ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-5889/11 от 12.07.2011 АС Приморского края

*!9I9I6D-igaaac!

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-5889/2011

14 июля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 14 июля 2011 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Голуб Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Пузановой И.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества «Наш Дом-Приморье» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Департаменту земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании решения

при участии в заседании: от заявителя – ФИО1, доверенность от 05.05.2011 сроком на 1 год, ФИО2, доверенность от 20.03.2011 сроком на 1 год

от ответчика – ФИО3, консультант отдела судебной практики, доверенность от 23.12.2010 № 29/03-20-22146 сроком до 31.12.2011

в судебном заседании объявлялся перерыв до 12.07.2011 в порядке статьи 163 АПК РФ

установил: садоводческое некоммерческое товарищество «Наш Дом-Приморье» обратилось с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 18.03.2011 № 29/06/02-14/3350 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в районе ул. Артековская г. Владивостока, для ведения дачного хозяйства. Просит обязать Департамент направить в Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока заявление садоводческого некоммерческого товарищества «Наш Дом-Приморье» № 29-4718 от 09.03.2011 и приложенные к нему документы для утверждения в установленном законом порядке схемы расположения земельного участка общей площадью 22, 13 Га в районе ул. Артековская г. Владивостока, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).

В обоснование заявленных требований садоводческое товарищество ссылается на несоответствие оспариваемого решения положениям Земельного кодекса РФ, поскольку все требования действующего законодательства о предоставлении необходимых документов им соблюдены, истребование документов, не предусмотренных законом, создает товариществу препятствия в получении земельного участка и ведении садоводства.

Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края возражает против заявленных требований со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок вошел в перечень земельных участков для организации аукционов по продаже права на заключение договоров аренды для малоэтажного строительства. Указывает на необоснованность размера испрашиваемого земельного участка. Отмечает, что представление списка членов товарищества, утвержденного органом местного самоуправления, является прямым требованием закона № 66-ФЗ, что не исполнено заявителем.

Из материалов дела судом установлено, что 09.03.2011 садоводческое некоммерческое товарищество «Наш Дом-Приморье» обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 22,13 га, расположенного по адресу: г.Владивосток, район детского лагеря отдыха «Юнга», для ведения дачного хозяйства.

Письмом от 18.03.2011 № 29/06/02-14/3350 Департамент со ссылкой на статью 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» сообщил товариществу о необходимости представления списка членов ДНТ, утвержденного органом местного самоуправления, оригинал протокола общего собрания членов ДНТ, закрепляющий коллективное решении о предоставлении земельного участка в аренду ДНТ, подписанный всеми членами такого объединения. Также Департамент указал, что испрашиваемый земельный участок вошел в границы территорий, в отношении которых Департаментом принято распоряжение от 16.11.2010 № 2486 «О проведении работ по формированию земельных участков для организации аукционов по продаже права на заключение договоров аренды на земельные участки, расположенные во Владивостокском городском округе, для многоэтажного и малоэтажного жилищного строительства», в связи с чем в предоставлении испрашиваемого земельного участка отказано.

Садоводческое некоммерческое товарищество «Наш Дом-Приморье», не согласившись с указанным решением Департамента, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.

Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункту 21(1) статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 №90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края обладают органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений.

Департамент согласно Положению о нем наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края.

Следовательно, обязанность по предоставлению земельных участков на территории г. Владивостока лежит на Департаменте.

По отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам применяется Закон №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Согласно статье 1 Закона №66-ФЗ под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона №66-ФЗ садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.

Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 кодекса.

Статьей 34 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта принимает решение о предоставлении земельного участка и направляет ему копию такого решения.

Полномочия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Приморского края определены Законом Приморского края от 18.12.2006 № 21-КЗ, внесшим изменения в Закон Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», постановлениями Администрации Приморского края от 08.02.3007 № 23-па, от 12.02.2007 № 28-па, от 18.05.2007 № 116-па, Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 № 263-па.

В силу пункта «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 11 Закона Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» конкретизирует положения Земельного кодекса РФ о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Так, согласно пунктам 3-4 названной статьи, если при рассмотрении уполномоченным органом заявления о предоставлении земельного участка имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или аренду гражданам, орган исполнительной власти Приморского края в 20-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка. Если же такие основания отсутствуют, указанный орган в этот же срок обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Таким образом, Департамент вправе отказать в предоставлении земельного участка, испрашиваемого для целей, не связанных со строительством, при наличии оснований для отказа, предусмотренных федеральным законом, не направляя обращение в орган местного самоуправления с целью выдачи схемы расположения земельного участка.

Вместе с тем, в спорном случае оснований для отказа в предоставлении земельного участка и уклонения от направления обращения в орган местного самоуправления у ответчика не имелось.

Как следует из Устава СНТ «Наш Дом-Приморье», исследованного в ходе судебного разбирательства, товарищество является некоммерческой организацией, добровольным объединением граждан в целях реализации своих прав на получение дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав.

Товарищество в соответствии с гражданским законодательством вправе осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных Федеральным законом №66-ФЗ и данным Уставом.

Отсутствие утвержденного органом местного самоуправления списка членов СНТ «Наш Дом-Приморье» не свидетельствует о нарушении порядка создания товарищества и получения земельного участка для ведения дачного хозяйства, поскольку товарищество было создано в соответствии с иным принципом (пункт 5 статьи 14 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»). Судом установлено, что с заявлением о предоставлении земельного участка товарищество обратилось после регистрации его в качестве юридического лица, что полностью соответствует статье 14 Закона №66-ФЗ. Следовательно, требование Департамента о необходимости утверждения списка членов садоводческого товарищества органом местного самоуправления не основано на нормах закона.

С заявлением от 09.03.2011 товарищество «Наш Дом-Приморье» представило в Департамент свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, выписку из ЕГРЮЛ, содержащую сведения об учредителях, кадастровый паспорт территории и обзорную схему. Протокол учредительного собрания от 08.03.2011 товарищество представило дополнительно с сопроводительным письмом от 08.07.2011 вход № 29-18731. Данный протокол подписан председателем и секретарем собрания. Требование Департамента о предоставлении оригинала протокола, подписанного всеми членами объединения, не основано на законе, нормы статьи 14 Федерального закона № 66-ФЗ, на которую ссылается Департамент, такого требования не содержат.

Довод о недоказанности размера земельного участка, необходимого для удовлетворения потребностей членов садоводческого товарищества, не может быть принят во внимание, поскольку данный вопрос должен быть решен на стадии формирования и предоставления земельного участка, а не на стадии рассмотрения вопрос о возможности изготовления схемы расположения земельного участка. Ссылка Департамента на Закон Приморского края от 30.04.2003 № 53-КЗ несостоятельна, поскольку названный закон не регулирует спорные отношения. Этим законом установлены предельные размеры земельных участков для ведения дачного хозяйства, предоставляемые в собственность, тогда как спорный участок испрашивается товариществом в аренду.

Российское законодательство не содержит запрета на предоставление земельных участков, на которых только планируется возведение каких-либо объектов. Единственное исключение сводится к случаям резервирования таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Формирование земельных участков для организации аукционов по продаже права на заключение договоров аренды на земельные участки, расположенные во Владивостокском городском округе, для многоэтажного и малоэтажного жилищного строительства не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления товарищества, поскольку согласно пункту 1 статьи 70.1 Земельного кодекса резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 70.1 Земельного кодекса резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

При этом порядок резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. №561 "О некоторых вопросах, связанных с резервирование земель для государственных или муниципальных нужд".

Пунктом 8 указанного Постановления предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

Однако, в материалы дела Департаментом не предоставлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок зарезервирован для указанных выше целей.

Иных оснований для отказа в решении вопроса о возможности предоставления земельного участка Департаментом не указано, судом не установлено.

Таким образом, спорный земельный участок расположен на землях населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, его использование для ведения дачного хозяйства допускается, ввиду чего Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля Приморского края правомочен распоряжаться им и не имел законных оснований для отказа в предоставлении его в аренду СНТ «Наш Дом-Приморье», обязан был обратиться в орган местного самоуправления с целью формирования земельного участка и утверждения его границ на кадастровом плане территории.

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в установленный судом срок.

В соответствии с пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Соответственно, нарушенное право на основании части 4 статьи 201 АПК РФ подлежит восстановлению путем обязания Департамент  направить в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ, в орган местного самоуправления заявление для решения вопроса об утверждении схемы расположения испрашиваемого СНТ «Наш Дом-Приморье» земельного участка.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК подлежат взысканию с Департамента.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 18.03.2011 № 29/06/02-14/3350 об отказе в предоставлении СНТ «Наш Дом-Приморье» в аренду земельного участка, расположенного в районе ул. Артековская в г. Владивостоке, для ведения дачного хозяйства, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.

Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в 10-дневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу направить заявление садоводческого некоммерческого товарищества «Наш Дом-Приморье» № 29-4718 от 09.03.2011 и приложенные к нему документы для утверждения в установленном законом порядке схемы расположения земельного участка общей площадью 22, 13 га в районе ул. Артековская в г. Владивостоке на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории

Взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу СНТ «Наш Дом –Приморье» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи ) рублей.

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Е.И.Голуб