включающий в себя три сиденья (два пассажирских и водительское), оборудованные ремнями безопасности. За передним рядом сидений конструктивно установлена поперечная металлическая труба. В средней части салона автомобилей заводским способом установлен второй (складывающийся) ряд сидений для пассажиров, не оборудованный ремнями безопасности (иллюстрации № 7, 8, 9, 10).
Учитывая, что одним из основополагающих признаков отнесения товара к позиции 8703, а не 8704 является наличие сидений в задней части салона оборудованных ремнями безопасности, а в рассматриваемом случае согласно экспертным заключениям отсутствуют ремни безопасности, а также места их крепления, то данное обстоятельство указывает на то, что спорные автомобили не предназначены для перевозки пассажиров.
В пункте 135 распоряжения ФТС от 19.01.2011 № 6-р указано, что грузовые автофургоны, имеющие цельнометаллический кузов и единое внутреннее пространство салона, классифицируются в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ТС при одновременном выполнении всех требований, предъявляемых к их конструкции и компоновке, перечисленных ниже:
- количество мест для сидения пассажиров, расположенных в одном ряду с сидением водителя, не превышает двух;
- салон не содержит других сидений для пассажиров, приспособлений для их крепления, а также приспособлений крепления ремней безопасности для пассажиров этих сидений;
- отсутствуют оконные проемы в боковых стенках грузовой части салона (пространство от спинки сиденья водителя до задней стенки кузова), застекленные или имеющие вставки из любых материалов, закрепленные любым способом: наклеиванием, сваркой и т.д.
Наличие лавки без ремней безопасности является характерным признаком автофургонов, классифицируемых в позиции 8704. Наличие же окон в боковых стенках кузова, согласно пояснений к ТН ВЭД России (т.4, разделы XVI-XXI, группы 85-97), не является обстоятельством, исключающим отнесение автофургона в позицию 8704.
Из материалов дела усматривается, что ввезённые предпринимателем автомобили полностью отвечают указанным выше условиям, за исключением лавок без ремней безопасности и оконных проёмов, которые имеются у него в боковых стенках грузовой части салона.
Учитывая изложенное, задекларированные по ЭД № 10702030/061211/0084420 товары «автобус грузовой – фургон б/у NISSANCARAVAN», не соответствует характеристикам и описанию товара, подлежащего классификации в товарной позиции 8703 ТН ВЭД России, в связи с чем неправомерно классифицирован таможенным органом по коду ТН ВЭД 8703 33 909 8.
Судом установлено, что оспариваемые решения повлекли увеличение таможенных платежей на сумму 744 564, 26 рублей, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного, суд считает, что требования заявителя о признании незаконными решений таможни подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по госпошлине в связи с удовлетворением требований заявителя в полном объёме подлежат возмещению за счёт таможенного органа.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать незаконными решения Владивостокской таможни о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД от 06.03.2012 № 10702000-30-16/000021, 10702000-30-16/000022, заявленных в ЭД № 10702030/061211/0084420 под номерами 1, 2, как несоответствующие Таможенному кодексу Таможенного союза.
Взыскать с Владивостокской таможни в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 (четыреста) рублей.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Куделинская Л.А.