ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-5900/06 от 10.10.2006 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М   Р О С С И Й С К О Й   Ф Е Д Е Р А Ц И И

Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2006 года

 «16» октября 2006 года                                           Дело № А51-5900/06 37-155

Арбитражный суд Приморского края в составе:

судьи Л. А. Куделинской

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Е. В. Богомоловой

рассмотрев  в  судебном заседании дело по заявлению

государственного учреждения «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» Министерства культуры Российской Федерации

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока

Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Фрунзенскому району г. Владивостока

о взыскании 161 622 рублей 41 копейки

при участии в заседании:

   от заявителя – представитель Н. Н. Куксенко по доверенности от 02.10.2006 года № 28568;

   от налогового органа – специалист 1 категории юридического отдела ФИО1 по доверенности от 11.04.2006 года № 11/6105;

установил: Государственное учреждение «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» Министерства культуры Российской Федерации в лице филиала по Дальневосточному федеральному округу (далее по тексту «заявитель», «учреждение», «страхователь») обратилось  в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее по тексту «налоговый орган», «инспекция») и Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее по тексту «страховщик», «орган пенсионного фонда») о взыскании излишне перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 161 622 рубля 41 копейка.             

 На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлялся перерыв с 04.10.2006 года по 10.10.2006 года.

В судебном заседании 10.10.2006 года страхователь уточнил свое требование и просит обязать инспекцию возвратить неверно уплаченную сумму налога на доходы физических лиц в размере 161 622 рубля 41 копейка, числящуюся на коде бюджетной классификации 18210202020060000160 в составе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии.

Одновременно страхователь ходатайствует об исключении из числа ответчиков Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Фрунзенскому району г. Владивостока и привлечении его в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

На основании статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оставляет данное ходатайство без удовлетворения из-за его нормативной безосновательности.

Заявитель считает отказ налогового органа и органа пенсионного фонда в возврате ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование незаконным, поскольку страховщик является получателем страховых взносов и наделен правом взыскивать со страхователя недоимки по страховым взносам, пени и штрафы, следовательно, осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм страховых взносов, а налоговый орган, в свою очередь, вправе распоряжаться бюджетными средствами как администратор поступлений в бюджет страховых взносов.

Налоговый орган представил отзыв на заявление, из которого следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой и трудовой части пенсии поступают в бюджет Пенсионного фонда и  не входят в состав единого социального налога, уплачиваемого в федеральный бюджет. Следовательно, страховые взносы не включены в налоговую систему Российской Федерации и не относятся к числу налогов, являясь индивидуально-возмездными платежами.

Исходя из положений законодательства об обязательном пенсионном страховании, предусматривающего взыскание недоимки по страховым взносам и пеней органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а налоговыми органами только осуществление контроля за уплатой страховых взносов, налоговый орган считает, что он не имеет права принимать решения о взыскании со страхователей страховых взносов и, следовательно, решения о зачете (возврате) излишне уплаченных страховых взносов.

Орган пенсионного фонда представил отзыв на заявление, из которого следует, что в соответствии с действующим законодательством о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации  администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет  Пенсионного фонда Российской Федерации является налоговый орган.

Поскольку законодательство об обязательном пенсионном страховании не предусматривает порядок возврата (зачета) излишне уплаченных страховых взносов органами пенсионного фонда, то возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должны осуществлять налоговые органы в рамках контроля за уплатой таких взносов.

Заслушав пояснения сторон,  исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» Министерства культуры Российской Федерации является страхователем (плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Учреждение при перечислении налога на доходы физических лиц в общей сумме 161 622 рубля 41 копейка ошибочно указало код бюджетной классификации 18210202020060000160 (страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии) в следующих платежных поручениях:

 - от 02.02.2005 года № 62 на сумму  25 527 рублей 09 копеек;

 - от 04.03.2005 года № 192 на сумму 46 626 рублей 55 копеек;

 - от 04.04.2005 года № 386 на сумму 31 863 рубля 06 копеек;

 - от 27.04.2005 года № 574 на сумму 30 562 рубля 41 копейка;

 - от 02.06.2005 года № 745 на сумму 27 043 рубля 30 копеек.

В связи с этим, у заявителя образовалась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 161 622 рубля 41 копейка.

Не согласившись с отказами налогового органа и органа пенсионного фонда учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением  о возврате неверно уплаченного налога на доходы физических лиц  в размере 161 622 рубля 41 копейка, зачисленного в состав страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии.

           Суд считает, что требование заявителя к налоговому органу является правомерным и  подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом пункт 1 статьи 25 Закона предусматривает, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В пункте 1 статьи 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель для органов Пенсионного фонда Российской Федерации не установил.

Так как Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование органами Пенсионного фонда Российской Федерации, то к данным правоотношениям подлежит применению налоговое законодательство.

В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в статье 78 настоящего Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Наличие у учреждения переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 161 622 рубля 41 копейка подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями от 02.02.2005 года № 62, 04.03.2005 года № 192,  04.04.2005 года № 386,  27.04.2005 года № 574, 02.06.2005 года № 745, актом сверки расчетов страхователя с органом пенсионного фонда от 20.09.2006 года 8/1.

Таким образом, согласно статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации требования заявителя по возврату излишне уплаченных страховых платежей на обязательное пенсионное страхование в сумме 161 622 рубля 41 копейка правомерны.

Отказ налогового органа возвратить указанную сумму мотивирован тем, что страховые взносы не соответствуют понятию налога, следовательно, не могут быть возвращены в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Такие доводы налогового органа о невозможности произвести возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов судом отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

При этом пункт 6 статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации относит взносы в государственные социальные внебюджетные фонды к федеральным налогам.

Кроме того,  Федеральный закон от 15.08.1996 года № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) вводит понятие администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации, за которыми закрепляются основные источники доходов бюджетов Российской Федерации согласно Приложению 11.1 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с указанным законом администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации – это федеральные органы государственной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

В приложении 11.1 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации», называющем администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации главными распорядителями средств бюджета, указано, что налоговый орган (Федеральная налоговая служба) является администратором поступлений в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 года № 116н возврат плательщикам излишне уплаченных сумм осуществляется органами федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

Поскольку налоговый орган является администратором поступлений страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, суд делает вывод о том, что налоговый орган правомочен в принятии решений о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суд считает, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа учреждению в возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 161 622 рубля 41 копейка.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд                                                         

Р  Е  Ш  И  Л:

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока возвратить государственному учреждению «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» Министерства культуры Российской Федерации неверно уплаченную сумму налога на доходы физических лиц в размере 161 622 (сто шестьдесят одна тысяча шестьсот двадцать два) рубля 41 копейка, зачисленную на код бюджетной классификации 18210202020060000160 в состав страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии.

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Фрунзенскому району г. Владивостока освободить от ответственности по данному иску.    

Возвратить государственному учреждению «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» Министерства культуры Российской Федерации из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4732 (четыре тысячи семьсот тридцать два) рубля 45 копеек, уплаченную при подаче заявления в арбитражный суд по платежному поручению от 29.03.2006 года № 322.    

Выдать исполнительный лист  после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в срок, не превышающий месяца со дня его принятия.

Судья                                                        Л. А. Куделинская